История профессии HR-менеджер

Сегодня уже практически каждый знает кто такие HR, а многие даже догадываются, что эти люди делают. Название профессии — аббревиатура от англ. Human Resource — человеческие ресурсы. Откуда же взялась эта профессия? Какова ее история? Каждый, кто хочет разбираться в своей профессии хорошо, должен дойти до ее сути, до истоков. Давайте разбираться.

Профессия HR-а собирательная, стремительно изменяющаяся, в современном варианте — молодая, но ее отдельные функции имеют весьма впечатляюще древние корни.

Больше всего ассоциаций и стереотипов в этой профессии связано с образом «кадровички», т. е. работницей отдела кадров в каком-нибудь славном советском учреждении. На самом деле, многие считают, что профессия HR именно из отделов кадров и берет свое начало, и принадлежит к новейшей истории. Это утверждение справедливо только по отношению к кадровому делопроизводству. С этой функцией все более или менее понятно и известно.

Кадровое делопроизводство

Первые официальные документы, связанные с наемным трудом, появились в XIX веке. В 1833–1847 гг. в Европе появился ряд законов, которые в основном касались ограничений на использование женского и детского труда, продолжительности рабочего времени и проч. В России есть своя точка отсчета: 1835 году вышло правительственное постановление «Об отношении между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму». Этим документом впервые были регламентированы отношения работодателя и работника. А в 1918 году был принят первый КЗоТ в России, да и вообще, в международной практике. Появление этих документов было обусловлено изменением характера труда.

Мы помним из школьного курса истории, что XIX век в Европе — период промышленной революции, когда на смену квалифицированной работе ремесленника и ручному труду пришли конвейер и механическая работа. Предприятия масштабировались, волнения из-за условий работы рабочих усиливались, что заставляло руководителей предприятий нанимать специалистов, основной задачей которых было формирование отношений с рабочими. В Англии их называли Секретарями по благополучию. Можно еще встретить название подобной должности — Общественный секретарь (например, в США или Франции).

Эти специальные сотрудники занимались тем, что мы сейчас называем соцпакетом, контролировали условия труда, в некоторых организациях противостояли профсоюзам или были посредниками во взаимоотношениях с ними. По мере растущего влияния профсоюзов и увеличивающегося вмешательства государства во взаимоотношения работодателя и рабочего, в начале ХХ века появились системы социального страхования, компенсаций по безработице, ограничения, связанные с продолжительностью рабочего дня, условиями труда и проч. Естественно, это повлекло за собой создание специальных государственных органов для контроля и защиты интересов рабочих.

Соответственно, в компаниях возникла новая профессия эксперта в области трудового законодательства и взаимоотношений с государственными органами. Так появились отделы кадров.

Производственное обучение

Функции отдела кадров постепенно расширялись, добавлялись задачи, связанные с изменяющимися условиями рынка труда. Например, в период Второй мировой войны на предприятиях США и Европы была острая проблема кадрового дефицита. Перед отделами кадров стояла весьма непростая задача найти и обучить «на вчера» сотни тысяч новых работников на фабрики и заводы взамен мобилизованных в армию. С тех пор задачи, связанные с обучением и подготовкой сотрудников, прочно вошли в перечень основных направлений деятельности отделов кадров. Возникла профессия специалиста по организации производственного обучения.

Теперь обратимся к древней истории.

Обучение, коучинг

Отдельно выделю профессии тренера, коуча, наставника, которые имеют куда более глубокие корни. Вообще, профессия учителя — древнейшая в мире. Ее истоки ученые прослеживают с того периода, когда человек начал охотиться на животных. Именно тогда родился институт наставничества. С тех пор ничего нового в этой сфере не придумано: опытный мастер передает секреты мастерства и обучает молодого и «зеленого» стажера.

Во всех культурах широко упоминаются всевозможные мудрецы, к которым герои и властители обращаются в сложных жизненных ситуациях. Задача мудреца внимательно выслушать своего «клиента» и решить нестандартную проблему именно тем способом, который будет оптимальным именно для этого героя. Так, первым коучем в истории можно считать Сократа. Ему приписывают изречение: «Я здесь не для того, чтобы вас научить, а для того, чтобы побудить вас думать». Сократ — создатель собственного метода задавания вопросов, заключающегося в искусстве извлекать скрытое в каждом человеке знание, с помощью наводящих вопросов. Еще один известный пример наставника и учителя — Аристотель, который обучал Александра Македонского.

Управление талантами

Давайте вспомним профессию работорговца, которая исчезла из классификатора профессий после перехода государств от рабовладельческого строя к иным формам государственного управления. Хороший работорговец должен был уметь рассмотреть таланты и способности, правильно классифицировать раба и оценить его стоимость. «Раб труда» ценился дешевле, чем «раб роскоши». Стоимость раба зависела от того, умеет ли он писать, обучать других, лечить болезни и прочее. Например, самыми дорогими были рабы-ученые, секретари, наставники, философы, доктора. Т. е. основная задача работорговца, как и современного talent-менеджера, находить потенциал в людях и раскрывать его.

Создание ивентов

Event-менеджер также отнюдь не новая специальность, несмотря на современное название. В реестре профессий Древнего Рима, например, была интересная должность Организатор оргий. Чем занимался этот специалист ясно из названия: продумать сценарий, организовать закупку и доставку продуктов, пригласить артистов, женщин, найти и украсить помещение и другие задачи, актуальные и теперь, при организации современного корпоратива или мероприятия.

Рекрутинг

Профессия рекрутера появилась тогда, когда понадобился первый работник. В Древнем Египте, например, фараон отправлял своих специалистов для отбора воинов из племен. В Древнем Китае людей на службу императору отбирали специальные служащие среди обычных людей. Кандидаты сдавали разнообразные тесты, несколько экзаменов и испытаний. До финала доходило не более 10–20% от изъявивших желание.

Интересно, что многие инструменты по привлечению использовались задолго до формирования HR, как профессии. Например, еще в 55 в. до н. э. Юлий Цезарь внедрил программу «приведи друга», о чем до сих пор хранится свидетельство в Британском музее. Он издал указ, что каждый солдат, который приводит в Римскую армию воина, получает премию в размере 300 сестерциев.

В Европе с XIV века начали появляться первые частные рекрутинговые агентства. В конце XV века берет свое начало прямой рекрутинг. В эпоху конкистадоров рекрутеры собирали будущих завоевателей на площадях, в кабаках, на улицах города. Именно тогда был заложен основной принцип рекрутинга — подбор специалиста, отвечающего заявленным требованиям. Первым известным российским рекрутером можно считать Петра I, который привлек на работу сотни первоклассных специалистов из Европы для построения Российского флота.

После Второй мировой войны, в период бурного развития экономики, появляется еще одно направление в рекрутинге — Headhunting или «охота за головами».

Формирование корпоративной культуры

На отдельной ступени стоит сословие жрецов. В Древних царствах (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) жрецы были основными носителями знаний, учителями, исполнителями ритуалов, объединявших племя. Жрецы организовывали и проводили праздники в честь богов. Они хранили традиции и информацию о прошлом, охраняли архивы и библиотеки. Жрецы управляли сознанием масс, формировали лояльность племени и богам. Т. е., говоря сегодняшним языком, жрецы формировали корпоративную культуру, отвечали за функции командообразования и обучения, управляли «общественным мнением» и вели делопроизводство.

Профессия HR-менеджера в современном ее понимании формируется во второй половине ХХ века. В 50–60-х годах ХХ в. активное распространение получила концепция «человеческих отношений», которая заключалась в ключевой идее, что производительность труда зависит не столько от методов управления производством, сколько от отношения менеджеров компании к работникам. В 60–70-х годах многие бизнес-школы включили в свои программы дисциплины, связанные с управлением человеческими ресурсами. Так, постепенно, отделы кадров трансформировались 70–80-х гг. в США и Европе в отделы по управлению человеческими ресурсами.

Как водится, спустя 20–30 лет, мировые прогрессивные тенденции докатились и до нас. В 90-х годах ХХ века начинает свое формирование и развитие профессия HR-менеджера.

На сегодняшний день перед HR-ми стоит много профессиональных вызовов, наработана довольно обширная методологическая база и вырисовываются очень интересные тенденции развития специальности. Зная корни своей профессии, мы уверенней смотрим в профессиональное будущее.

hrliga.com

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1