Интеллект

Интеллект

В общем виде интеллект это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения "внутри " индивидуума объективной картины происходящего (Холодная).

С психологической точки зрения назначение интеллекта создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объетивными требованиями реальности.

Долгие годы монополия в изучении интеллектуальных возможностей человека принадлежала тестологии.

Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях заговорил Фр. Гальтон. Но он отождествлял интеллект с врожденными психофизиологическими функциями (реакция, чувствительность...).

В 1905 г. А.Бине и Т.Симон в связи с запросами правительства найти способ отличать неспособных детей создали первую серию тестов (30 заданий). "Интеллект правильное суждение, понимание, размышление, которые благодаря своему здравому смыслу и инициативности помогают человеку приспособиться к обстоятельствам жизни ".

IQ = (умственный возраст / хронологический возраст) * 100 %,

где умственный возраст это средний возраст детей, которые решают те же задания, что и испытуемый (то есть, если 6летний ребенок решает задания для 8летних, его умственный возраст равен 8 годам).

Бине и Симон впервые выдвинули идею о влиянии окружающей среды на особенности познавательного развития; однако интеллект в их понятии ограничивался только достигнутым на данный момент уровнем изучаемых особенностей (то есть репродуктивной его стороной).

2 тенденции в развитии представлений об интеллекте:

1) Признание общего фактора интеллекта;

2) Отрицание какоголибо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждение существования множества независимых интеллектуальных способностей.

1) Целостный интеллект

К. Спирмен. Двухфакторная система: general factor (g) есть собственно интеллект сущность которого сводится к индивидуальным различиям в "умственной энергии " (его составляет сумма результатов всех тестовых заданий); фактор s характеризует специфику каждого конкретного задания. Спирмен разграничил уровневые свойства интеллекта: 1 показатели сформированности основных сенсорноперцептивных и вербальных функций и 2 комбинаторные свойства (способность выяснять связи между стимулами).

Несколько позже Дж.Равен продолжил развитие этой идеи, выделив продуктивный интеллект или способность выявлять связи и соотношения, и приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации; и репродуктивный интеллект то есть способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию. Им создан тест "матрицы Равена ".

Р. Кеттелл разделил спирменовский gфактор на 2 компонента: gc кристаллизованный интеллект (репродуктивная способность; результат образования и различных культурных влияний; его функция накопление и организация знаний; определяется тестами на запас слов, чтение, учет социальных норм...) и gt текущий интеллект (продуктивная способность; основа биологические особенности НС; функция быстро и точно обрабатывать информацию, определяется тестами на выявление закономерностей + 3 фактора: визуализация (способность манипулировать образами при решении дивергентных задач), память и скорость.

Ф. Вернон. Фактор g распадается на 2 основных групповых фактора: вербальноцифровойобразовательный и механикопространственныйпрактический.

2) Множественность и независимость интеллектуальных способностей

Л. Терстоун. 7 первичных умственных способностей: факторы: 1 пространственный, 2 восприятие, 3 вычислительный, 4 вербальное понимание, 5 беглость речи, 6 память, 7 логическое рассуждение.

Структурная модель Дж. Гилфорда: 120 узкоспециализированных независимых способностей, определяющихся сочетанием трех групп аспектов: 1 тип операции (познание, оценка...), 2 содержание материала (конкретное, символическое, семантическое, поведенческое...), 3 конечный продукт. Гилфорд отрицал реальность общего интеллекта, хотя в 98 % случаев отдельных способности коррелировали между собой.

А. Ягер: "берлинская модель структуры интеллекта ":

операции (в том числе скорость, память, креативность);

содержание (в том числе вербальное, цифровое, наглядное). Общий интеллект продукт взаимопересечений всех типов операций и всех типов содержаний.

Кризис тестологического подхода к изучению интеллекта: несмотря на мощное методологическое обеспечение изучения интеллектуальных способностей, тестология не смогла породить скольнибудь приемлемую концепцию интеллекта. Кроме того приверженцы взглядов на интеллект как единую структуру пришли к парадоксальному выводу о множестве различных не всегда зависимых друг от друга способностей; а приверженцы идеи множественного интеллекта убедились в наличии общего начала всех проявлений интеллекта. При более внимательном рассмотрении оказывается, что содержание тестов зачастую подменяет понятие интеллекта либо общим уровнем образовательного и культурного развития (к тому же оценка "правильностинеправильности решения заданий зависит от соответствующей культуры), либо способностью к обучению (которая не тождественна на самом деле интеллекту). Кроме того, низкие результаты тестов связаны с тревожностью, агрессивностью, интраверсией; то есть возможна подмена измерения интеллектуальных способностей измерением сформированности индивидуальных механизмов саморегуляции.

В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоциональноволевыми особенностями, социальноэкономическими условиями и т.д.)

Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру:

1. Интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход);

2. Интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход);

3. Интеллект как особая форма человеческой деятельности (процессуальнодеятельностный подход);

4. Интеллект как продукт целенаправленного обучения;

5. Интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход);

6. Интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход);

7. Интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурноуровневый подход);

8. Интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход).

Интеллектуальная одаренность такое состояние индивидуальнопсихических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений; открытостью к любым инновациям...

Дж. Рензулли предлагает модель интеллектуальной одаренности, которая является "местом пересечения " трех факторов:

интеллектуальные способности выше среднего уровня;

креативность;

мотивационная включенность.

Эта и другие модели свидетельствуют о том, что интеллектуальная одаренность исключает ее сведение только к высокой оценке на тестах интеллекта.

Р. Стенберг выделяет 5 критериев интеллектуальной одаренности:

1. Критерий превосходства (тестового);

2. Критерий редкости (нетипичности);

3. Критерий продуктивности;

4. Критерий демонстративности (повторяемости);

5. Критерий ценности (для данной культуры).

источник: azps.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1