Инновационный алгоритм: все возможно, кроме как потеснить глобальных игроков

"top-personal.ru", 2012, N 4

ИННОВАЦИОННЫЙ АЛГОРИТМ: ВСЕ ВОЗМОЖНО, КРОМЕ КАК ПОТЕСНИТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ИГРОКОВ...

Люди постоянно сопротивляются чему-то новому, а потому нововведения всегда будут достаточно щекотливым моментом для большинства предпринимателей. Тем не менее электронную отчетность товарооборота, как пример, внедряли практически все в добровольно-принудительном порядке. Но сделать что-то принудительно практически всегда не означает сделать хорошо. Тем более что очень часто этот принудительный порядок заканчивается не инновацией, а большим ступором. Именно поэтому особое значение следует придавать не столько самой инновации, сколько самому процессу внедрения технической составляющей и так называемой разъяснительной работе.

Одним из самых ярких примеров настоящего рекордсмена по скорости внедрения инноваций, как ни странно, служит Советский Союз: первый космонавт, первый спутник, первый пассажирский сверхзвуковой самолет и многое другое. В Советском Союзе инноваций не боялись никогда, но проводили добровольно-принудительно. И только посредством их из аграрной страна в кратчайшие сроки превратилась в промышленную державу. Причем следует понимать, что это были достаточно непростые шаги, и многие нововведения отнюдь не увенчивались успехом. Так, шутки про кукурузу ходят до сих пор, ведь этот проект однозначно не имел успеха. С развалом Советского Союза инновации замедлились, перед государством стояли совсем другие первостепенные задачи. Как может развиваться страна, которая раздала весь свой бюджет? Со временем с постепенной стабилизацией к нам начал возвращаться инновационный подход. Но даже сейчас уровень развития инноваций в современной России сильно разнится с Советским Союзом. Две эти страны вообще нельзя сравнивать. Сферы внедрения инноваций абсолютно разные, и, кто из них добился больших результатов, судить сложно. К тому же, как гласит последнее заявление премьер-министра, сейчас государство стремится идти по пути развития новых технологий и уходить от сырьевой экономики в процессе выбора одной из высокотехнологичных областей, которой и будут отдаваться приоритеты. Сейчас это необходимо для дальнейшего развития страны, поддержания ее конкурентоспособности на мировой арене. Ведь кроме инноваций как предприятие, так и страна должны внедрять огромное количество новейших технологий, которые на сегодняшний день просто являются требованием времени. Но путать понятия "нововведения" и "инновация", схожие по своей сути, в корне недопустимо и неправильно. Нововведение - очень обширное понятие, которое порой не имеет отношения к инновациям. Инновация же непременно должна качественно отличать тебя от всех остальных. Если обратиться к словарю бизнесмена, там четко написано, что "Инновация (англ. innovation) - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком". Отсюда легко сделать вывод, что вовсе не все нововведения являются инновациями, а только те, которые имеют положительный результат и являются абсолютно новыми не только для тебя, но и для всех окружающих. Если же я внедрил то, что есть у всех остальных, значит, я просто пошел по пути соответствия времени, и к инновациям подобное новшество не имеет никакого отношения.

Так или иначе, внедрение инноваций - это сложный и затратный процесс, в котором руководство компании должно четко представлять, чем именно подобное новшество будет полезно, а также за счет чего и когда оно окупится, что крайне сложно в России ввиду полнейшего отсутствия бизнес-культуры. На сегодняшний день она у нас просто не сформировалась. Вы никогда не задумывались, почему банковские процентные ставки по кредитам в России намного выше европейских? Все просто - из-за отсутствия качественной образовательной базы специалистов и многолетнего опыта успешного функционирования компаний. Как следствие, у нас нет качественных специалистов, которые могут точно оценить бизнес-риски, и нам не с кого брать пример. Нет статистических данных за большой период времени, а опыт другой страны в любом случае применим только частично. В Америке абсолютно другое отношение к жизни и абсолютно другое отношение к предпринимательству. Американцев с детства учат обращаться с деньгами и уметь их зарабатывать, в то время как в России до недавнего времени считалось неприличным в принципе говорить о деньгах. Ну посудите сами: как ты должен зарабатывать деньги, если всю жизнь тебя учат, что деньги - это зло? Такая же ситуация происходит и с бизнесменами: у нас общество считает, что бизнесмены - это ворье, тогда как в Америке это герои, которые тянут экономику. Так, мы действительно можем утверждать, что на сегодняшний день в России бизнес-культура находится только в зачаточном состоянии. И это абсолютно нормальный этап ее формирования для государства, где предпринимательство активно развивается всего 20 лет. У нас нет опыта, к тому же мы до сих пор считаем, что со всеми легче договориться. Я приведу простой пример с всемирно известным брендом Virgin, который просто задавили и не дали выйти на рынок, когда компания решила выпустить свой аналог всемирно известной колы, создав конкуренцию Pepsi и Coca-Cola. Как заявляет сам Ричард Чарльз Николас Брэнсон, основатель корпорации Virgin Group: "Virgin Cola - моя любимая неудача. Я вывел танк на Таймс-Сквер, а еще создал для напитка неприличную бутылку с формами Памелы Андерсон. Этот бизнес научил меня тому, что не стоит недооценивать мощь ведущих мировых производителей. Тогда я думал, что все огромные доминирующие компании вялые и неповоротливые. Я больше не повторю эту ошибку". Со всем своим многомиллиардным бюджетом Virgin так и не смогла выйти на рынок. И это яркий показатель жесточайшей конкуренции. В Америке никто ни с кем не договаривается. Там есть крупнейшие лидеры, но это отнюдь не договоренность и не молчаливое признание, а честное верховенство лидера, которого никто так и не может подвинуть. У нас же все именно "договорились". На определенном этапе большинство современных лидеров обладало огромным количеством ресурсов, что явилось не результатом конкурентной борьбы или же верно выбранной стратегии развития, а именно договоренностью отдельной группы бизнесменов и власти. Свое начало это берет еще с 90-х: те, кто договорился, сейчас работают, а те, кто нет, были вынуждены сворачивать свой бизнес. Да, есть 15 парикмахерских в одном дворе и 15 зубных клиник, которые конкурируют между собой, но в то же время есть Газпром, который не конкурирует ни с кем. И если мы вернемся к Америке, высокая конкуренция свидетельствует ни о чем другом, как о высокоразвитой бизнес-культуре. Потому как она заключается именно в более чистом и прозрачном функционировании большинства компаний и государственных структур, является частью культуры общества в целом и культуры ведения бизнеса в частности. Государство должно способствовать формированию бизнес-культуры и создавать условия для внедрения инновации. В нашей стране есть два основных аспекта, мешающих развитию честного бизнеса, - это чиновничий аппарат, включая взятки и законодательство, плюс отношение самого общества к бизнесу. При этом большой вопрос: что хуже? Неправильно тем не менее будет утверждать, что в нашей стране что-то невозможно, это неправда. Возможно все и для всех. Но у нас все значительное сложнее, чем в Америке, и, затратив одинаковое количество усилий в Европе и Америке, ты получишь куда большую отдачу, нежели в России. Вдобавок у нас есть устоявшееся отношение социума к деятельности предпринимателей и ее результатам, также в крайней степени отличающее нас от США и стран Евросоюза. В случае если в России ты что-то потеряешь, уже не вернешь, а если и вернешь, то это будет крайне сложно как с финансовой, так и с социальной точки зрения. В Америке же, если ты открыл бизнес и у тебя ничего не вышло - это не беда. Практически каждый американец за свою жизнь что-то попробовал и потерпел неудачу, и это нормально. Намного страшнее для Америки, если ты будешь просто пассивным, даже при наличии огромного капитала. Есть также и другие модели, например в Европе, где огромное количество людей живет на пособие и все считают их нормальными членами общества. Но мы не в Америке и даже не в Евросоюзе... В России мнение совсем другое: деньги не являются основополагающими в формировании мнения о человеке, но в случае, если они у тебя были и ты их потерял, ты однозначно становишься лузером. И это один из двух наиболее главных факторов, влияющих на развитие и формирование частного сектора в России, социальный аспект. Второй - государственный. Не страшно даже то, что государство не создает условий для ведения бизнеса, но пусть тогда оно хотя бы не мешает его развитию. Все знают, что, если ты приезжаешь в Европу и вкладываешь в свой бизнес 30 тыс. евро (сама по себе сумма некрупная), государство автоматически освобождает тебя от выплаты налогов на двухлетний срок. Причем абсолютно понятно, за это время ты можешь развить свой бизнес до такого уровня, что деньги государству вернутся сполна и те налоги, которые ты начнешь платить со своего уже развившегося бизнеса, будут несоизмеримы с теми крохами, которые ты мог бы выплачивать в течение этих двух лет становления. А что у нас? Программа госпомощи под 27% годовых?! Где малый бизнес может взять 27% годовых? Где? И что, по-вашему это помощь? Плюс для того, чтобы вести кредиты, тебе понадобится нанять еще одного бухгалтера, и к 27% процентам прибавится кругленькая сумма. В итоге это что угодно, но вовсе не программа госпомощи! И это современные реалии развития бизнеса в России на сегодняшний день... А потому говорить об инновациях действительно сложно. Долгосрочным проектам большинство предпринимателей предпочитает быстрые деньги. Когда в короткий срок ты можешь заработать сверхприбыли, зачем в принципе заниматься инновациями? К тому же с большой долей вероятности рассчитать процент бизнес-рисков, которые появятся при нововведении, как ни крути, ты сможешь только с высокой погрешностью. А потому любая инновация в России на самом деле очень большой риск для любого предприятия. Тем не менее бизнес всегда нуждается в инновациях. Их необходимо внедрять для поддержания конкурентоспособности собственной компании, улучшения качества продукции и экономии. Одной из основополагающих бизнеса является также и коллектив, поэтому еще одна функция инновационных подходов - это улучшение и упрощение работы сотрудников, увеличение их производительности, а также повышение уровня компании как работодателя, предлагающего лучшие условия.

Если же говорить языком бизнеса, внедрение инновации происходит для достижения конечной цели, а именно увеличения прибыли. Но между тем не стоит забывать, что бизнес всегда социально ответственен. Ведь именно социальная ответственность каждого предприятия влияет сразу на два вышеописанных пункта, обеспечивающих развитие бизнеса как такового: государственный и социальный. Для улучшения своего существования в окружающей среде и игры на территории всегда нужно быть социально активным. Еще один достаточно важный аспект развития технологий - морально-нравственный. Глупо не обращать внимания на то, что с приходом смартфонов, ноутбуков и социальных сетей у нас стало теряться живое общение; с приходом фаст-фуда мы все больше забываем вкус натуральных продуктов и т. д. Ввиду этого позиций и взглядов на прогресс технологий, движущийся со все большей скоростью, существует огромное количество - кто-то считает, что это плюс, кто-то - что минус, кто-то так и вовсе боится восстания машин. Но я считаю, что развитие технологий - это здорово! Мне нравится, когда люди довольны, и моя личная социальная миссия состоит в том, чтобы сделать их более довольными и счастливыми. Инновации двигают прогресс, а я хочу, чтобы этот мир двигался дальше. Мне, например, не нравится существовать в пещере, разводить огонь и охотиться на мамонтов, а потом, приходя в пещеру, вместо опрятной женщины видеть какую-то потасканную девчонку с гнилыми зубами. Поэтому я считаю, что прогресс - это хорошо. Да, я согласен, что человечество нуждается отнюдь не во всех придуманных им технологиях, и лучше было бы, если б каких-то открытий мы так и не сделали, но это абсолютно не значит, что прогресс не следует развивать. Ведь самое главное во все времена и на любом этапе развития технологий и общества - это душевное равновесие. И исходя из него, выбор человек всегда делает самостоятельно: в каких инновациях он нуждается, а какие ему следует исключить. Поэтому у меня нет страха. Я не боюсь улучшать качество жизни. И не боюсь развивать компанию и увеличивать прибыль. Ведь основной обязанностью человека является обязанность действовать и идти вперед.

Кроме восстания машин, при проведении инноваций предпринимателю всегда следует готовиться к двум основным и самым серьезным трудностям. Во-первых, внедрение инноваций - это достаточно дорогостоящий процесс. И кроме, к примеру, закупки и установки необходимого оборудования, достаточное количество средств уйдет на обучение персонала. При этом обучать персонал всегда следует на достаточно хорошем уровне, чтобы производить качественную продукцию, а не допускать, чтобы сотрудники обучались на ходу. Поэтому в любом случае любое новшество влечет за собой крупные финансовые вложения, и следует быть готовым к тому, что не все может пойти по плану. Худший вариант развития - это ошибочный путь. Поскольку инновации всегда подразумевают что-то новое, сложности возникнут, как и в преодолении любого нового пути. Но вы в любом случае получите опыт, даже если опыт будет отрицательным, он не перестанет быть полезным. Но опыт - это не все, что необходимо для бизнеса, поэтому перво-наперво следует просчитать и постараться исключить все возможные риски, чтобы овчинка стоила выделки. Это основное. Вторая проблема - сопротивление персонала. Потому важно понимать, что инновация станет для сотрудника интересной, когда он поймет, что от этого ему будет проще работать, он станет тратить меньше времени на работу, а заработная плата сотрудника возрастет. Поэтому единственный путь устранения сопротивления - объективное разъяснение и диалог с сотрудниками. К тому же в любом коллективе есть лидеры, исполнители и творческие вдохновители, и грамотный руководитель всегда знает, какую роль в коллективе играет каждый из сотрудников. В случае внедрения чего-то нового опираться всегда следует на лидеров. Ведь если инновацию примут они, можно считать, что дело сделано. Сначала ты вербуешь основных, учитывая их личностные характеристики, посредством "проведения целенаправленных мероприятий с каждым отдельно выделенным объектом", а затем по цепочке они распространяют эту мысль по всему коллективу. Еще раз подчеркну, что инновации должны быть вовсе не принудительны, а именно разумны и целенаправленны и проводиться исключительно мирным путем. Если же сотрудников приходится наказывать, вполне заслуженно признать это и своей ошибкой в том числе. Ведь грамотный руководитель должен уметь договориться с каждым, дать правильную установку и сформулировать задачу к выполнению. В противном случае о каких инновациях может идти речь?

О. Тугаров

Основатель,

генеральный директор

ООО Media Boutigue

Беседовала

А. Саяпина

Подписано в печать

07.02.2012

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1