Хронологическая шкала основных событий в развитии концепции «управления знаниями» за рубежом и в России

Альбина Крымская (Санкт-Петербург)

В течение всей истории нашей цивилизации проблема управляемого
развития знания о внешнем мире решалась различными способами, начиная с запретов
на распространение знаний во времена египетских пирамид, идей Платона о движении
к истине, классической логики выводного знания в трудах Аристотеля. Появление
термина «библиография» в Древней Греции свидетельствует о началах «регистрации»
знания. В средневековой науке очевидны попытки манипулировать процессом познания
через систему запретов на естественнонаучные исследования проблем мироздания
и человека, что привело к появлению списков «истинных» и «ложных» книг. Господствующим
типом библиографических произведений в этот период в Западной Европе являлись
библиографические словари церковных писателей. Возникновение университетов,
вскоре ставших центрами научной деятельности, привело к систематизации знаний
с целью их распространения. Первые университеты, становившиеся местом свободомыслия,
нередко подвергались нападкам со стороны церкви и королевского двора с целью
сохранения своей монополии на процесс распространения знания. Возникновение
книгопечатания способствовало более быстрому распространению и сохранению
знаний, проведению исследований и развитию образования. Этот период характеризуется
новыми открытиями в естествознании, которые повлияли на приращение знаний
и в других отраслях науки. В XIX в. появляются «жизнеописания знаменитых мужей»,
позднее обозначенные как «Кто есть кто», призванные собрать всех известных
людей, внесших тот или иной исторический вклад в общественное развитие, персонифицировать
знания.

Ко второй половине XX в. в целом сложилась система управления
процессом научного познания, которая включала в себя:

  • избирательное планирование научных исследований, финансируемых
    через бюджеты стран;

  • систему грантового финансирования научных разработок,
    признанных экспертами актуальными и значимыми для общества;

  • объявление специальных научных программ, признанных приоритетными
    и финансируемых научными фондами, профессиональными ассоциациями, нередко
    с участием международных организаций и отдельных стран;

  • средства индивидуального поощрения ученых за проведение
    исследования (награды, премии, общественное признание);

  • активное информационное обеспечение приоритетных направлений
    в науке;

  • формирование положительного имиджа, общественного признания
    научных достижений через средства массовой информации, популяризацию конкретных
    научных идей;

  • создание научных обществ, позднее - наукоградов и технопарков.

Особое отношение к проблеме «информация-знание» стало складываться
уже в 30-50-е годы XX в., благодаря:

  • созданию внутригосударственных и международных изданий информационного
    характера в науке (Индексы научной литературы, отраслевые указатели литературы,
    центры научной информации и т.д.);
  • появлению теоретических работ об информации и управлении информацией в
    искусственно созданных системах («Кибернетика» Н.Винера, работы К.Шеннона
    по теории информации, кибернетике, математической теории связи и др.);
  • выделению понятия «информация» и его переходу в группу общенаучных понятий,
    а затем в круг философских категорий;
  • появлению идеи автоматизированных хранилищ знания, автоматизированных
    информационно-поисковых систем.

Этот период характеризуется экспоненциальным приращением
объема знаний и нарастающими темпами старения информации. Ученые отмечают
постоянный «моральный износ» накопленных и приобретенных человеком знаний
и низкий оборот общественных знаний, что порождает возможность отчуждения
знаний от человека, приводит к дефициту информации, который, в свою очередь,
порождает дефицит времени, неуверенность в своих силах [Васильев В.Н. Развитие
информационной культуры и система непрерывного образования / В.Н. Васильев,
В.В. Воронов // Компьютерная революция и информатизация общества / Отв. ред.
А.И. Ракитов. – М., 1990. - С. 225]. Ранее Э.Л.Шапиро обозначил эту проблему
как эффект «непотребления информации».

Для описания процесса развития нового направления - «управления
знаниями» - нами был выделен хронологический период 1959-2004 гг. и составлена
таблица «Хронологическая шкала основных событий в развитии концепции «управления
знаниями» за рубежом и в России». Она освещает лишь ключевые моменты развития
первоначального интереса к теме «управления знаниями» с целью показать, когда
были заложены теоретические основы концепции, этапы ее формирования, имена
основателей этого направления и круг организаций, участвовавших в его разработке
на протяжении второй половины XX – начале XXI вв.

Этап/Год

Событие

I этап:

1959-1985 гг.

Формирование концепции постиндустриального общества,
представлений о новом типе «работников знания»
1959 Американский ученый Питер Дракер в работе «Ориентиры завтрашнего
дня» ввел в оборот термин «работник знания» (человек, который имеет высшее
образование, способности приобретать и применять теоретические и аналитические
знания, имеет совершенно иной, новый подход к работе и иной склад ума;
это человек, который средства труда «носит при себе») [Drucker Peter.
The Age of Social Transformation: [Электрон.  ресурс] / Peter Drucker
// The Atlantic Monthly. - 1994 . – Nov. -  Режим доступа: URL:
http://www.theatlantic.com/politics/ecbig/soctrans.htm
]
1960-е гг. Развитие теории «нового» общества – постиндустриального/информационного
в работах Д.Белла, П.Дракера, М.Маклюэна, Й.Масуды, Э.Тоффлера и др. В
частности, в одной из первых работ фиксировались основные черты информационного
и будущего общества, а также провозглашалась идея «объединения» знаний
специалистов «с помощью соответствующей организации» [Гэлбрайт Дж. Новое
индустриальное общество / Дж. Гэлбрайт; Общ.ред. и вступ.ст. Н.Н.Иноземцева.
– М.: Прогресс, 1969. – С. 102].
1962 Выход работы американского ученого Кеннета Эрроу «Экономический
смысл познания через практику» («The Economic Implication of Learning
by Doing») с точкой зрения о том, что по мере накопления работниками опыта
деятельность организации становится более эффективной; поэтому компаниям
следует лучше управлять процессом обучения своих сотрудников.
1964 Выход монографии австрийского ученого Майкла Полани «Личностное
знание. На пути к посткритической философии». Центральная концепция Полани
– это концепция неявного знания (знания, которое трудно  вербализовать),
в основе которой существование двух типов знания (центрального (явного)
и периферического (неявного, скрытого).  Позднее эта концепция легла
в основу  управления знаниями, где представлена как переход скрытых
знаний в явные.
Начало 1970-х гг. Зарождение концепции «управление информацией» - особого
типа управления предприятием на основе комплексного использования внутрифирменной
и внешней информации
1970-1980-е гг. Разработка информационных основ управления знаниями в
трудах  В.М.Глушкова, Ю.А.Шрейдера, Р.Ф.Гиляревского, Л.С.Козачкова.
(Так, работа академика В.М.Глушкова «Безбумажная информатика» (2-е изд.
М., 1987) стала источником деятельности разработчиков современных информационных
технологий, а докторская диссертация Ю.А.Шрейдера «Гносеологические особенности
современной науки в свете системного подхода» (М., 1980) была посвящена
проблемам искусственного интеллекта и созданию экспертных систем).
1983 Пионеры гипертекста Роб Акскин и Дон МакКракен назвали
свою гипертекстовую систему «Система управления знаниями» («Knowledge
Management System»)

II этап:

1986-1995 гг.

Зарождение в трех странах подходов к концепции «управления
знаниями», условно названные как «скандинавский» (или «европейский») (Карл
Свейби, Швеция), американский (Карл Вииг) и японский (Икуджиро Нонака);
разработка целостной концепции управления знаниями, первые опыты ее практической
реализации в наукоемких компаниях и бизнесе
Вторая половина
1980-х гг.

Запуск научного исследования в области искусственного интеллекта в
компании «Digital Equipment Corporation» под руководством Карла Виига
и Дебры Амидон.

Использование термина «managing knowledge» ("управление знанием")
в изучении искусственного интеллекта.

Одной из причин возникновения концепции
«управления знаниями» журнал «Forbes» называет ситуацию, наблюдаемую в
зарубежном бизнесе в 1980-х гг., когда наиболее популярной стратегией
сокращения издержек и увеличения прибыли являлось сокращение штата сотрудников
[The Era of Shared Ideas – Knowledge Management // Forbes. – 1997. – Sept.
22. - P. 28.].
1986 Выход первой в мире монографии, посвященной
управлению знаниями, - Карл Свейби «Компания знания» (“The Knowledge Company”)
(http://www.sveiby.com)
Впервые Карл Вииг использовал термин
«управление знаниями» (knowledge management - термин отличный от «managing
knowledge» лишь по структуре словосочетания, но смысл не изменился) в
докладе на конференции в Швейцарии, проводившейся Международной организацией
труда под эгидой Организации объединенных наций, а затем стал включать
его и в названия своих исследований.
1987 I конференция по управлению знаниями
«Управление активами знания в 21 веке», проводилась «Digital Equipment
Corporation» и «Technology Transfer Society»  Университете Пердью
(США)
1989 Группа американских компаний начинает
проявлять интерес к управлению активами знаний. В одной из статей «Из
малых вдохновляющих идей…» в журнале «The Economist» описывается опыт
управления знаниями в компания «McKinsey» [From tiny inspirations... //
The Economist. – 1989. – Dec. 23. - P. 101].
Появление статей по управлению знаниями
в журналах «Sloan Management Review», «Organizational Science», «Harvard
Business Review»
Создание в Западной Европе Международной
сети по управлению знаниями (International Knowledge Management Network)
Начало 1990-х
гг.
Формирование трех основных подходов к
«управлению знаниями». Авторы европейского подхода рассматривают управление
знаниями как « измерение знания», в то время как американский подход
состоит в непосредственном « управлении знаниями», а японский -
в « создании знания»
За рубежом признание теории постиндустриального
общества методологической основой современной социологии
На первый план выходит внутриорганизационная
«жизнь», т.е. процесс существования знаний. Укрепление взгляда на знания
как на некоторый поток. В то же время сохраняется значение знания и как
запаса, имеющего некоторое содержание [Адлер Ю. Управление знаниями: новые
акценты поиска источников конкурентных преимуществ / Ю.Адлер, Е.Черных
// Стандарты и качество. - 2002. - № 6. - С. 48-55].
1990 г. Публикация первой в мире статьи со словосочетанием
«управление знаниями» в названии: К.Вииг «Управление знаниями: Введение»
(«Knowledge Management: An introduction»)
Выход в журнале «The Economist» статьи
«Проблема коммуникации», в которой в числе интересных экспериментов называется
«управление знаниями» - «McKinsey», «Артур Андерсен», «Microsoft» [A question
of communication; A curriculum for change // The Economist. - 1990. -
June 16. - P. 11].
Публикация статьи Майкла Хаммера в «Harvard
Business Review» «Реинжениринг традиционных методов работы: Не автоматизируйте
их, а отвергайте», представляющая новый подход к ведению бизнеса в эпоху,
в которой основой стали инновации, скорость, обслуживание и качество.
Элементы реинжиниринга такие как обработка и организация информационных
ресурсов, мотивация на результат, и главное – инновационный тип мышления,
позже будут положены и в концепцию «управления знаниями.
Выход книги Питера Сенге «Пятая дисциплина:
Искусство и практика самообучающейся организации» (New York: Currency
Doubleday, 1990), в которой вводится в научный оборот термин «обучающаяся
организация» - компания, способная к непрерывному самообучению.
1991 Выход статьи «brainpower» («Интеллектуальная
элита») Томаса Стюарта в журнале «Fortune» [1991. June 3. P. 44-60], введение
термина «интеллектуальный капитал» в научный оборот.
Учреждение поста директора по управлению
знаниями (Chief Knowledge Officer) в шведской страховой компании «Скандия».
Публикация статьи И.Нонаки “Компания,
создающая знание» («The Knowledge-Creating Company») в «Harvard Business
Review» - введение в организационную деятельность термина «скрытое знание»
(«tacit klowledge»), которое «сотрудник уносит домой, уходя  из компании»
[Nonaka Ikujiro. The Knowledge-creating company / Ikujiro Nonaka // Harvard
Business Review. - 1991. - Vol.69. - Issue 6. - Nov./Dec. – P. 96-104].
1992 II конференция по управлению знаниями
«Продуктивность знаний» («Knowledge Productivity») (США)
1993 Выход в США книги П.Дракера «Посткапиталистическое
общество» с тезисом о создании экономической системы на основе знания.
1994 Защита первой в мире диссертации по управлению
знаниями – Карл Свейби “Towards a Knowledge Perspective on Organisation”
[www.sveiby.com]
Компания «Ernst & Young» выступила
спонсором конференции по управлению знаниями
В США рынок услуг по управлению знанием
составил 400 млн. долларов
1995 Выход книги И.Нонаки и Х.Такеучи «Компания-создатель
знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах» [Nonaka, Ikujiro,
Takeuchi, Hirotaka. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies
the Dynamics of Innovation]

III этап:

с 1996 г. до настоящего времени

Широкое распространение концепции во всех сферах деятельности, включая
науку, образование, библиотечное дело;

формирование «технологий управления знаниями» - совокупности
процессов, методов, приемов и программно-технологических средств для обеспечения
свободной циркуляции знаний и их генерации; признание учеными и бизнес-сообществом
стремительно возросшей роли профессиональных знаний

Середина 1990-х Появление публикаций об управлении знаниями
в сети Интернет, создание специализированных сайтов и журналов
1996-1997 гг. Период « бума знаний » (Х.Такеучи)
1996 Запуск проекта по управлению знаниями
во Всемирном банке – «Банк знаний» (Knowledge Bank) (http://www.worldbank.org/ks/vision.html)
В США рынок услуг по управлению знанием
составлял 2,6 млрд. долларов
40 конференций по управлению знаниями
в США и Европе
Появление первых специализаций по управлению
знаниями в зарубежных вузах (Harvard Business School, Fraunhofer IPK,
George Mason University, the University of California-Berkeley’s School
of Information Management Systems и др.).
Выход книги М.Хаммера и Дж.Чампи «Реинжениринг
корпорации: Манифест революции в бизнесе» на русском языке
1997 Учреждение первой кафедры по знанию 
в Бизнес-школе Хаас Университета Калифорнии (Беркли) и назначение Икуджиро
Нонаки первым профессором по знанию [Mr.Knowledge // The Economist. -
1997. - May 31. - P. 71].
Присвоение журналом «The Economist» И.Нонаке
титула «Мистер Знание» («Mr Knowledge») [Mr.Knowledge // The Economist.
- 1997. - May 31. - P. 71].

Выход в США 5 монографий по управлению знаниями:

  • Allee, Verna, The Knowledge Evolution Expanding Organizational
    Intelligence. Boston: Butterworth Heinemann, 1997;
  • Amidon, Debra M. Innovation Strategy for the Knowledge Economy:
    The Ken Awakening. Boston: Butterworth Heinemann, 1997;
  • Edvinsson, Leif, Malone, Michael S. Intellectual Capital: Realizing
    Your Company’s True Value by Finding Its Hidden brainpower. New York:
    Harper Business, 1997;
  • Stewart, Thomas A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations.
    New York: Doubleday, 1997 (Стюарт Т. Интеллектуальный капитал – новый
    источник богатства организаций);

Sveiby, Karl-Erik. The New Organizational Wealth: Managing and Measuring
Knowledge-based Assets. San Francisco: Berrett Koehler, 1997.

Предоставление Правительством США существенных
налоговых льгот компаниям, которые ежегодно расходуют на обучение персонала
более 2 % фонда заработной платы, а также развивают технологии, формирующие
так называемое «поле знаний ». В его рамках сотрудники могут делиться
опытом, находить и обсуждать решения производственных, управленческих,
маркетинговых и иных проблем.
1998 Выход книги Т.Давенпорта и Л.Прусака «Рабочее
знание: Как организации управляют тем, что они знают» («Working Knowledge:
How organizations manage what the know» (Harvard Business School Press))
Запуск проекта по управлению знаниями
в Парламенте Швейцарии «Live+» [Управление знаниями — управление
информацией и ее использование на уровне правительственных
учреждений: [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.microsoft.com/rus/government/events/gls1999/conf_1999_9.asp]
ИФЛА (Международная Федерация библиотечных
ассоциаций и учреждений) поднимает вопросы о роли технологий управления
знаниями и их влиянии на библиотечно-информационную деятельность (www.ifla.org)
1999  
Организация международной ежегодной конференции
«KM Europe» (www.kmeurope.com)
Создание Lotus Development Corp. и IBM
Corp. Института управления знаниями - Institute for Knowledge Management
 - коммерческого исследовательского консорциума,  в состав
руководящих сотрудников  которого вошли ведущие специалисты: Крис
Ньюэлл (Chris Newell), директор Lotus Institute, Лоуренс Прусак (Laurence
Prusak), руководитель консалтинговой группы IBM Consulting Group в Бостоне
и ведущий автор публикаций по вопросам управления знаниями, Дэвид Смит
(David Smith), консультант по вопросам управления знаниями  в IBM
Global Services.
В России выход сборника «Новая постиндустриальная
волна на Западе» в издательстве Academia (Москва) под редакцией В.Л.Иноземцева
- отрывки из работ по экономике знаний, интеллектуальному капиталу (П.Дракер,
Т.Стюарт и др.).
Журнал «Вопросы экономики» публикует на
своих страницах статью первого заместителя Института экономики РАН, доктора
экономических наук Б.Мильнера «Управление знаниями – вызов XXI века» [1999.
№ 9. С. 108-118].
Появление статей по управлению знаниями
на русском языке в Интернете, в частности на сайте «Computerworld Russia»
Выход книги Питера Сенге «Пятая дисциплина»
на русском языке [М.: Олимп-Бизнес, 1999].
2000 Выход исследования сотрудников Владивостокского
филиала Российской таможенной академии В.В.Горчакова, О.В.Голодова и В.Ю.Дианова
«Реинжиниринг организации: информационные ресурсы и управление знаниями»
[Владивосток: ВФ РТА, 2000. 140 с.].
Конференции по проблемам электронного
бизнеса, в том числе и управления знаниями: «Управление знаниями в корпоративных
информационных системах» (М., 2000), «Технологии управления корпоративными
знаниями и электронный документооборот» (М., 2001) и др.
Размещение в Интернете проекта управления
знаниями в РАО ЕЭС России (www.raoreform.elektra.ru)
Изучение проблемы управления знаниями
в российских вузах - Владивостокский государственный университет экономики
и сервиса, Государственный университет управления, Санкт-Петербургский
государственный университет, Санкт-Петербургский  технический университет,
Томский политехнический университет, Уфимский государственный авиационный
технический  университет и др.
Первые проекты, посвященные управлению
знаниями в образовании на региональном уровне - программа развития системы
образования г. Перми до 2005 г. “Создание системы управления знаниями”
(http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet2001/doc/page1.htm)
Статья в журнале «Библиотековедение» о
специалистах по управлению знаниями: Деревянко Е.В. Навигаторы знания:
будущее библиотечной и информационной профессии [По материалам заруб.печати
1998-1999 годов] / Е.В.Деревянко // Библиотековедение. – 2000. - № 2.
– С. 8-11.
Конференция «Управление знаниями в корпоративных
информационных системах» (Москва)
Пять российских предприятий участвовали
в проектах по управлению знаниями (в США - 1472, в Великобритании – 620)
(по результатам исследования компании «Одеон-АСТ» - российского представителя
американской компании «Convera Technologies»).
Создание в ИФЛА рабочей группы по управлению
знаниями, а позже секции по управлению знаниями (2003 г.)
2001 Повторная публикация статьи Т. Стюарта
«brainpower» спустя 10 лет после ее выхода [Fortune, 2001, May 28].
67-я сессия ИФЛА полностью посвящена теме
«управления знаниями»: «Библиотеки и библиотекари: Отличия в эпоху знаний»
(«Libraries and Librarians: Making a Difference in the Knowledge Age»).
Введение учебной дисциплины «Управление
знаниями» в Санкт-Петербургском государственном университете культуры
и искусств на библиотечно-информационном факультете и в Менеджер-центре.
Научно-практическая конференция «Технологии
управления корпоративными знаниями и электронный документооборот» в Москве
Запуск российского портала по управлению
знаниямиhttp://knowledgemanagement.report.ru
Практическая конференция «Технологии
управления корпоративными знаниями и электронный документооборот» в Москве.
Организаторы - компании IT и Xerox.
Выход книги А.Л.Гапоненко «Управление
знаниями» [Гапоненко А.Л. Управление знаниями: [Электрон.  ресурс]
/ А.Л. Гапоненко. - М.: ИПК Госслужбы, 2001. - 52 с. - Режим доступа:
URL:http://www.koism.rags.ru/publ/indiv/07.php]
Официальная регистрация корпоративного
университета группы «Северсталь» - Центра по управлению знаниями (Череповец)
2002 Разработка Советом ведущих европейских
специалистов восьми основных критериев выбора лидеров в освоении технологий
управления знаниями (www.kmmag.co.uk)
В Европе пять компаний были названы победителями по результатам исследования
в области управления знаниями на предприятиях: british Petroleum (Великобритания),
Skandia (Швеция), Royal Dutch/Shell (Нидерланды/Великобритания), Nokia
(Финляндия), Siemens (Германия).
Корпорация "Майкрософт" определила
четыре важнейшие области, в которых может эффективно использоваться качественный
план управления знаниями компании:

проектирование и разработка продуктов; работа с заказчиками и разрешение
проблем; бизнес-планирование; управление персоналом(www.microsoft.com).
Открытие «Клуба по управлению знаниями»
(http://www.km.improvement.ru/)
Начало работы семинара «Управление знаниями
на предприятии для предприятий России» под руководством профессора С.-Петербургского
университета культуры и искусств Г.Ф.Гордукаловой.
Семинар на кафедре гуманитарной информации
С.-Петербургского университета культуры и искусств «Визуализация научного
знания».
Первая конференция по управлению знаниями,
проведенная Клубом по управлению знаниями в Санкт-Петербурге совместно
с компанией «Балт-Аудит-Эксперт»http://www.bae.ru
Выступление ученых Томского политехнического
университета В.З.Ямпольского и А.Ф.Тузовского с докладом «Системы управления
знаниями в образовании» на Второй Всероссийской научно-практической конференции
«Российская школа и Интернет» (Санкт-Петербурге).
Конференция «Управление информацией и
знаниями в научно-исследовательской деятельности» в Российской экономической
академии им. Г.В.Плеханова.
Выход на русском языке энциклопедии «Информационные
технологии в бизнесе» под редакцией М.Желены [СПб.: Питер, 2002. - 1117
с.].
2003 Выход монографии И.Нонаки и Х. Такеучи
«Компания - создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских
фирмах» на русском языке [М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 361 с.].
Начало практического курса «Лаборатория
Управления знаниями» М.Мариничевой
Выход монографии Б.З.Мильнера «Управление
знаниями: Эволюция и революция в организации» (М., 2003).
Публикация сборника статей «Управление
знаниями: концептуальные подходы» (М., 2003), подготовленного Российской
академией государственной службы.
Размещение на сайте петербургской консультационно-внедренческой
фирмы «БИГ-Санкт-Петербург»(http://www.big.spb.ru)
работ, посвященных технологическим разработкам по управлению знаниями.
Выделение рубрики «Менеджмент знаний»
Специалисты назвали 2003-2004 гг. в России
«годами управления знаниями» [В России грядет бум управления знаниями
// «Стра-тег» [Электрон. ресурс]. - Способ доступа: URL:
http://stra.teg.ru/lenta/innovation/275/print]
Разработка виртуальной образовательной
среды «Медиагнозис» - Модель единой дистанционной инструментальной автоматизированной
гипермедийной научно-образовательной интеллектуальной системы [Каптерев
А.И. Мультимедийный предметно-тематический комплекс – необходимый элемент
современного образования // Библ.дело – 2003. – М., 2003. – С. 231-232].
2004 Открытие сайта Клуба по управлению знаниями
(www.kmclub.ru)
Запуск проекта «Технологии управления
знаниями»(www.kmtec.ru)
Выход учебного пособия по управлению знаниями
«Управление знаниями организации» (Владимир, 2004), подготовленного Владимирским
государственным педагогическим университетом.
Выход в издательстве «Либерия» научно-методического
пособия А.И.Каптерева «Менеджмент знаний: От теории к технологиям»
Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1