Договорные отношения при оказании услуг по подбору персонала

"Кадровик. Рекрутинг для кадровика", 2008, N 1

Формализация договорных отношений между рекрутинговыми агентствами и клиентом - это, прежде всего, взаимное понимание самого процесса оказания определенного вида услуг.

Поиск и подбор персонала - широко распространенный в последние годы вид услуги. Оказывают данный вид услуги профессиональные кадровые агентства и компании по подбору персонала для коммерческих структур, различных организаций и предприятий.

Однако это новый для российского рынка вид услуги. Кроме того, Гражданский кодекс РФ только в 1995 г. впервые включил договор возмездного оказания услуг в область правового регулирования. С введением в действие с 1 марта 1996 г. Гражданского кодекса РФ вошло официально в законодательство России понятие "возмездное оказание услуг".

Это обусловлено тем, что регулируемые гражданским законодательством услуги, такие как комиссия, поручение, перевозка, банковские и др., не охватывали всего их многообразия, вследствие чего многие из них оказались просто за пределами Гражданского кодекса 1964 г. и регулировались различными ведомственными нормативными актами либо вообще не подверглись правовому регулированию в России. Данный факт привел к отсутствию формализации и практике применения полноценных договоров возмездного оказания услуг в России. В связи с чем особенные сложности возникали и при развитии рекрутмента в нашей стране.

Специфика оказания данного вида услуг складывалась на территории России из практической деятельности самих кадровых агентств (рекрутинговых компаний).

Необходимо заметить, что в настоящее время наблюдается рост тенденции стабилизации кадровых агентств на рынке оказания услуг по подбору персонала. Это обусловлено различными факторами, в том числе благодаря выработке основополагающей формы договора оказания услуг по поиску и подбору персонала.

Формализация договорных отношений между рекрутинговыми агентствами и клиентом - это, прежде всего, взаимное понимание самого процесса оказания определенного вида услуг.

Во-первых, необходимо понимать юридический статус рекрутинговых агентств - это такие же участники гражданских правоотношений, как и другие юридические лица, организации и учреждения, оказывающие различные услуги.

Рекрутинговые компании (кадровые агентства), будучи полноценными участниками (субъектами) гражданских правоотношений, в качестве основного направления своей деятельности оказывают услуги на основании и в соответствии с гл. 39 ГК РФ.

Оказание услуг - это действия, которые являются объектом права, то есть на них направлены права и обязанности участников обязательственных правоотношений.

В силу обязательства, возникшего на основании договора, Исполнитель (кадровое агентство) обязан совершить в пользу Заказчика определенное действие (выполнить работу), а Заказчик должен оплатить совершенные действия (выполненную работу).

В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, т.е. совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, действия Исполнителя должны быть четко определены в договоре, а их характеристика в задании, где Заказчик должен их обозначить. В нашем случае чем точнее Заказчик даст определенность, тем лучше кадровое агентство выполнит услугу.

Следовательно, оказание услуг кадрового агентства - это обязательство по совершению четко определенного в договоре действия, а объект, на который должны быть направлены действия, характеризуется в задании.

Действия кадрового агентства направляются на исследование рынка труда, поиск, анализ, отбор и представление специалистов, соответствующих требованиям, указанным Заказчиком в задании. Данные действия какого-либо материального результата оставить либо быть воплощены в материальный результат не могут.

Таким образом, при оказании услуг рекрутинговой компании продается не сам результат (принятие на работу представленной кандидатуры), а действия, к нему приведшие.

Однако необходимо учитывать, что при оказании рекрутинговых услуг результатом является реальное выявление ряда кандидатур, соответствующих заданию, и представление этих кандидатур на выбор Заказчику.

В свою очередь Заказчик обязан оплатить факт совершения указанных действий.

В связи с этим кадровые агентства и их клиенты должны абсолютно точно соблюдать порядок оформления и документальной фиксации совершаемых действий в рамках каждого договора.

Порядок оказания услуг по поиску и подбору персонала содержит следующие этапы:

1. Преддоговорные отношения между кадровым агентством и клиентом.

2. Процедура заключения договора.

3. Совершение действий, направленных на поиск кандидатуры, в точном соответствии с заданием Заказчика.

4. Выявление кандидатур, соответствующих характеристикам, указанным в задании.

5. Представление этих кандидатур Заказчику.

Каждый этап этой деятельности должен быть закреплен надлежащим образом документально. Все совершаемые действия должны быть отражены в документах соответствующей формы, которые в дальнейшем, бесспорно, подтвердят основание, послужившее для совершения этих действий:

- факт совершения этих действий;

- порядок их совершения;

- и результат, к которому привели совершенные кадровым агентством действия.

Формализация всех этапов - это, прежде всего, соблюдение не только юридической ответственности обеих сторон в договорных отношениях, но и этической.

С целью снижения какого-либо риска с обеих сторон при оказании данного вида услуги необходимо каждый этап оформлять документально надлежащим образом.

Рассмотрим подробно каждый этап взаимоотношений кадрового агентства и клиента для точного понимания, что может и вправе совершать каждая из сторон и где наиболее часто происходит непонимание и конфликт между сторонами.

Преддоговорные отношения между кадровым агентством и клиентом заключаются в следующем:

Со стороны кадрового агентства производится диагностика заказа - предварительная оценка специалистом кадрового агентства (рекрутером) факторов:

- Действительно ли клиент намерен поручить вам поиск и подбор специалистов (сотрудников).

- Реально ли у клиента сформирована оценка рынка труда в той области, в которой он намерен получить специалиста (работника).

В большинстве случаев должна быть проведена проверка правового статуса клиента. Это включает в себя получение от клиента документов, подтверждающих правовой статус юридического лица.

То есть кадровое агентство в лице рекрутера как сторона по договору имеет право попросить предъявить копии следующих документов: устав, учредительный договор (для ООО), копия свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в ЕГРЮЛ, приказ о назначении генерального директора (директора) либо доверенность, уполномочивающая представлять интересы в достаточном объеме для подписания договора.

Оценка полученных документов дает, во-первых, подтверждение существования юридического лица, от имени которого выступает ваш клиент. Во-вторых, подтверждение, что клиент уполномочен на представление юридического лица, от имени которого он выступает в договоре, в том числе его полномочия достаточны для подписания договора.

Со стороны клиента, прежде всего, должно быть принято решение поручить поиск и подбор специалиста для своей организации именно данному кадровому агентству. Клиент в свою очередь имеет право ознакомиться с правовым статусом кадрового агентства. У клиента должно быть понимание того, что заказ на оказание услуги дается кадровому агентству, добросовестно и профессионально относящемуся к своей деятельности. Во-вторых, у клиента должна быть сформулирована определенность характеристики специалиста, в котором нуждается компания клиента, т.е. максимально точным и полным должен быть перечень требований к будущему сотруднику компании и условий его приема на работу.

Именно от предоставленной Заказчиком информации будет зависеть качественный состав кандидатов, представленный рекрутером своему клиенту. Также Заказчику необходимо перед заключением самого договора об оказании услуги определить примерные сроки, необходимые для поиска и подбора кандидата. Определенность в данном вопросе сохранит для Заказчика актуальность заполнения вакансии, а для рекрутера - возможность полноценно проанализировать рынок труда в конкретной области и наиболее эффективно провести отбор специалистов.

Соблюдение взаимных интересов между кадровым агентством и клиентом - основополагающий принцип в подборе персонала.

Далее непосредственно подписание договора на оказание услуг по поиску и подбору персонала. Именно подписание контракта в письменной форме об оказании конкретного вида услуг является обязательным фактом при сотрудничестве кадрового агентства и клиента.

Часто на практике возникает ситуация, когда клиент предлагает кадровому агентству свою форму договора и настоятельно рекомендует оказывать ему услуги в соответствии с ним.

Однако адвокаты, врачи и другие специалисты не могут в принципе оказывать клиенту услуги на его условиях. Существует четкая регламентация оказания услуг во всех сферах деятельности. Большинство кадровых агентств (в частности, члены АКПП - всероссийской ассоциации консультантов по подбору персонала) обязаны придерживаться профессионально-этического кодекса и сформированной практики оказания услуг по подбору персонала с соблюдением всех правил и условий оказания конкретного вида услуг.

Возможно разделение пунктов заключаемого контракта на категории основных и дополнительных. Для рекрутинговых компаний обоснованна формализация основных пунктов договора. В них, прежде всего, определяется предмет контракта, то есть на что будет направлена деятельность рекрутера при оказании данной услуги. Также устанавливаются обоюдные права и обязанности сторон и ответственность в договорных отношениях.

Например, в представленной форме договора полно и четко определен предмет договора, то есть то, о чем собственно стороны договариваются. Именно из предмета договора видно, в какой услуге нуждается клиент и в каком именно объеме кадровое агентство способно оказать эту услугу.

Из практики наиболее часто встречается ссылка Заказчика при рассмотрении дела уже в судебном процессе на следующее: во-первых, ненадлежащим образом оформлены документы или они отсутствуют, в связи с чем факт оказания услуг невозможно подтвердить.

Во-вторых, на отсутствие определенного предмета в договоре либо на изменение предмета договора в одностороннем порядке одной из сторон.

Вывод только один - предмет договора должен быть точно определенным, пониматься и трактоваться сторонами однозначно. Это устранит взаимные претензии по большинству вопросов.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также документы, подписанные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, иным нормативно-правовым актом или договором.

В связи с чем особенно актуально и важно отразить в контракте порядок, условия обмена и получения любых документов между сторонами.

В данном случае о неопределенности или изменении предмета договора не может идти и речи. Так как предмет договора урегулирован полностью, все действия при оказании рекрутинговых услуг должны быть прописаны.

Хочется отметить, что на сегодняшний день существует ошибочная точка зрения, что оказание услуг по подбору персонала по своей природе относится к договору подряда. Однако основное значение для разграничения договора подряда и оказания услуг - это лежащий в их основе характер интереса Заказчика.

Если этот интерес сводится только к совершению действий - это договор возмездного оказания услуг. В случае, когда предполагается совершение действий с передачей какого-либо результата, - это договор подряда (по принципу "результат венчает дело"). Результат в данном случае либо материальный, либо, по крайней мере, материализованный. Результат в таком случае должен быть не только определенно обозначенным, но и отделимым от действия оказания услуг.

Здесь услуги будут иметь место тогда, когда результат действий если и есть, то находится за пределами договора. Результат имеет значение не сам по себе, а лишь в связи с совершенными действиями.

В юридическом определении рекрутинга как вида деятельности - оказание специальных услуг - понимается не заполнение вакансии, а создание некоторых условий, чтобы вакансия была заполнена.

Важно отметить, что цена договора должна быть точно определена либо определенно исчисляться из имеющихся данных по договору или иных юридически значимых для обеих сторон документов.

Права и обязанности сторон - также основной раздел любого контракта. С одной стороны, это гарантии кадрового агентства перед клиентом, с другой стороны, гарантии клиента, то есть встречные обязательства. Без этого понимания процесс подбора персонала не может идти успешно.

Особенно необходимо отметить различное отношение норм права Гражданского кодекса к сторонам по договору возмездного оказания услуг. Под особой защитой оказывается Заказчик. Заказчику предоставляется право отказаться от исполнения договора с возмещением при этом Исполнителю фактически понесенных последним затрат. (Например, п. 2.17 представленного договора.)

В свою очередь, отказ Исполнителя от выполнения договора влечет за собой полное возмещение убытков, причиненных его отказом (п. 2 ст. 782 ГК). Исполнитель при отказе от исполнения договора должен будет возместить Заказчику убытки в полном объеме.

Гарантии. Важно отметить определенную особенность при оказании подбора персонала - это замена кандидата. Прежде всего, у обеих сторон должно быть понимание, что это право кадрового агентства - предложить данные условия оказания услуг. Сроки осуществления замены кандидатуры, условия, при которых осуществляется замена кандидатуры, и порядок осуществления замены кандидатуры определяются кадровым агентством. Необходимо устанавливать в договоре сроки поиска новой кандидатуры, характеристики кандидатуры, условия принятия новой кандидатуры Заказчиком. Необходимость или как обязательное условие - полное соответствие нового кандидата требованиям, изложенным в первоначальном задании.

Кроме того, четко определять, в связи с чем был уволен ранее представленный кандидат. Если возникла ситуация, при которой инициатором увольнения выступил работодатель (при условии отсутствия нарушений норм трудового права со стороны специалиста), то у кадрового агентства отсутствует обязанность в производстве замены. Также под данное правило подпадает ситуация, при которой специалист не уволен и исполняет свои трудовые обязанности, а клиент просит замены.

Далее точкой столкновения интересов является момент подписания акта приема-передачи оказанных услуг. Именно в нем фиксируется документально факт оказания услуги в полном объеме надлежащего качества. Однако клиент часто игнорирует подписание акта либо целенаправленно уклоняется от его подписания. Однако целесообразно для обеих сторон по договору использовать точные сроки и использовать четкую формулировку условий принятия оказанных услуг. Например, в таком пункте договора: "Не позднее трех рабочих дней после представления Исполнителем акта сдачи-приемки оказанных услуг по настоящему договору Заказчик обязуется его подписать и направить Исполнителю или в этот же срок при наличии возражений уведомить об этом Исполнителя в письменной форме, в противном случае работа Исполнителя считается принятой в полном объеме". Данная и аналогичные "жесткие" формулировки используются в контракте с целью защиты интересов обеих сторон. Для кадрового агентства это гарантии при оказании услуги, подтверждение надлежащим образом факта ее оказания, для клиента - возможность мотивированно возражать по качеству услуги с отказом ее принятия.

В заключение отметим, что основным фактором сотрудничества все же остается наличие партнерских отношений между кадровым агентством и клиентом. Взаимопонимание общей цели - это определенные гарантии закрытия вакансии, представления надлежащего кандидата и выполнения взаимных обязательств по контракту.

Ю.Царенко

Юрист

Подписано в печать

25.08.2008

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1