Как извлечь пользу из несогласия подчиненных

Ваш подчиненный осмелился на критику? Не спешите ставить его на место и показывать, кто в доме хозяин. Гораздо полезнее направить его недовольство в конструктивное русло.

Непонятно, что конкретно

Обычно критикуемый, будь то начальник или подчиненный, сталкивается с неконтролируемым потоком претензий. Его задача — помочь критикующему сформулировать этот «наезд» и направить его замечания в нужное русло. В первую очередь нужно детально расспросить о том, чем именно человек недоволен и к каким негативным последствиям привело или может привести ваше действие.

Предложите сотруднику выразить свою критику в письменном виде. Процесс записывания помогает человеку структурировать мысли, оставляя действительно важное и отбрасывая шелуху.

Постарайтесь выяснить, чем еще недоволен ваш сотрудник, замечал ли он ваши ошибки прежде или же такая ситуация сложилась впервые. Если и до этого у подчиненного были с вами разногласия, попросите рассказать о них подробно. Может оказаться, что проблема глубже, чем кажется на первый взгляд.

Не устраивайте своему отважному критику допрос с пристрастием — это испугает его, а значит, противоречия так и останутся неразрешенными. Ваш диалог должен выглядеть как доверительная беседа.

Оправдывается тот, кто виноват

Чего не стоит делать в случае, если подчиненный отважился сделать вам критическое замечание, так это отвечать критикой, направленной в его адрес, или, хуже того, высмеивать его собственные недостатки.

Постарайтесь удержаться от желания высказать ответные претензии. Поймите, что, если вам указали на ту или иную ошибку, возможно, подчиненный действительно видит проблему, которую не замечаете вы. Отреагировав на совет агрессивно, вы пресечете любую возможность конструктивного диалога, а значит, и проблема не будет решена, а вы к тому же покажете собственную незрелость, перейдя на личности.

Вторая распространенная ошибка, которой следует избегать, — это оправдания. Не оправдывайтесь за совершенные действия. Во-первых, это может повредить вашему имиджу руководителя, во-вторых, сделает вас невосприимчивым к аргументам оппонента.

Критикуешь — предлагай

Как известно, любое критическое замечание должно содержать альтернативное предложение, иначе критика перестает быть конструктивной и превращается в простое критиканство. Этот блок критики — самый важный, поскольку на вопрос «А что конкретно вы предлагаете?» 70 процентов критикующих ответить не в состоянии. В большинстве случаев этот вопрос помогает снять конфликт, поскольку недовольный подчиненный просто понимает, что альтернативного решения в этой ситуации быть не может. Иногда такая безысходность лучше, нежели ощущение того, что в компании ничего не делается, а начальник дурак и лентяй.

Если сотрудник готов предложить альтернативу, дайте ему время подумать и сформулировать свое предложение. Если потребуется — поучаствуйте в обсуждении проблемы и поиске ответа.

Две головы лучше

Чтобы понять, действительно ли замечание критикующего объективно и полезно, выясните, есть ли среди ваших подчиненных и коллег еще кто-то несогласный с вашей позицией. Поэт Михаил Светлов сказал однажды: «Если два человека сделают мне одинаковое замечание, я задумаюсь». Такой мини-опрос поможет вам понять, кто в вашей команде придерживается правильной точки зрения и стоит ли что-то менять.

Сергей Дубов
«Труд»

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1