Инновационной модернизации строительства - инновационный персонал

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 2

ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ

Статья посвящена проблемам подготовки в вузе высококвалифицированных специалистов - менеджеров, способных осуществлять ускоренную модернизацию строительства, его интенсивное инновационное развитие.

Основные задачи и проблемы инновационного развития

строительной отрасли

Капитальное строительство является катализатором развития экономики, и его инновационное совершенствование в значительной степени определяет ее успешность. Сегодня строительное дело переживает последствия затянувшихся рыночных преобразований и мирового финансово-экономического кризиса, от чего испытывает большие трудности. Они составляют ряд проблем прошлых и современных периодов. Это и устаревшие производственные фонды, и отсутствие инвестиционных средств на развитие производственной базы, и недостаток квалифицированных кадров, и проблемы с нормативно-технической базой, и многое другое.

Все вышеперечисленное сказывается на качестве продукции, обусловливает низкую производительность труда, медленное снижение затрат ручного труда и рост себестоимости, сдерживает реализацию современных достижений НТП и социально-экономическое развитие коллективов.

Решение этих проблем должно осуществляться не только на уровне самих строительных организаций, но и на уровнях органов региональной и федеральной власти. Реализация программ инновационной модернизации экономики, социально-экономического развития страны, ее подготовки к вступлению в ВТО и осуществлению интеграции в мировой рынок требуют ускорения кардинального совершенствования управления строительством на всех уровнях.

Ключевая роль персонала в инновационных процессах

Совершенствование управления инновационным производством в строительстве базируется на решении двух основных блоков задач - развитии систем управления персоналом организаций и модернизации их производственной базы.

Персонал строительных организаций в инновационных процессах должен выполнять ключевую функцию - за счет воспроизводства существенно возрастающего и прогрессивно использующегося творческого профессионального уровня труда создавать конкретную конкурентоспособную инновационную продукцию. Инновационное развитие персонала состоит в системном наращивании современных знаний и умений и повышении эффективности их использования.

Эти процессы необходимо интенсифицировать, прежде всего, в образовательных учреждениях, а также в научных, проектных, строительных, заводских организациях. При этом особое внимание требуется уделять современному развитию систем управления персоналом в крупных и средних региональных проектно-строительных фирмах, которые располагают более существенными инновационными возможностями и ресурсным обеспечением для обучения и переподготовки персонала.

Развитие человеческого фактора в организации сопряжено, как известно, с развитием творческого отношения работников к труду, совершенствованием системы социальных, психологических, производственных, научно-технических, экономических и других условий их деятельности. Оно должно осуществляться на системной основе и начинаться с разработки соответствующей программы, предусматривающей комплекс мер по развитию персонала организации на определенный период, обеспечивающих реальное ускорение достижения ею стратегических инновационных целей деятельности.

Важнейшая роль персонала проектно-строительно-монтажных организаций в системе ускорения их инновационного развития должна быть обеспечена специальным комплексом мер и программ в рамках деятельности управляющей и управляемой подсистем, которые отражены в табл. 1. Осуществление таких программ необходимо проводить в тесном сотрудничестве с инновационно-инжиниринговыми, внедренческими и информационно-консультационными фирмами.

Таблица 1

Роль персонала проектно-строительно-монтажных организаций

в системе ускорения их инновационного развития

Принципы,
концепции системы

Характеристики
системы

Функции и роль персонала в рамках
подсистем

управляющей

управляемой

1

2

3

4

1. Ориентация на
наступательную
инновационную
организационно -
техническую
политику,
учитывающую
запросы рынка,
альтернативы и
последствия ее
реализации

Определение и
установление
стратегии "прорыва"
в технологическом
совершенствовании
производства,
целей, задач и
функций кадровой
службы, необходимых
ресурсов,
обеспечивающих их
реализацию;
создание обучающей
организации

Формирование
организационных
структур, подбор и
обучение персонала
по
профессионально -
квалифицированным
качествам,
удовлетворяющих
стратегии
"подрыва";
формирование
системы управления
персоналом,
ориентированной на
стратегию
наращивания
инновационного
потенциала;
разъяснения целей
и условий
персоналу

Активное
совершенствование
и развитие
персонала и всего
коллектива,
нацеленные на
достижение
стратегических
целей; поиск и
разработка идей и
проектов, имеющих
инновационную
ценность

2. Системный
подход

Наличие комплексных
планов
инновационного
развития
организации и более
полного
использования
имеющихся резервов
производственной
системы; разработка
технико -
экономических
оснований и
проектной
документации
инновационных
проектов,
стандартов,
инструкций и
положений их
реализации; наличие
механизмов оценок
эффективности
инновационной
деятельности
(показателей
критериев) и
мотивирования
творчества

Комплексное
сопровождение
выполнения
установленных
заданий, их
регулировка и
контроль
исполнения;
создание условий
ускорения
социально -
экономического
развития
организации,
улучшение
организации и
управления
персоналом;
участие работников
в
управлении

Эффективное
использование
всех форм
обучения и
повышения
квалификации
работников;
выполнение
конкретных планов
разработки и
реализации
проектов и
строительно -
монтажных работ
инновационного
производства

3. Постоянное
совершенствование

Непрерывное
создание,
разработка и
реализация
интеллектуальных
моделей и других
методов активации
идей и проектов
эвристической
деятельности,
направленных на
повышение
эффективности и
качества проектных
и строительно -
монтажных работ

Обеспечение
условий для
непрерывного
повышения уровня
интеллектуальной
деятельности
персонала и
активизация этих
процессов;
совершенствование
информационного
обеспечения;
сокращение
непроизводственных
затрат времени;
мониторинг
эффективности

Улучшение
трудовых
процессов,
методов труда, в
т. ч.
саморазвитие;
непрерывность
восприятия,
улучшающего
воздействие
управляющей
подсистемы;
развитие у
работников
инициативы и
ответственности

4. Лидерство при
высокой
организационной
культуре

Инициирование
разработок
проектов,
осуществление видов
работ на высоком,
конкурентоспособном
уровне и
наращивание их
объемов и
качественных
характеристик,
обеспечивающих
достижение
инновационных
целей.
Ответственность
руководителя

Создание
соответствующей
социально -
психологической
обстановки и
достаточных
стимулов;
улучшение трудовых
отношений

Адекватное
восприятие
коллективом
действий
руководства,
эффективная их
адаптация и
реализация;
групповая
ответственность
трудового
коллектива

5. Инновационное
предвидение

Наличие в
структурах
маркетинговой
службы и управление
научно-техническим
прогрессом
специалистов,
прогнозирующих
возможные варианты
инновационных
проектов и идей, а
также
разрабатывающих
перспективные
стратегии развития
организации

Создание
социально -
экономических
условий персоналу,
способствующих
постоянному
наращиванию поиска
и оценки
перспективных идей
и проектов для
инновационной
деятельности

Постоянный поиск
принципиально
новых идей и
проектов
инновационного
характера, оценка
их реальности и
перспективности

6. Инновационные
стратегии

Ориентация
технической
политики на
достижение
неординарных и
сложных целей, на
принципиально новые
подходы и решения,
имеющие
вероятностный
конечный успех и
риск неудачи;
исключения из
практики
традиционных
методов контроля
работы персонала

Обеспечение поиска
идей,
осуществление
разработок и
выполнение работ
необходимыми
средствами и
ресурсами,
несмотря на
возможные риски;
создание
специального
инновационного
подразделения,
отделенного от
традиционного
управления
персоналом

Концентрация
интеллектуального
потенциала на
поиске
принципиально
новых идей и
проектов,
несмотря на
сложности и
трудности

Подготовка кадров для инновационного строительства в вузах

Руководство многих вузов страны, обеспечивая инновационное приращение творческого потенциала инженерного корпуса строителей - своих выпускников, способствует формированию основы их качественного профессионального, научно-технического роста.

Это генеральное направление современного образования, в свою очередь, должно способствовать созданию в каждом подразделении, избравшем путь инновационной модернизации, инновационных бригад, участков, цехов, отделов, а также разработке и реализации в них соответствующих стандартов деятельности, проектов, программ, продуктов и выделению на эти цели (в первоочередном порядке) необходимого ресурсного обеспечения.

Рост удельного веса инновационной продукции в производстве и реализации должен стать основным показателем успешности модернизации экономики на всех уровнях управления. А необходимый рост инновационного потенциала персонала - главным фактором достижения стратегических целей деятельности.

Достижение данных целей требует улучшения деятельности образовательных учреждений - корректировки образовательных программ в направлении формирования у учащихся интереса и стремления к участию в инновационном производстве, углублению своих знаний за счет самостоятельного изучения ряда тем, а также совершенствования принципов организации учебного процесса. Отчасти это связано с тем, что отечественная система образования не принимает во внимание склонность выпускников к инновациям, так необходимую в современной деятельности, а проводимое реформирование ее основ осуществляется не на фундаментальных началах.

Следует отметить, что недостатки в осуществлении процессов обучения нередко связаны не только с деятельностью профессорско-преподавательского состава, но и с условиями его взаимодействия с макросредой на региональном уровне, которые также требуют улучшения.

Эти вопросы нередко обсуждаются на заседаниях кафедр, научно-технических советов и других мероприятиях. Однако кардинальных улучшений в данном направлении пока не достигнуто, а перевод вузов на инновационный путь развития требует эффективных скоординированных мер и действий на всех уровнях управления, новых инновационных подходов к обучению специалистов, базирующихся на долгосрочной, устойчивой стратегии регионального развития на основе научно-технического прогресса (НТП). Это тем более важно, если учесть, что в региональной стратегии ускоренного инновационного развития производства качество рабочей силы является многомерной концепцией, охватывающей все функции и виды деятельности человека - от дошкольной подготовки до отраслевой науки, включая его воспитание, обучение, работу, качество жизни, а также условия и оснащение труда.

То есть кардинальное совершенствование управления строительной отраслью на основе НТП вызывает необходимость готовить в вузе не только высококвалифицированных специалистов - менеджеров, а лидеров, способных осуществлять ускоренную модернизацию строительства, его интенсивное инновационное развитие.

Современному капитальному строительству нужны лидеры, сочетающие в себе основные лидерские качества с отличной профессиональной подготовкой, способные умело решать вопросы научно-технического и социально-экономического характеров, владеющие современными методами управления. Их деятельность должна быть направлена на реализацию основополагающих принципов: постоянного обучения и самосовершенствования, повышения своей интеллектуальной нагрузки и готовности к позитивным изменениям, более полного использования имеющихся возможностей и резервов производственных систем, а также приобретения новых знаний и опыта. Все это свидетельствует о том, что назрела настоятельная необходимость создания в вузах новых обучающих систем, процессов и механизмов управленческой деятельности, способствующих существенному приращению у обучающихся современных знаний, умений, ценностей, навыков, отвечающих запросам рынка.

Не останавливаясь на банальной проблеме недостатка нормального жилья и низкой заработной платы преподавателей и стипендий студентов, являющихся важнейшими факторами развития их инновационного потенциала, прежде всего следует отметить назревшую необходимость существенного улучшения образовательной деятельности в направлении организации и технологий обучения.

Одним из важных элементов совершенствования учебного процесса является необходимость обеспечения информационной доступности как преподавателей, так и студентов. Новые образовательные стандарты двухуровневой системы обучения требуют увеличить информационную доступность на порядок, а значит, увеличить численность персонала, обслуживающего информационно-вычислительную технику, расширить производственные и учебные помещения, приобрести необходимое оборудование, программные средства и т. п.

Инновационное производство основывается, как известно, на творческой составляющей трудовых процессов. Творческая активность персонала теперь становится главным фактором повышения конкурентоспособности продукции. Поэтому руководству вуза при подготовке кадров для инновационной экономики следует более активно решать вопросы изучения и использования прогрессивного опыта, методологизации творческого труда, способствующего созданию прогрессивных продуктов, и применению современных подходов к повышению его результативности.

Новые требования к интеллектуальному, образовательному, профессиональному уровню специалистов, необходимые для создания конкурентных преимуществ деятельности строительных организаций, нужны уже на этапе их подготовки в вузе как от преподавателей, так и от студентов более широкого участия в проводимых в стране и за рубежом научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, расширения и улучшения их взаимодействий и сотрудничества с отечественными и зарубежными научно-исследовательскими, проектно-строительными, заводскими организациями, а также рынками и потребителями услуг отрасли. В связи с этим возникает потребность в дополнительных материальных средствах вуза, связанных с адаптацией вузовского сообщества к инновационно меняющейся внешней среде, включая командировочные расходы, защиту диссертационных исследований, публикации, оплату за услуги сторонним организациям и т. п.

Формы научно-технического партнерства

Государственные, частные, муниципальные и другие структуры образования разных уровней, осуществляя ряд мер по очередному реформированию, слабо увязывают свою деятельность с необходимыми конкретными потребностями отраслей и регионов. Программы развития образования, как правило, не сбалансированы ни по количественным, ни по качественным характеристикам и порождают тем самым одновременно как невостребованность, так и дефицит специалистов.

Кроме того, многие как высшие, так и средние специальные учебные заведения, не имея собственной современной технической базы, при этом оторваны и от возможности использовать в обучении имеющуюся технику и оборудование на предприятиях региона.

Следует иметь в виду, что модернизация технологического оснащения даже крупных строительных организаций - проблема с весьма рискованным и отдаленным результатом, что, безусловно, выступает сдерживающим фактором в обновлении производственного парка.

Отечественный подход к этим процессам, осуществляемый, например, по типу "Сколкова", подтверждает эту мысль и приводит к выводу, что модернизация инвестиционного строительного комплекса должна осуществляться по специально разработанной государственной программе "mini Сколково" в региональном и отраслевом масштабах. Конечно, научно-производственные комплексы типа "mini Сколково" не могут в одночасье появиться во всех регионах и удовлетворить потребности в современных специалистах. Однако время не ждет и требуется изыскивать пути и меры в каждом районе, в каждой организации.

Согласно пословице "нельзя научить звонить в колокол, только глядя на него", следует изыскивать возможности, например, в аренде средств новой техники за рубежом, в расширении стажировок преподавателей и студентов на производстве и в обучении в лучших фирмах, в выделении льгот по кредитам банков для инвестирования в разработку и внедрение НТП, развитие строительной индустрии, совершенствование материально-технической базы отрасли.

Нельзя забывать также о необходимости расширения и укрепления наших традиционных форм научно-технического партнерства по реализации совместных учебно-производственных программ, семинаров, конкурсов и т. п. Эти вопросы требуют не только материальной поддержки региональных властей, но их организационного участия.

На прогрессивных зарубежных фирмах эффективно развиваются методы строительства на базе трехмерных виртуальных моделей, проектных подходов, создания крупных общестроительных, проектно-строительных и специализированных фирм. Подобной практики у нас пока недостает. Здесь также требуется поддержка региональной власти.

Новые персонал-технологии в инновационной политике

Отечественный и зарубежный опыт подсказывает, что инновации внутри организаций не создаются сами собой. Процессы инновационной деятельности требует эффективного управления, направленного на выработку и реализацию эффективных организационно-управленческих структур, содействующих достижению синергетического эффекта, и соответствующей инновационной политики, которые оказывают мощное воздействие на повышение конкурентоспособности производимой продукции.

Инновационная политика - фундамент построения общей стратегии любой компании и базовая основа для разработки процессной и сетевой стратегии, маркетинговой и научно-технической политики. Основная ее цель - добиться, чтобы управление организацией, осуществляя адаптацию производства к новым условиям его функционирования и развития и применяя новые методы воздействия на трудовые коллективы, обеспечивало бы на всех уровнях экономической деятельности формирование высокой компетентности и новых отношений работников.

Среди новых методов управления персоналом в настоящее время следует назвать: метод управления знаниями, программы повышения качества трудовой жизни работников, развития мягкого лидерства, интегральные программы повышения результативности и многое другое. Инновационное развитие строительного производства также требует использования современных методов и моделей управления: управление по целям, управление по результатам, рамочное управление, управление на основе делегирования, партисипативное управление и др.

Словарь управления персоналом. Партисипативное управление - управление, направленное на раскрепощение творческой активности работника, создание простора для индивидуальных достижений талантливых людей; обеспечивает необходимое интегрирование оценочных усилий на единое коллективное действие, вовлечение сотрудников в управление организацией, решение проблем. Это направление получило распространение в США в 1950 - 1960 гг. Наглядным примером являются кружки качества, широко используемые в управлении.

В то же время согласно учебным планам мы уделяем мало внимания в учебных процессах этим темам и формированию у студентов новых профессиональных качеств - инженерного творчества, интереса и их способностей к достижению определенных профессиональных целей, к преодолению своих недостатков, включая, например, довольно распространенную в студенческой среде невысокую успеваемость.

Новыми документами по двухуровневому образованию планируется больше времени отводить на работу по формированию у студентов понятий об анализе, оценке и самооценке своего профессионального уровня, о карьерном росте, личном вкладе в достижение целей деятельности и т. п.

От вузов требуется: консолидация всего профессорско-преподавательского коллектива на значимые результаты, новые формы занятий, появление в учебных программах новых предметов и тем, увеличение времени на индивидуальную работу со студентами, на самостоятельную их учебу и творчество, на совершенствование методов, технологий производства, создание новых продуктов (конструкций, материалов, технологий и др.), образующих инновационный потенциал. Эти меры должны быть предусмотрены учебными планами, обеспечены соответствующими ресурсами.

Для обеспечения рынка труда востребованными специалистами следует пересмотреть порядок выпуска высшими учебными заведениями специалистов с посредственными знаниями, удельный вес которых в общем объеме обучающихся достаточно высок. Конкурентоспособному производству нужны конкурентоспособные специалисты.

На пути к саморазвивающейся

инвестиционно-инновационной организации

Важным элементом перевода проектно-строительных комплексов на инновационные технологии является модернизация их организационно- управленческих структур. Главной особенностью этих процессов, как правило, становится создание специализированных подразделений, цехов, участков, бригад, конструкторских групп и т. п. Проводя научные изыскания, опытно-конструкторские, заводские или строительно-монтажные работы, такие коллективы требуют концентрации ресурсов (на приоритетных проектах) и имеют возможность создавать непрерывное инновационное производство. Это вызывает необходимость укрупнения многочисленных разобщенных организаций в единую организацию: инвестиционно-инновационную, саморазвивающуюся, строительно-финансовую, например холдингового типа.

Гипотетическую структуру управления региональной саморазвивающейся инвестиционно-инновационной строительной-финансовой компанией приводим на рис. 1.

Структура управления региональной

инвестиционно-инновационной саморазвивающейся

строительно-финансовой организацией "Орелстройпрогресс"

┌───────────┐

┌───────────────┤ Президент ├───────────────┐

┌───────────┴─────┐ └─────┬─────┘ ┌─────┴─────┐

│Юридический отдел│ │ │Секретариат│

└─────────────────┘ │ └───────────┘

┌────────────────┬───────────┼─────────────────────┬─────────────────┐

┌─────────────┴─────────────┐ │ ┌─────────┴──────────────────┐ │┌────────────────┴─────────────┐

│ Вице-президент по научно - │ │ │Вице-президент по экономике,│ ││ Вице-президент по социальному│

│ техническому и │ │ │ финансам, планированию, │ ││ развитию ├──┐

┌──┤ внешнеэкономическому │ │ │ контрактации и маркетингу │ │└──────────────────────────────┘ │

│ │ сотрудничеству │ │ └───────────┬────────────────┘ │ │

│ └───────────────────────────┘ │ │ │ │

│┌────────────────────┐ ┌────────┴────────────┐│ ┌────────────────┴─────────────┐ ┌────────────────┐│

││ Научно - │ │ Вице-президент по ││ │Вице-президент по производству│ │ Отдел кадров и ├┤

├┤ исследовательский │ │ производству ││ │ строительных конструкций, │ │ обучения ││

││ отдел │ ┌┤проектно-строительных││ │ материалов и материально - │ └────────────────┘│

│└────────────────────┘ ││ и ремонтных работ ││ │ техническому обеспечению и │ ┌────────────────┐│

│┌────────────────────┐ │└─────────────────────┘│ │ комплектации │ │ Отдел развития ├┤

├┤ Информационно - │ │ ┌────────────────┐ │ └──────────────┬───────────────┘ │ персонала ││

││вычислительный центр│ │ │ Проектно - │ │┌──────────────┐ │┌────────────────┐└────────────────┘│

│└────────────────────┘ ├─┤ конструкторское│ ││ Финансово - │ ├┤ Отдел │┌────────────────┐│

│┌────────────────────┐ │ │ бюро │ ├┤ экономический│ ││ промышленного ││ Отдел по ││

││ Отдел │ │ └────────────────┘ ││ отдел │ ││ производства ││ эксплуатации ├┤

├┤ стандартизации и │ │ ┌────────────────┐ │└──────────────┘ │└────────────────┘│ жилья, объектов││

││ патентоведения │ │ │Производственно-│ │┌──────────────┐ │┌────────────────┐└────────────────┘│

│└────────────────────┘ ├─┤ технический │ ├┤Плановый отдел│ ├┤ Отдел логистики│┌────────────────┐│

│┌────────────────────┐ │ │ отдел │ │└──────────────┘ │└────────────────┘│ Учебные пункты ├┤

││ Отдел │ │ └────────────────┘ │┌──────────────┐ │┌────────────────┐└────────────────┘│

├┤внешнеэкономического│ │ ┌────────────────┐ ├┤ Бухгалтерия │ ││ Управление │┌────────────────┐│

││ сотрудничества │ │ │ Отдел главного │ │└──────────────┘ ││ материального ││ Спортивно - ││

│└────────────────────┘ ├─┤ механика и │ │┌──────────────┐ ├┤ обеспечения и ││ оздоровительные├┤

│┌────────────────────┐ │ │ энергетика │ ││ Сметно - │ ││производственно-││ базы ││

││ Отдел опытно - │ │ └────────────────┘ ├┤ договорной │ ││технологической │└────────────────┘│

├┤ конструкторских │ │ ┌────────────────┐ ││ отдел │ ││ комплектации │┌────────────────┐│

││ работ │ │ │ Группа │ │└──────────────┘ │└────────────────┘│Административно-││

│└────────────────────┘ ├─┤ обеспечения │ │┌──────────────┐ │┌────────────────┐│ хозяйственный ├┤

│┌────────────────────┐ │ │ безопасности │ ├┤ Отдел │ ││ Заводы по ││ отдел ││

├┤ Экспериментальные │ │ │ работ │ ││ маркетинга │ ││ производству │└────────────────┘│

││ мастерские │ │ └────────────────┘ │└──────────────┘ ├┤ стальных, │┌────────────────┐│

│└────────────────────┘ │ ┌────────────────┐ │┌──────────────┐ ││ железобетонных,││ Канцелярия ├┤

│┌────────────────────┐ ├─┤ Диспетчерский │ ├┤Инвестиционный│ ││деревянных и др.│└────────────────┘│

├┤ Рекламное бюро │ │ │ отдел │ ││ отдел │ ││ конструкций │┌────────────────┐│

│└────────────────────┘ │ └────────────────┘ │└──────────────┘ │└────────────────┘│ Отдел ││

│┌────────────────────┐ │ ┌────────────────┐ │┌──────────────┐ │┌────────────────┐│внутрифирменного├┘

├┤ Техническая │ ├─┤ Строительная │ └┤ Отделение │ ││ Заводы по ││ обслуживания │

││ библиотека │ │ │ лаборатория │ │ банка │ ├┤ производству │└────────────────┘

│└────────────────────┘ │ └────────────────┘ └──────────────┘ ││ материалов и │

│┌────────────────────┐ │ ┌────────────────┐ ││ изделий │

└┤ Технический архив │ │ │ Отдел │ │└────────────────┘

└────────────────────┘ ├─┤ технического │ │┌────────────────┐

│ │ контроля и │ ││ Цехи, полигоны,│

│ │ сертификации │ ││ карьеры, │

│ └────────────────┘ ││ мастерские по │

│ ┌────────────────┐ └┤ изготовлению │

├─┤ Отдел труда и │ │ мелкосерийных │

│ │ зарплаты │ │ элементов, │

│ └────────────────┘ │ подготовке │

├───────────────┐ │ местных │

├────────┐ │ │ материалов, │

│┌┬┬┐ ┌┬┼┐ ┌──┴─┬┐ │ ремонту │

└┤│││ ││││ │ ││ │ оборудования и │

└┴┴┘ └┴┴┘ └────┴┘ │ т. п. │

Проектно-строительно - └────────────────┘

монтажные организации,

предприятия механизации

работ, автотранспорта и

ремонта техники

Рис. 1

Одним из важных факторов, содействующих эффективной инновационной модернизации производства, является развитие отечественной культуры в самом широком смысле этого понятия. Немало серьезных претензий постоянно высказывается к средствам массовой информации, особенно к ряду программ телевидения, многим изданиям периодической печати. Под лозунгом свободы и демократии там сплошь и рядом культивируются пошлость, насилие, безнравственность, дикий криминал и т. п. и выхолащиваются принципы и нормы здорового гражданского общества.

Вуз участвует в решении этой проблемы и задает определенный импульс "оздоровления" в своей сфере. Вместе с тем многие примеры поведения студентов показывают, что мы не всегда эффективно с подобными проявлениями боремся. Ведь, например, опоздание на занятие или их пропуск (без уважительных причин), небрежность в одежде, грубость и плохие привычки студентов - эти частые случаи поведения остаются порой без должной оценки.

А ведь это не мелочи, это признаки упущения воспитателей в формировании сознания молодых специалистов, будущих руководителей. И хотя в дипломах нет оценок по поведению, тем не менее мы часто не полно учитываем и отражаем там истинное достоинство выпускников, заботимся об их будущем. Что уж говорить об оценках их инженерного творчества, компетентности, конкурентоспособности и т. п.

Нам представляется, что многие аспекты образовательных процессов должны иметь соответствующие нормативные положения (например, творческие успехи обучающихся) в наших учебных планах и программах, подкрепляться необходимыми ресурсами, оцениваться по результатам и контролироваться специально созданными на то службами мониторинга инновационного развития.

Библиографический список

1. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 447 с.

2. Бобков К. И., Сапожников В. Н. Научные проблемы экономики строительства: Учеб. пособие. М.: Ассоциация строительных вузов, 2006. 224 с.

3. Управление качеством образования в регионах России: Монография / В. Г. Садков, В. А. Голенков, Д. В. Аронов, Т. Б. Брехова, Т. Г. Вайдерова, Ю. С. Степанов, П. Н. Машегов. Изд. 2-е, перераб. доп. М.: Прогресс, 2007. 262 с.

4. Череповский А. П. Стратегическое развитие управления персоналом в строительстве: Монография. Орел: ОрелГАУ, 2007. 376 с.

5. Череповский А. П. Кадровая составляющая реструктуризации и развития методов стратегического управления в строительстве // Вестник строительства и архитектуры. 2010. N 1. С. 430 - 436.

А. Череповский

К. э. н.,

доцент

кафедры агропромышленного

и гражданского строительства

Орловского государственного

аграрного университета

Подписано в печать

30.12.2011

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1