Как научить сотрудников делать то, за что они получают зарплату

Для многих HR-менеджеров понятие «мотивационная система» сводится к вопросу «как заставить сотрудников работать?». Генеральные директора и владельцы бизнеса мечтают о сотрудниках-трудоголиках, проводящих в офисе 24 часа в сутки. Но «много работать» не означает «работать эффективно»! Трудоголизм не имеет ничего общего с эффективностью, однако тысячи людей мире путают эти понятия.

Трудоголики начинают работать с энтузиазмом, с «огоньком в глазах», а заканчивают — с диагнозом «профессиональное выгорание». Симптомы этой болезни редко распознаются, но все же можно проверить свое «профессиональное здоровье». Прочтите перечень психологических и физических состояний, и если более половины из них вы отнесете к себе или коллегам, значит, стоит серьезно задуматься о своем отношении к работе:

  1. потеря ценностных ориентиров
  2. раздражительность, агрессивность
  3. ощущение бессмысленности происходящего
  4. обесценивание профессиональных достижений
  5. сомнения в целесообразности своей деятельности
  6. ощущение бесперспективности и бессмысленности жизни
  7. эмоциональная неуравновешенность, частая смена настроений
  8. физическая и психологическая усталость, синдром хронической усталости
  9. зацикленность на рабочих проблемах (все разговоры и мысли только о работе)
  10. появление негативного или циничного отношения к партнерам, клиентам, коллегам, семье
  11. снижение самооценки, переживания относительно своей профессиональной, личной несостоятельности
  12. психосоматические расстройства (головные боли, бессонница, неожиданное повышение травматизма на работе).

Формализм или мотивация?

Директор компании требовал от сотрудников, не успевавших завершить служебные задачи в рабочее время, трудиться в выходные. Начальник строго следил, чтобы подчиненные не уходили домой раньше времени, но как только он покидал фирму, сотрудники разбегались.

Другой руководитель, не выдвигавший подобных требований, но иногда забегавший в офис по воскресеньям, обнаруживал там половину своих сотрудников. Один заставлял и контролировал, и персонал компании старательно «отсиживал» время, несмотря на отсутствие реальных дел и сил для их выполнения. Другой делал акцент не на учете рабочего времени, а на результате, для достижения которого сотрудники без указаний сверху трудились в неурочное время.

Максимум эффекта минимумом усилий

Хороший служащий, полагают некоторые, приходит на работу не позднее 9.00, а уходит не раньше 18.00, отличный сотрудник — сидит на работе от заката до рассвета. Это еще одно распространенное заблуждение. Вспомним принцип Парето: 20% затраченных усилий и времени дают 80% результата.

Джон Мэрриотт, основатель Marriott Corporation — международной компании, начинавший свой бизнес с открытия одного ресторана, наставлял своих сотрудников: «Работайте на пределе возможного — так, чтобы ни одна минута не прошла впустую. Тратьте на работу меньше времени — многие из нас половину рабочего времени используют без толку».

Работать нужно не больше, а эффективнее. Проведите в своей компании эксперимент: сократите рабочее время на два-три часа, сохранив при этом объем задач. В большинстве случаев эффективность труда повысится — тот же результат (за который вы и платите сотрудникам) будет достигнут за меньшее время.

Мы привыкли считать, что все факторы имеют приблизительно одинаковое значение, а плоды нашего труда прямо пропорциональны затраченному времени. Но принцип Парето убедительно доказывает асимметричность соотношения время- и трудозатрат итоговым показателям. Убежденность в том, что каждая сделка одинаково важна, а сотрудники отдельно взятой отрасли приносят примерно одинаковую пользу, что все служебные обязанности следует исполнять с равным усердием — является типичным заблуждением. Запомните: грамотное планирование позволит добиться успеха, избежать серьезных ошибок и достичь поставленных целей!

Татьяна Беликова

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1