Каждого руководителя, который проводит в компании бизнес-тренинг волнуют два вопроса: как измерить результаты и как сделать их долгосрочными. Вопросы эти я бы отнесла к категории ключевых для любого вида обучения. Во-первых, потому что обучение стоит денег, а во-вторых, руководителю важно знать, что проведенный тренинг будет способствовать продвижению компании в нужном направлении, внесет свой вклад в решение актуальных для развития бизнеса задач. В подавляющем большинстве случаев результаты «измеряются» на основании личных впечатлений сотрудников от тренинга и наблюдений их непосредственных руководителей. Если все довольны, то тренинг расценивается как удачный.
Можно ли сделать измерение результатов более объективным?
На практике «строгая» оценка результатов тренинга всегда связана с определенными трудностями. Во-первых, они редко выражаются в легко измеряемых количественных показателях, таких как увеличение оборотов или снижение издержек (хотя и такое бывает). В подавляющем большинстве случаев результаты выражаются в изменении качества рабочих процессов, в появлении или исчезновении «событий», которые опосредованно влияют на прибыль и обороты. Во-вторых, измерение и закрепление результатов обучения требует определенных усилий со стороны руководителей (в первую очередь на этапе прояснения целей обучения и постановки задачи тренеру). Однако если руководителю и тренеру удается совместными усилиями определить ожидаемые результаты, проблема их измерения и закрепления превращается в технологично решаемую задачу.
Приведу несколько практических рекомендаций. Как сделать результаты тренинга более наблюдаемыми для руководителей компании?
- Определить те количественные и качественные показатели, которые должны измениться в результате тренинга. Например, уменьшение количества жалоб на совместную работу с конкретными сотрудниками, сокращение времени, затрачиваемого на выяснение отношений, улучшение обратной связи от клиентов о работе с компанией, увеличение количества вопросов на прояснение и получение дополнительной информации при обсуждении текущих проектов. Важно проводить «измерения» до и после тренинга. И еще одна важная оговорка, показатели могут и должны меняться со временем. То, что актуально для компании сегодня, скорее всего станет неактуальным уже через несколько месяцев.
- Наблюдать действия сотрудников в тех ситуациях, которые «репетирует» группа на тренинге. Например, для базового коммуникативного тренинга такими ситуациями могут стать - первая встреча менеджера с клиентом или проведение презентации; для управленческого тренинга – постановка задачи подчиненному или проведение первого рабочего совещания по проекту. Вряд ли руководителю стоит самому выступать в роли «наблюдателя», своим присутствием он исказит картину происходящего. Для этой задачи больше подходит менеджер по персоналу или тренер, с которым работает компания. Во втором случае «измерение» вполне может стать еще и продолжением обучения благодаря квалифицированной обратной связи, которую предоставит тренер своему «студенту».
Как руководители могут поддерживать и закреплять умения и знания, приобретенные сотрудниками на тренинге?
- Хвалить своих сотрудников за успешные действия. Например, за уверенное и интересное выступление, использование неожиданных и убедительных аргументов в переговорах с клиентом, конструктивное поведение в напряженной ситуации, вдохновляющую постановку задачи. Похвала закрепляет эффективные действия и стимулирует к поиску новых успешных решений.
- Просить сотрудников формулировать свои приоритеты непосредственно перед решением какой-либо задачи. Например, перед началом презентации, перед встречей с клиентом или перед непростым разговором с коллегой. Необходимость определиться с приоритетами помогает человеку сконцентрироваться, актуализировать имеющиеся знания и умения, подойти к решению задачи сознательно. Если делать это более или менее регулярно, то определение приоритетов и «настройка» на ситуацию становятся рабочей привычкой.
- Периодически предлагать сотрудникам новую интересную информацию, «освежающую» полученные на тренинге знания. Это можно делать, вывешивая на доске объявлений или рассылая по электронной почте небольшие выдержки из книг и статей, или регулярно пополняя корпоративную библиотеку. Чем дольше и разнообразнее «звучат» начатые на тренинге темы, тем глубже осваивают их сотрудники и тем естественнее используют в ежедневном рабочем процессе.
- Два-три раза в год давать сотрудникам возможность выбрать те поведенческие умения, ситуации и темы, с которыми хотелось бы поработать в тренинге. И проводить однодневные тренинги, посвященные наиболее актуальным темам и ситуациям. Когда человек участвует в видеотренинге повторно, он использует его как хорошо знакомый инструмент работы с собственными умениями. Это обстоятельство, а также непосредственное участие в выборе темы тренинга, существенно повышают результативность обучения.
Главное, чтобы измерение и закрепление результатов тренинга не превратилось в навязчивый контроль, способный свести на нет все усилия, затраченные на проведение обучения, и на корню пресечь всякий интерес сотрудников к профессиональному росту.
Trainings.ru
Автор: Шунаева Яна
Поделиться