Доклад о докладе (как подготовить сообщение для специалистов)

Данный методический материал носит рекомендательный характер. Естественно, возможны иные подходы, но излагаемый здесь - многократно проверен. (Прим. Редактора сайта Александра Соколова).

Участвуя в работе ряда научно-практических Конференций, а также в заседаниях Санкт-Петербургского Клуба консультантов и тренеров, Автор считает полезным остановиться на некоторых моментах подготовки профессионального Доклада.

Впервые с описываемым в статье подходом Автор столкнулся в лаборатории И.Л. Викентьева (ТРИЗ-ШАНС) [1].

В целом же данный подход широко применяется в современной практике высшего и дополнительного образования - т.е. везде, где мы сталкиваемся с аудиторией не просто слушателей или учащихся, а с аудиторией Специалистов. [4]

Доклад для Специалистов отличается от обычного выступления в первую очередь тем, что его Автор и слушатели являются людьми примерно одного круга и одного образовательного уровня. И здесь, по наблюдению Автора, есть три опасности, подстерегающие докладчика, выходящего на аудиторию специалистов.

Опасность первая: Докладчик путает сообщение для Специалистов с обращением к потенциальному Заказчику (в этом случае стилистика его выступления на профессиональной Конференции слабо отличается от презентации перед потенциальными Клиентами).

Опасность вторая: характерна для работников высшей школы, привыкших обращаться преимущественно к студентам (и собравшиеся Специалисты бывают вынуждены выслушать фрагмент курса "Введение в специальность").

Опасность третья: неспособность (увы) к построению простейших абстракций. Врожденная ли, приобретенная ли - эта неспособность распространена как раз среди тех, кому бы не грех иногда "воспарить" над фактами. Выступление - в лучшем случае - выглядит как перечисление: "Факт-1, факт-2, факт-3, факт-N" и так до бесконечности. В сознании выступающего единичные факты не обобщаются в теоретическую Модель - см. Рис. 1.

 

 

Список контрольных вопросов для подготовки Доклада для специалистов

Для удобства дальнейшие рекомендации сведены в т.н. "список контрольных вопросов" (check list) с комментариями.

На эти вопросы Докладчику полезно ответить самому себе при подготовке выступления, заблаговременно (хуже, если подобные вопросы возникнут у Слушателей в процессе Доклада).

Естественно, отвечать целесообразно честно...

1. Какова ЦЕЛЬ выступления?

Или: я, автор Доклада, хочу:

  • информировать Слушателей о чем-то;
  • объяснить Слушателям что-то;
  • обсудить что-то (проблему, решение, ситуацию и т.п.) со Слушателями;
  • спросить у Слушателей совета;
  • сделать себе PR;
  • пожаловаться Слушателям на что-то (на жизнь, ситуацию в стране и т.п.)

Т.е. ради чего, собственно, затевается выступление?

Если внятного ответа на Вопрос-1 нет, то нужно ли Специалистам такое выступление?

2. Какова Аудитория?

На кого рассчитано выступление:

  • на Студентов
  • на Клиента (-ов)
  • на Коллег-профессионалов
  • на Конкурентов
  • на присутствующую в аудитории подругу (друзей)?

Как уже было отмечено выше, есть две типовые опасности: рассказывать "азы" коллегам-специалистам или "продавать себя" не присутствующим (!) в аудитории Заказчикам...

3. Каков ОБЪЕКТ выступления?

Т.е. о чем собственно доклад, что является его "ядром":

  • одна модель
  • серия моделей
  • динамика изменения модели (-ей)
  • условия применения моделей
  • типовые ошибки
  • прогнозы
  • обзор, сравнительный анализ
  • постановка проблемы, гипотеза
  • иное?

Естественно, качественный Доклад может касаться нескольких пунктов из приведенного списка...

4. Какова АКТУАЛЬНОСТЬ Доклада?

Или: почему сегодня нужно говорить именно об этом?

И почему это должны слушать Специалисты?

5. В чем заключается НОВИЗНА темы? [3]

Или: если заменить многоумные и иноязычные термины в тексте Доклада на обычные слова - не станет ли содержание доклада банальностью?

Ссылается ли Автор на своих предшественников? Проводит ли сравнение с существующими аналогами?

Автор статьи неоднократно сталкивался с ситуацией, когда на Конференциях и встречах специалистов Объектом выступления становились модели, известные Слушателям из курса средней школы или из материала, читаемого на первом курсе ВУЗа...

Стоит заметить, что Новизна и Актуальность - разные вещи. Новизна характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами.

Актуальность - насколько оно сейчас нужно. Бесспорно, самый выигрышный вариант - и ново, и актуально. Неплохо, если актуально, но не ново. Например, давняя проблема, но так никем и не решенная. Терпимо, если не актуально, но ново - как прогноз, сделанный Д.И. Менделеевым в XIX веке, что в будущем дома будут не только обогревать, но и охлаждать (кондиционеров тогда и вправду не знали).

Но если и не ново, и не актуально - нужно ли кому-то такое выступление?

6. Разработан ли Автором план (СТРУКТУРА и ЛОГИКА) выступления? [2]

Есть ли логичная последовательность авторской мысли? Или же Автор планирует свой Доклад в стиле: "чего-нибудь наболтаю, а раздатка и вопросы Слушателей как-нибудь помогут вытянуть выступление..."?

Есть ли выводы с четкой фиксацией главного и нового? Как они подводят итог выступлению?

7. Раздаточные материалы.

Нужны ли они вообще, и если да, то что в них будет содержаться? Отражают ли они логику выступления?

Иллюстрируют ли сложные места доклада?

Важно: раздаточные материалы не должны полностью дублировать текст доклада. Слушатель должен иметь возможность записывать: примеры, дополнения, подробности, свои мысли... Одна из целей любого выступления перед Специалистами - чтобы что-то из сказанного осталось в голове Слушателей. А для этого необходимо задействовать как можно больше видов памяти. Гигантской практикой образования доказано: материал усваивается лучше, если зрительная и слуховая память подкрепляются моторной.

В западной традиции моторную память (в соответствии с "Законом увеличения количества лени") не задействуют: на семинарах западных Специалистов Слушатели почти не пишут (но иногда делают пометки в раздаточных материалах)... Но это компенсируется большим количеством case-study, заданий на повторение и закрепление материала. В условиях недлинного доклада или семинара подобной возможности обычно нет.

Т.е. надо дать возможность Слушателям записывать, а не только пассивно впитывать материал.

Другой отрицательный момент раздаточных материалов, точно повторяющих рассказ Докладчика, отлично сформулировал М.М. Жванецкий. Отвечая на вопрос, как он относится к тому, что во времена "магнитофонной революции" его выступления многократно переписывались и расходились в записях, он сказал: "Куда ни приедешь, везде все знают... Популярность растет, а успех падает". Или иначе: если на руках Слушателей есть полный письменный текст, зачем им нужен Докладчик?

8. Оформление доски.

Продуманы ли четкие и понятные записи на доске? Отразят ли они ход доклада? Будут ли видны? Не закроет ли Автор их собой, пока будет писать? Не убрать ли часть второстепенных иллюстраций в раздаточный материал?

К слову сказать, часто красивые слайды не столько иллюстрируют материал, сколько прикрывают бедность содержания...

9. Что останется у Слушателей:

Раздаточный материал: какой и сколько?

Собственные записи: какие и сколько? И что сделано Автором по ходу доклада для того, чтобы записи Слушателей не искажали авторский смысл?

В головах Слушателей: какие понятия, модели, свойства и условия применения я передам Слушателям?

Резюме

Кратко перечислим те ключевые моменты, на которые Докладчику нужно обратить внимание при подготовке своего выступления:

какова цель Доклада?

какова аудитория?

каково содержание Доклада? Оно актуальное? Оно новое?

как форма подачи материала соответствует цели, аудитории, содержанию?

что должно остаться на руках и в головах Слушателей после Доклада?

Приведенные контрольные вопросы позволят добросовестному Докладчику повысить вероятность достижения поставленной им цели.

Приложение 1. Примерный хронометраж неболтливого Доклада на 30 минут

Примечание: Уже много веков в научной среде считается хорошим тоном указание ссылок на первоисточники, а не утаивание их.

См.: Викентьев И.Л., Почему невыгоден плагиат или пять плюсов корректного цитирования.

Кроме этого, если Вы намерены использовать цельное произведение другого Автора - полезно предварительно ознакомиться с "Законом об авторском праве и смежных правах".

 

Модестов Сергей Юрьевич, источник неизвестен

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1