Инициативность соискателей при приеме на работу

Инициативность соискателей при приеме на работу

Порой соискателю кажется, что вопросы, которые ему задает на собеседовании менеджер по персоналу, абсолютно пустые и не могут раскрыть его как личность. Стоит ли брать соискателю инициативу в свои руки на собеседовании? И вообще, как вести себя при приеме на работу?

Анна МИХАЙЛОВСКАЯ,
начальник службы по работе с персоналом АКБ «Финпромбанк» (ОАО):

Как правило, соискатель тщательно готовится к встрече с работодателем. Он продумывает свои ответы на возможные вопросы рекрутера, подбирает подходящую одежду для собеседования, в общем, создает себе имидж. В последнее время появляется все больше литературы о том, как именно нужно вести себя на собеседовании, вплоть до мелочей. О чем стоит говорить, а о чем – умолчать, что конкретно нужно отвечать на вопрос о причинах увольнения, как выглядеть, как поздороваться, в какой позе сидеть.

На мой взгляд, эти советы бывают излишне навязчивы и ограничивают кандидата в беседе с рекрутером, не дают ему проявить себя в полной мере, обучая, как правило, поведению лишь в плоской схеме «вопрос-ответ». Другая крайность – подготовка самопрезентации в буквальном смысле этого слова – также имеет свои недостатки. Во-первых, не каждый кандидат может перехватить инициативу собеседования в свои руки, и тогда вся выстроенная вами схема может рухнуть, как карточный домик. Во-вторых, даже если этот фокус удастся, то маловероятно, что работодатель будет доволен тем, что ему «заткнули рот». Как правило, рекрутеры строят собеседование по уже продуманной и отработанной ими схеме, в которой учтено время, отведенное на собеседование. Перехватив инициативу в разговоре, вы рискуете нарушить планы рекрутера, что само по себе будет просто проявлением бестактности с вашей стороны. В-третьих, в своей презентации вы можете дать рекрутеру вовсе не ту информацию, которая ему на самом деле нужна, и тогда смысл собеседования теряется вовсе.

Однако в большинстве случаев работодатели всегда предоставляют кандидату возможность высказаться и начинают собеседование с того, что просят его рассказать о себе. Тут главное не «переборщить». Начинать надо, конечно же, с рассказа о вашем последнем месте работы, о тех функциях, которые вы выполняли. Расскажите о том, какая часть работы вам особенно нравится. Если какие-то функции больше не хотелось бы выполнять, скажите об этом, объяснив свои мотивы. Укажите ту область в профессиональной деятельности, в которой вам хотелось бы развиваться.

Как правило, рассказ кандидата всегда сопровождается уточняющими вопросами рекрутера. Не тушуйтесь, скорее всего, это вовсе не попытка прервать ваш рассказ, а лишь знак того, что работодатель заинтересовался вами. Если работодатель сам не рассказывает о том, какая деятельность предлагается, не стесняйтесь спросить у него. Выясните любые принципиальные для себя моменты. Проявление инициативы в такой мере будет по достоинству оценено Вашим потенциальным работодателем. Задавая конкретные вопросы, Вы проявите себя как человека обстоятельного и ответственного. Ведь собеседование – это всего лишь встреча двух заинтересованных сторон, на которой обе стараются получить исчерпывающую информацию друг о друге, поэтому старайтесь вести себя на этой встрече максимально естественно.

Помните, что, загнав себя в рамки многочисленных клише, вы рискуете так и остаться для работодателя «темной лошадкой», не оставив впечатления о себе ни как о профессионале, ни как о личности. А ведь при грамотном подборе, помимо профессиональных качеств и навыков, всегда учитываются характеристики личности кандидата: его мотивация, стремления, жизненная позиция и даже хобби. Вся эта информация дает работодателю представление о том, насколько сотруднику подойдет предлагаемая работа, справится ли он, вольется ли в существующий коллектив, как выстроятся его взаимоотношения с руководителями или подчиненными. По большому счету, в ваших интересах эту информацию не скрывать. Вводя в заблуждение рекрутера, вы можете обмануть, прежде всего, себя. Полученное рабочее место может оказаться совсем не таким, каким его представляли, и может статься, что работать там должны были вовсе не вы, а тот, кого вы «нарисовали» на собеседовании.

Лена МАЛИНАРИ

Источник: Vacansia.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1