Дизайн-мышление как новый системный подход к инновационным решениям

Сегодня инновации – это не просто модный тренд, которым занимается полтора гения на всей планете, а потребность и необходимость формирования среды обитания недалёкого уже будущего. Биоразлагемый пластик, лекарство от старости, blockchain, самозаряжающаяся батарея – это не мифы, а реальность. Нобелевская премия за «контроль над эволюцией и использовании её на благо человечества» — это событие этого года. Как организациям и рынкам не отставать от этой динамики? Как сделать создание инноваций привычным делом в компании?

Стратегические сессии и фасилитации для создания новых продуктов – это вполне распространённая практика в организациях, которые стремятся всегда предлагать что-то новое, более качественное и функциональное, и даже конкурирующее со своими же продуктами более раннего выпуска. Однако, насколько такие методы оправдывают себя?

Самый «жирный» минус всех инструментов разработки инноваций (будь то ТРИЗ, мозговой штурм, метод проб и ошибок, фасилитация инноваций и ещё много других) заключается в том, что участники в процессе разработки должны довольствоваться только собственным мозгом. А это значит, что инновация будет настолько «инновационной», насколько участники готовы признать в силу своих барьеров, убеждений и восприятия мира. О чём я? В 1943 году президент компании IBM Томас Уотсон сказал о выходе компьютеров на рынок домохозяйств: «Я думаю, весь мировой рынок – это не более чем пять компьютеров». Или в 1962 году представители Декка Рекордс отказали Битлз, сказав: «Нам не нравится, как это звучит, а гитарная музыка вообще выходит из моды». В 1995 году 12 издательских домов отказали Джоан Роулинг, прокомментировав: «Сказки уже никому не интересны». Это и есть те самые ограничения, которые не позволяют смотреть выше и дальше, чем действительность.

Дизайн-мышление (не путать с «дизайном мышления») основано на нескольких принципах, которые позволяют рассмотреть неизвестного не только в части верхушки айсберга, но и с точки зрения того, что скрыто под водой.

  • Неагрегированные данные. Как правило, современные исследования выделяют много общих черт у разных людей и по этим общим признакам объединяют их в группы. Это агрегированные (обобщённые) данные. Дизайн-мышление работает с каждой отдельной персоной, используя её суждение, опыт, желания, потребности и особенности потребления. Такие данные являются «живыми» неагрегированными.
  • Эмпатия. При общении с каждым индивидуумом целевой аудитории дизайн-мышление применяет эмпатию – умение ставить себя на место человека и не только понимать его потребности, но также чувствовать степень их необходимости, боль от нерешённости и обоснование проблемы, каким бы оно не казалось глупым. Это важно, потому что действительно глубокое понимание проблем и нужд потребителей расширяет границы восприятия проблемы дальше, чем мозг и суждения изобретателя.
  • Расширенное поле исследования. Изобретая что-то новое, мы как правило отвечаем на вопрос «что?» и «что делает?». Например, формулировка идеального конечного результата в ТРИЗ: «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие». Дизайн-мышление расширяет поле исследования, отвечая не только на эти вопросы, но также и на вопросы: «Как он это делает?» и «Почему он это делает?». А также «Почему он это делает именно так?», «Можно ли делать по-другому?» и ещё множество вопросов, позволяющих исследовать потребность или нужду гораздо глубже.
  • Креативность. В случае с дизайн-мышлением определение креативности имеет вполне конкретную формулировку: осознанное последовательное включение процессов конвергенции и дивергенции. То есть умение контролировать поток рождения идей, и умение «отжимать» из них наиболее полезные. Этот метод применяется не менее двух раз в течение всего процесса исследования при помощи дизайн-мышления. Может быть и больше в зависимости от задачи и хода работ.

Использование методологии дизайн-мышления не только поднимает качество и разнообразие инновационных решений, но может легко стать внутренним процессом, применяемым на постоянной основе. И если любой другой инструмент будет рождать всё более мелкие и банальные решения в одном и том же составе участников команды, то дизайн-мышление – это метод, застрахованный от однообразия.

Источник

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться