Эдвин Хатчинс: связь между когницией и социокультурным окружением

Эдвин Хатчинс: связь между когницией и социокультурным окружением

Своей основной задачей Эдвин Хатчинс видит интеграцию внутренней и внешней концепции культуры и предлагает способ осмысления тесной трехсторонней связи между культурой, познанием и миром. Культуру, по Хатчинсу, следует понимать как процесс, а не как "какое бы то ни было собрание объектов, осязаемых и абстрактных. Культура - это процесс, и все "вещи ", которые упоминаются в многочисленных определениях культуры, это то, что остается от этого процесса. Культура - это адаптивный процесс, аккумулирующий частичные решения часто встречающихся проблем. Культура - это также процесс человеческого познания, протекающий внутри человеческой психики, но опирающийся на материальные и идеальные артефакты, которые лежат вне ее пределов. Это процесс, в котором участвуют наши повседневные культурные практики, интрапсихические и экстрапсихические одновременно. "[1]

Хатчинс обращается к когнитивой антропологии, которую по его мнению должна составлять систему концептов, представляющих собой содержание культурного познания. Наиболее естественным способом, которым культура включается в поле зрения когнитивной науки это понятие артефакта. Артефакт является одновременно и материальным, и идеальным (концептуальным). Артефакты материальные объекты, поскольку они создаются в процессе целенаправленной человеческой деятельности. Но они так же и идеальные объекты, потому что их материальная форма формируется в процессе участия в предшествующем взаимодействии сознания с внешнем миром и поскольку они продолжают участвовать в этом взаимодействии в настоящем в качестве опосредующего звена. В этой роли выступают артефакты особого рода культурные модели, схемы, сценарии. При этом культура так же рассматривалась как часть окружающей среды. Но культура кроме всего прочего организует само наше познание. Посредством культурно организованного познания мы получаем информацию о внешнем мире. Когниция может быть описана как взаимодействия между нашим сознанием и внешним миром, в котором наша мысль может проникать в любую его точку. Это еще не означает, что человеческое мышление всегда "артефактно ". Человеческое мышление может отражать "естественно протекающее поведение ", то есть поведение не опосредованное культурой. Приобретение культуры и приобретение мышления части единого процесса.

В этом смысле для Хатчинса особенно важна работа Роя ДТАндрада о культурных моделях как когнитивных схемах, с помощью которых и рассматривается внешняя среда, имеющая физическую и социальную составляющую. Разрабатывая эту идею Е. Хатчинс предложил идею "распределенной когниции "[2], идею, на которую следует обратить особое внимание, потому что с ее помощью проговаривается и проясняется тот подход в когнитивной науке, в котором культура играет центральную роль.

Суть этого понятия состоит в следующем. Согласно Э. Хатчинсу, когниция является процессом распространения структур познания (когнитивных схем) повсюду внутри сложных динамических функциональных систем. Понятие "функциональной системы " Хатчинс сформулировал на основе исследований пилотов самолетов. Рассматривая индивидов, артефакты и задачи как независимые целостности, Хатчинс пришел к выводу, что процесс человеческого мышления влечет за собой появления субсистем, которые находятся в координации друг с другом и которые заставляют вышеперечисленные независимые системы взаимодействовать. Эти базовые процессы когниции организованы различным образом для различных задач, но в любом случае, поскольку они инициируют и направляют человеческую деятельность, содержат в самих себе и мотивационные составляющие. Важно здесь то, что каждая система, которая становится объектом мышления индивида в ходе решения им своих конкретных, находится вне границ индивида. Однако в процессе мышления она вступает с индивидом в динамические отношения, результатом которого может стать трансформация как внешнего объекта, который становится объектом деятельности индивида, так и содержания мышления индивида как субъекта деятельности (корректирование когнитивной схемы). Такое динамическое взаимодействие Хатчинс называет координацией систем и говорит о "комплексе систем " и о "динамики координации систем ". Различные функциональные системы, направленные на выполнение различных задач (включающие людей, артефакты и культурнокогнитивные схемы или сценарии), в свою очередь, взаимодействуют и координируются с "символическими системами ", внешними для человека, однако, активно на него вляющими. Изменение символических ресурсов может привести к реконфигурации мышления. Когнитивные артефакты всегда воплощены в широких социокультурных системах, которые организуют. практику, в которой эти артефакты используются, и одновременно являются механизмами обработки информации.

Познания о процессах трансформации социокультурных систем во времени жизненно необходимо для антрополога, поскольку без этого он не может понять как артефакты внедояются в процесс человеческого мышления. В данном случае бесполезно фокусироваться на самих по себе артефактах. Скорее необходим анализ способа, посредством которого объектактивность и ее контекст развиваются как часть единого процессса изменений.

Таким образом Хатчинс устанавливает связь между культурной когницией, когнитивным артефактом, задачами, стоящими перед человеком и самым широким социокультурным окружением. Культурная когниция оказывается связующим звеном между всеми этими динамическими системами, охватывает их все, распределяясь между ними в виде конкретных когнитивных схем и сценариев.

Э. Хатчинс утверждает, что акультурная когнитивная наука заблуждается, "неверно оценивая свойства социокультурной системы для свойств индивида ".[3] Когнитивная же наука, которая включает артефактное опосредование в культурный контекст в качестве своей фундаментальной составляющей, добивается прекрасного взаимодействия с современными исследованиями, целью которых является понимания человеческое мышление как активноного агента, воплощающегося в окружающей среде, которая, в свою очередь, тоже активна.[4]

Подход Эдвина Хатчинса важен для этнопсихологии, поскольку может быть интегрирован в нее если когнитивные артефакты трактовать как этнические константы, а распределенную когницию как систему этнических констант. Расширяющееся понятие артефактов дает нам право на такую интерпретацию теории Хатчинса. Проблему когнитивных артефактов, которые по всей вероятности в самое ближайшее время станут одним из стержневых концептов антропологии (в первую очередь, психологической, а также когнитивной) и культурной психологии, мы рассмотрим отдельно в разделе "Когнитивная антропология ".

- Культурная психология -

[1] Hutchins, E. Cognition in the World. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1995, р. 356.

[2] Hutchins, E. Cognition in the World. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1995.

[3] Hutchins, E. Cognition in the wild. Cambridge, MA: MIT Press, 1995, р. 366.

[4] Michael Cole. Culture and Cognitive Science. Talk Presented to the Cognitive Science Program, U.C. Santa Barbara, May 15, 1997.

источник неизвестен

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1