На страницах издания CNews крупные работники и заказчики ИТ-отрасли схлестнулись в «статейной перепалке» относительно того, кто виноват в слабой распространенности и общей неразвитости рынка аутсорсинга в России. В ответ на недавно опубликованные комментарии руководителей крупнейших компаний-интеграторов, часть из которых уже упоминалась в нашем сообществе, со своим материалом выступили те самые «злейшие враги» аутсорсинга – ИТ-директора основных заказчиков. С их точки зрения, проблема заключается в отсутствии должной стандартизации услуг. Не все читатели материала оказались с ними согласны.
К сожалению, материал, опубликованный от имени Правления Союза ИТ-директоров России, не содержит в себе столь эмоциональных высказываний, как недавно позволили себе представители рынка аутсорсинговых услуг. Так что привести здесь мнения о том, кто «подохнет», а кто выживет, не представляется возможным. Статья больше напоминает официальное обращение, целью которого было «вернуть на место» интеграторов (по сути, исполнителей), которые вдруг решили словесно напасть на своих клиентов, обозвав их «злейшими врагами». Это и логично. Как бы не чувствовал себя рынок, обвинения потенциальных клиентов в том, что они не хотят приобретать продукты, а пытаются решать проблемы своими силами, имеют сомнительную эффективность. Не заставишь ведь их сделать вложения и купить. Действия, о которых шла речь в первой упомянутой статье, действительно подрывают положение независимых интеграторов на рынке, не давая им развиваться и получать доход еще и в этой сфере. Но ведь не просто так происходят подобные явления.
Союз ИТ-директоров России предположил, что основной проблемой развития аутсорсинговых услуг в России является отсутствие четкой и понятной стандартизации последних. По их мнению, развитие аутсорсинга продолжает отставать от западной рыночной ситуации именно потому, что точно также отстает и стандартизация. Соответственно, единственный способ перевернуть ситуацию «лицом» к интеграторам – это быстро наверстать упущенное, чтобы аутсорсинг действительно был выгоднее, чем внутреннее решение проблем или создание отдельных юридических лиц под своим началом для обслуживания ИТ-инфраструктуры. Со своей стороны Союз предложил участвовать в обсуждении стандартов, но не высказал никаких конкретных рыночных мер, которые можно было бы принять уже сегодня. Лишь готовность к общению с другими участниками рынка.
Интересно, что читатели, оставлявшие комментарии к обращению, в большинстве своем высказывались вовсе не в защиту крупных интеграторов. Конечно, «досталось» и ИТ-директорам. Судя по оставленным замечаниям, от спора все ожидали как минимум «крови» с обеих сторон и ответ ИТ-директоров просто разочаровал страждущих. Многие комментарии сводились к тому, что не только ИТ-интеграторы, но и ИТ-директора мешают нормальному развитию отрасли, просто одним своим наличием. Не редки ситуации, когда, пока менеджмент интегратора и ИТ-директор о чем-то договариваются, реальные проекты простаивают. А если что-то выполняется, то делается это командой под управлением проектного менеджера при прямой поддержке финансистов. И вот им-то как раз и нужна нормальная стандартизация, нормальные выстроенные взаимоотношения. При подобных стечениях обстоятельств, естественно, стандарты совсем не в интересах тех, кто достигает подпольных договоренностей.
Пропуская мимо ушей взаимные попытки ИТ-директоров и интеграторов переложить проблему с одной головы на другую, один из читателей выразил очень простое мнение: аутсорсинг не развивается просто потому, что нет на рынке достойного продукта, который бы заинтересовал потенциальных клиентов. Конечно, с этим высказыванием согласились далеко не все, но мнение не меньше других заслуживает права на существование. Пока обращаться к интеграторам будет менее эффективно, чем строить собственную команду, рынок аутсорсинга никуда не сдвинется.
Поделиться