Для чего нужно нормирование труда? Часть 2

Продолжение, предыдущая часть

Итак, возвращаемся к нашим персонажам. Благодарю всех моих читателей за отклики, давайте разбираться в этой, как оказалось, классической ситуации.

Может ли начальник отдела ответить на следующие вопросы:

1. Хорошо или плохо работает каждый из его специалистов? С одной стороны, судя по факту постоянного премирования, хорошо, с другой стороны, раз не успевают выполнять работу в срок – плохо. А как работал Петров? Начальник не премировал его, значит, плохо. Но с работой отдела Петров и Иванов справлялись вдвоём, значит, хорошо?

2. Много или мало работает каждый из специалистов? Например, Иванов с Петровым? Наверное, Иванов работает много, раз задерживается, берёт работу на дом, выходит в выходные. А Петров – мало, раз уходил домой вовремя. Но почему тогда с участием Петрова, работавшего мало, отдел работал успешно? А раз так, то работать много –  хорошо ли это, правильно ли? Может, нужно оперировать другими понятиями – эффективно и неэффективно? И что это значит?

3. И, наконец, сколько же специалистов нужно в отделе? Вроде бы, больше трёх, раз сейчас трое не справляются с работой. Но с другой стороны, раньше справлялись двое, а работы, как мы знаем по условиям задачи, не прибавилось.

Для того, чтобы помочь начальнику отдела ответить на эти вопросы, рассмотрим такой пример: на фабрике детских товаров организуется участок упаковки так называемого «Подарка первокласснику» - набора канцелярских принадлежностей, упакованных в школьный рюкзачок. Дневной план – 200 наборов. Нам нужно рассчитать необходимую численность работников участка.

Итак, у нас есть объём работы – 200 наборов, и есть время, за которое эту работу нужно выполнить, - 8 часов. Поделив 200 на 8, мы получаем результат – 25 наборов в час. Всё, больше мы ничего узнать не можем.

Очевидно, не хватает ещё каких-то данных.

Рассмотрим другой пример: за 4 рабочих смены продолжительностью 8 часов нужно выложить плиткой пол в зале площадью 100 кв.м. Сколько рабочих необходимо для выполнения данной работы?

Идём по тому же пути и делим 100 на 4, из чего узнаём, что в день нужно выкладывать плиткой 25 кв. м пола. Можем даже поделить 25 на 8 и понять, что в час нужно выкладывать плиткой 3,125 кв. м. Что это нам даёт? К количеству рабочих эти подсчёты не ведут. И мы опять понимаем, что не хватает каких-то данных.

В принципе, наши рассуждения правильны: мы объём работы делим на количество времени, отведённое для её выполнения, чтобы понять, сколько человек нужно привлечь. Секрет в том, что объём работы выражается несколько по-иному.

Задачи перед вами могут стоять разные:

  •  пошить 20 детских платьиц за неделю,
  • выкрасить забор площадью 200 кв. м за 10 дней,
  • надуть 12 воздушных шариков за 5 минут;
  • акатать 10 банок груздей за 2 часа

и т.д. 

Есть универсальный измеритель объёма работ – время. И здесь мы вплотную подошли к такому понятию, как норма времени – количество времени, затраченное на изготовление единицы изделия:

  •  упаковку одного набора;
  • укладку 1 кв.м.плитки;
  • пошив 1 детского платья;
  • покраску 1 кв.м забора;
  • надувание 1 воздушного шара;
  • закатку 1 банки груздей и т.д.

Но вернёмся к нашему упаковочному участку. Допустим, норма времени на упаковку одного набора составляет 15 минут. Попрошу моих читателей, которые заинтересовались данной темой, посчитать, сколько человек понадобится для выполнения дневной нормы – 200 наборов. Для справки: в ваших подсчётах должны фигурировать одинаковые единицы времени – либо часы, либо минуты.

Опытных нормировщиков прошу не подсказывать! 

Продолжение в следующей части

Татьяна Самородских

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться