Информационные технологии управления знаниями стратегический ресурс

Содержание

Доклад был подготовлен для выступления на
семинаре под руководством П.Г. Щедровицкого. Группа НооЛаб
рассматривает соединение методологии, информационных технологий
и управленческой деятельности как стратегическую зону развития
России. При подготовке доклада мы ставили перед собой следующие
задачи: Определить рамки взаимодействия гуманитарного технолога
и разработчика IT. При этом под "гуманитарным технологом" мы
понимаем не только представителей отечественной СМД-методологии,
но и западных методологов. Позициировать собственные разработки
в секторах мирового рынка IT.Определить, с чем мы имеем дело в
лице IT Управления Знаниями? С очередным поветрием, модным
"брэндом", лишь американской номинацией? Или за этим стоит
объективное содержание? Требовалось восстановить "контекст их,
силиконовых умов, словесности и деятельности" (из комментариев
О.Генисаретского) и задать собственное понятие IT Управления
Знаниями, как отражающее социо-культурные глобальные тенденции.

1. Характеристики глобальных тенденций

1.1 "Технология делает квалификации и знания
единственным источником стойкого конкурентного преимущества. Все
остальное выпадает из уравнения конкуренции". Лестер Тероу

1.2 Стратегическое направление в новой
экономике - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ (knowledge management).

Комментарий:

IDС прогнозирует, что компании США вложат до
2003 года в IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ (knowledge management) более
5 млрд. долларов. Ожидается мировой ежегодный прирост расходов в
данной сфере на уровне около 61%.

1.4 На Западе мета-уровень УПРАВЛЕНИЯ
ЗНАНИЯМИ обусловлен развитием ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (IT).

Комментарий:

Мета-уровень надстраивается за счет того, что
МД процессы и организованности объективируются в IT.
Компьютерные системы являются инструментом накопления, хранения,
трансляции, обработки, логистики разнообразных следов
деятельности: образов объектов, образов операций, способов
действия, форм организации сознания. По свидетельству Натальи
Труфановой (Сан-Франциско), за последние два года произошли
изменения в этно-национальном составе Силиконовой долины. На
верху пирамиды (ведущие разработчики) работают индусы, в среднем
слое - китайцы, в нижнем - русские. Почему индусы? Потому что
обладают высокими способностями воображения.

Итак, техники сознания становятся капиталом,
а IT уже сегодня выполняет роль канала передачи техник сознания.

1.5 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
ЗНАНИЯМИ обеспечивают перехват и удержание центров рефлексивного
управления.

Комментарий:

Так, например, Internet - это не просто
множество сайтов. Это, во первых, хранилища данных (баз знаний),
а во вторых - порталы и поисковые машины. А за кадром - субъекты
- держатели данных инструментов. И базы знаний и порталы
обеспечивают вполне определенные вырезки данных из всего океана
информации, и за счет этого позволяют "настраивать" картины мира
для масс пользователей и регулировать информационные и
"посетительские" потоки.

1.6 С технологизацией на мета-уровне,
методологизированные формы организации сознания и деятельности
на Западе становятся массовыми.

Комментарий:

К методологическим формам работы мы относим
проектирование полипрофессиональной деятельностной соорганизации
и управления ею. Типичный пример: американские компании в
поисках профессионалов квалификации, нужной для решения
определенной задачи, ищут людей с помощью IT. По текстам в
Интернете автоматически осуществляется "диагностика" и строится
образ автора. Таким образом, под решение уникальной проблемы
можно найти уникальных специалистов со всего мира.

Это и есть технология мобилизации и
интеграции квалификаций. Безусловно она осуществляется на
мета-уровне.

1.7 IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ становятся формой
капитализации мета-знаний.

Комментарий:

Знания существуют в форме надстраивающихся
друг над другом "мета-уровней". При этом именно мета-знания
являются важнейшим "знаниевым капиталом". В какой форме сегодня
существуют и капитализируются результаты работы отечественных
философов и методологов (кроме формы культурных текстов)? В
форме идеологизации масс? В возникшей связи с государственным
лицом высокого уровня? В наличии экспериментальных площадок,
существование которых прямо зависит от "политической крыши"? Мы
полагаем, что IT на Западе выступает новым механизмом
социализации мета-знания, трансляции его и укоренения в
различных областях практики.

IT "оплотняют" деятельность, и за счет этого
позволяют сделать шаг осознания и развития.

Скажем, программы "добычи текстов" (Text
Mining) основаны на различных герменевтических и лингвистических
моделях. Использование этих программ предполагает определенные
модели того, что такое текст и его понимание. Также, например,
системы поддержки принятия решений транслируют определенную
норму управленческой мыслительной деятельности, в частности,
логистики.

Можно сделать вывод, что разработчики
менеджмента, гуманитарные технологи имеют в форме IT обширный
рынок для продуктов своего квалифицированного труда.
 

2. Управление знаниями

Комментарий:

Проясним понятие "знание". Мы вовсе не
склонны смешивать и отождествлять "информацию", "данные",
"знания" и "понятия". Знание есть структурная свертка мышления.

Знание возникает как надстройка над системой
деятельности, замещение ее "знаком", представление ее в виде
"предметов" - объектов оперирования, сведений о вещах и т.д.
Простейший пример: знание о длине предмета получается за счет
развертывания способа измерения, в котором важнейшими элементами
являются эталон длины (мера), система процедур прикладывания
меры, числовой ряд и операции пересчета. Если способ действия не
удается развернуть в новой ситуации, над имеющимся знанием
развертывается этаж мышления, в котором строится новый способ.
Так, например, Фалес Милетский, решая задачу измерения высоты
египетских пирамид, построил особую теоретическую
действительность ("теорема Фалеса"), в которой на геометрических
моделях сконструировал новый способ. Этот способ затем был
перенесен в практическое действие. Общая структура знания
перестроилась: появился мета-этаж идеальных объектов и знаний о
них, перестроилась и практическая деятельность.

Со знанием сопряжено понятие - знание о
способе порождения знаний данного типа. В данном случае -
понятие числа. Именно идея числа - как отношения измеряемого к
мере- оказывается тем содержательным инвариантом, который
выделяется в рефлексии и позволяет преобразовать способ
измерения и перенести его из прежней ситуации в новую.

Итак, обсуждая знания, мы вынуждены выделять
различные процессы "жизни знаний" - получение и употребление,
трансляцию и воспроизводство, усложнения знаниевой структуры в
процессе развертывания понятия и т.д. Все эти вопросы тщательно
исследованы в работах ММК.

Нам важно подчеркнуть, что

  • "Знание выступает по крайней мере в четырех функциях: как
    орудия и инструменты, как носители определенного способа
    действия, как способность действовать и как способность
    понимать". (Г.П.Щедровицкий, Оргуправленческое мышление:
    идеология, методология, технология. Курс лекций., Москва 2000,
    Лекция 12).
  • Знание существует в процессах воспроизводства деятельности
    и трансляции культуры.
  • За "управление знаниями" в собственном смысле "отвечают"
    понятия.

Обратимся теперь к IT и компьютерам. Нас мало
интересует средне-статистическое, массовое осознание массового
пользования. Мы ищем такие феномены, которые бы открывали
умственному взору качественно новые возможности. Ничем, менее
культурно-исторической эпистемологической революции, компьютер
не может быть интересен.

Сквозь призму этих представлений мы и
относимся к дисциплине "Управления знаниями", активно
продвигаемой на Западе.

IDС рассматривает УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ как
междисциплинарную сферу, соединившую в себе профессиональный
сервис и уникальные технологические возможности.

Основная цель - создание среды, в которой
воспроизводится знание.

В границы УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ входят:

  • аудит имеющихся знаний;
  • определение интеллектуальных (знаниевых) процессов;
  • разработка нормативов и техник измерения знаний;
  • IT сетевое планирование;
  • измерение и учет квалификаций;
  • коммерческие стратегии в области знания;
  • IT-средства групповой работы;
  • телеконференции и системы дистантного обучения;
  • хранилища данных и знаний;
  • "добыча данных";
  • системы поддержки принятия решений;

Комментарий:

Относясь к этим представлениям, мы должны
зафиксировать важный сдвиг, произшедший в последние годы в
эволюции техники. От "вычислительных машин" осуществлен переход
к работе с динамическими знаками ("динамический знак" - термин
Г.П.Щедровицкого). Сегодня компьютеры позволяют фиксировать,
накапливать и обрабатывать следы мыследеятельностных процессов в
качественно иной форме, чем во всей прежней истории.

За счет компьютеров создается такая знаковая
среда, которая отображает практически все элементы акта
деятельности:

  • Способ действия, система операций. Компьютеры моделируют
    процессы, поскольку продуцируют последовательность процедур.
    Визуальные изображения на экране имеют своим содержанием
    "заэкранную", "подводную часть" - логику баз данных,
    порождающие модели, которые заложили разработчики IT. Значки
    выступают сверткой процессов, "опции" дают возможность
    процессы развернуть. Любые действия с использованием
    компьютера - набор текста, телеконференция, решение задачи с
    помощью прикладной программы - оставляют следы в практически
    безграничной памяти. Эти следы возвращаются в деятельность,
    вторично перерабатываются:
  • Образ объекта. Основной сдвиг в программистской культуре
    за последние годы - переход от процедурного к объектному
    программированию.
  • Эталоны. Г.П.Щедровицкий писал, что "знание есть ничто
    иное, как формулы перевода, выражения мира объектов через
    набор образцов". Он говорил, что человечество осваивает мир,
    присоединяя к себе, буквально физически, эталоны. Например,
    часы на руке - это наш внешний орган времени. Мы можем
    сказать, что также и компьютер - это эталон, позволяющий из
    потоков информации вырезать данные - то, что соответствует
    моделям ("понятийным шаблонам"), заложенным разработчиками в
    программу. В контексте задачи и субъективных смыслов
    пользователя, в рамках человеко-машинной системы эти данные и
    есть знания.
  • Смысл дела. Переход к цифровым способам обработки видео- и
    аудио- информации ( произошедший буквально последние 15 лет),
    средства multimedia позволяют организовывать "тонкие",
    смысловые процессы. Заснятая на видео "живая ситуация"
    транслирует все коммуникативные контексты и создает
    принципиально новые условия для понимания.

В целом уже можно говорить об "автоматизации
и деавтоматизации интенциональных отношений" (Г.П.Щедровицкий),
"Электронных семиотических машинах", "индивидуализированных ЧМС"
и "виртуальной культуре" (В.А.Жегалин), "консциентальных
машинах" (Ю.В.Громыко).

Если прежде знание существовало в системах
предметов и в них оно организовывалось за счет прорабатываемых
теоретических понятий, то теперь мы имеем дело с собой формой
предметизации - IT, и особыми "электронными понятиями".

Рис.1. Технологии, поддерживающие УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ



3. Понятие УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Комментарий:

При построении понятия в качестве
эмпирического материала мы берем сведения о практике IT на
Западе и формы концептуального осознания этой практики.

За счет практического использования Интернета
и собственных разработок, мы предметно знаем, какие
технологические модели и средства стоят за теми или иными
программными системами.

Мы осознаем культурно-антропологические
различия русских и американцев: формы действия и взаимодействия,
организуемые в нашей культуре за счет понимающих и рефлексивных
способностей сознания, в Америке обеспечиваются прежде всего
чрезвычайно развитыми формами социальных институтов и
коммуникативными навыками.

Используя в качестве эталона модели знания
(теории мышления и содержательно-генетической эпистемологии,
разработанных в отечественной СМД-методологии), мы можем
выделять горизонты новых возможностей, открываемых компьютерной
техникой.

Требуется придать новое значение термину
"управление знаниями", которое бы вскрывало реальные тенденции
общественно-исторического процесса в целом. При этом, очевидно,
мы построим свое понятие, совершенно отличное от имеющегося
употребления термина, и необходимое нам для нашей работы.

В качестве метода работы мы примем схему
восхождения от абстрактного к конкретному.

Именно, на первом шаге восхождения следует
выделить феномены, в которых можно усмотреть, изолировать
значимое отношение, процесс.

Эти процесс и отношение характеризуют
"управление знаниями" как форму.

За формой необходимо восстановить идеальное
содержание , к которой форма может быть сведена из которого
форма может быть выведена.

Модель содержания , развертываемая по
собственной логике, позволяет восходить к новой форме и т.д.

Не претендуя на систематическое построение
теоретического понятия, мы кратким очерком наметим основные
идеи, в русле которых идут наши размышления.

3.1 УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ является формой
общественной связи между гуманитарными технологами
(методологами) и управленцами.

Комментарий:

Необходимо восстановить практический
контекст, ситуацию, в которой встает вопрос об "управлении
знанием" (УЗ). На Западе характеристики этого контекста таковы:

  • За счет IT информационные потоки многократно выросли,
    ускорились, рассредоточились по множеству локальных сетевых
    центров. Объемы и скорости превышают человеческие способности.
    Требуются средства IT УЗ для поиска информации, распаковки ее
    в необходимые знания, поддержки принятия решений.
  • Конкуренты, используя средства IT УЗ получают преимущество
    за счет возможностей опережающей "добычи" знаний о значимых
    событиях, тенденциях, за счет доступа к рефлексивному
    управлению поведением потребителей, поставщиков, партнеров.
  • Менеджеры осознают жизненную необходимость
    систематического отслеживания внешней среды и востребуют IT УЗ
    для поиска адекватной информации и вырезания из нее
    необходимых знаний.
  • IT позволяют организовывать и стандартизовать, групповую
    работу в корпорации, системы коммуникации и знаниевые потоки.
    УЗ востребовано как подход к проектированию
    информационно-деятельностных систем и IT -организации
    деятельности.
  • Обращает на себя внимание, что речь идет об
    уровне менеджмента. Основными покупателями систем IT Управления
    Знаниями являются управленцы. А дисциплина Управления Знаниями
    формируется разработчиками менеджмента - "западными
    методологами". Рост рынка указывает на устойчивый
    социализированный характер данной взаимосвязи трех позиций:
    гуманитарного технолога (методолога), управленца и разработчика
    IT.

    3.2 IT обеспечивают инобытие этой связи в
    языково-интерфейсных средах и логиках баз знаний

    3.3. Содержанием УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ является
    общественная практика работы с методами

    Комментарий:

    Особенностью "Управления знаниями" является
    указание на мета-уровень.

    Требуется осознать и прояснить это "мета-".
    Характерное для все "знаниевой экономики", "постиндустриализма"
    и т.д.

    Уровень знаний для нас - это уровень
    инновационной экономики, на котором преобразуются и осваиваются
    технологии. Обеспечение управленческой деятельности этого уровня
    и есть мета-слой управления знаниями.

    Рис. 2

    Итак, управления знанием и соответствующие IT
    - это система инструментов (машин, методик, способов, понятий),
    обеспечивающая деятельность на верхнем этаже в системе
    инновационной экономики.

    Какие глобальные тенденции (кроме
    спекулятивно-финасовой накачки IT) стоят за формированием слоя
    инновационной экономики и мета-уровня управления?

    Мы можем выделить следующие линии, в
    совокупности дающие системный кумулятивный эффект:

    Качественные сдвиги:

    • гуманитраные мета-знания позволяют
      оискусствлять то, что раньше было невозможно: способности
      людей, механизмы сознания, процессы мышления;

    • социальная инженерия позволила сделать
      управление технологией и глобальные системы (мирового
      масштаба) - предметом технологичного управления;

    • научная форма выработки знаний сменилась
      методологической: под конкретные проблемы оперативно
      проектируются и создаются полидисциплинарные "машины знаний",
      полипрофессиональные системы работ;

    • IT и цифровые Multimedia позволяют хранить,
      транслировать, обрабатывать любые следы деятельностных
      процессов: образы объектов, образы операций, способы действий,
      формы организации сознания;

    • средства коммуникации и IT позволяют
      создавать новые, прежде всего сетевые формы организации
      корпоративной деятельности, групповой работы и обеспечивают
      управление соорганизацией в глобальном географическом масштабе
      и сжатом времени.

    Эти процессы приводят к тому, что
    преобразование деятельностных систем стало массовой общественной
    практикой. Само это преобразование - переход оискусствления от
    слоя технологий до мета-знаний и возврат оестествления
    мета-знаний в новых технологиях - и есть социально-реализуемый
    МЕТОД экспериментирования с деятельностью и преобразования ее.

    3.4. Предметом УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ являются
    процессы мобилизации, интеграции квалификаций
    (профессионализмов).

    Комментарий:

    В соответствии со схемой
    рис.1.предметом управления являются процессы соорганизации
    различных профессионалов в такие группы, которые решают проблемы
    "апгрейта" технологий. Эти процессы мы, в духе Лестера Туроу,
    назвали мобилизацией и интеграцией квалификаций.
     

    4. Перспективы IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ в России

    Стратегическое направление: создание
    технологий как социально-деятельностных систем и их
    капитализация.

    Культурные и практические предпосылки:
    отечественная методологическая школа СМД-методологии.

    Реальная потребность: поддержка
    управленческой деятельности методологическими формами
    организации мышления

    Комментарий:

    Известен феномен: пока консультант обсуждает
    с управленцем сложные способы - анализа ситуации,
    орг-проектирования, программирования и т.д.- управленцу все
    ясно. Когда консультант уходит - ясность улетучивается. Как
    обеспечить "закрепление" взаимосвязи консультанта (методолога
    управления) и управленца?

    В качестве примера приведем разрабатываемый
    компанией НооЛаб программный комплекс РАСПАС. Этот комплекс
    относится к сектору IT Управления Знаниями и позволяет
    обеспечить мониторинг бизнес-окружения корпораций.

    Хотя во всех учебниках по менеджменту
    "отслеживание внешней среды" - избитое место, мало кто из
    менеджеров компаний может похвастаться, что в его фирме это дело
    поставлено качественно.

    Представьте себе, что консультант не просто
    обсуждает с руководителем его бизнес окружение, а строит
    совместно с ним системную карту обстановки на экране компьютера.

    Когда консультант уйдет, "электронное
    понятие" бизнес-окружения останется на столе управленца.
    Программный комплекс будет автоматически отслеживать изменения в
    информационном пространстве Интернета и выдавать новости
    пользователю. В его интерфейсе, логике базы знаний "зашиты"
    определенные фрагменты методологической культуры управления.
    Всякий раз, когда управленец использует эту программу, в
    целостности человеко-машинной системы восстанавливаются эти
    культурные способы мыслительной деятельности.

    Место IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ -
    технологическое оформление трансляции методологической культуры
    (языка, мыслительного, коммуникативного и рефлексивного и пр.
    инструментария) в управленческую деятельность

    Комментарий:

    Различные эксперты не видят перспектив
    развития IT Управления Знаниями в России в ближайшем будущем. Их
    логика такова: чтобы выйти в практику верхних уровней, нужно
    освоить нижние - работу с сырьем, индустриальные технологии,
    управление ими, рыночные механизмы: А в этом у России как раз
    сейчас и проблемы.

    Подобная логика рассуждений была
    воспроизведена В.Н. Княгининым на семинаре "Стратегические
    ориентиры развития Сибири и Дальнего Востока" (27-30 апреля 2001
    г., Красноярск).

    Наша позиция иная. Мы считаем, что и
    индустриальное развитие в том числе, сегодня должно вестись с
    учетом пост-индустриальных технологи: прежде всего социального
    управления и IT.

    Мы полагаем, что стратегическим для России
    сегодня является перенос центра тяжести стоимости с сырья на
    знаниевый и человеческий капитал. Нужно осознать как
    национальное богатство русскую инженерную традицию,
    отечественную СМД-методологию, систему образования, русские
    информационные технологии.

    Понимая, что движение "сверху вниз" упирается
    в культуру управленческой деятельности, мы формулируем задачу:
    обеспечить методологическую поддержку корпуса управленцев,
    причем сделать это в массовом, воспроизводимом масштабе.

    Мы полагаем, что не только западный
    менеджмент должен задавать стандарт отечественной управленческой
    деятельности, не только знаковые модели П.Сенге и пр. западных
    методологов должны быть на экранах компьютеров.

    При этом IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ выступает в
    функциях:

    • языковой среды
    • "проявителя" и "закрепителя" МД форм
    • способа опредмечивания мета-знаний, в управленческой
      действительности

    В целом система управления знаниями
    изображена на схеме рис.3.

    5. Программные направления разработок
     

    Построенное нами понятие Управления Знаниями
    открывает перспективы стратегической соразработки
    СМД-методологов, разработчиков IT и управленцев.

    Как было осознанно в работе группы
    инновационной экономики в Красноярске, речь нужно вести об
    общественных субъектах - сообществе методологов, сообществе
    предпринимателей и сообществе инженеров. Оформление инженерного
    корпуса в корпорацию, сообщество, равно как и предпринимателей -
    отдельная тема обсуждения.

    Трансляция гуманитарно-методологических
    знаний, способов мышления и техник сознания за счет интерфейсной
    языковой среды IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

    IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ как технология
    сетевого взаимодействия, групповой работы, соразработок

    IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ как средство
    технологического освоения и капитализации прорывных
    отечественных практик в области образования, управления,
    наукоемких производств

    Отечественные IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ как
    лидирующие продукты на мировом рынке

    Приложение 1. Ссылки на материалы Интернета, касающиеся темы
    доклада  

    1. Управление знаниями и информационные технологии

      Леонид Черняк
    2. Развитие моделей принятия решений: проблемы, парадоксы и
      перспективы


      Валерий Максимов
    3. СЕКТОР 51 "Когнитивный анализ и моделирование ситуаций"

      Зав. сектором МАКСИМОВ Валерий Иванович, к.т.н.
    4. Сфера влияния Lotus

      Григорий Милов
    5. Информационное сообщение о международном симпозиуме
      "Рефлексивное управление"
      17-19 октября 2000г., Москва
    6. Международный симпозиум "Рефлексивные процессы и
      управление"


      8-10 октября 2001 года, г. Москва
    7. Конфликты и рефлексивное управление в избирательных
      кампаниях


      Ю.Любашевский, Ректор НИПТ, Москва
    8. Полковник ВВС США Р. Шафрански. Теория информационного
      оружия.

    © Александр Нечипоренко
    nechiporenko@noolab.ru,
    Алексей Разумов
    razumov@noolab.ru
    , 27.04.2001

     

    Источник:www.bigspb.ru

    Рубрика: 
    Ключевые слова: 
    +1
    0
    -1