Из опыта изучения профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением

Из опыта изучения профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением

Для исследования были отобраны эмпирические материалы по 38 подросткам, состоящим на учете в органах внутренних дел, и содержащими следующие показатели:

1. Возраст,

2. Место учебы / работы,

3. Уровень образования,

4. Результаты диагностики по следующим методикам:

Дифференциальнодиагностический опросник,

Опросник Голланда,

опросник KUD,

опросник ШмишекаЛеонгарда,

Основные результаты исследования

1. Средний возраст: 16,4 лет. Разброс: от 14 до 18 лет.

2. Среди всех обследованных 37 % на момент обследования нигде не учились и не работали, 34 % учились в школе, 21 % учились в учебных заведениях системы НПО и ССУЗах, 11 % работали. Среди подростков, имеющих 9 классов образования (23 чел.) 39 % нигде не учатся и не работают, 35 % учатся в учебных заведениях системы НПО и ССУЗах, 17 % работают и 13 % учатся в школе.

3. Усредненные показатели по использованным методикам следующие.

ДДО: ЧП 4 балла

ЧТ +7 б.

ЧЧ 1 б.

ЧЗ 2 б.

ЧХ.о. 10 б.

Опросник Голланда:

Реалистический тип 6 б.

Интеллектуальный 6 б.

Социальный 6 б.

Конвенциональный 7 б.

Предприимчивый 8 б.

Артистический 7 б.

KUD : АП 2,7 б.

ДПо 3,0

СЛ 2,9

ЭкИ 3,3

РЭм 3,4

Опросник Леонгарда:

Гр 17 б.

Зс 12 б.

Эм 14 б.

Пд 9 б.

Тр 8 б.

Цк 15 б.

Дм 11 б.

Вз 16 б.

Дс 14 б.

Эк 15 б.

4. Корреляционный анализ между щкалами опросника Леонгарда и ДДО выявил особенно тесные связи между шкалами:

Эм и ЧХ.о.

Эк и ЧЧ

Зс и ЧТ

Обратную зависимость между шкалами:

Пд и ЧТ

Цк и ЧХ.о.

Вз и ЧТ

Пд и ЧЗ

Между шкалами опросника Леонгарда и опросника Голланда выявлены наиболее тесные связи:

Эм и С

Дм и К

Пд и А

Тр и А

Вз и Г

Дс и К

Обратную зависимость:

Эм и И

Дс и П

Выводы:

1. В процессе профессионального самоопределения подростки данной категории ориентированы преимущественно на получение специальностей, не требующих высшего образования.

2. Значительную долю подростков (больше трети) составляют лица, нигде не учащиеся и не работающие, имеющие девять и меньше классов образования, процесс профессионального самоопределения у которых заторможен.

3. Наиболее предпочтительными для подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, являются профессии типа "Человек Техника ", наиболее отвергаемыми типа "Человек Художественный образ "

4. Процесс профессиональной самореализации связан в первую очередь с реализацией предприимчивых и артистических наклонностей; у значительной доли так же конвенциональных.

5. Наиболее распространенными психологическими типами личности (по Леонгарду) среди подростков данной категории являются: гипертимный и возбудимый, часто встречаются также циклотимный и экзальтированный тип.

6. На процесс профессионального самоопределения оказывает сильное влияние психологический статус подоска. Так, например, профессиям типа "ЧеловекТехника " отдают больше предпочтения подростки с чертами застревающего типа. Подростки с чертами педантичного и возбудимого типов наоборот таким профессиям отдают предпочтение значительно реже. Подростки Эмотивного типа отдают предпочтение профессиям "Социального типа " (по Голланду) и отрицают профессии "Интеллектуального типа ".

7. По косвенным показателям исследования можно судить о преимущественно низком уровне сформированности личностного профессионального плана.

источник: azps.ru

Ключевые слова: 
Аватар пользователя Psyker