По состоянию на: 23.12.2004
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2005
Автор: Кучма Маргарита Ивановна
Тема: Оплата труда
Рубрика: Кадровая практика
Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" » (далее Федеральный закон от 22.08.04) внесены изменения в 152 федеральных закона, в т. ч. в 37 статей ТК РФ. Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2005 г. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию анализ наиболее существенных изменений, внесенных в ТК РФ Федеральным законом от 22.08.04.
Общая направленность изменений, внесенных в ТК РФ Корректировка положений, касающихся оплаты труда, гарантийных и компенсационных выплат Изменение правовых норм, регулирующих труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных
к ним местностях
Общая направленность изменений, внесенных в ТК РФ
Как свидетельствует наименование Федерального закона от 22.08.04, внесение изменений во многие законодательные акты РФ, как и отмена ряда законов, вызвана происшедшим ранее внесением изменений и дополнений в Федеральные законы от 06.10.99 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Возникла необходимость и в сфере труда более четко разграничить полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, определить границы деятельности территориальных органов исполнительной власти, четко установит ь уровни финансового обеспечения трудовых прав работников бюджетных и внебюджетных организаций. Кроме того, в связи с совершенствованием системы государственного управления, изменением наименований министерств и ведомств, появлением федеральных служб и агентств наименовани я различных органов исполнительной власти в ТК РФ оказались устаревшими.
Изменение наименований государственных органов - самая простая корректировка, появившаяся в статьях ТК РФ. Так, в ст. 22 ТК РФ вместо упоминания о предписаниях "государственных надзорных и контрольных органов" теперь речь идет о предписаниях "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора"; в ст. 216 вместо слов "федеральные органы исполнительной власти по труду" появились слова "федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда"; в ст. 229 вместо слов "орган санитарно-эпидемиологической службы", "территориальный орган федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности", "территориальный орган федерального горного и промышленного надзора" соответственно слова "федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия" , "территориальный орган федерального органа исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасност ью", "территориальный орган федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности" и т. д.
Наиболее существенные изменения произошли в статьях раздела VI "Оплата и нормирование труда", раздела VII "Гарантии и компенсации", главы 50 раздела XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" ТК РФ.
Корректировка положений, касающихся оплаты труда, гарантийных и компенсационных выплат
Дополнение, внесенное в ст. 129 ТК РФ, коснулось понятия "минимальная заработная плата", однако по существу это понятие изменений не претерпело, поскольку оно и ранее состояло из двух частей: одна из них содержалась в ст. 129 (ч. 3), вторая в ст. 133 (ч. 4) ТК РФ. В настоящее время абзац, составляющий ч. 4 ст. 133, перемещен в ст. 129, став продолжением части 3 ст. 129. А вот дополнение, внесенное в ст. 133 ТК РФ, имеет принципиальное значение: определено финансовое обеспечение минимальной заработной платы с учетом источника финансирования оплаты труда в той или иной организации.
Минимальный размер заработной платы обеспечивается:
- за счет средств федерального бюджета - в организациях, финансируемых из федерального бюджета;
- за счет средств бюджетов субъектов РФ - в организациях, финансируемых за счет средств субъектов РФ;
- за счет средств местных бюджетов - в организациях, финансируемых из местных бюджетов.
Во внебюджетных организациях минимальный размер заработной платы обеспечивается за счет собственных средств.
Заметим также, что из ст. 133 ТК РФ (как и из ст. 130) исключено то, что касается тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки (ЕТС), а также порядка расчета величины прожиточного минимума. Тем не менее правило о том, что минимальный размер заработной платы, устанавливаемый одновременно на всей территории России федеральным законом, не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, не изменено, хотя это предполагалось сделать. Между тем порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до названной величины, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, будут установлены законом (ст. 421 ТК РФ в редакции Федерального закона от 22.08.04).
Ранее, ст. 129.
Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Статья 133. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. |
Теперь, ст. 129 в редакции Федерального закона от 22.08.04
Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Статья 133. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. |
Дополнение внесено в ст. 135 ТК РФ, посвященную правилам установления заработной платы. Если ранее в этой статье речь шла о правовых актах, в которых определяются системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида иных выплат, то теперь в ст. 135 ТК РФ появилось и положение о том, каким образом в бюджетных организациях заранее должно подготавливаться финансовое обеспечение перечисленных денежных выплат работающим. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по оплате труда работников организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней (федерального, региональных, местных бюджетов). Эти рекомендации, как теперь сказано в ч. 2 ст. 135 ТК РФ, учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при определении размера финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.
Ранее, ст. 135 ТК РФ
Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются: |
Теперь, ст. 135 ТК РФ в редакции Федерального закона от 22.08.04
Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются: |
!В соответствии со ст. 135 ТК РФ в ее нынешней редакции приведена и ст. 143, именуемая "Тарифная система оплаты труда". Если ранее в ней говорилось о том, что тарифная система оплаты труда бюджетных организаций всех уровней устанавливается на основе ЕТС, а ЕТС утверждается федеральным законом, то теперь установлено следующее: только тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством РФ в порядке, определенном федеральным законом. Что же касается работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений, то в них тарифная система оплаты труда и порядок ее применения устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Применительно к тарифной системе оплаты труда работников других (кроме бюджетных) организаций осталась прежняя формулировка: она может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.
Ранее, ст. 143 ТК РФ
Тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. |
Теперь, ст. 143 ТК РФ в редакции Федерального закона от 22.08.04
Тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. |
Добавим, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.02.99 № 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Закон от 04.02.99) в редакции Федерального закона от 22.08.04 тарифные ставки (оклады) 2-го и последующих разрядов Единой тарифной сетки по отплате труда работников федеральных государственных учреждений определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) 1-го разряда и утверждаемых Правительством РФ межразрядных тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом. Соотношение между тарифными ставками (окладами) 1-го и 18-го разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений не может быть менее 1 к 4,5 (ст. 4 указанного закона).
По решению Правительства РФ для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от ЕТС (ст. 4.1 Закона от 04.02.99).
В главе VII "Гарантии и компенсации" ТК РФ изменения коснулись трех статей ст. 168, 169 и 186. Несомненно, нужно приветствовать исключение из ч. 5 ст. 186 ТК РФ слова "безвозмездной": теперь при любой сдаче крови и ее компонентов (а не только при безвозмездной сдаче) работодатель обязан сохранить за работником средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим работнику дни отдыха. Следует заметить, что практика давно шла по этому пути.
Ранее, ч. 5 ст. 186 ТК РФ
При безвозмездной сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха. |
Теперь, ч. 5 ст. 186 в редакции Федерального закона от 22.08.04
При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи |
Иное отношение вызывает исключение из ст. 168 и 169 ТК РФ правила о том, что размеры возмещения расходов, связанных со служебной командировкой и при переезде на работу в другую местность, определенные коллективным договором, локальным нормативным актом или соглашением сторон трудового договора, не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Представляется, что нормы компенсационных выплат, установленные для бюджетных организаций федерального уровня, должны оставаться ориентиром и для внебюджетных организаций.
!При выполнении работы вахтовым методом взамен такой компенсационной выплаты, как суточные, выплачивается надбавка к заработной плате за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно. Ранее в ст. 302 ТК РФ было записано, что размер такой надбавки определяется в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время механизм установления надбавки иной. Для организаций, финансируемых из федерального бюджета, размер и порядок выплаты надбавки за работу вахтовым методом устанавливаются Правительством РФ; для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, – органами государственной власти субъектов РФ; для организаций, финансируемых из местных бюджетов, – органами местного самоуправления. Что же касается внебюджетных организаций, то надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых работодателем.
Изменение правовых норм, регулирующих труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях
Наибольшее количество статей претерпело изменения в главе 50 ТК РФ, посвященной труду лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это статьи 316, 317, 323, 325 и 326 ТК РФ. Нововведения, как и в предыдущих статьях ТК РФ, в основном касаются финансового обеспечения денежных выплат северянам и нормативных правовых актов, которыми на определенном уровне (федеральном, региональном, муниципальном и непосредственно в организации) они устанавливаются. В первую очередь речь идет о районных коэффициентах к заработной плате и северных надбавках.
Ранее, ст. 316 ТК РФ
Размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом. |
Теперь, ст. 316 ТК РФ в редакции Федерального закона от 22.08.04
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. |
!Определено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы устанавливаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления за счет средств собственных бюджетов могут устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Субъект РФ вправе своим нормативным правовым актом установить предел повышения районного коэффициента, определяемого входящими в него муниципальными образованиями.
В порядке, указанном выше, устанавливаются размер и порядок выплаты надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ранее, ст. 317 ТК РФ
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом. |
Теперь, ст. 317 ТК РФ в редакции Федерального закона от 22.08.04
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. |
!Суммы расходов на районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате северян относятся к расходам на оплату труда в полной мере, о чем теперь прямо сказано в ст. 316, 317 ТК РФ.
Одинаковые по смыслу дополнения внесены в три статьи главы 50 ТК РФ ст. 323 "Гарантии медицинского обслуживания", ст. 325 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно" и ст. 326 "Компенсации расходов, связанных с переездом". Все гарантии и компенсации, которые названы в перечисленных статьях, остаются неизменными для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это значит, что для работников таких организаций сохраняются:
- оплата за счет работодателя стоимости проезда в пределах территории России для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания;
- оплата за счет средств работодателя проезда один раз в два года к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта, в т. ч. личным (за исключением такси), и провоза багажа весом до 30 кг. Стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно, а также стоимость провоза багажа компенсируется не только работнику, но и неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям);
- выплата за счет работодателя при заключении трудовых договоров и прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в соответствии с этими договорами из других регионов России единовременного пособия на самого работника и на каждого прибывающего с ним члена семьи, оплата стоимости проезда и провоза багажа;
- оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней для обустройства на новом месте.
Все перечисленные выше гарантийные и компенсационные выплаты полагаются работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, на условиях и в размерах, названных в ст. 323, 325 и 326 ТК РФ (изменений эти условия и размеры не претерпели).
Что касается организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, то для лиц, работающих в таких организациях, гарантии медицинского обслуживания, условия, размер и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, а также компенсации расходов, связанных с переездом, теперь должны устанавливаться соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
!Во внебюджетных организациях гарантии медицинского обслуживания устанавливаются, как теперь сказано в ч. 3 ст. 323 ТК РФ, коллективными договорами, а размер, условия и порядок компенсации расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно, а также по переезду к месту работы работодателем (ч. 7 ст. 325, ч. 5 ст. 326 ТК РФ).
Непосредственно связаны с изменениями в гл. 50 ТК РФ корректировка и отмена отдельных статей Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях" (далее Закон о Крайнем Севере).
Во-первых, ряд статей Закона о Крайнем Севере получили новую редакцию, т. к. они приведены в соответствие с содержанием тех статей главы 50 "Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" ТК РФ, которые стали действовать в редакции Федерального закона от 22.08.04. Это, например, ст. 3, 4, 10, 11, 33 и 35, корреспондирующие ст. 316, 317, 323, 325 и 326 ТК РФ, рассмотренным выше. Важно подчеркнуть, что теперь в ст. 4 Закона
о Крайнем Севере четко записано: гарантии и компенсации, установленные для граждан организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ; организаций, финансируемых за счет местных бюджетов, расходными обязательствами муниципальных образований; установленные для граждан внебюджетных организаций осуществляют ся за счет средств работодателя.
Ранее, ст. 3 Закона о Крайнем Севере
Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации. |
Теперь, ст. 3 Закона о Крайнем Севере в редакции Федерального закона от 22.08.04
Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсион ного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. |
!Во-вторых, произошла корректировка или отмена тех статей Закона о Крайнем Севере, которые вступили в противоречие с положениями, появившимися в ТК РФ. Например, ст. 21 Закона о Крайнем Севере, которая теперь отменена, предусматривала дополнительный выходной день для женщин, имеющих детей до 16 лет. В соответствии со ст. 319 ТК РФ дополнительный выходной день без сохранения заработной платы стал ежемесячно предоставляться одному из родителей, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению.
Отменена ст. 22 Закона о Крайнем Севере, поскольку в ст. 320 ТК РФ о сокращенной рабочей неделе женщин сказано несколько иначе.
Ранее, ст. 22 Закона о Крайнем Севере
Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для отдельных категорий женщин иными законодательными актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе. |
Теперь, ст. 320
ТК РФ Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе. |
Отменены все статьи, касающиеся пенсионного обеспечения северян, поскольку условия, определяющие их право на пенсию, правила исчисления страхового стажа, повышения пенсий в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, содержатся в федеральных законах, появившихся в связи с проведением в стране пенсионной реформы
В-третьих, отменены или уточнены те статьи Закона о Крайнем Севере, содержание которых не соответствует (или не полностью соответствует) правовым нормам, появившимся в последние годы в различных федеральных законах.
В-четвертых, расширена компетенция Правительства РФ в решении ряда вопросов, касающихся северян. Так, в соответствии со ст. 2 Закона о Крайнем Севере Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ. Правительство РФ также определяет компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в 2 года (ст. 34 Закона о Крайнем Севере в редакции Федерального закона от 22.08.04).
Поделиться