Факторы транспортной безопасности

"Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах", 2012, N 1

ФАКТОРЫ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Основным фактором транспортной безопасности признается управленческая деятельность прежде всего в соответствии с принципом конечной ответственности государства за уровень транспортной безопасности, публичных властей, а также хозяйствующих субъектов.

Уровень транспортной безопасности зависит в основном от взаимодействия негативных (угрозы) и позитивных (факторы) воздействий в следующих, в определенной степени самостоятельных, областях обеспечения транспортной безопасности:

- технико-технологической <1>;

- антитеррористической (защищенность от актов незаконного вмешательства в транспортную деятельность) <2>;

- организационно-управленческой <3>.

--------------------------------

<1> Соответствует английскому понятию "safety".

<2> Соответствует английскому понятию "security".

<3> Соответствует английскому понятию "preparedness".

Обеспечение технико-технологического фактора транспортной безопасности охватывает вопросы:

- надежности системы "человек - машина - среда";

- технического состояния транспортных инфраструктур, транспортных объектов, транспортных средств, путей сообщения, средств контроля и мониторинга угроз транспортной безопасности, специальных средств (далее - объекты технико-технологической транспортной безопасности);

- технических регламентов безопасности на всем жизненном цикле (проектирования, производства, эксплуатации и утилизации) объектов технико-технологической транспортной безопасности;

- научно-технического развития и совершенствования объектов технико-технологической транспортной безопасности.

Основные средства достижения целей технико-технологической транспортной безопасности включают:

- своевременное обеспечение техническими регламентами, стандартами и нормативами;

- контроль и надзор за техническим состоянием объектов технико-технологической транспортной безопасности, сертификацию технических средств;

- планово-предупредительное обслуживание и ремонты объектов технико-технологической транспортной безопасности;

- обеспечение (стимулирование) научно-технического прогресса на транспорте;

- кадровое и ресурсное обеспечение транспортной деятельности.

Обеспечение антитеррористического фактора транспортной безопасности охватывает вопросы:

- субординации и координации между собой полномочий и деятельности органов исполнительной власти;

- координации соответствующих российских органов с международными органами и организациями;

- разделения компетенций федерального центра с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- предупреждения, действий в условиях актов незаконного вмешательства в транспортную деятельность и ликвидации (минимизации) их последствий;

- формирования требований и самого обеспечения специальными средствами экипажа транспортного средства, специальным оборудованием транспортных объектов и средств;

- правового обоснования и обеспечения планов готовности, специальных досмотровых и контрольных процедур грузов, пассажиров, транспортных инфраструктур и транспортных средств;

- правового обеспечения полномочий экипажа и иных лиц, участвующих в предотвращении, действиях в условиях актов незаконного вмешательства, ликвидации (минимизации) последствий актов незаконного вмешательства в транспортную деятельность;

- возмещения ущерба потерпевшим сторонам, возмещения убытков вследствие причинения вреда имуществу, жизни и здоровью потерпевших в результате террористических актов на транспорте;

- подготовки кадров и проведения учений в условиях, приближенных к реальным.

Основные средства достижения целей антитеррористической транспортной безопасности включают:

- подготовку и обновление планов готовности на всех уровнях управления от транспортного средства (объекта) до федеральных органов исполнительной власти;

- четкие регламенты действий, включая совместные действия органов государственной власти, местного самоуправления, транспортных и спецслужб, экипажей, персонала, пассажиров, собственников и менеджмента хозяйственных субъектов в области транспортной деятельности по предупреждению, действиям в условиях актов незаконного вмешательства в транспортную деятельность и ликвидации (минимизации) их последствий;

- тренированность персонала всех уровней;

- обеспеченность спецсредствами;

- отработанность систем оповещения;

- кадровую и информационную обеспеченность;

- лицензирование отдельных видов деятельности в области транспортной деятельности.

Обеспечение организационно-управленческого фактора транспортной безопасности охватывает вопросы:

- готовности органов государственной власти и местного самоуправления, иных субъектов транспортной деятельности к предупреждению, действиям в ходе транспортных происшествий и кризисных ситуаций, ликвидации (минимизации) их последствий;

- мониторинга уровня транспортной безопасности, контроля и надзора в области транспортной деятельности;

- организации системы (структуры и функций) постоянно действующего государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности;

- заблаговременного и достаточного ресурсного обеспечения (кадры, научно-технические вопросы, финансирование);

- организации государственно-частного партнерства при обеспечении транспортной безопасности;

- категорирования объектов транспортной безопасности по степени уязвимости;

- профилактики через лицензирование и сертификацию;

- ответственности и санкций за нарушения в области обеспечения транспортной безопасности.

Основным средством достижения целей организационно-управленческой транспортной безопасности является четкая организация постоянно действующего государственного управления, контроля, надзора и санкций в области обеспечения транспортной безопасности.

Подписано в печать

09.12.2011

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1