Эмоциональный интеллект: на стыке менеджмента и психологии

Менеджмент предлагает для разрешения проблемы лидерства множество концепций, но ни одна из них до сих пор не была в достаточной мере универсальной. В этом смысле концепция эмоционального интеллекта на сегодняшний день представляет собой один из самых эффективных инструментов для нахождения решений в вопросах лидерства. Кроме того, она даёт возможность развивать лидерские качества людям, которым их не хватает.

Эмоциональный интеллект тесно связан с такими характерными для психологии понятиями, как эмпатия и алекситимия, поэтому по праву может считаться относящимся к сфере вопросов психологии (в данной статье будет раскрыт характер взаимодействия этих понятий между собой).

Лидерские качества проявляются не только в экономических отношениях, но и в любых человеческих взаимоотношениях. Универсальная концепция, позволяющая объяснить механизмы лидерства в любой или практически в любой среде, даёт нам широчайшие возможности для исследования разнообразных межличностных взаимодействий и вместе с тем для изучения отдельной личности, обладающей определенным набором лидерских качеств.

 

Эмоциональный интеллект

Важно обосновать использование понятия «эмоциональный интеллект». Речь идёт о способности распознавать, понимать и вызывать чувства и эмоции, что вполне можно отнести к интеллектуальной деятельности. С другой стороны эмоциональные реакции не менее важны для адаптации человека, чем умственная активность.

Хотя эмоциональное и рациональное обладает определенным сходством, мы можем определить и различия между ними по их проявлениям в характере взрослого человека, в котором рациональная и эмоциональная оценка ситуации нередко не просто отлична, но противоречива. Мы можем говорить о том, что в сознании происходит взаимопроникновение эмоционального и рационального как двух начал интеллектуального.

Изучение особенностей структуры, которую мы называем эмоциональным интеллектом, началось сравнительно недавно и не в нашей стране, поэтому русскоязычных материалов по теме сравнительно немного. Хотелось бы обратить на это внимание, поскольку иноязычность первоисточников всегда оставляет возможность для неоднозначного толкования.

В различных источниках английское emotional intelligence переводится неодинаково. Наряду с основным, мною будут использованы следующие варианты перевода: эмоциональное мышление, эмоциональная чувствительность, эмоциональное сознание, эмоциональный потенциал.

Использование такого варианта перевода как «эмоциональный интеллект» связывает EQ (emotionality quotient) с IQ. Естественным образом возникает вопрос, насколько обоснованно использование именно этого термина с учётом того, что речь идёт об эмоциях. Чтобы оценить терминологическую точность, необходимо иметь представление о том, какое смысловое содержание мы вкладываем в слова «эмоциональный интеллект» (это умение человека понимать и выражать свои чувства, а также понимать и вызывать чувства других людей). Эмоции как проявления душевной жизни сами по себе с интеллектом связывать весьма рискованно, а вот управление эмоциями на сознательном уровне - деятельность, которая вполне может быть отнесена к интеллектуальной. Мы не можем не отметить, что в данном случае термин очень точно выражает суть феномена, который за ним предполагают.

Понятие «эмоциональный интеллект» было введено в 1990 году Джоном Майером и Питером Саловеем, которые описывали эмоциональный интеллект как разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства. Саловей и Майер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение возможностей развития существенных составляющих эмоционального интеллекта и изучение их значения. К примеру, они обнаружили, что в группе людей, которые просматривают неприятный фильм, быстрее приходят в себя те, кто способен легко распознавать эмоции других (1995 г.). В другом примере люди, которые легко распознавали эмоции других, лучше приспосабливались к изменениям в окружающей среде и строили поддерживающую их систему социальных отношений.

Саловей и Майер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение особенностей эмоционального интеллекта, широкое же распространение понятие «эмоциональный интеллект» получило благодаря работам Дэниэла Гоулмена и Манфреда Ка де Ври.

В начале девяностых Дэниэл Гоулмен ознакомился с работой Саловея и Майера, что, в конечном счёте, привело к созданию книги «Эмоциональный интеллект». Гоулмен писал научные статьи для «Нью Йорк Таймс», его раздел был посвящен исследованиям поведения и мозга. Он выучился на психолога в Гарварде, где работал, среди прочих, с Дэвидом МакКлеландом. МакКлеланд в 1973 году был в группе исследователей, которые занимались проблемой следующего содержания: почему классические тесты познавательного интеллекта мало говорят нам о том, как стать успешным в жизни.

IQ не очень хорошо предсказывает качество выполнения работы. Хантер и Хантер в 1984 предположили, что между различными тестами IQ расхождение составляет порядка 25%.

Уэшлер предположил, что не-интеллектуальные способности являются неотъемлемой составляющей способности быть успешным в жизни. Уэшлер не был единственным исследователем, который предполагал, что не-когнитивные аспекты IQ важны для адаптации и успеха. Роберт Торндайк, возьмем другой пример, писал о социальном интеллекте в конце 30-х гг. К сожалению работы «пионеров» в этой области были главным образом забыты или просмотрены вплоть до 1983 года, когда Говард Гарднер начал писать о мультипликативном интеллекте. Он предположил, что внутриличностный и межличностный интеллект столько же важны, как и IQ, измеряемый с помощью IQ-тестов.

Примером исследования ограничений IQ может служить 40-летнее лонгитюдное исследование 450 мальчиков из Соммервиля (Масачусес). Две трети мальчиков были из благополучных семей, у одной трети интеллект был ниже 90. Однако IQ мало повлиял на качество выполнения ими работы. Наибольшие отличия были между теми людьми, которые в детстве хорошо справлялись с чувством неудовлетворённости, могли контролировать эмоции и обходиться без других людей.

Не следует забывать, что когнитивные и не-когнитивные способности тесно взаимосвязаны. Существуют исследования, предполагающие, что эмоциональные и социальные навыки помогают развить когнитивные. Примером такого исследования может служить исследование Шода, Мишеля и Пика (1990 г.), когда ребенку предлагалось либо съесть один кусочек мармелада, либо два в том случае, если он дождётся исследователя. Много лет спустя тестирование этих людей показало лучшее развитие наряду с эмоциональными и когнитивных способностей у тех, кто в детстве оказался способен дождаться исследователя.

Мартин Селиман (1995 г.) ввёл понятие «научный оптимизм» (learned optimism). Он говорил о том, что оптимисты имеют тенденцию делать особенные, временные, внешние предположения о причинах того или иного события (удачи или неудачи, etc.), когда пессимисты склонны делать глобальные, постоянные, внутренние приписывания причин. Исследования Селимана показали, что начинающие менеджеры по продажам, настроенные оптимистично более эффективны (в процентном соотношении их доход на 37% выше, чем у «пессимистов»). Практическая ценность эмоционального интеллекта тесно связана с областью, благодаря которой понятие получило широкое распространение – речь идет о теории лидерства. Однако нам эмоциональный интеллект может быть полезен и в рамках психотерапевтической практики. Может ли быть психолог психологом не имея при этом развитого эмоционального интеллекта?

 

Эмоциональный интеллект, концепция Дэниэла Гоулмена

Первоначально Дэниэл Гоулмен выделял пять составляющих эмоционального интеллекта, которые впоследствии были сведены к четырем: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и управление отношениями, кроме того, от 25 навыков, связанных с эмоциональным интеллектом, он в своей концепции перешел к 18.

САМОСОЗНАНИЕ

эмоциональное самосознание

точная самооценка

уверенность в себе

САМОКОНТРОЛЬ

обуздание эмоций

открытость

адаптивность

воля к победе

инициативность

оптимизм

СОЦИАЛЬНАЯ ЧУТКОСТЬ

сопереживание

деловая осведомленность

предупредительность

УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ

воодушевление

влияние

помощь в самосовершенствовании

содействие изменениям

урегулирование конфликтов

командная работа и сотрудничество

Гоулмен не считает навыки эмоционального интеллекта врождёнными, что на практике означает, что их можно развивать.

Исследование компании Hay/McBer выявило шесть стилей руководства, основанных на определённом уровне развития навыков эмоционального интеллекта. Лучших же результатов достигают те лидеры, которые владеют несколькими стилями управления одновременно.

 

Эмоциональный интеллект в концепции Манфреда Ка де Ври

Имеет смысл в нескольких словах рассказать о том, кем является Манфред Ка де Ври. Он сочетает в своем подходе знания, накопленные минимум тремя дисциплинами – экономикой, менеджментом и психоанализом, являясь специалистом в каждой из этих областей. Это существенно, поскольку эмоциональное мышление, да и эмоция вообще играют значительную роль, как в практике управления, так и в психоаналитической.

Одна из труднейших задач, которая не нашла до сих пор своего действительно адекватного разрешения, заключается в том, что там, где речь идёт о стыке различных научных областей возникает пространство, не охваченное ни одной из этих областей, либо же охваченное, но частично, без учёта роли другой.

Обычно одним из способов решения такой задачи видится экспертная комиссия, состоящая из специалистов всех смежных для данной области специальностей, но это не всегда помогает, поскольку специалистам из разных областей достаточно трудно найти общий язык. В данном же случае один человек владеет несколькими специальностями, что позволяет сформулировать идеи наиболее адекватно и доступно для людей, которые принадлежат разным научным сообществам.

«Уникальная смесь мотиваций определяет характер каждого из нас и формирует изменение нашей психической жизни – тесную взаимосвязь познания, аффекта и поведения. Ни одну из составляющих этого треугольника нельзя рассматривать в отдельности от остальных. Важна именно целостная форма». (4, с. 24)

Познание и аффект определяют поведение и действие.

Эмоциональный потенциал – понимание мотиваций – своих и других людей. По Ка де Ври он является важнейшим фактором в изучении вопроса лидерства. Приобретение эмоциональной чувствительности – процесс, основывающийся на опыте.

Манфред Ка де Ври использует в своей работе клиническую парадигму, описывая ее следующим образом:

1. То, что вы видите, не обязательно соответствует реальности.

2. Любое человеческое поведение, каким бы иррациональным оно ни казалось, имеет под собой логическое обоснование.

3. Все мы результат нашего прошлого.

«Характер – это форма памяти. Это кристаллизация внутреннего театра человека, очертания основных моментов личности». (4, с. 32)

В 1983 году была опубликована книга Говарда Гарднера «Рамки ума: теория множественности интеллекта». По Гарднеру каждый человек обладает минимум восьмью типами интеллекта, которые выражены в разной степени:

- вербально-лингвистический интеллект: хорошая словесная память, любит читать, богатый лексический запас,

- логическо-математический интеллект: любит работу с числами, решать логические задачи и головоломки, шахматы, более развито абстрактное мышление, хорошо понимает причинно-следственные связи,

- визуально-пространственный интеллект: образное мышление, любит искусство, больше информации при чтении получает из иллюстраций, а не из слов,

- моторно-двигательный интеллект: высокие спортивные результаты, хорошо копирует жесты и мимику, любит разбирать и собирать предметы,

- музыкально-ритмический интеллект: хороший голос, легко запоминает мелодии,

- межличностный интеллект: любит общаться, лидер, любит играть с другими детьми, другие предпочитают его компанию, способен к сотрудничеству в коллективе,

- внутриличностный интеллект: независимость, сила воли, реалистичная самооценка, хорошо вербализует собственные чувства, развито самосознание,

- натуралистичечский интеллект: интерес к природе, флоре и фауне.

Ка де Ври упоминает, что эмоциональный интеллект по классификации Гарднера соответствует объединённым межличностному и внутриличностному интеллектам.

В отличие от Дениэла Гоулмена Манфред Ка де Ври выделяет не четыре, а три компонента эмоционального интеллекта: «Три наиболее важных вспомогательных навыка, которые формируют эмоциональный потенциал – способность активно слушать, понимать невербальную коммуникацию и адаптироваться к широкому спектру эмоций». (4, с. 49)

Со ссылкой на свой опыт Манфред Ка де Ври даёт следующие основные характеристики людей с высоким эмоциональным потенциалом. Такие люди строят более устойчивые межличностные отношения, лучше могут мотивировать себя и других, более активны, новаторы и творцы, более эффективны в лидерстве, лучше работают в условиях стресса, лучше справляются с переменами, находятся в большей гармонии с самими собой.

 

Из исследований эмоционального интеллекта

Исследование Ш.Берн от 2001 года показали, что существуют некоторые незначительные отличия в характере развития эмоционального интеллекта у мужчин и женщин. В целом мужчины более склонны подавлять свои чувства, вместе с тем они выражают агрессию прямо, женщины же выражают агрессию вербально или косвенно, но больше проявляют свои чувства.

Исследования Гиту Орме от 2003 года показали, что различия в уровне эмоционального интеллекта у мужчин и у женщин отсутствуют, зато они есть в степени развития различных компонент эмоционального интеллекта. У женщин преобладают показатели межличностные (эмоциональность, межличностные отношения, социальная ответственность), а у мужчин – внутриличностные (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом и адаптации.

 

Несколько слов в конце

Современное общество в высшей степени рационально. Ставка на интеллектуальное развитие очень велика.

Такое восприятие внутреннего мира человека, при котором акцент делается на разум, а не на чувства, неизбежно приводит к тому, что чувства и эмоции «уходят» из сознания, а это в свою очередь приводит к внутренней напряжённости, скованности и к болезням тела.

Новый ход развития научного подхода к эмоциональной сфере позволяет сузить область, в которой находятся ответы на вопросы о том, как быть успешным. И распространить возможности оценки активности человека и на эмоциональную сферу, которая прежде, хотя и вызывала интерес, не поддавалась в достаточной мере универсальному описанию.

Речь конечно же не о шаблоне, но о гибкой системе, дающей возможность описать успешность и эффективность ограниченным набором слов, и даже измерить уровень эмоционального интеллекта, к чему нам, руководствуясь предупреждением Манфреда Ка де Ври: «Предупреждение: Я бы хотел подчеркнуть, что анкеты имеют ограниченную пользу при измерении эмоционального развития, так как многие факторы, относящиеся к нему, основаны на сенсорике (относятся к прикосновению, звуку и запаху) и поэтому с трудом поддаются оценке в анкетах. Кроме того, «фактор социальной желательности» влияет на результаты: люди отвечают на подобные анкеты не правдиво, а так, как им бы хотелось, чтобы их воспринимали» (4, с. 68), следует подойти с большой осторожностью.

Спасская М.А.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1