При сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе по общему правилу предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При этом ТК РФ не раскрывает оценочные понятия «более высокая производительность» и «более высокая квалификация», что на практике приводит к трудностям в применении норм ст. 179 ТК РФ, неоднозначному пониманию этих показателей и невозможности однозначно ответить на вопрос о преимуществе работника, имеющего специальное образование.
Нормативные акты не содержат какого-либо перечня документов, которые могли бы свидетельствовать о более высокой производительности труда или более высокой квалификации. Так, в ряде случаев невозможно определить производительность труда, из-за особенностей выполняемой работником конкретной трудовой функции. В этих случаях единственным критерием оценки может служить как раз «более высокая квалификация». Она может определяться на основании различных документов, свидетельствующих о большем профессионализме того или иного работника, его деловых качествах. Оценка квалификации может быть основана и на результатах аттестации. С другой стороны, наличие диплома, или иного документа о специальной подготовке не всегда свидетельствует о более высокой квалификации их обладателей.
Считаем, что в этой ситуации следует исходить из фактической квалификации каждого работника, учитывая как особенности полученного образования, так и показатели качества и темпов работы, профессионализм при выполнении трудовых обязанностей. Могут использоваться, например, данные, которые свидетельствуют о высоком качестве выполняемой работы, о своевременно и качественном выполнении работником важных ответственных заданий либо выполнении им большего объема работы по сравнению с другими работниками, занимающими аналогичные должности или выполняющими работу по той же профессии и одинаковой степени сложности. Также можно обратиться к постановлению Минтруда России и Минюста России от 23.10.1992 №№ 27, 8/196 «Об утверждении основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании», в котором закреплен перечень критериев и показателей для оценки деловых качеств и квалификации работников при определении соответствия работников разрядам оплаты по должности. В постановлении используются такие критерии оценки, как «уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, а также должностях, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных по данной должности», а также «степень самостоятельности выполнения должностных обязанностей, качество их выполнения и ответственность за порученное дело, способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем, а также умение организовать труд подчиненных, обеспечить руководство их работой, стиль общения с подчиненными, реально осуществляемый масштаб руководства и т.п.».
Поделиться