Эмоции на службе у лидера (об эмоциональном интеллекте)

Авторы: Марина Мелия, Ольга Петрова

Элитный персонал

« Эмоциональный интеллект » -это понятие не так давно вошло в бизнес-реальность и волнует сегодня тех, чья работа связана с управлением людьми, формированием команды единомышленников, выстраиванием отношений с партнерами и клиентами. Что же такое эмоциональный интеллект и можно ли его развить? Об этом рассказывает генеральный директор консультационной компании «ММ-Класс» профессор психологии Марина МЕЛИЯ.

Термин «эмоциональный интеллект» появился благодаря американс­ким психологам Питеру Саловею и Джону Майеру в 1990 году. Он ис­пользовался для определения способности человека управлять соб­ственными эмоциями, а также понимать настроение других людей. Эта тема получила развитие в работах Дэниэла Гоулмзна. В 1995 году вышла его книга Emotional Intelligence, где он научно обосновал тот факт, что эмоции гораздо более значимы для нашего мышления, процесса принятая решений и, наконец, для личного ус­пеха, чем мы привыкли думать. Марина! Традиционно считается, что высокий IQ -залог успешной карьеры. Но жизнь дает нам массу примеров, когда интеллектуалы остаются в тени, а люди с очень скромным IQ быстро добиваются впе­чатляющих результатов. Почему? - Интеллект, безусловно, одно из основных качеств, не­обходимых любому из нас для достижения успеха, но да­леко не самое главное. Например, ученые Гарвардского университета утверждают, что значимость IQ составляет не более 20 процентов. Я скептически отношусь к просто­му подсчету процентов в такой сложной сфере, как чело­веческое взаимодействие, но думаю, эти цифры объек­тивно отражают роль формального интеллекта. Высокий IQ - не панацея от неудач, и менеджеры-интеллектуалы не всегда принимают стратегически точные решения, их мо­жет увлекать сам интеллектуальный процесс, а не конк­ретный результат.

Сегодня на Западе широко используется такое понятие, как «эмоциональный интеллект», показатель развития ко­торого можно назвать EQ (эмоциональный коэффици­ент). Эмоциональный интеллект - это возможность по­нять и осознать свои эмоции, мысли, мотивы и управлять ими и своим поведением. И конечно же, это понимание эмоциональной и мотивационной сферы другого челове­ка и умение управлять эмоциями других людей, а значит, умение ими руководить, предвидеть их поведение. Можно ли говорить о том, что именно EQ определя­ет успешность руководителя? - эмоциональный интеллект – важнейшее качество эффективного руководителя. Если человек обладает высо­чайшим Ю, но его EQ - минимальный, вряд ли он сможет быть успешным. Работа руководителя на 90 процентов со­стоит из общения - с партнерами, клиентами, сотрудника­ми. Получается, что совещания, встречи, переговоры, публичные выступления - это и есть его основная дея­тельность. И способность сформировать и сплотить ко­манду, мотивировать сотрудников на достижение успеха, убедить клиента или партнера для руководителя гораздо важнее умения самому производить какие-то сложные расчеты.

Руководитель с высоким EQ не просто хорошо знает своих ключевых сотрудников, он прекрасно понимает их индивидуальные особенности, проблемные зоны и огра­ничения и знает, кого привлечь для решения тех или иных задач. И все-таки, какой интеллект важнее для руководи­теля - формальный или эмоциональный? - А какая рука важнее - правая или левая? Важно и то и другое. Главное - максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны. Например, руководитель с заурядным IQ, но обла­дающий очень высоким EQ окружил себя сотрудниками-интеллектуалами и вполне успешно работает. Возможно ли самостоятельно определить свой эмоциональный интеллект? - Безусловно. Главным критерием является практика. Например, принимая человека на работу, вы приписыва­ете ему одни качества, а в процессе оказывается, что он об­ладает качествами прямо противоположными. Или вы без­результатно проводите совещание за совещанием... Или ваши переговоры с партнерами в большинстве случаев за­ходят в тупик, и вы не можете добиться того, что запланиро­вали ... Вполне вероятно, что у вас проблемы с EQ.

Попробуйте также вспомнить ситуации, связанные с общением, которых вы стараетесь избегать, всякий раз на­ходя оправдание своему поступку. Попытайтесь посчи­тать количество таких избеганий. К примеру, вы не хотите выступать перед коллективом, стараетесь не принимать участия в пресс-конференциях, не присутствовать на пе­реговорах, перепоручая это своим сотрудникам, убеждая себя, что все подобные мероприятия - «пустая трата вре­мени». Вероятно, вы просто защищаетесь от возможной неудачи. Были ли в Вашей практике примеры, когда люди переставали избегать некомфортных ситуаций? - Конечно, таких примеров у меня много. Так, руководи­тель, владелец нескольких крупных заводов, принципиально не проводил общие собрания коллектива. Он считал, что без этого достаточно заботится об эффективности производства. Приезжая на завод, он собирал замести­телей, обсуждал с ними текущие дела. А ИТР и рабочие его практически не видели, и в коллективе сохранялась постоянная тревога: люди не знали, какие планы у хозяи­на и что их ждет в будущем.

Когда руководитель осознал, что нежелание встречать­ся с рабочими, избегание контактов - его «слабое звено», он начал работать над собой. В результате он провел на всех заводах общие собрания, тщательно готовясь к каж­дому выступлению. И люди, почувствовав уверенность в завтрашнем дне, стали лучше работать, выступать с ини­циативами, а на одном из предприятий даже устроили субботник по уборке территории. Позже, когда планиро­валось расширение производства и строительство новых корпусов, руководитель предусмотрел специальный зал для проведения коллективных мероприятий - он понял, насколько это важно и эффективно. Эмоциональный интеллект - это врожденное каче­ство или его можно развить? - Эмоциональный интеллект не только можно, но и нуж­но развивать. Все составляющие эмоционального интел­лекта с возрастом только оттачиваются. Руководители, которые работают над своим EQ, добиваются высочай­ших результатов. Чтобы развить эмоциональный интеллект, необходимо учиться слушать и понимать окружающих. Ведь одно дело услышать, что человек говорит, и совсем другое - понять, для чего он это говорит. Например, ваш сотрудник хочет с вами встретиться. Зачем? Чтобы просто напомнить о сво­ем существовании или установить с вами более близкие отношения? Или показать другим, что он вхож к руководи­телю? Или он намекает на то, что ему пора идти на повы­шение? Или хочет просто обсудить с вами новый проект? Список можно продолжить. Ясно одно: если понять моти­вацию человека, определить его индивидуальные особенности, можно прогнозировать, как поведет себя сотрудник в той или иной ситуации, найти лучшее применение его способностям. Руководитель живет в постоянном цейтноте, ему некогда слушать, хочется быстрее решить вопрос, дать указания... - Умение слушать - вообще качество редкое, но для ру­ководителя совершенно необходимое. Те, кто им облада­ет, получают огромное преимущество. Зачастую бывает так: сотрудник входит в кабинет руководителя, а тот про­должает смотреть в компьютер. Он как будто слушает со­беседника, а сам при этом что-то пишет, смотрит в окно, барабанит пальцами по столу... В результате у сотрудни­ка напрочь пропадает желание говорить. А руководитель может быть возмущен его бестолковостью. Наверняка есть приемы, которые помогут развить умение слушать? - Слушание - процесс активный, требующий концентра­ции и усилий. Поэтому стоит хотя бы на пять минут сосредо­точиться и послушать, что пытается сказать вам подчинен­ный или коллега. Можно использовать такой прием: пред­ставьте, что вы направили на собеседника луч прожектора, высветили его фигуру, а все остальное стало фоном. Затем необходимо самому переключиться в «режим приема»: пять минут просто внимательно послушайте. После этого возьмите паузу, чтобы осознать, что человек сказал. И только потом можно начинать говорить в ответ. Ведь если посмотреть на человека спокойно и с интере­сом, выслушать его, настроиться на одну волну с ним и подключить свой эмоциональный интеллект, - можно по­лучить массу информации, понять не только содержание того, что человек говорит, но и зачем он пришел и чего ре­ально от вас хочет. От этого выиграют обе стороны. И вы­игрыш иногда бывает значительным и вполне осязаемым. Так, знакомый предприниматель рассказал мне следу­ющую историю. Он договорился с партнером о сделке, но позже понял, что взял на себя слишком много, и решил от­казаться от части обязательств, уступив партнеру 15% прибыли. Предприниматель приехал в офис, чтобы обсу­дить этот вопрос с партнером, начал разговор, но успел произнести всего несколько фраз - сообщить о своем же­лании отказаться от некоторых взятых обязательств, как партнер перебил его, сказав, что самое важное - их со­вместное участие в проекте, и не дослушал другую часть предложения - об уступке 15% прибыли. Так один потерял большие деньги, а другой их «нашел». В чем еще руководителю может помочь эмоцио­нальный интеллект? - Есть термин «эмоциональное заражение». Если эмоции руководителя сильны, убежденность велика, он буквально «заражает» своими идеями коллег. Во время пуб­личного выступления, совещания лидер может изменить эмоциональное состояние аудитории - от нежелания, апа­тии, неверия к энтузиазму. И мотивировать сотрудников можно по-разному. Для одного важно само дело, для другого -личные амбиции, а третьему хочется работать в «теплом» коллективе. Пони­мание мотивационных особенностей каждого (а это и есть эмоциональный интеллект) помогает руководителю под­вигнуть ординарных людей на достижение неординарных целей. Получается, что высокий EQ дает лидеру большую власть над людьми? - Да, и здесь кроется серьезная опасность: кажется, что ты видишь людей насквозь, знаешь всех как свои пять пальцев, и может появиться желание управлять ими, как в театре марионеток. Но стремление манипулировать прежде всего ограничивает развитие самого лидера, его потенциал. Недопустимо отношение к другому человеку как к объекту. Такая тактика ведет к поражению.

Сейчас многие компании предлагают тренинги по формированию эмоционального интеллекта. Что вы об этом думаете? - Меня очень тревожит наблюдаемая сегодня «психологизация всей страны». И мне бы очень не хотелось, чтобы началась очередная кампания «по развитию эмоциональ­ного интеллекта у всех и вся». Нужно оберегать свою эмо­циональную сферу от всякого рода «интервенций», и, со­ответственно, лучше работать самостоятельно, внима­тельно и уважительно относясь к себе, чем быть нераз­борчивым при выборе обучающих программ. Развитие эмоционального интеллекта - бесконечный процесс, и в этом его ценность. Каждый день можно от­крывать что-то новое, двигаться вперед и вперед.

Беседовала Ольга ПЕТРОВА

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1