И хочется, и колется: предубеждения против тренинга

У вас – собственная компания, которую хочется стремительно развивать. Вы узнаете про новый модный стиль обучения персонала – тренинги. Сначала вы бросаетесь их выбирать. Потом вдруг останавливаетесь, терзаемые сомнениями и противоречиями. Некоторые сомнения действительно объективны и требуют анализа ситуации, сложившейся в вашей компании. Другие сомнения являются всего лишь общепринятыми предубеждениями, возникшими из – за недостатка информации.

Предубеждение первое: шаблонность

У нас есть стандартные программы, которые разрабатываются лучшими специалистами нашей компании, – убеждает продавец тренинговых услуг. Потенциальный клиент пугается слова “стандартные” и уходит.

Просто он побывал на открытом тренинге по продажам, проведенном по стандартной программе и пресытился общими фразами о “трудных клиентах”, “невербальных сигналах” и “позитивном контакте”. Тогда он и потерял веру в то, что тренинг способен решить конкретную проблему его штатных продавцов – неумение отвечать на возражения покупателя против цены товара.

Ответ на предубеждение

Любой тренинг, в отличие от консалтинга – это обучающая программа. Как любая обучающая программа, тренинг содержит стандартные тематические разделы или модули. Каждый модуль направлен на решение определенной задачи и содержит: мини – лекцию, упражнение на отработку навыка, деловые или ролевые игры для развития навыка в конкретной ситуации. Таким образом, тренинг, как любая другая форма обучения, всегда содержит стандарты и нормы.

Тем не менее, тренинг предполагает большую гибкость и адаптивность к задачам обучения, в отличие от лекций или семинаров. Тренинги по степени гибкости бывают двух типов: стандартные и индивидуально ориентированные.

Стандартные ведутся по единожды разработанной программе и обучают профессиональным нормам. Такие нормативные тренинги разработаны для разных профессиональных групп. Например, программы для секретарей, продавцов розницы, руководителей проектов. Данные тренинги содержат профессиональный минимум, необходимый для реализации определенной деятельности. Стандартные тренинги рекомендуются либо новичкам в профессии, либо опытным профессионалам, которым необходимо еще раз систематизировать свою деятельность и расширить профессиональные возможности. Как показывает опыт, чем выше профессиональный уровень специалиста, тем сильнее он ощущает потребность в систематизации и переосмыслении собственной деятельности, которую обеспечивают стандартные тренинги.

Индивидуально ориентированные тренинги также содержат стандартные модули. При этом данные модули адаптируются и выбираются в соответствии с потребностями заказчиков. Часто такие тренинги направлены на решение нестандартных задач. Например, разрешение конфликта между отделами, помощь в выборе стратегии мотивации персонала, выработка общего языка и достижение взаимопонимания между сотрудниками. Индивидуально ориентированные тренинги необходимы компании, которая переживает период кризиса или роста, или специалисту, который испытывает вполне конкретные трудности в реализации деятельности.

Заказчику тренингов, прежде чем выбирать программу обучения, необходимо определиться, что в данный момент важнее для него: общая систематизация деятельности, или решение конкретных проблем. Определившись с жанром тренинга, заказчик будет целенаправленно искать профессиональных преподавателей именно в этом жанре.

Тренеры высокого профессионального уровня существуют и в стандартных, и в индивидуально ориентированных тренингах. Самое главное – найти их. Выбирать нужно не столько тренинговую компанию, сколько тренера – профессионала. Как правило, профессионалы стандартных программ обитают в крупных тренинговых компаниях, дающих обширную рекламу открытых тренингов. Отзывы о работе таких тренеров можно найти на сайтах, посвященных тренингам или в прессе. Имена индивидуально ориентированных тренеров, работающих с конкретными задачами, чаще не рекламируются широко, а передаются “из уст в уста”, по электронной рассылке или через личные сайты. К выбору таких тренеров – консультантов нужно подходить особенно серьезно: собрать отзывы, просмотреть презентации тренингов, посоветоваться с экспертами.

Предубеждение второе: “Запад нам не поможет”

- Какие методики вы используете в ваших тренингах? - с ядовитым огоньком в глазах задает свой “каверзный” вопрос потенциальный заказчик.

- Мы работаем по лучшим западным методикам, – радостно выпаливает продавец трениговых услуг.

- Западным? Тогда мы с вами не работаем! – довольный своей сработавшей “ловушкой”, восклицает потенциальный заказчик.

Далее все попытки продавца переубедить потенциального покупателя бесполезны. Почему? Дело в том, что потенциальный заказчик преисполнен патриотической веры в “свой собственный путь России” и любит пофилософствовать о “российских реалиях”, таких людоедски опасных и обаятельных одновременно.

Ответ на предубеждение

Как любую другую крылатую фразу, бендеровское “запад нам поможет” не стоит понимать буквально и распространять на все сферы и ситуации бизнеса. Тем не менее, чем – то “Запад”, безусловно, может быть нам полезен.

Тренинг – это метод, работающий на цивилизованный бизнес. Бизнес как официальное направление деятельности впервые возник и развивался в Западных капиталистических странах более ста лет назад. Тренинг, соответственно, - тоже. У нас профессиональный бизнес возник и начал развиваться десять лет назад. Если бы мы жили изолированно от Западных капиталистических стран (например, как папуасы), тогда нас не тревожили бы вопросы международной конкуренции и раздела рынка, спешить нам было бы некуда, и мы преспокойно шли бы “своим собственным путем”, допуская стандартные ошибки в процессе изобретения велосипеда.

Но у нас все по - другому. Чтобы выжить и выиграть, нам нужно сейчас стремительно развиваться. У нас есть для этого уникальная возможность – поучиться на столетних ошибках “западных капиталистов”. Ведь, независимо от страны проживания, ошибки, которые тормозят развитие бизнеса, допускаются одни и те же. Следовательно, и рецепты похожие.

В то же время, культура и социально – политические условия страны вносят свои коррективы в любой рецепт. Вносят свои коррективы и индивидуальные особенности конкретных компаний.

Тренинг – это одна из форм обучения компаний и их сотрудников на чужих ошибках. Поэтому, тренинг обязательно должен основываться на хорошо зарекомендовавших себя зарубежных методах. При этом данные методы должны быть грамотно адаптированы и дополнены тренером в соответствии с конкретными задачами, которые он решает. Работа по адаптации может быть проведена только при условии высокого профессионализма тренера. Еще лучше, если тренер настолько профессионален, что разрабатывает эффективные отечественные программы обучения. В этом случае, он не только напрямую решает конкретные организационные задачи, но и развивает школу отечественного тренинга.

Предубеждение третье: лечить не значит учить - Вы – тренер? А какое у вас образование? – готовит заказчик очередную западню госпоже в больших очках с тренерским сертификатом.

- Психологическое, - вкрадчиво произносит она.

- Никаких психологов! – восклицает заказчик, - нечего нас тут лечить! Мы все – здоровые люди.

Просто он вспомнил два распространенных явления нашей жизни, которые наиболее часто ассоциируются со словом “психолог”.

Первое – это образ “врача – общественника” с дипломом психотерапевта, который “и нас вылечит, и вас пролечит”, а проблемы бизнеса решит вряд ли.

Второе – это мучения когда – то в институте над далеким от жизни и муторным предметом “Философия и психология труда”, который успел слить воедино понятия “психолог” и “зануда – теоретик, далекий от реального бизнеса”.

Ответ на предубеждение

Обучать персонал качественно могут только профессиональные преподаватели. Необходимая специальность профессиональных преподавателей зависит от области бизнеса, в которой они преподают. Экономику и финансы лучше преподавать специалистам по экономике. Делопроизводство и юриспруденцию – дипломированным юристам. Стратегический менеджмент – специалистам по управлению. Компьютерные технологии – профессиональным программистам и специалистам по IT.

Существует еще одна область, которая стала особенно актуальной для бизнеса за последние несколько лет – управление персоналом: методы эффективного взаимодействия в коллективе, способы мотивации, оптимизация структуры организации, разрешение конфликтов, навыки ведения переговоров и презентаций. Преподавать в данной области могут специалисты, компетентные в технологиях межличностного общения и человеческой психологии, то есть психологи или другие специалисты, получившие соответствующие профессиональные сертификаты.

При этом далеко не каждый психолог может заниматься преподаванием данных дисциплин. Помимо диплома, данный эксперт должен: специализироваться в организационной (или экономической) психологии, иметь опыт работы в бизнесе не менее трех лет и располагать достойными профессиональными отзывами. Важно, чтобы психолог оптимально сочетал владение профессиональными методиками с максимальной близостью к тем конкретным практическим задачам, которые необходимо решать с помощью тренинга.

Что касается образа “доброго доктора”, столь полюбившегося в последнее время, то он подходит, скорее, для психологов клинических или психотерапевтических специальностей. А это совсем другие области психологии.

Откуда взялись предубеждения?

Все очень просто. Тренинги и обучение – область новая для потенциального заказчика. Согласно теории атрибуции, принятой в социальной психологии, чтобы составить мнение о новом явлении или событии при недостатке информации, люди всегда пользуются своим предыдущим жизненным опытом. Они приписывают новым явлениям свойства других явлений, встречавшихся ранее и чем – то похожих на новые. При этом, так как сходство между новыми и ранее встречавшимися явлениями не всегда абсолютно, люди часто ошибаются и несут потери.

Можно ли избежать предубеждений, чтобы сократить потери? Скорее всего, нет: они являются вечным атрибутом человеческой психологии и обеспечивают такое важное для человеческого прогресса свойство как аналитическое мышление. Вредоносность предубеждений можно снизить при помощи того – же аналитического мышления. Рецепт прост: прежде чем делать окончательные выводы, нужно комплексно исследовать факты, достоверную информацию и мнения экспертов.

Изучать новые возможности развития своего бизнеса, в том числе тренинги – это достойное занятие для профессионала в любой области.

 

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться