В течение всей истории нашей цивилизации проблема управляемого
развития знания о внешнем мире решалась различными способами, начиная с запретов
на распространение знаний во времена египетских пирамид, идей Платона о движении
к истине, классической логики выводного знания в трудах Аристотеля. Появление
термина «библиография» в Древней Греции свидетельствует о началах «регистрации»
знания. В средневековой науке очевидны попытки манипулировать процессом познания
через систему запретов на естественнонаучные исследования проблем мироздания
и человека, что привело к появлению списков «истинных» и «ложных» книг. Господствующим
типом библиографических произведений в этот период в Западной Европе являлись
библиографические словари церковных писателей. Возникновение университетов,
вскоре ставших центрами научной деятельности, привело к систематизации знаний
с целью их распространения. Первые университеты, становившиеся местом свободомыслия,
нередко подвергались нападкам со стороны церкви и королевского двора с целью
сохранения своей монополии на процесс распространения знания. Возникновение
книгопечатания способствовало более быстрому распространению и сохранению
знаний, проведению исследований и развитию образования. Этот период характеризуется
новыми открытиями в естествознании, которые повлияли на приращение знаний
и в других отраслях науки. В XIX в. появляются «жизнеописания знаменитых мужей»,
позднее обозначенные как «Кто есть кто», призванные собрать всех известных
людей, внесших тот или иной исторический вклад в общественное развитие, персонифицировать
знания.
Ко второй половине XX в. в целом сложилась система управления
процессом научного познания, которая включала в себя:
-
избирательное планирование научных исследований, финансируемых
через бюджеты стран; -
систему грантового финансирования научных разработок,
признанных экспертами актуальными и значимыми для общества; -
объявление специальных научных программ, признанных приоритетными
и финансируемых научными фондами, профессиональными ассоциациями, нередко
с участием международных организаций и отдельных стран; -
средства индивидуального поощрения ученых за проведение
исследования (награды, премии, общественное признание); -
активное информационное обеспечение приоритетных направлений
в науке; -
формирование положительного имиджа, общественного признания
научных достижений через средства массовой информации, популяризацию конкретных
научных идей; -
создание научных обществ, позднее - наукоградов и технопарков.
Особое отношение к проблеме «информация-знание» стало складываться
уже в 30-50-е годы XX в., благодаря:
- созданию внутригосударственных и международных изданий информационного
характера в науке (Индексы научной литературы, отраслевые указатели литературы,
центры научной информации и т.д.); - появлению теоретических работ об информации и управлении информацией в
искусственно созданных системах («Кибернетика» Н.Винера, работы К.Шеннона
по теории информации, кибернетике, математической теории связи и др.); - выделению понятия «информация» и его переходу в группу общенаучных понятий,
а затем в круг философских категорий; - появлению идеи автоматизированных хранилищ знания, автоматизированных
информационно-поисковых систем.
Этот период характеризуется экспоненциальным приращением
объема знаний и нарастающими темпами старения информации. Ученые отмечают
постоянный «моральный износ» накопленных и приобретенных человеком знаний
и низкий оборот общественных знаний, что порождает возможность отчуждения
знаний от человека, приводит к дефициту информации, который, в свою очередь,
порождает дефицит времени, неуверенность в своих силах [Васильев В.Н. Развитие
информационной культуры и система непрерывного образования / В.Н. Васильев,
В.В. Воронов // Компьютерная революция и информатизация общества / Отв. ред.
А.И. Ракитов. – М., 1990. - С. 225]. Ранее Э.Л.Шапиро обозначил эту проблему
как эффект «непотребления информации».
Для описания процесса развития нового направления - «управления
знаниями» - нами был выделен хронологический период 1959-2004 гг. и составлена
таблица «Хронологическая шкала основных событий в развитии концепции «управления
знаниями» за рубежом и в России». Она освещает лишь ключевые моменты развития
первоначального интереса к теме «управления знаниями» с целью показать, когда
были заложены теоретические основы концепции, этапы ее формирования, имена
основателей этого направления и круг организаций, участвовавших в его разработке
на протяжении второй половины XX – начале XXI вв.
Этап/Год |
Событие |
I этап: 1959-1985 гг. |
Формирование концепции постиндустриального общества, представлений о новом типе «работников знания» |
1959 | Американский ученый Питер Дракер в работе «Ориентиры завтрашнего дня» ввел в оборот термин «работник знания» (человек, который имеет высшее образование, способности приобретать и применять теоретические и аналитические знания, имеет совершенно иной, новый подход к работе и иной склад ума; это человек, который средства труда «носит при себе») [Drucker Peter. The Age of Social Transformation: [Электрон. ресурс] / Peter Drucker // The Atlantic Monthly. - 1994 . – Nov. - Режим доступа: URL: http://www.theatlantic.com/politics/ecbig/soctrans.htm] |
1960-е гг. | Развитие теории «нового» общества – постиндустриального/информационного в работах Д.Белла, П.Дракера, М.Маклюэна, Й.Масуды, Э.Тоффлера и др. В частности, в одной из первых работ фиксировались основные черты информационного и будущего общества, а также провозглашалась идея «объединения» знаний специалистов «с помощью соответствующей организации» [Гэлбрайт Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрайт; Общ.ред. и вступ.ст. Н.Н.Иноземцева. – М.: Прогресс, 1969. – С. 102]. |
1962 | Выход работы американского ученого Кеннета Эрроу «Экономический смысл познания через практику» («The Economic Implication of Learning by Doing») с точкой зрения о том, что по мере накопления работниками опыта деятельность организации становится более эффективной; поэтому компаниям следует лучше управлять процессом обучения своих сотрудников. |
1964 | Выход монографии австрийского ученого Майкла Полани «Личностное знание. На пути к посткритической философии». Центральная концепция Полани – это концепция неявного знания (знания, которое трудно вербализовать), в основе которой существование двух типов знания (центрального (явного) и периферического (неявного, скрытого). Позднее эта концепция легла в основу управления знаниями, где представлена как переход скрытых знаний в явные. |
Начало 1970-х гг. | Зарождение концепции «управление информацией» - особого типа управления предприятием на основе комплексного использования внутрифирменной и внешней информации |
1970-1980-е гг. | Разработка информационных основ управления знаниями в трудах В.М.Глушкова, Ю.А.Шрейдера, Р.Ф.Гиляревского, Л.С.Козачкова. (Так, работа академика В.М.Глушкова «Безбумажная информатика» (2-е изд. М., 1987) стала источником деятельности разработчиков современных информационных технологий, а докторская диссертация Ю.А.Шрейдера «Гносеологические особенности современной науки в свете системного подхода» (М., 1980) была посвящена проблемам искусственного интеллекта и созданию экспертных систем). |
1983 | Пионеры гипертекста Роб Акскин и Дон МакКракен назвали свою гипертекстовую систему «Система управления знаниями» («Knowledge Management System») |
II этап: 1986-1995 гг. |
Зарождение в трех странах подходов к концепции «управления знаниями», условно названные как «скандинавский» (или «европейский») (Карл Свейби, Швеция), американский (Карл Вииг) и японский (Икуджиро Нонака); разработка целостной концепции управления знаниями, первые опыты ее практической реализации в наукоемких компаниях и бизнесе |
Вторая половина 1980-х гг. |
Запуск научного исследования в области искусственного интеллекта в Использование термина «managing knowledge» ("управление знанием") |
Одной из причин возникновения концепции «управления знаниями» журнал «Forbes» называет ситуацию, наблюдаемую в зарубежном бизнесе в 1980-х гг., когда наиболее популярной стратегией сокращения издержек и увеличения прибыли являлось сокращение штата сотрудников [The Era of Shared Ideas – Knowledge Management // Forbes. – 1997. – Sept. 22. - P. 28.]. |
|
1986 | Выход первой в мире монографии, посвященной управлению знаниями, - Карл Свейби «Компания знания» (“The Knowledge Company”) (http://www.sveiby.com) |
Впервые Карл Вииг использовал термин «управление знаниями» (knowledge management - термин отличный от «managing knowledge» лишь по структуре словосочетания, но смысл не изменился) в докладе на конференции в Швейцарии, проводившейся Международной организацией труда под эгидой Организации объединенных наций, а затем стал включать его и в названия своих исследований. |
|
1987 | I конференция по управлению знаниями «Управление активами знания в 21 веке», проводилась «Digital Equipment Corporation» и «Technology Transfer Society» Университете Пердью (США) |
1989 | Группа американских компаний начинает проявлять интерес к управлению активами знаний. В одной из статей «Из малых вдохновляющих идей…» в журнале «The Economist» описывается опыт управления знаниями в компания «McKinsey» [From tiny inspirations... // The Economist. – 1989. – Dec. 23. - P. 101]. |
Появление статей по управлению знаниями в журналах «Sloan Management Review», «Organizational Science», «Harvard Business Review» |
|
Создание в Западной Европе Международной сети по управлению знаниями (International Knowledge Management Network) |
|
Начало 1990-х гг. |
Формирование трех основных подходов к «управлению знаниями». Авторы европейского подхода рассматривают управление знаниями как « измерение знания», в то время как американский подход состоит в непосредственном « управлении знаниями», а японский - в « создании знания» |
За рубежом признание теории постиндустриального общества методологической основой современной социологии |
|
На первый план выходит внутриорганизационная «жизнь», т.е. процесс существования знаний. Укрепление взгляда на знания как на некоторый поток. В то же время сохраняется значение знания и как запаса, имеющего некоторое содержание [Адлер Ю. Управление знаниями: новые акценты поиска источников конкурентных преимуществ / Ю.Адлер, Е.Черных // Стандарты и качество. - 2002. - № 6. - С. 48-55]. |
|
1990 г. | Публикация первой в мире статьи со словосочетанием «управление знаниями» в названии: К.Вииг «Управление знаниями: Введение» («Knowledge Management: An introduction») |
Выход в журнале «The Economist» статьи «Проблема коммуникации», в которой в числе интересных экспериментов называется «управление знаниями» - «McKinsey», «Артур Андерсен», «Microsoft» [A question of communication; A curriculum for change // The Economist. - 1990. - June 16. - P. 11]. |
|
Публикация статьи Майкла Хаммера в «Harvard Business Review» «Реинжениринг традиционных методов работы: Не автоматизируйте их, а отвергайте», представляющая новый подход к ведению бизнеса в эпоху, в которой основой стали инновации, скорость, обслуживание и качество. Элементы реинжиниринга такие как обработка и организация информационных ресурсов, мотивация на результат, и главное – инновационный тип мышления, позже будут положены и в концепцию «управления знаниями. |
|
Выход книги Питера Сенге «Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации» (New York: Currency Doubleday, 1990), в которой вводится в научный оборот термин «обучающаяся организация» - компания, способная к непрерывному самообучению. |
|
1991 | Выход статьи «brainpower» («Интеллектуальная элита») Томаса Стюарта в журнале «Fortune» [1991. June 3. P. 44-60], введение термина «интеллектуальный капитал» в научный оборот. |
Учреждение поста директора по управлению знаниями (Chief Knowledge Officer) в шведской страховой компании «Скандия». |
|
Публикация статьи И.Нонаки “Компания, создающая знание» («The Knowledge-Creating Company») в «Harvard Business Review» - введение в организационную деятельность термина «скрытое знание» («tacit klowledge»), которое «сотрудник уносит домой, уходя из компании» [Nonaka Ikujiro. The Knowledge-creating company / Ikujiro Nonaka // Harvard Business Review. - 1991. - Vol.69. - Issue 6. - Nov./Dec. – P. 96-104]. |
|
1992 | II конференция по управлению знаниями «Продуктивность знаний» («Knowledge Productivity») (США) |
1993 | Выход в США книги П.Дракера «Посткапиталистическое общество» с тезисом о создании экономической системы на основе знания. |
1994 | Защита первой в мире диссертации по управлению знаниями – Карл Свейби “Towards a Knowledge Perspective on Organisation” [www.sveiby.com] |
Компания «Ernst & Young» выступила спонсором конференции по управлению знаниями |
|
В США рынок услуг по управлению знанием составил 400 млн. долларов |
|
1995 | Выход книги И.Нонаки и Х.Такеучи «Компания-создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах» [Nonaka, Ikujiro, Takeuchi, Hirotaka. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies the Dynamics of Innovation] |
III этап: с 1996 г. до настоящего времени |
Широкое распространение концепции во всех сферах деятельности, включая формирование «технологий управления знаниями» - совокупности |
Середина 1990-х | Появление публикаций об управлении знаниями в сети Интернет, создание специализированных сайтов и журналов |
1996-1997 гг. | Период « бума знаний » (Х.Такеучи) |
1996 | Запуск проекта по управлению знаниями во Всемирном банке – «Банк знаний» (Knowledge Bank) (http://www.worldbank.org/ks/vision.html) |
В США рынок услуг по управлению знанием составлял 2,6 млрд. долларов |
|
40 конференций по управлению знаниями в США и Европе |
|
Появление первых специализаций по управлению знаниями в зарубежных вузах (Harvard Business School, Fraunhofer IPK, George Mason University, the University of California-Berkeley’s School of Information Management Systems и др.). |
|
Выход книги М.Хаммера и Дж.Чампи «Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе» на русском языке |
|
1997 | Учреждение первой кафедры по знанию в Бизнес-школе Хаас Университета Калифорнии (Беркли) и назначение Икуджиро Нонаки первым профессором по знанию [Mr.Knowledge // The Economist. - 1997. - May 31. - P. 71]. |
Присвоение журналом «The Economist» И.Нонаке титула «Мистер Знание» («Mr Knowledge») [Mr.Knowledge // The Economist. - 1997. - May 31. - P. 71]. |
|
Выход в США 5 монографий по управлению знаниями:
Sveiby, Karl-Erik. The New Organizational Wealth: Managing and Measuring |
|
Предоставление Правительством США существенных налоговых льгот компаниям, которые ежегодно расходуют на обучение персонала более 2 % фонда заработной платы, а также развивают технологии, формирующие так называемое «поле знаний ». В его рамках сотрудники могут делиться опытом, находить и обсуждать решения производственных, управленческих, маркетинговых и иных проблем. |
|
1998 | Выход книги Т.Давенпорта и Л.Прусака «Рабочее знание: Как организации управляют тем, что они знают» («Working Knowledge: How organizations manage what the know» (Harvard Business School Press)) |
Запуск проекта по управлению знаниями в Парламенте Швейцарии «Live+» [Управление знаниями — управление информацией и ее использование на уровне правительственных учреждений: [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.microsoft.com/rus/government/events/gls1999/conf_1999_9.asp] |
|
ИФЛА (Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений) поднимает вопросы о роли технологий управления знаниями и их влиянии на библиотечно-информационную деятельность (www.ifla.org) |
|
1999 | |
Организация международной ежегодной конференции «KM Europe» (www.kmeurope.com) |
|
Создание Lotus Development Corp. и IBM Corp. Института управления знаниями - Institute for Knowledge Management - коммерческого исследовательского консорциума, в состав руководящих сотрудников которого вошли ведущие специалисты: Крис Ньюэлл (Chris Newell), директор Lotus Institute, Лоуренс Прусак (Laurence Prusak), руководитель консалтинговой группы IBM Consulting Group в Бостоне и ведущий автор публикаций по вопросам управления знаниями, Дэвид Смит (David Smith), консультант по вопросам управления знаниями в IBM Global Services. |
|
В России выход сборника «Новая постиндустриальная волна на Западе» в издательстве Academia (Москва) под редакцией В.Л.Иноземцева - отрывки из работ по экономике знаний, интеллектуальному капиталу (П.Дракер, Т.Стюарт и др.). |
|
Журнал «Вопросы экономики» публикует на своих страницах статью первого заместителя Института экономики РАН, доктора экономических наук Б.Мильнера «Управление знаниями – вызов XXI века» [1999. № 9. С. 108-118]. |
|
Появление статей по управлению знаниями на русском языке в Интернете, в частности на сайте «Computerworld Russia» |
|
Выход книги Питера Сенге «Пятая дисциплина» на русском языке [М.: Олимп-Бизнес, 1999]. |
|
2000 | Выход исследования сотрудников Владивостокского филиала Российской таможенной академии В.В.Горчакова, О.В.Голодова и В.Ю.Дианова «Реинжиниринг организации: информационные ресурсы и управление знаниями» [Владивосток: ВФ РТА, 2000. 140 с.]. |
Конференции по проблемам электронного бизнеса, в том числе и управления знаниями: «Управление знаниями в корпоративных информационных системах» (М., 2000), «Технологии управления корпоративными знаниями и электронный документооборот» (М., 2001) и др. |
|
Размещение в Интернете проекта управления знаниями в РАО ЕЭС России (www.raoreform.elektra.ru) |
|
Изучение проблемы управления знаниями в российских вузах - Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Государственный университет управления, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский технический университет, Томский политехнический университет, Уфимский государственный авиационный технический университет и др. |
|
Первые проекты, посвященные управлению знаниями в образовании на региональном уровне - программа развития системы образования г. Перми до 2005 г. “Создание системы управления знаниями” (http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet2001/doc/page1.htm) |
|
Статья в журнале «Библиотековедение» о специалистах по управлению знаниями: Деревянко Е.В. Навигаторы знания: будущее библиотечной и информационной профессии [По материалам заруб.печати 1998-1999 годов] / Е.В.Деревянко // Библиотековедение. – 2000. - № 2. – С. 8-11. |
|
Конференция «Управление знаниями в корпоративных информационных системах» (Москва) |
|
Пять российских предприятий участвовали в проектах по управлению знаниями (в США - 1472, в Великобритании – 620) (по результатам исследования компании «Одеон-АСТ» - российского представителя американской компании «Convera Technologies»). |
|
Создание в ИФЛА рабочей группы по управлению знаниями, а позже секции по управлению знаниями (2003 г.) |
|
2001 | Повторная публикация статьи Т. Стюарта «brainpower» спустя 10 лет после ее выхода [Fortune, 2001, May 28]. |
67-я сессия ИФЛА полностью посвящена теме «управления знаниями»: «Библиотеки и библиотекари: Отличия в эпоху знаний» («Libraries and Librarians: Making a Difference in the Knowledge Age»). |
|
Введение учебной дисциплины «Управление знаниями» в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств на библиотечно-информационном факультете и в Менеджер-центре. |
|
Научно-практическая конференция «Технологии управления корпоративными знаниями и электронный документооборот» в Москве |
|
Запуск российского портала по управлению знаниямиhttp://knowledgemanagement.report.ru |
|
Практическая конференция «Технологии управления корпоративными знаниями и электронный документооборот» в Москве. Организаторы - компании IT и Xerox. |
|
Выход книги А.Л.Гапоненко «Управление знаниями» [Гапоненко А.Л. Управление знаниями: [Электрон. ресурс] / А.Л. Гапоненко. - М.: ИПК Госслужбы, 2001. - 52 с. - Режим доступа: URL:http://www.koism.rags.ru/publ/indiv/07.php] |
|
Официальная регистрация корпоративного университета группы «Северсталь» - Центра по управлению знаниями (Череповец) |
|
2002 | Разработка Советом ведущих европейских специалистов восьми основных критериев выбора лидеров в освоении технологий управления знаниями (www.kmmag.co.uk) В Европе пять компаний были названы победителями по результатам исследования в области управления знаниями на предприятиях: british Petroleum (Великобритания), Skandia (Швеция), Royal Dutch/Shell (Нидерланды/Великобритания), Nokia (Финляндия), Siemens (Германия). |
Корпорация "Майкрософт" определила четыре важнейшие области, в которых может эффективно использоваться качественный план управления знаниями компании: проектирование и разработка продуктов; работа с заказчиками и разрешение проблем; бизнес-планирование; управление персоналом(www.microsoft.com). |
|
Открытие «Клуба по управлению знаниями» (http://www.km.improvement.ru/) |
|
Начало работы семинара «Управление знаниями на предприятии для предприятий России» под руководством профессора С.-Петербургского университета культуры и искусств Г.Ф.Гордукаловой. |
|
Семинар на кафедре гуманитарной информации С.-Петербургского университета культуры и искусств «Визуализация научного знания». |
|
Первая конференция по управлению знаниями, проведенная Клубом по управлению знаниями в Санкт-Петербурге совместно с компанией «Балт-Аудит-Эксперт»http://www.bae.ru. |
|
Выступление ученых Томского политехнического университета В.З.Ямпольского и А.Ф.Тузовского с докладом «Системы управления знаниями в образовании» на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет» (Санкт-Петербурге). |
|
Конференция «Управление информацией и знаниями в научно-исследовательской деятельности» в Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова. |
|
Выход на русском языке энциклопедии «Информационные технологии в бизнесе» под редакцией М.Желены [СПб.: Питер, 2002. - 1117 с.]. |
|
2003 | Выход монографии И.Нонаки и Х. Такеучи «Компания - создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах» на русском языке [М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 361 с.]. |
Начало практического курса «Лаборатория Управления знаниями» М.Мариничевой |
|
Выход монографии Б.З.Мильнера «Управление знаниями: Эволюция и революция в организации» (М., 2003). |
|
Публикация сборника статей «Управление знаниями: концептуальные подходы» (М., 2003), подготовленного Российской академией государственной службы. |
|
Размещение на сайте петербургской консультационно-внедренческой фирмы «БИГ-Санкт-Петербург»(http://www.big.spb.ru) работ, посвященных технологическим разработкам по управлению знаниями. Выделение рубрики «Менеджмент знаний» |
|
Специалисты назвали 2003-2004 гг. в России «годами управления знаниями» [В России грядет бум управления знаниями // «Стра-тег» [Электрон. ресурс]. - Способ доступа: URL: http://stra.teg.ru/lenta/innovation/275/print] |
|
Разработка виртуальной образовательной среды «Медиагнозис» - Модель единой дистанционной инструментальной автоматизированной гипермедийной научно-образовательной интеллектуальной системы [Каптерев А.И. Мультимедийный предметно-тематический комплекс – необходимый элемент современного образования // Библ.дело – 2003. – М., 2003. – С. 231-232]. |
|
2004 | Открытие сайта Клуба по управлению знаниями (www.kmclub.ru) |
Запуск проекта «Технологии управления знаниями»(www.kmtec.ru) |
|
Выход учебного пособия по управлению знаниями «Управление знаниями организации» (Владимир, 2004), подготовленного Владимирским государственным педагогическим университетом. |
|
Выход в издательстве «Либерия» научно-методического пособия А.И.Каптерева «Менеджмент знаний: От теории к технологиям» |
Поделиться