Эффективность труда и качества секретаря

Н.И.Архипова, проф., О.Л.Седова, доц. РГГУ

Эффективность труда секретаря характеризует результативность его трудовой деятельности и выражается в достижении эффекта при минимальных затратах труда.

Эффективность труда секретаря во многом зависит от знаний, навыков, способностей конкретного человека.

Должностная инструкция секретаря, разработанная с учетом квалификационных характеристик "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих" четко регламентирует требования к образованию, стажу работы, знаниям и умениям секретаря. Однако, известно, что эффективность работы конкретного сотрудника определяется не только квалификационными требованиями, но и его личными качествами.

Не случайно в США должностная инструкция состоит из двух частей: "Описание работы", которое содержит наименование должности, ее краткое описание и "спецификация работы", включающая сведения о личностных характеристиках, необходимых для ее эффективного выполнения.

Многие специалисты пытались сформулировать перечень необходимых черт характера и качеств личности секретаря. Так, по мнению руководителей Клуба профессиональных секретарей М.Домниковой и Е.Приваловой современный секретарь должен обладать такими качествами, как осведомленность, пунктуальность и организованность (1). Дж.Харрисон, исходя из определения Европейской ассоциации профессиональных секретарей роли секретаря как "координационного центра" любой организации, выделил две группы требований к секретарю: требования к деловым и личностным качествам (5):

 

Деловые качества

 

Профессиональные навыки секретарской работы Высокая квалификация в области стенографии, машинописи, в выполнении секретарских обязанностей и организации связи
Опыт организаторской работы Высокий уровень самоорганизации, умение организовывать ежедневно повторяющиеся конторские операции и обеспечивать их надежность и постоянное достижение высоких результатов
Эффективность, надежность, ответственность Готовность принимать на себя ответственность по поставленным ее руководителем задачам, которые в своем большинстве касаются повторяющихся операций, Умение обеспечить их надежное и эффективное выполнение
Самостоятельность, инициатива Инициатива в работе и умение, не дожидаясь указаний руководителя, принимать самостоятельные решения
Тактичность, дипломатичность Тактичность, конфиденциальность и дипломатичность при ответах на запросы, в разговорах по телефону и в беседах с посетителями. Секретарь также должна быть общительной в отношении с работниками всех уровней и уметь добиваться их содействия во всех устремлениях
Пунктуальность Для руководителя большое значение имеет пунктуальность его секретаря, это относится, в частности, к представлению документов, организации встреч и посещению совещаний
Лояльность, преданность работе Это основные качества для создания идеальных отношений с руководителем
Предвидение Умение предупредить желания своего руководителя экономит время и в значительной мере освобождает его от необходимости детально планировать свою работу

 

Личные качества

 

Внешний вид Опрятность и умение одеваться с учетом деловой обстановки
Особенности характера Любезность и внимание как при ведении телефонных разговоров, так и при встрече посетителей, чувство юмора
Отзывчивость, умение адаптироваться Готовность помочь другим в любое время и особенно в напряженных ситуациях. Умение быстро переключаться с одного вида работы на другой, умение правильно рассчитывать время, необходимое для работы в конторе в период больших нагрузок
Интересы Стремление к пополнению общих знаний, любовь к книгам и периодике, живой интерес и стремление быть в курсе достижений в области деятельности своего руководителя
Вежливость Вежливость и отзывчивость необходимы для получения поддержки и содействия всех, с кем приходится иметь дело

 

В России в конце 80-х годов была разработана типовая модель рабочего места секретаря-референта предприятий малого бизнеса (2). Модель включала 15 элементов качественных и количественных характеристик рабочего места: кадровые данные, опыт, профессиональные знания, профессиональные умения, личностные качества, психология личности, здоровье и работоспособность, уровень квалификации, служебная карьера, хобби, вредные привычки, организация труда, оплата труда, социальные блага и социальные гарантии.

Так, секретарь-референт - это женщина от 20 до 30 лет "из служащих", "красивой" внешности, с опытом работы от 1 до 5 лет, желательно с опытом общественной работы в профкоме или комсомоле. Секретарь-референт должен иметь хорошие профессиональные знания в области социологии, экономики, права, психологии, дизайна, коммерции, маркетинга, обладать профессиональными умениями в области машинописи, ведения личных дел, телефонных переговоров, архивного дела, компьютеров, презентационной работы, рекламы, поиска партнеров, экспедиторской работы. Необходимыми личностными качествами секретаря-референта должны быть доброжелательность, отзывчивость, честность, порядочность, воспитанность, скромность, жизнерадостность, терпимость. К числу деловых качеств отнесены исполнительность, коммуникабельность, организованность, трудолюбие, хозяйственность, дипломатичность, дисциплинированность, умение доводить порученное дело до конца и умение слушать людей. Наиболее предпочтительный тип личности - интроверт (направлен на внутренний мир) со средним уровнем интеллекта.

Не обсуждая спорность некоторых характеристик (например, красивая внешность, опыт работы в профкоме), отметим что применение типовой модели на практике не всегда осуществимо.

Во-первых, в современных коммерческих структурах нет четкого разделения секретарей по квалификации, как это предусмотрено Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (3), а термин "секретарь-референт" используется для секретарей различного уровня.

Во-вторых, секретарь в зависимости от сферы деятельности организации, ее корпоративной культуры, организационной структуры, размера, стиля управления, национальных особенностей имеет различные функциональные обязанности, эффективное выполнение которых требует различных способностей и личностных качеств.

Как определить, какими необходимыми качествами должен обладать секретарь конкретной организации, чтобы его работа была эффективной?

Может быть рекомендован следующий порядок определения требований к секретарю в конкретной организации.

 

1 этап.

Описание должности (рабочего места) -
всесторонняя информация о требованиях,
нагрузках и содержании работы (4).

 

 

Общая характеристика Цель работы

 

Основные задачи (6-7),

Функции и обязанности.

Технологии выполнения.

Показатели ответственности Материальная

 

Финансовая

За результаты работы.

За сотрудников

Условия труда Эргономические

(температура,

освещенность, вредные

воздействия)

Экономические

Социальные

Анализ должности секретаря позволяет сформулировать требования, предъявляемые содержанием работы к следующим параметрам: знания, опыт, навыки, состояние здоровья (острота знания, слух, мышечная нагрузка и т.д.).

 

2 этап

Описание характера работы, т.е. фиксация данных
о типе выполняемых операций,
формах организации труда.

Тип совместной

 

деятельности

совместно-взаимодействующий

 

совместно-последовательный

совместно творческий

совместно-индивидуальный

Тип выполняемых

 

операций

творческие

 

логические

технические

Форма организации

 

труда

совмещение профессий

 

совмещение функций

индивидуальная

коллективная

Анализ характера работы секретаря позволяет сформировать требования, предъявляемые характером работы к следующим параметрам: тип личности, черты характера, способности

 

Описание параметров, которыми должна обладать личность для успешного выполнения работы, закрепляется в личностной спецификации.

     

    3 этап.

    Составление профессиограммы -
    портрета "идеального" сотрудника
    на должность секретаря конкретной организации.
     

    Профессиограмма - ранговый перечень профессионально-значимых и личностных качеств человека, необходимых для эффективной работы на рабочем месте (в должности).

    При приеме секретаря на работу целесообразно определить степень его соответствия "эталону" секретаря организации, закрепленному в профессиограмме.

    Рекомендуемые методы профессионального и психологического тестирования секретарей при приеме на работу, а также их психологического обучения в процессе адаптации будут рассмотрены в дальнейших публикациях.

     

    Литература.

     

    1. Домникова М., Привалова Е. Профессия секретарь// Служба персонала, 1997 № 8-9-10 (21), с.29-30.

    2. Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: НИМБ, 1997.

    3. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М.: "Экономические новости", 1998.

    4. Управление персоналом: Энциклопедический словарь/ Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1998.

    5. Харрисон Дж. Организация работы секретаря учреждения. - М.: "Экономика", 1995.

характеристика на секретаряпрофессиональные навыки секретаряэлектронный секретарь

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий