Интранет-портал в системе внутренних коммуникаций

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2011, N 1

ИНТРАНЕТ-ПОРТАЛ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ

Статья посвящена анализу использования интранет-портала в качестве инструмента повышения эффективности управления. Обобщены характеристики и возможности интранет-портала. Представлена разработанная автором методика его внедрения на примере ведущего банка Республики Саха (Якутия) - АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО).

Словарь управления персоналом. Интранет-портал - информационная система, обеспечивающая пользователям единый авторизованный персонифицированный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам и приложениям организации.

Как показывает анализ социологических опросов, анкетирования, типичными слабыми моментами многих российских организаций являются: слабая система коммуникаций, корпоративного общения и культуры, низкий уровень информационного обмена ресурсами. Также наблюдаются низкий уровень адаптации персонала, внутреннего найма, мотивации, развития персонала, незнание персоналом миссии и стратегических целей и задач, планов развития, как следствие, в организациях слабая сопротивляемость факторам внешней среды, неуправляемость бизнес-процессами. И это в XXI в., в век развития информационных технологий, стремительного внедрения Интернета как средства и инструмента управления процессами!

Как же преодолеть слабые моменты? Как повысить степень управления бизнес-процессами? Как оптимизировать коммуникационные и информационные потоки? Какие технологии использовать для повышения эффективности и результативности?

Одним из решений могут стать создание и поддержка интранет-портала организации. Интранет-портал (сайт) - основа корпоративной системы информирования, позволяющая дополнительно решать задачи служб управления персоналом организации. В настоящей статье рассмотрим проект по внедрению интранет-портала на примере ведущего банка Республики Саха (Якутия) - АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО).

Справка о компании. Банк - в настоящее время АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО) - был основан в 1993 г. как кредитное учреждение, обслуживающее алмазную провинцию республики - Якутию. 18 июня 1993 г. на собрании учредителей было принято решение о создании коммерческого банка "Эргиэн" (товарищество с ограниченной ответственностью), который впоследствии, 15 февраля 1994 г., был переименован на КБ "Алмазэргиэнбанк" [3]. 30 декабря 1998 г. произошла смена организационно-правовой формы банка - ТОО преобразовано в общество с ограниченной ответственностью. 23 июля 2003 г. банк был преобразован в акционерный коммерческий банк "Алмазэргиэнбанк" (открытое акционерное общество).

В банке работает около 500 сотрудников в головном офисе, 6 филиалах и 8 дополнительных офисах (рис. 1). Служащих в возрасте от 30 до 40 лет 374 сотрудника, или 68% от численности персонала. Около 75% сотрудников имеют высшее профессиональное образование, среднее образование имеет в основном только технический персонал, сотрудники постоянно повышают свою квалификацию (табл. 1).

Численность персонала в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО)

400 ┬────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │

│ 358 │

│ ┌─┐ │

350 ┼────────────────────────────────────────────────────────┤ ├─────┤

│ │ │ │

│ │ │ │

│ │ │ │

300 ┼───────────────────────────────────────────────283──────┤ ├─────┤

│ ┌─┐ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

250 ┼──────────────────────────────────────245──────┤ ├──────┤ ├─────┤

│ ┌─┐ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

200 ┼─────────────────────────────187──────┤ ├──────┤ ├──────┤ 194───┤

│ ┌─┐ │ │ │ 172 │ ├─┐ │

│ │ │ │ │ │ ├─┐ │ │*│ │

│ │ │ │ │ │ │*│ │ │*│ │

150 ┼────────────────────136──────┤ ├──────┤ ├──────┤ │*├────┤ │*├───┤

│ ┌─┐ │ 121 │ 121 │ │*│ │ │*│ │

│ 113 │ │ │ ├─┐ │ ├─┐ │ │*│ │ │*│ │

│ ┌─┐ │ │ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │

100 ┼───88──────┤ ├──────┤ ├──────┤ │*├────┤ │*├────┤ │*├────┤ │*├───┤

│ ┌─┐ │ │ │ │79 │ │*│ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │

│ │ │72 │ │ │ ├─┐ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │

│ │ ├─┐ │ │ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │

50 ┼──┤ │*├────┤ ├──────┤ │*├────┤ │*├────┤ │*├────┤ │*├────┤ │*├───┤

│ │ │*│ │ │ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │

│ │ │*│ │ │ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │

│ │ │*│ │ │ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │ │*│ │

0─┼──┴─┴─┴─┬──┴─┴───┬──┴─┴─┴─┬──┴─┴─┴─┬──┴─┴─┴─┬──┴─┴─┴─┬──┴─┴─┴─┬─┘

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

┌──────────────────────────────────────────────────┐

│ ┌─┐ ┌─┐ │

│ │ │ - головной и доп офисы │*│ - филиалы │

│ └─┘ └─┘ │

└──────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 1

Таблица 1

Методика внедрения интранет-портала

N
п/п

Наименование
действий

Содержание действий

Используемая методика

1

Определить целевое
предназначение
интранет-портала

Расставить приоритеты и
определить действительные
цели портала в компании

Исходя из результатов
анкетирования

2

Запланировать
структуру интранет -
портала

Предложить
"Алмазэргиэнбанку"
структуру портала в
соответствии с проведенным
анализом

3

Выявить этапы
внедрения интранет -
портала, а также
функции и
оргструктуру,
обеспечивающие его
внедрение

- провести анализ
предлагающих услуги
компаний;
- выбрать компанию или
технических специалистов,
занимающихся созданием
Интранета, в соответствии
с выбранными параметрами
портала;
- выявить пошаговые
действия по внедрению
портала и обучению
персонала;
- определить мероприятия
по социально -
психологической подготовке
персонала

- экспертная оценка;
- "Мозговой штурм"

4

Определить
нормативно -
методическое,
информационное,
техническое,
кадровое обеспечение
интранет-портала

- установить нормативно -
методические документы для
внедрения сайта;
- определить полномочия и
ограничения сотрудников по
отношению к порталу;
- выявить единовременные и
текущие затраты проекта и
их возможные источники
финансирования;
- продумать способы
привлечения сотрудников к
порталу в первое время
после внедрения проекта

- "Мозговой штурм";
- курсовой проект по
предмету "Аудит и
контроллинг
персонала"

5

Выявить социально -
экономическую
эффективность
проекта

- выявить экономию затрат
на функции отдела по
управлению персоналом и
общим вопросам;
- определить показатели
экономической и социальной
эффективности проекта

- ФСА;
- учебник
А. Я.Кибанова "Основы
управления
персоналом"

Внутренний ресурс

С точки зрения основной деятельности интранет-портал - это интегрированная система управления распределенными информационными ресурсами. С точки зрения организации управления это новая концепция организации рабочих мест сотрудников с единой точкой доступа ко всей информации, необходимой для выполнения соответствующих функций. С технической точки зрения это информационная система, интегрирующая различные источники данных и отдельные функциональные системы с единой точкой входа и унифицированными правилами предоставления и обработки информации.

Интранет-порталы в российских организациях разрабатываются и внедряются для развития внутренней коммуникационной инфраструктуры, для централизации управления бизнес-процессами, для типизации структур данных и стандартизации интерфейсов, для поддержки принятия управленческих решений. Интранет-порталы, как правило, включают три раздела.

Первый раздел - презентационная часть (основные презентации по направлениями деятельности, по продуктам, участникам, сотрудникам, новости, мероприятия и т. д.).

Второй раздел - информационная часть (первичная, информационная, аналитическая информация).

Третий раздел - административная часть (регистрация и аутентификация, ограничение доступа, поиск информации на портале, средства экспорта/импорта информации, тестирование).

В рамках системы управления персоналом цель внутрикорпоративного портала заключается в полном или частичном приеме части функций HR-службы, а также повышении оперативности, доступности и управляемости информационного обеспечения деятельности сотрудников организации вне зависимости от их территориального расположения или организационного подчинения.

Выделим следующие задачи служб управления персоналом, которые решаются при помощи внедрения интранет-портала: повышение уровня информационного обмена; поиск и подбор сотрудников с помощью внутренних источников; адаптация новых сотрудников; мотивация персонала; управление профессиональным обучением, развитие и оценка персонала (проведение on-line тестирований, создание систем корпоративного обучения и т. д.); поддержка корпоративной культуры.

Опыт создания интранет-портала

в зарубежных и российских банках

На сегодняшний день интранет-порталы есть практически у всех зарубежных компаний. В России этот ресурс также становится популярным: по результатам опроса, проведенного на страницах информационного портала Rambler, где приняло участие 2350 россиян из различных компаний, 42% респондентов отмечают, что в их компаниях есть внутренний сайт. Рейтинг этого ресурса среди сотрудников достаточно высок: около 70% сотрудников пользуются им регулярно (не менее нескольких раз в неделю) [1].

Наиболее значительный сдвиг в развитии Интранет сейчас наблюдается в банковском секторе. Корпоративные порталы являются наиболее действенными и доступными инструментами внутренних коммуникаций [2]. Зарубежные банки наиболее широко стали внедрять внутрикорпоративный сайт с 2000 - 2001 гг. К зарубежным крупным банкам, которые внедрили Интранет одними из первых, можно отнести Royal Bank of Scotland. Королевский банк Шотландии (RBS) внедрил интранет-портал на основе открытого исходного кода сервера приложений Zope. Банк использует Zope для ведения внутрикорпоративных бизнес-процессов, а также получения информации.

HSBC Holdings plc. - одна из крупнейших банковских групп в мире и крупнейшая по результатам 2008 г. по капитализации банковская группа Европы, работающая в 76 странах мира. DZ Bank (AG Deutsche Zentral-Genossenschaftsbank) - один из ведущих универсальных банков по предоставлению широкого спектра финансовых услуг, занимает 5-е место в Германии и 28-е место в мире по размеру активов, имеет филиалы и представительства в 15 странах. Кроме того, к зарубежным банкам, которые активно пользуются Интранет, можно отнести UBS Investment Bank, Lapeer County Bank & Trast Co и др.

К числу отечественных банков, внедривших Интранет, можно отнести: Банк России, Альфа-Банк, ВТБ 24, Внешторгбанк, Райффайзенбанк, МДМ-Банк, БТА Банк, Банк "Возрождение" и т. д. Одним из первых отечественных банков, внедривших корпоративный портал Интранет, является Центральный банк РФ, который реализовал свой проект в 2003 - 2004 гг. Основной целью создания корпоративного портала Интранет стало повышение оперативности, доступности и управляемости информационного обеспечения деятельности сотрудников Банка России вне зависимости от их территориального расположения или организационного подчинения. В настоящее время в состав Интранет включены более 60 информационных ресурсов и доступ к нему имеют все структурные подразделения Банка России. Данный портал насчитывает более 11 тыс. пользователей, ежедневно к нему обращаются до 1000 пользователей.

Результаты опроса в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО)

Для обоснования создания и внедрения интранет-портала в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО) было проведено социологическое исследование в феврале - мае 2009 г. Всего было опрошено 60 сотрудников по гнездовой (серийной) выборке, что составляет около 17% от общей численности сотрудников, представленная таблица 1 отражает характеристику респондентов. По результатам опроса были сделаны следующие выводы.

Результаты анкетирования показали, что в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО) существует проблема информирования сотрудников, которую можно решить путем создания корпоративной газеты. К категориям, которые являются сигналами проблемы информирования, относятся 18% главных, 30% ведущих специалистов, 60% специалистов и 9% служащих.

Большая часть работников по всем должностям редко знают или совсем не знают о появившихся вакансиях, так, сотрудниками, которые считают, что практически никогда не информировались о появившихся вакансиях, являются специалисты (50%), главные специалисты (45%), ведущие специалисты (40%). Из 60 респондентов 30% опрошенных упускали интересующую их вакансию, еще 30% не исключают возможность, что говорит о низком уровне внутреннего найма сотрудников банка. Поэтому необходимо, чтобы сотрудники банка были уверены в том, что их всегда будут информировать о появившихся вакансиях.

В АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО) сотрудники под адаптацией понимают испытательный срок (так ответили 37% респондентов), что является неверной стратегией руководства банка. Среди методов и средств, необходимых для процесса первичной адаптации работников, 1-е место заняло наставничество (28 ответов - 34%). Немногим отстают ответы относительно "наличия данных и другой информации о коллегах", так ответили 22 (26%) опрошенных, и "наличия исчерпывающей информации об организации" - 19 (23%).

Уровень мотивации сотрудников АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО) можно расценивать как высокий, но руководству "Алмазэргиэнбанка" необходимо уделить внимание трудовой нагрузке, обустройству рабочих мест и удовлетворенности трудовой деятельностью главных, ведущих специалистов и служащих.

Сотрудники АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО) положительно относятся к проведению анкетирований, необходимо только объяснить, в чем заключается цель опроса, и довести до всех полученные результаты.

Необходимо совершенствовать внутреннюю коммуникацию АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО).

Сотрудники хотят внедрения в их организации интранет-портала.

Итак, внедрение интранет-портала в целях совершенствования системы управления персоналом АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО) является одной из актуальных задач.

Методика внедрения интранет-портала

Мы разработали методику, оценивающую актуальность внедрения интранет-портала с учетом узких мест в системе управления, а именно низкий уровень информирования; поиска и подбора сотрудников; адаптации; мотивации; профессионального обучения, развития и оценки персонала; корпоративной культуры. Опираясь на результаты полученного исследования, разработали методику внедрения интранет-портала в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО).

Разработка мероприятий по внедрению интранет-портала в общей сложности охватывает 5 основных действий, каждое из которых, в свою очередь, использует следующие методики: экспертную оценку; метод "мозгового штурма"; функционально-стоимостный анализ для выявления экономии затрат на функции отдела по управлению персоналом; курсовой проект по дисциплине "Аудит и контроллинг персонала" для определения возможных источников финансирования проекта (табл. 1).

Выбор поставщика интранет-портала

Для выбора интранет-решения в первую очередь были рассмотрены, проанализированы предложения основных поставщиков данных решений (табл. 2).

Таблица 2

Анализ поставщиков автоматизированных систем

N
п/п

Компания

Наименование
портала/сайта

Решение
заданных
функций

Срок разработки
и внедрения

Заказчики

Цена, руб.

1

1С - Битрикс:
Корпоративный
портал

Ч

Готовый портал

-

На 25
пользователей -
34 500. На 1000
пользователей -
309 500

Примечание

Содержит новости, файлохранилище, рабочие группы, календари, форумы,
блоги, соцсеть с профайлами, мессенджер, возможность проводить
учебные курсы. Высокая производительность. Интеграция с "1С: Зарплата
и Управление Персоналом" и Microsoft Office

2

WSS -
Consulting

Portal
Light 2.0

Ч

Готовый

АКБ
"Московский
Банк
Реконструкции
и Развития"

245 000

3

Portal
Enterprise 2.0

П

Готовый

ВТБ 24, АКБ
Финпромбанк

345 000

Примечание

Имеет множество расширений и интегрированных систем. Тесно
интегрирована с MS Office и MS Exchange. Может поставляться как вэб -
сервис

4

Tops
Business
Integrator
(Tops BI)

Share Point
Server 2007

Ч

Готовый

АБ "ГПБ -
Ипотека", АКБ
Совфинтрейд

157 000

Примечание

Основные области применения порталов - управление знаниями,
автоматизация общекорпоративных бизнес-процессов, сотрудничество в
рамках организации

5

Softline

Softline
Portal

П

Комбинированный

-

Примечание

Содержит настраиваемый модуль документооборота, элементы социальной
сети, коммуникационные инструменты. Все модули в портале можно
настраивать визуально без помощи ИТ-специалистов

6

Softline
Consulting
Services

DeskWork 1.0.
Базовый

Ч

Готовый

-

64 000

7

DeskWork 1.0.
Стандарт

Ч

Готовый

-

97 000

8

DeskWork 1.0.
Расширенный

Ч

Готовый

-

145 000

Примечание

Базовый - набор из 4 шаблонов оформления портала с новым дизайном
(2 цвета и 2 схемы расположения), 5 уникальных модулей и базовый
функционал SharePoint. Стандарт - + библиотека дополнительных модулей
(выбираются из 20 готовых модулей)

9

"РБК СОФТ"

RBC Mylntranet

П

Комбинированный
(от 3 недель до
1 месяца)

КМБ Банк,
Связьбанк,
Банк "Урал
ФД"

От 120 000

Примечание

После запуска интранет-портала он может быть размещен на хостинг -
площадке РБК. Специалисты РБК могут оказать техническую поддержку
системы

10

Fast Web

FastWeb CMS

П

Комбинированный
(от 2 до 5
месяцев)

АКБ "МДМ -
Банк"

От 60 000

11

OnArt

OnArt IntraNet
Engine

Ч

Готовый

-

98 000

12

IBM Lotus
Software

Lotus

П

Альфа-банк

Примечание

Предоставляет избыточную функциональность для совместной работы и
управления контентом для организации любого размера портала. Отлично
интегрируется с другими системами IBM.

Условные обозначения: П - полностью; Ч - частично.

Был сделан вывод, что из всех рассмотренных вариантов АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО) подходят 5 вариантов портала, из которых экспертная группа и руководство банка выбрали "РБК СОФТ" (RBC Mylntranet). Данный выбор можно объяснить тем, что интранет-решение компании "РБК СОФТ" полностью удовлетворяет требованиям банка: предлагается частичная разработка портала по установленной банком структуре, цена оптимальна и не зависит от количества пользователей, имеется достаточно большой опыт внедрения в банках страны плюс привлекательное специальное предложение (бесплатное обучение технических специалистов). ООО "РБК СОФТ", входящее в состав группы компаний "АРМАДА" (ММВБ, РТС: ARMD), специализируется на корпоративных решениях в области информационных технологий и Интернет. RBC Mylntranet - это интранет-портал на базе платформы Microsoft Office SharePoint Server 2007. Данный портал предназначен для решения таких задач, как: создание единого источника необходимой информации и документов для сотрудников всех офисов и филиалов компании; организация эффективных коммуникаций и совместной работы; поддержание и развитие корпоративной культуры; решение задач HR-службы компании.

Расчет затрат на внедрение интранет-портала

Рассчитаем затраты на внедрение интранет-портала в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО), используя методику упущенной выгоды. Так, в табл. 3 отражены затраты на персонал в банке.

Таблица 3

Затраты на персонал в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО)

за 2006 - 2007 гг.

Направление
затрат

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Сумма
затрат,
руб.

Уд. вес
в общей
сумме
затрат,
%

Сумма
затрат,
руб.

Уд. вес
в общей
сумме
затрат,
%

Сумма
затрат,
руб.

Уд. вес
в общей
сумме
затрат,
%

Фонд оплаты
труда - всего.
В том числе:

90 011 344

67,0

123 088 970

64,66

69 860 060

68,6

а) оплата за
отработанное
время

79 532 412

59,2

106 436 872

55,9

62 052 696

60,9

б) оплата за
неотработанное
время

7 254 646

5,4

11 000 247

5,78

6 113 143

6,0

в) единовременные
поощрительные
выплаты

3 224 286

2,4

5 651 851

2,98

1 694 221

1,7

Затраты на
привлечение
персонала (наем,
отбор)

94 044

0,07

113 796

0,06

77 082

0,07

Затраты на
увольнение
персонала

40 304

0,03

56 898

0,03

42 981

0,04

Расходы на
профессиональное
обучение,
повышение
квалификации

1 880 834

1,4

1 062 092

0,55

668 900

0,65

Расходы на
аттестацию

174 648

0,13

151 727

0,08

53 867

0,05

Затраты на
обязательные
отчисления

21 629 591

16,1

32 431 762

17,03

18 881 097

18,54

Расходы на
мотивацию
(премиальные +
оплата проезда +
материальная
помощь)

17 733 578

13,2

30 345 510

15,94

10 930 755

10,73

Расходы на
культурно-бытовое
обслуживание
(спортивные
секции,
корпоративные
мероприятия)

1 746 489

1,3

1 706 935

0,93

578 945

0,57

Прочие расходы

1 034 458

0,77

1 384 514

0,72

723 670

0,75

Итого:

134 345 290

100

190 342 204

100

101 817 357

100

Затраты на ФОТ и затраты на увольнение АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО) можно считать соответствующими идеальной модели затрат.

Необходимо увеличить расходы на обучение и повышение квалификации, например, за счет сокращения расходов на мотивацию, так как данный показатель тоже является главным фактором в мотивировании работников, а также за счет сокращения прочих расходов, например затраты на корпоративные мероприятия.

Необходимо оптимизировать затраты на мотивацию таким образом, чтобы сокращения не были в ущерб интересам сотрудников банка.

Можно сократить прочие расходы и расходы на культурно-бытовое обслуживание при условии, что полученные деньги пойдут на удовлетворение более востребованной потребности персонала АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО).

Исходя из приведенных выводов о том, что необходимо оптимизировать затраты на мотивацию, прочие расходы и расходы на культурно-бытовое обслуживание при условии, что сокращения не были в ущерб интересам сотрудников банка, мы можем предложить: часть финансирования разрабатываемого проекта по внедрению интранет-портала определить из данных статей расходов на персонал, которые составляют около 12 - 15% от общей суммы затрат и в год составляют около 20 - 30 млн руб. (табл. 4)

Таблица 4

Расчет затрат на внедрение интранет-портала

в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО)

Направление
затрат

2006 г.

2007 г.

I-е полугодие
2008 г.

Сумма
затрат,
руб.

Уд. вес
в общей
сумме
затрат,
%

Сумма
затрат,
руб.

Уд. вес
в общей
сумме
затрат,
%

Сумма
затрат,
руб.

Уд. вес
в общей
сумме
затрат,
%

Расходы на
мотивацию
(премиальные +
оплата проезда +
материальная
помощь)

17 733 578

13,2

30 345 510

15,94

10 930 755

10,73

Расходы на
культурно -
бытовое
обслуживание
(спортивные
секции,
корпоративные
мероприятия)

1 746 489

1,3

1 706 935

0,93

578 945

0,57

Прочие расходы

1 034 458

0,77

1 384 514

0,72

723 670

0,75

Итого:

20 514 525

15,27

33 436 959

17,59

12 233 370

12,05

В табл. 5 отразим структуру единовременных затрат по внедрению интранет-портала в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО).

Таблица 5

Структура единовременных затрат по внедрению

интранет-портала в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО)

N
п/п

Наименование затрат

Стоимость
1 ед., руб.

Кол-во

Итого, руб.

1

Стоимость программного пакета

120 000

1

120 000

2

Оплата за обучение

42 650

2

85 300

3

Из нее:
- оплата проезда по маршруту
Якутск - Москва - Якутск

36 000

2

72 000

4

- оплата за проживание

600 (в сутки)
за 7 дней

2

8 400

5

- оплата командировочных

350 (в сутки)
за 7 дней

2

4 900

6

Оплата премии за внедрение проекта

От 15 000 до
30 000

6

135 000

7

Прочие расходы (канцелярская
оснащенность и др.)

10 000

Всего:

350 300

Экономический эффект от внедрения интранет

Экономический эффект АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО) в сфере управления персоналом достигается преимущественно за счет снижения трудоемкости выполнения функций управления, вследствие исключения дублирующих операций.

Сопоставление результатов до и после внедрения проекта и экономический эффект можно показать с помощью следующей табл. 6.

Таблица 6

Экономический эффект от внедрения интранет-портала

в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО)

┌──────────────────┬────────────────┬───────────┬──────────┬───────────────────┬─────────┐

│ Полное │ Должности лиц, │ Должности │ Затраты │ Затраты на │Эффект от│

│ наименование │откуда поступают│ лиц, │ труда │ выполнение функции│внедрения│

│ функций отдела по│документы, формы│участвующих│выполнения│ в течение года с │ проекта,│

│ работе с │ или исходные │ в │ функции │ учетом стоимости │ руб. │

│персоналом и общим│ данные │ исполнении│ каждого │технических средств│ │

│ вопросам │ │функции, их│работника,│ и отчислений на │ │

│ │ │ месячный │ ч │ социальное │ │

│ │ │оклад, руб.│ │ страхование, руб. │ │

│ │ │ │ ├─────────┬─────────┤ │

│ │ │ │ │ до │ после │ │

│ │ │ │ │внедрения│внедрения│ │

├──────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Отбор, │- Гл. спец. │ +3 248 │ +140 │ 42 481 │ 14 711 │ -27 770 │

│тестирование и │- Вед. спец. │ │ │ │ │ │

│первичная оценка │- Вед. спец. (ф)│ │ │ │ │ │

│нанимаемых │+ Вед. спец. (д)│ │ │ │ │ │

│специалистов │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Формирование и │Вед. спец. (д) │ +1 724 │ │ 16 601 │ 15 985 │ -615 │

│поддержание базы │ │ │ │ │ │ │

│данных резерва │ │ │ │ │ │ │

│кадров │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Осуществление │+ Вед. спец. (д)│ +3 248 │ +22 │ 13 702 │ 15 649 │ +1 947 │

│анализа │ │ │ │ │ │ │

│потребности в │ │ │ │ │ │ │

│обучении и повыш. │ │ │ │ │ │ │

│квалификации, │ │ │ │ │ │ │

│определение │ │ │ │ │ │ │

│приоритетных │ │ │ │ │ │ │

│направлений и │ │ │ │ │ │ │

│составление │ │ │ │ │ │ │

│графиков обучения │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Подготовка │Вед. спец. (д) │ +1 724 │ │ 4 684 │ 5 454 │ +770 │

│материалов по │ │ │ │ │ │ │

│привлечению │ │ │ │ │ │ │

│работников к │ │ │ │ │ │ │

│материальной и │ │ │ │ │ │ │

│дисциплинированной│ │ │ │ │ │ │

│ответственности │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Учет личного │Вед. спец. (д) │ +1 724 │ │ 43 940 │ 47 833 │ + 3893 │

│состава │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Ведение │Вед. спец. (д) │ +1 724 │ -200 │ 69 660 │ 67 137 │ -2 523 │

│установленной │ │ │ │ │ │ │

│документации по │ │ │ │ │ │ │

│кадрам │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Составление │Вед. спец. │ +1 724 │ -20 │ 51 534 │ 50 843 │ -690 │

│графиков отпусков,│Вед. спец. (д). │ │ -50 │ │ │ │

│учет использования│Вед. спец. (ф) │ │ │ │ │ │

│работниками │ │ │ │ │ │ │

│отпусков, │ │ │ │ │ │ │

│оформление │ │ │ │ │ │ │

│очередных отпусков│ │ │ │ │ │ │

├──────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Ведение учета │- Гл. спец. │ +1 724 │ -30 │ 20 848 │ 19 043 │ -1 804 │

│замещения штатного│Вед. спец. │ │ +20 │ │ │ │

│расписания │Вед. спец. (д). │ │ -30 │ │ │ │

│ │Вед. спец. (ф) │ │ │ │ │ │

├──────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Формирование и │Вед. спец. (д) │ +1 724 │ │ 22 581 │ 25 466 │ +2 885 │

│ведение банка │ │ │ │ │ │ │

│данных о │ │ │ │ │ │ │

│количественном и │ │ │ │ │ │ │

│качественном │ │ │ │ │ │ │

│составе │ │ │ │ │ │ │

│сотрудников │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Сопровождение │- Вед. спец. │ │ │ 25 870 │ 6 697 │ -19 172 │

│процесса адаптации│- Вед. спец. (ф)│ │ │ │ │ │

│новых сотрудников │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Организация │Рук. упр-ния. │ │ -60 │ 27 394 │ 12 173 │ -15 220 │

│проведения │Гл. спец. │ │ -40 │ │ │ │

│аттестации │+ Вед. спец. (д)│ │ +40 │ │ │ │

│работников, ее │ │ │ │ │ │ │

│методическое и │ │ │ │ │ │ │

│информационное │ │ │ │ │ │ │

│обеспечение, │ │ │ │ │ │ │

│участие в анализе │ │ │ │ │ │ │

│результатов │ │ │ │ │ │ │

│аттестации │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Подготовка │- Вед. спец. (д)│ │ │ 27 394 │ 20 307 │ -7 086 │

│необходимых │ │ │ │ │ │ │

│материалов для │ │ │ │ │ │ │

│рассмотрения на │ │ │ │ │ │ │

│комиссии по │ │ │ │ │ │ │

│установлению │ │ │ │ │ │ │

│выслуги лет │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────┼────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Организация │Рук. управления.│ │ -30 │ 11 620 │ 14 791 │ +3 171 │

│корпоративных │+ Вед. спец. (д)│ │ +20 │ │ │ │

│мероприятий │ │ │ │ │ │ │

│совместно с │ │ │ │ │ │ │

│заинтересованными │ │ │ │ │ │ │

│подразделениями │ │ │ │ │ │ │

│банка │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────┴────────────────┴───────────┴──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Итого: │ 378 309 │ 316 089 │ -62 220 │

└──────────────────────────────────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┘

Условные обозначения: "-" - исчезновение, снижение или уменьшение; "+" - появление, увеличение.

Таким образом, при внедрении интранет-портала банк получит сокращение затрат на осуществление функций отдела кадров - 62 220 руб. в год, а также оптимальное распределение функций между сотрудниками отдела и избавление от излишних функций.

Кроме того, экономическим эффектом в сфере управления можно считать снижение трудоемкости обработки информации, которая определяется по формуле:

Ру = Т x (Зм / Кд x Ч) - Тм x Св, (1)

2

где Т - трудоемкость обработки информации ручным способом, чел. час.;

Зм - среднемесячная заработная плата управленческого работника;

Кд - количество рабочих дней в месяце, дн.;

Ч - количество рабочих часов в день, ч.;

Тм - трудоемкость обработки той же информации на компьютере, чел.-час.;

Св - стоимость одного часа использования компьютера, руб.

В результате внедрения интранет-портала снизятся затраты труда:

1) на подготовку материалов для представления персонала к материальным поощрениям. Данные затраты составляют в общем 186 ч в год экономический эффект будет равен: 186 x 78 = 14 508 руб.;

2) на подготовительную работу по дисциплинарной ответственности: Ру =

2

1,1 x (17 000 / 22 x 8) - 0,4 x 230 = 106 - 92 = 14 руб. в час. В год:

64 x 14 = 896 руб.;

3) на обработку данных о количественном и качественном составе

сотрудников: Ру = 3,4 x (17 000 / 22 x 8) - 1,2 x 230 = 328 - 276 =

2

52 руб. в час. В год: 240 x 52 = 12 480 руб.

Таким образом, Ру = 14 508 + 896 + 12 480 = 27 884 руб.

2

Управленческие решения будут приниматься более эффективно:

Ру = SUM (Т1 - Т2) x Цу, (2)

3

где Т1, Т2 - длительность обоснования, выработки, принятия и реализации решения до и после мероприятий, дн.;

Цу - стоимость одного дня работы работника управления.

Произведем расчет эффективности управленческих решений:

- по премировании сотрудников: Ру = 1 x (10 - 4,5) x 772 = 4246 руб.;

3

- по расстановке кадров: Ру = 3 x (14 - 6) x 772 = 18 528 руб.;

3

- по кадровой политике: Ру = 2 x (13 - 7) x 772 = 9264 руб., итого:

3

Ру = 4246 + 18 528 + 9264 = 32 038 руб.

3

Мы считаем, что за счет внедрения интранет-портала в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО):

- уменьшатся издержки на офисную бумагу, картридж и использование технических средств, т. к. основные документы организации будут носить электронный характер;

- сократятся потери рабочего времени на поиск необходимой документации и т. д.

Рассчитаем показатели экономической эффективности.

1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД), или интегральный экономический эффект (Эинт):

Эинт = ЧДД = Эу1 + Эу2 - SUM Kylt x альфа, (3)

где Эу1 - экономический эффект в сфере управления;

Эу2 - экономический эффект в сфере производства;

SUM Kylt - предпроизводственные затраты в t-м году расчетного периода;

альфа - коэффициент дисконтирования.

Эинт = ЧДД = (62 220 + 27 884 + 32 038) + 10 000 - 350 300 x 0,892 857 = 132 142 - 312 768 = -180 626 руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что в первый год после внедрения интранет-портала единовременные затраты в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО) окупятся на одну треть.

2. Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных доходов к величине капиталовложений и рассчитывается по следующей формуле:

ИД = (1 / Квл) x SUM (Pt - K't) x альфа, (4)

где Квл - сумма дисконтированных капиталовложений, руб.;

Pt - экономические результаты, достигаемые на t-м шаге;

K't - затраты на t-м шаге при условии, что в них не входят капиталовложения, руб.

ИД = (1 / 350 300) x (1 x (132 142 - 312 768) x 0,892 857 + 2 x (132 142 - 50 000) x 0,797 194 + 3 x (132 142 - 50 000) x 0,711 780) = 0,00 000 285 x (-161 273 + 130 966 + 175 401) = 0,00 000 285 x 145 094 = 0,413.

Индекс доходности составит 0,413. Мы считаем это высоким показателем для банковской отрасли.

3. Срок окупаемости (Tок) - минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный экономический эффект становится положительным и в дальнейшем остается неотрицательным. Срок окупаемости определяется исходя из условия:

Tок = min t, при котором SUM (Pt - K't) x альфа = Квл. (5)

Квл = 350 300 руб. 1 x (132 142 - 50 000) x 0,892 857 + 2 x (132 142 - 50 000) x 0,797 194 + 3 x (132 142 - 50 000) x 0,711 780) = 73 341 + 130 966 + 175 401 = 379 708 руб.

Tок = 2 - 2,5 года.

Таким образом, данный проект окупится через два или два с половиной года и в последующем будет приносить доход банку примерно 130 тыс. руб. в год.

Социальная эффективность проекта

Область применения проекта затрагивает социальную сторону организации. Его социальная эффективность проявляется в возможности достижения позитивных, а также избегания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.

К числу позитивных изменений при внедрении интранет-портала в АКБ "Алмазэргиэнбанк" (ОАО) можно отнести следующие по отдельным подсистемам системы управления персоналом.

Подсистема планирования и маркетинга персонала:

- создание условий для реализации и развития индивидуальных способностей работников;

- формирование благоприятного имиджа организации.

Подсистема найма и учета персонала:

- обеспечение внутреннего найма персонала;

- повышение обоснованности кадровых решений по перемещению персонала.

Подсистема условий труда:

- обеспечение персоналу банка надлежащего уровня труда и досуга;

- обеспечение желаемых перемен в социальной среде "Алмазэргиэнбанка".

Подсистема трудовых отношений:

- своевременное выявление проблем в групповых и индивидуальных взаимоотношениях;

- формирование организационной культуры.

Подсистема развития персонала:

- всесторонняя адаптация персонала;

- обеспечение согласованности целей работников и руководства банка при управлении карьерой;

- овладение социокультурными нормами банка.

Подсистема мотивации и стимулирования персонала:

- создание условий для развития личности сотрудников;

- формирование чувства причастности работника к делам банка;

- формирование современной системы мотивации и лояльности сотрудников к банку.

Подсистема социального развития:

- создание благоприятного социально-психологического климата;

- формирование механизма обратной связи с работниками исходя из их желания и нужд;

- создание возможностей для общения вне работы и участия в общественной жизни компании.

Подсистема информационного обеспечения:

- обеспечение информированности работников о происходящих событиях, изменениях, вынесенных распоряжениях в банке;

- повышение качества, оперативности и обоснованности информирования;

- формирование возможности контроля над изменением запросов различных категорий работников и др.

Таким образом, интранет-портал позволяет повысить информирование сотрудников организации; повысить эффективность поиска и подбора сотрудников; повысить уровень удовлетворенности адаптации новых сотрудников и мотивации.

Интранет-портал - это инструмент профессионального обучения, развития и оценки персонала, а также поддержка корпоративной культуры.

Библиография

1. Шабанова А. Внутренний корпоративный сайт как средство информационного обмена в компании // Управление персоналом. 2005. N 15 (121). С. 48.

2. Внутрикорпоративный портал как современный и эффективный инструмент HR-службы // Управление персоналом. 2008. С. 70.

3. albank. ru/история.

А. Михайлова

К. э. н,

доцент

кафедры социологии

и управления персоналом

Финансово-экономического института

Северо-Восточного

федерального университета

им. М. К.Аммосова

Подписано в печать

05.12.2010

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1