Досудебный порядок рассмотрения трудовых споров: способы, участие профсоюзов

"Кадровик. ру", 2010, N 8

ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ: СПОСОБЫ, УЧАСТИЕ ПРОФСОЮЗОВ

Наличие противоречий, базирующихся на противоположности интересов работодателей-собственников и наемных работников, создает почву для их разногласий, а следовательно, и трудовых конфликтов. Негативная внешняя среда (обострение экономических и социальных проблем) лишь усиливает такие противоречия и создает дополнительные предпосылки для возникновения споров.

Действительно, в настоящее время конфликты в социально-трудовой сфере связаны не только с прямыми нарушениями трудовых прав и гарантий, но и со столкновением интересов сторон при установлении новых условий труда, изменении кадровой политики работодателя, в том числе в связи с сохранением рабочих мест и обеспечением занятости.

Понятие "трудовой конфликт" во всем его многообразии содержит различные аспекты - социальный, экономический, правовой, моральный, этический, психологический и даже этнический. Но с юридической точки зрения трудовой конфликт рассматривается не так широко и квалифицируется как трудовой спор, причем лишь в том случае, если работодателю и работнику (коллективу работников) не удалось урегулировать свои разногласия и они передают их на рассмотрение специальных юрисдикционных органов. Но далеко не всегда трудовой конфликт трансформируется в трудовой спор: нередко стороны не предпринимают никаких правовых действий и никуда не обращаются, хотя противоречия сохраняются. Такие неразрешенные, подавленные (в том числе и "самоподавленные") конфликты имеют серьезные негативные последствия для обеих сторон. Для работника неразрешенный трудовой конфликт может повлечь за собой неудовлетворение, стресс, снижение мотивации к работе и производительности, что сказывается и на интересах работодателя: снижаются качество и количество продукции, возникают управленческие проблемы, происходит утечка кадров и т. п. Кроме того, если пустить конфликт "на самотек", накопленная негативная энергия может трансформироваться в реальную протестную акцию - такие примеры хорошо известны и перестали быть редкостью в современной России.

Вполне понятно, что лучше до этого не доводить и попытаться найти компромисс. Но как? Способы и механизмы разрешения трудовых конфликтов (в широком понимании) не предусмотрены ни законами, ни иными актами. Их могут изыскивать и применять по своему усмотрению сами стороны, в том числе и в рамках социального партнерства. Так, например, после того, как в 2002 г. был принят Федеральный закон о третейских судах, возможно попытаться разрешить свои разногласия в этих органах <*>. Кроме того, в мае 2010 г. был принят в первом чтении законопроект "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <**>, согласно которому на условиях взаимного согласия сторон можно будет обратиться к медиатору (посреднику). В настоящее время в сложных ситуациях нередко прибегают к советам профессиональных психологов-конфликтологов, которые помогают сторонам, во-первых, понять, что конфликт - дело двустороннее, а во-вторых, найти взаимопонимание и с помощью допустимых уступок принять приемлемое для обеих сторон решение.

--------------------------------

<*> Возможность рассматривать в этих судах споры, вытекающие из трудовых правоотношений, воспринимается неоднозначно, поэтому в 2008 г. Общественной палатой был подготовлен еще один законопроект о третейских судах именно для рассмотрения трудовых споров.

<**> Вступление Закона в силу предполагается с 1 января 2011 г.

Что же касается юридического понятия "трудовые споры", то законом установлены правовые способы их рассмотрения и разрешения. Если споры возникают между конкретным работником и работодателем (индивидуальные), то их рассматривают комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды. Рассмотрение споров между коллективом работников и работодателем (коллективных) передается в примирительные органы (примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж). В качестве крайней меры для разрешения коллективных трудовых споров допускается забастовка (ст. 37 Конституции РФ, ст. 409 ТК РФ).

В этой статье мы рассматриваем досудебный порядок разрешения трудовых споров, который относится только к индивидуальным разногласиям. Коллективные же трудовые споры вообще неподведомственны судам, поэтому и досудебного порядка в их отношении быть не может.

Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором признаются лишь неурегулированные разногласия между сторонами, что предполагает попытки разрешить возникшие разногласия посредством переговоров (ч. 2 ст. 385 ТК РФ). Интересы сторон могут отстаивать их представители (например, от лица работника могут выступать профсоюзы или приглашенный им адвокат, работодателя - руководитель организации или уполномоченные им лица).

Попытка урегулировать разногласия может быть предпринята и путем обращения в надзорные государственные органы, например в прокуратуру или федеральную инспекцию труда. Не являясь специализированными органами по рассмотрению трудовых споров, они осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Поэтому, если спор возник из-за правонарушения, в их компетенции - опротестовать соответствующие незаконные действия работодателя и потребовать приведения их в соответствие с нормами закона (например, отменить незаконный приказ о дисциплинарном наказании или незаконном переводе на другую работу и т. п.). Члены профсоюза могут также обратиться за помощью в профсоюзную трудовую инспекцию. Если предписания этих органов об устранении допущенного нарушения будут своевременно выполнены работодателем, имеющийся конфликт, скорее всего, будет исчерпан и не перерастет в трудовой спор. Вместе с тем закон не возлагает на конфликтующие стороны обязанности обращаться в государственные надзорные органы: это зависит от их воли и желания. Они вообще могут никуда не обращаться, а отказаться от своих требований и притязаний, и тогда конфликта не будет за отсутствием предмета. Результаты многочисленных исследований показывают, что чаще всего работники "уходят" из конфликта, либо смирившись с ситуацией и приняв ее, либо уволившись "по собственному желанию". Но если работник продолжает настаивать на своих требованиях, он имеет право обратиться в органы по рассмотрению трудовых споров, т. е. начать трудовой спор. Причем это право предоставлено законом исключительно работнику, хотя виновником конфликта может быть любая из сторон <***>.

--------------------------------

<***> Единственный случай, когда инициировать трудовой спор может работодатель, - это причинение работником материального вреда (ущерба): работодателю предоставлено право обращаться в суд с иском о соответствующем взыскании.

Таблица

Стороны, предмет индивидуальных трудовых споров и органы,

в компетенцию которых входит их рассмотрение

Стороны

Предмет разногласий

Орган по
рассмотрению
спора

Работодатель/работник

Применение законов и иных
нормативных правовых актов о
труде;
применение коллективного
договора или соглашения;
применение индивидуального
трудового договора;
дискриминация при установлении
заработной платы и других
условий труда;
другие разногласия, исходящие из
трудовых отношений

КТС;
суд (мировой
судья)

Работодатель/"бывший
работник" (лицо, ранее
состоявшее в трудовых
отношениях с данным
работодателем)

Увольнение с работы:
восстановление на прежней
работе;
изменение даты или формулировки
основания увольнения;
выплата компенсаций, другие
материальные претензии
работника, связанные с
увольнением;
материальные претензии
работодателя к бывшему работнику

Суд

Работодатель/
"претендент на рабочее
место" (лицо,
изъявившее желание
заключить трудовой
договор)

Необоснованный отказ в приеме на
работу;
отказ в приеме на работу по
дискриминационным мотивам

Суд

Таким образом, разногласия между сторонами становятся индивидуальным трудовым спором только с момента заявления о них в органы по рассмотрению трудовых споров, которыми, согласно ст. 382 ТК РФ, являются КТС и суд.

Согласно ст. 37 Конституции РФ, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров определяется исключительно законами федерального уровня. Ни подзаконные акты, ни коллективные договоры или соглашения, ни тем более индивидуальные трудовые договоры не могут отменить, изменить или дополнить порядок и процедуру рассмотрения трудовых споров. Не относится это и к компетенции субъектов Российской Федерации.

В досудебном порядке индивидуальные трудовые споры рассматриваются в КТС, которые могут быть созданы в организациях по инициативе одной из сторон. Если ни одна из них такой инициативы не проявит, комиссии, соответственно, не будет! Несмотря на то что многие эксперты в области трудового права уже давно голосуют за отмену КТС как малоэффективного органа, лишь обременяющего и затягивающего процедуру рассмотрения трудовых споров, в их существовании есть и плюсы. Так, досудебный порядок помогает выявить обоснованность претензий работника, проверить законность действий работодателя, а нередко и принять взаимоприемлемое решение, что разгружает суды от рассмотрения мелких, незначительных по содержанию споров. Если же работник не доверяет КТС или не считает ее способной разобраться в своем споре, он может сразу же обращаться в суд: право на судебную защиту гарантируется ст. 46 Конституции РФ.

Важно! Статья 384 Трудового кодекса Российской Федерации (выдержки)

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации...

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

В настоящее время конфликты в социально-трудовой сфере связаны не только с прямыми нарушениями трудовых прав и гарантий, но и со столкновением интересов сторон при установлении новых условий труда, изменении кадровой политики работодателя, в том числе в связи с сохранением рабочих мест и обеспечением занятости. Разногласия между сторонами становятся индивидуальным трудовым спором только с момента заявления о них в органы по рассмотрению трудовых споров. Органом, рассматривающим подобные дела в досудебном порядке, является комиссия по трудовым спорам (КТС).

КТС может быть создана в любой организации независимо от численности работников, формы собственности и организационно-правовой структуры. Исключение составляют лишь органы государственной власти, где такие комиссии вообще не создаются, поскольку предусмотрен особый порядок рассмотрения трудовых споров.

Комиссия может быть образована по инициативе любой из сторон - работодателя или работников - или же по их совместной инициативе. На практике чаще всего инициатором создания КТС является представительный орган работников, в частности выборный профсоюзный орган (профком). При проявлении инициативы работниками (их представителями) работодатель не вправе отказаться от создания КТС, т. к. утвердительная форма, используемая в ст. 384 ТК РФ ("комиссия образуется по инициативе одной из сторон...") не оставляет ему такой возможности. Поэтому, не являясь обязательным органом, комиссия все-таки должна создаваться при наличии такой инициативы. И здесь профсоюзы могут проявить настойчивость!

В отличие от ранее существующего порядка, предполагавшего избрание всех членов КТС на общем собрании (конференции) трудового коллектива, ныне действующий ТК РФ устанавливает паритетный принцип ее формирования, т. е. из равного числа представителей работников и работодателя. Несомненно, такой состав в большей степени позволит соблюсти баланс интересов сторон трудового спора и решить его наиболее объективным образом. Таким образом, представители профсоюза могут составить половину комиссии! Примерный алгоритм действий по созданию КТС в организации приведен в табл. 1.

Таблица 1

Создание КТС в организации

N

Этап

Орган

Действие, документ

1

Выдвижение
инициативы по
созданию КТС в
организации

Представители
работников
(профсоюзный орган
или др.);
представитель
работодателя

Принятие совместного решения о
создании КТС; определение
количественного представительства
сторон (протокол о намерениях)

2

Назначение
представителей
работодателя

Руководитель
организации

Издание приказа о назначении членов
КТС, представляющих работодателя
(приказ)

3

Избрание
(утверждение)
представителей
работников

Общее собрание
(конференция)
работников

Принятие решения об избрании
(утверждении) членов КТС,
представляющих работников (протокол
собрания/конференции)

Избрание представителей работников

Представители работников избираются на общем собрании (конференции), которое созывается представительным органом работников (например, профкомом). Если в организации нет представительного органа работников, созвать общее собрание могут инициативная группа, предложившая создать КТС, или руководитель организации (в том случае, если инициатива создания КТС исходит от него либо работники обратились к нему с просьбой оказать содействие в организации избрания своих представителей).

Членами КТС могут стать любые сотрудники независимо от членства в профсоюзе, занимаемой должности, выполняемой работы и т. п. Порядок избрания не определен законом, поэтому может регламентироваться самим собранием (конференцией): форма голосования (тайное или открытое); число голосов, необходимых для избрания (простое или квалифицированное); срок полномочий представителей (или бессрочно) и др.

Представители работников в КТС могут делегироваться представительным органом работников из числа его членов (например, профкома), но их окончательное утверждение происходит на собрании (конференции) работников.

Назначение представителей работодателя

Представителями работодателя могут быть, по его усмотрению, заместители руководителя организации, руководители структурных подразделений, другие представители административно-управленческого персонала - юрисконсульты, работники отдела кадров, отдела труда и заработной платы и др. Они назначаются приказом руководителя.

Таким же образом могут создаваться КТС и в структурных подразделениях организаций. Наиболее распространены КТС в обособленных структурных подразделениях, филиалах и представительствах, а также крупных цехах и департаментах. Разумеется, они рассматривают споры только в пределах компетенции соответствующих подразделений. Например, спор о применении взыскания руководителем структурного подразделения будет находиться в ведении КТС подразделения, а разногласия по изменениям условий трудового договора поступают в КТС организации (предприятия), т. к. решение принималось руководителем организации, а не структурного подразделения.

Организация работы КТС

Члены комиссии избирают из своего числа председателя и секретаря. Избрание основывается исключительно на принципах свободы выбора и добровольности. Председатель обязан вести заседания КТС, подписывать их протоколы, секретарь - вести протоколы заседаний, оформлять решения, хранить документы. Комиссия имеет свою печать.

На работодателя возлагается обязанность по организационно-техническому обеспечению работы КТС: помещение, оргтехника, бумага, техническое обслуживание и т. п.

Компетенция КТС

Комиссия вправе рассматривать большинство индивидуальных трудовых споров - о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда, о выплате премий, об изменении существенных условий трудового договора, об оплате сверхурочных работ, о применении дисциплинарных взысканий, о выплате компенсаций при направлении в командировку, о возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения материального ущерба, об изменениях записей в трудовой книжке (неточность и т. п.) и др.

Если в КТС поступает обращение работника по не подведомственному ей спору, работнику следует разъяснить, в каком порядке и в каком органе этот спор будет рассматриваться.

Обращение в КТС

Обратиться в КТС может только работник, работодателю такое право не предоставлено. Срок обращения в КТС - три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Заявление имеет произвольную форму и подается члену комиссии, ответственному за их прием и регистрацию. На практике этим чаще всего занимается секретарь КТС. Регистрация поступающих в комиссию заявлений обязательна, ее порядок определяется самой комиссией, как правило, секретарем (ведется специальный журнал).

Подготовка и проведение заседания

Для рассмотрения спора в КТС установлен десятидневный срок, исчисляемый в календарных днях. Он начинается со следующего после подачи заявления дня. Если срок истекает в выходной или праздничный день, днем окончания будет следующий за ним рабочий день (ст. 14 ТК РФ). Примерный план действий КТС по подготовке заседания содержится в табл. 2.

Таблица 2

Подготовка заседания КТС по рассмотрению трудового спора

Что нужно сделать?

Кто это должен
сделать?

Как это сделать?

Регистрация полученного
от работника заявления

Секретарь,
ответственный
член комиссии

Запись в журнале регистрации

Назначение даты
рассмотрения спора (в
пределах десяти
календарных дней)

Председатель

Определяется в рабочем порядке
совместно с другими членами КТС

Уведомление сторон
(работника и
работодателя) о дате,
времени и месте
рассмотрения спора

Председатель,
секретарь

Уведомление работника желательно
зафиксировать письменно (на
случай необходимости предъявления
доказательств о своевременном
извещении)

Сбор необходимых
документов и материалов

Председатель,
секретарь,
члены комиссии

Направляются запросы
соответствующим должностным лицам

Приглашение экспертов,
специалистов и
свидетелей

Председатель

Желательно в письменной форме с
указанием содержания, даты и
времени рассмотрения трудового
спора

Назначив дату рассмотрения спора, члены КТС должны позаботиться о своевременном уведомлении сторон. Спор рассматривается только в присутствии работника или его представителя. Наряду с работником или вместо него может участвовать его представитель, например, от профсоюза. Исключение допускается, если сотрудник обратился с письменным заявлением рассмотреть спор заочно.

Если работник или его представитель не являются на заседание КТС, рассмотрение откладывается, выясняется причина и назначается новая дата. Если неявка повторяется, КТС вправе снять заявление с рассмотрения. Это не лишает работника права повторно обратиться в КТС в пределах трехмесячного срока.

При решении вопросов о снятии дел с рассмотрения или восстановлении пропущенных сроков обращения комиссия обязательно должна учитывать уважительность причины отсутствия или пропуска срока. В законодательстве отсутствуют определение и перечень уважительных причин, но сложившаяся многолетняя практика (в том числе судебная) относит к ним состояние здоровья самого работника и членов его семьи. При этом отсутствие официального подтверждения (больничного листа или медицинской справки) вовсе не означает отсутствие уважительной причины, которая может быть подтверждена и другими доказательствами (например, свидетельскими показаниями и т. п.).

На заседание КТС также приглашается представитель работодателя, но в случае его неявки закон не требует перенесения рассмотрения спора.

Получение необходимой информации для рассмотрения спора

Для объективного и полного рассмотрения спора КТС вправе запрашивать и получать необходимые документы - справки, приказы, ведомости и пр. Кроме того, комиссия может вызывать на заседание свидетелей и приглашать специалистов - работников данной организации. Следует иметь в виду, что их явка - дело добровольное. КТС не имеет права применять какие-либо меры принуждения (привод и т. п.).

Проведение заседания

КТС - орган, действующий в организации, где работают и конфликтующие стороны, и члены комиссии, рассматривающей этот спор. Всех объединяет общий процесс совместной трудовой деятельности, поэтому заседания КТС носят неформальный характер и не связаны гражданско-процессуальными нормами. ТК РФ определяет порядок их проведения лишь в общих чертах. Например, не рассматриваются ситуации при отводах членов КТС, ничего не сказано о времени проведения заседаний (в рабочее или нерабочее время), о порядке заслушивания участников трудового спора и др. Поэтому комиссия вправе сама более детально определить этот порядок, закрепив его, например, в локальном положении о КТС, при принятии которого учитывается мнение профкома (ст. 372 ТК РФ). Если оно будет приложением к коллективному договору, то его можно разработать и совместно с профсоюзом, т. к. приложение - неотъемлемая часть документа, а коллективный договор создается и принимается на двусторонней основе.

Для проведения заседания комиссии достаточно присутствия половины членов с каждой стороны. В этом случае заседание считается правомочным, а решение - законным. Рекомендуется стремиться к равному числу представителей сторон, что позволит в полной мере учесть мнение каждой из них. Ход заседания фиксируется в протоколе, который ведется секретарем, подписывается председателем (его заместителем) и заверяется печатью. Порядок принятия решения КТС регламентируется ст. 388 ТК РФ.

Это надо знать. Статья 388 Трудового кодекса Российской Федерации

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

- наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

- даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

- фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

- существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

- результаты голосования.

Надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения.

КТС состоит из равного числа представителей работодателей и работников, однако решение принимается простым большинством голосов, т. е. каждый член комиссии выступает самостоятельно, не связан с позицией представляемой им стороны и вправе принимать решение по внутреннему убеждению, основываясь на фактах, документах и т. п. Задача членов КТС не защита интересов той или иной стороны, а разрешение индивидуального трудового спора в соответствии с действующим законодательством, принятие обоснованного решения.

Решения комиссии должны быть мотивированы и основаны на нормах действующего законодательства, коллективного договора, соглашения, трудового договора, локальных актах о труде. По структуре этот документ может быть составлен таким образом:

- описательная часть - содержит сведения о наименовании организации (подразделения), в которой действует КТС, фамилиях, именах и отчествах членов комиссии, других лиц, присутствовавших на заседании, обратившегося в КТС работника, датах обращения в КТС, существе спора, результатах голосования;

- мотивировочная часть - обоснование принятого решения со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;

- резолютивная часть - краткое и четкое изложение существа решения, где указывается, какие именно права нарушены и в какой срок они подлежат восстановлению, какие денежные суммы должны быть выплачены работнику и т. п. Решение подписывается председателем (при его отсутствии - заместителем) и заверяется печатью комиссии. Копии решения выдаются работнику и руководителю организации в трехдневный срок. Порядок его исполнения установлен ст. 389 ТК РФ.

Это надо знать. Статья 389 Трудового кодекса Российской Федерации

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая это удостоверение, может восстановить этот срок.

Удостоверение

Решение КТС исполняется принудительно, если работодатель не выполнил его добровольно в трехдневный срок. В этом случае по просьбе работника выдается удостоверение. Срок обращения за удостоверением в настоящее время не предусмотрен, но предполагается, что он достаточно краткий (в течение многих лет действовал срок один месяц со дня получения копии решения по делу). Форма обращения - письменная, с указанием факта неисполнения работодателем в надлежащий срок решения КТС. Удостоверение - документ о принудительном исполнении решения КТС и имеет силу исполнительного листа.

ТК РФ не устанавливает определенных требований и правил по содержанию и оформлению удостоверения. Но, по-видимому, в нем должны быть: полное наименование комиссии с указанием организации или структурного подразделения, где она создана; фамилия, имя и отчество работника, обратившегося за разрешением трудового спора; дата принятия решения и содержание его резолютивной части, дата выдачи удостоверения. Удостоверение подписывается председателем КТС (его заместителем), заверяется печатью комиссии.

Удостоверение может быть представлено работодателю самим работником (его представителем) или непосредственно судебному приставу-исполнителю. Для обращения к судебному приставу установлен трехмесячный срок обращения. В процессе принудительного исполнения решения судебный пристав имеет право получать от руководителя организации и других должностных лиц необходимую информацию, объяснения, справки, а при необходимости - даже налагать арест на денежные средства работодателя. Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для работодателя, их неисполнение влечет за собой привлечение к административной и уголовной ответственности.

Обжалование решения КТС

Любая из сторон трудового спора (как работник, так и работодатель) может обжаловать решение КТС в суд (мировому судье). Срок обжалования - 10 дней с момента получения копии решения комиссии. От имени работника обжаловать решение КТС в суд может и профсоюз, членом которого он является (ст. 391 ТК РФ).

Таким образом, если досудебный порядок рассмотрения трудового спора не разрешил противоречий сторон, спор передается на рассмотрение в суд.

Н. Тодэ

К. э. н.,

старший научный сотрудник

Института управления

социальными процессами

Государственного университета -

Высшей школы экономики

Москва

Подписано в печать

03.09.2010

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1