Дистанционное обучение. Достоинства, недостатки, вопросы организации. (Кречетников К. Г.; Черненко Н. Н.)

В настоящее время главным критерием оценки степени информативности учебного процесса служит возможность доступа в глобальные сети с целью использования в образовательных целях материалов видео- и телеконференций, электронной почты и т. д. [1]. Наиболее широко и полно все обучающие возможности информационных технологий используются в системе дистанционного образования. Как справедливо отмечает М. Бреннан: "… развитие дистанционного образования интегрирует теорию и практику образовательных технологий лучше, чем любая другая тенденция" [2].

   По некоторым прогнозам, в скором времени обучаемый будет тратить до 40% времени на дистанционные формы образования, примерно столько же – на очные, а оставшиеся 20% – на самообразование [3].

   В целом, анализ возможностей осуществления дистанционного обучения через Интернет позволяет выделить следующие его преимущества:

  • гибкость ; возможность заниматься в удобное для себя время (даже ночью [4]), в удобном месте и темпе [5]; нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины [6];
  • модульность и вариативность; возможность из набора независимых учебных курсов (модулей) формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям [7];
  • параллельность; параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства; возможность постоянного повышения своего образовательного уровня, перехода к непрерывному образованию в течение всей жизни [8];
  • охват; одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.); общение через сети связи друг с другом и с преподавателями; потенциальная возможность охвата всемирной аудитории;
  • экономичность; эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное, унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижающие затраты на подготовку специалистов [9]; по средним подсчётам дистанционное обучение на 50 – 60 % дешевле очного обучения [10];
  • технологичность; использование в образовательном процессе новейших достижений педагогической и научно-технической мысли [11], современных информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство; отсутствие проблем с совместимостью компьютерного оборудования и операционных систем;
  • социальное равноправие; равные возможности получения образования независимо от места проживания [10], состояния здоровья [12], элитарности и материальной обеспеченности обучаемого [13]; относительная анонимность компьютерного общения позволяет высказываться людям, которые теряются в ситуациях непосредственного общения, и приводит к тому, что вклад учащегося определяется только по его достижениям, без всякого влияния "внешних культурных признаков";
  • лёгкость обновления содержания и возможности архивации старого материала; любой учебный материал остается у студента фиксированным в виде компьютерных лекций и может быть в любой момент востребован;
  • стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить [14], учебной мотивации, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели; благодаря применению дистанционной технологии, у обучаемых развиваются и укрепляются такие качества, как целеустремленность, ответственность, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается и уровень их интеллекта [15];
  • интернациональность; экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

      

    В целях исследования особенностей мотивации студентов при дистанционном обучении был проведён опрос 2288 студентов-заочников, успешно окончивших Открытый университет Великобритании. Анализ вариации и последующий регрессионный анализ показали, что студентов дистанционной формы обучения отличает более сильная ориентация на прохождение выпускных испытаний и получение квалификации, чем у обычных студентов-очников [16].

   Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернет есть и свои недостатки:

  • ограниченные технические возможности и медленные модемы приводят к задержкам в передаче звука, видео и графики, хотя соответствующие технологии постоянно улучшаются;
  • дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; слушатели хотят видеть преподавателя и общаться с ним "в живую" [17];
  • учащихся превращаются в пассивных потребителей чрезмерно структурированных порций знания; хотя Интернет может осуществлять активное обучение, некоторые настаивают на том, что он, как и телевидение, использует пассивные формы обучения;
  • успешность обучения частично зависит от технических навыков в управлении компьютером, перемещении в Интернет и от способностей справляться с техническими трудностями;
  • существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ [18];
  • в некоторых случаях в сельских областях все ещё затруднён доступ к Интернет, это справедливо и для некоторых категорий инвалидов;
  • отрицательным фактором может быть социальная изолированность; недостаток невербальных взаимодействий может препятствовать общению; коммуникационные технологии приводят к изоляции обучаемых, ослабляют контроль со стороны преподавателя [19];
  • отчисляемость студентов дистанционного обучения выше, чем студентов традиционных курсов; например в различных американских колледжах процент отчисленных колеблется от 20% до 50%; по оценкам некоторых администраторов, доля пол­ностью завершивших обучение среди студентов тради­ционных курсов на 10 – 20% выше, чем среди студентов дистанционного обучения [18]; это в частности обусловлено причинами, указанными в предыдущем пункте;
  • снижается разнообразие форм учебного процесса и плюрализм мнений;
  • наличие языкового барьера для студентов международных систем дистанционного образования;
  • c оздание дистанционных курсов, позволяющих достичь той же эффективности, что и традиционное обучение, дорого и занимает достаточно много времени [20];
  • методические требования, предъявляемые к учебно-практическим пособиям, ограничивают возможности авторов наиболее полно представить изучаемый материал, который в отсутствие преподавателя полностью берет на себя функции управления образовательным процессом. 

      

Выявлен ряд и других вопросов и проблем, связанных с применением коммуникационных технологий [11, 21, 22, 23]:

  • Существуют ли "имущие" и "неимущие" в отношении информации?

    Существуют ли половые различия в области использования технологий?
  • Кто имеет право контролировать доступ к информации и решать, какие типы обучения могут быть доступными?
  • Проблема эквивалентности дистанционных и традиционных курсов; проблема взаимного признания дипломов, сертификатов, программ обучения, уровней дистанционного образования классическими университетами.
  • Как нейтрализовать разницу во времени на больших территориях если обучение, тестирование или проведение конференций происходит в режиме реального времени?
  • Проблема коммуникаций и стандартов; особенно это характерно для России, поскольку уровень развития российских телекоммуникационных технологий отстает от развитых западных стран; все это сказывается на качестве предоставляемых услуг и иногда может сделать невозможным сам процесс обучения; например, если в выбранном учебном заведении занятия ведутся посредством видеоконференций, а для доступа к сети Интернет используется модем, то, скорее всего, от выбранного курса придется отказаться, так как просмотр лекции наверняка станет невыполнимой задачей.
  • Вопрос качества курсов и программного обеспечения; в отличие от традиционных видов образования история дистанционного обучения исчисляется десятками лет, что недостаточно для отработки методик обучения, подготовки преподавательского состава, разработки необходимого программного обеспечения.
  • Проблемой может быть и информационная перегруженность: количество сообщений, получаемых по электронной почте для чтения, обдумывания и ответа на них, может быть чрезмерным, а быстрый рост баз данных и сайтов требует хорошо развитых навыков по управлению информацией.
  • Совместное существование образовательной и коммерческой информации в киберпространстве сети Интернет вызывает появление серьезных проблем, связанных с избавлением от нерелевантной информации и получением полных и достоверных образовательных материалов [24].
  • Одна из главных проблем контроля знаний при дистанционном обучении – идентификация; по мере перехода к компьютерным и сетевым программам контроля знаний все более сложно определять, действительно ли обучаемый сам правильно ответил на все вопросы или ему кто-то помогал.
  • Вопрос защиты авторских прав разработчиков дистанционных курсов и программистов [25].
  • Неподготовленность обучаемых к напряжённой, эффективной самостоятельной работе; неумение самоорганизоваться, самостоятельно планировать свою работу; отсутствие самодисциплины [26].
  • Для повышения эффективности методов дистанционного обучения необходимо использовать следующие рекомендации, проверенные практикой [21, 27]:
  • задание необходимого тона в самом начале курса; тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, её организации; четкая постановка задач и целей обучения;
  • повышение степени интерактивности электронных учебников; обеспечение обратной связи с помощью электронной почты, факса, аудио- и видеоконференцсвязи, телефона; обратная связь должна быть как по­операционной, оперативной, так и отсроченной – в виде внешней оценки, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения в получении знаний [28];
  • не допущение, чтобы дискуссия была основана только на тексте учебника; формирование сплочённости группы, представление участников друг другу, разбивка их на пары, использование групповых заданий;
  • время общения обучаемых с преподавателем должно быть максимально продолжительным и удобным для обучаемых [29];
  • развитие у обучаемых таких необходимых навыков, как: технические; управления дискуссией; самостоятельного учения; критического мышления; управления информацией, её отбора и критической оценки;
  • использование разных видов деятельности таких, как дебаты, голосование, размышление и критика;
  • использование учебных контрактов для формулирования целей участников педагогического процесса;
  • структурирование курса должно быть модульным: обучаемый должен четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю; объемные модули или курсы заметно снижают мотивацию обучения;
  • оказание студентам помощи в разрешении технологических проблем при использовании технического оборудования; использование сайтовых помощников, являющихся фактически "ушами и глазами" преподавателей в сайтах и оказывающих реальную помощь в установление интерактивной связи между преподавателями и студентами и студентов между собой;
  • организация активного, деятельностного обучения с выходом на практический результат [3], например обучения в малых группах (виртуальных командах) по схеме постановка задачи – решение – внедрение [29, 30];
  • создание виртуальной системы переговоров, обеспечивающей отсутствие языкового барьера, использование метода "погружения" в язык [31];
  • ориентация учебного процесса на индивидуальные потребности обучаемого с сохранением целостности изло­жения [32].
  • Целесообразность использования дистанционного обучения и возможность его развития в том или ином учебном заведении определяется наличием [33]:
  • профессионального состава разработчиков в области информационного обеспечения процесса дистанционного обучения;
  • собственных или лицензированных разработок в области прикладного программного обеспечения как средств поддержки прикладных и специальных дисциплин;
  • материальной базы, достаточной для организации специализированных мультимедийных компьютерных классов с доступом в Интернет;
  • опыта работы вуза в заочной и вечерней формах;
  • достаточного контингента абитуриентов в регионе данного вуза и стабильного спроса на специальности и направления, по которым предполагается вести прием и использование дистанционного обучения;
  • финалов вуза в других регионах и населённых пунктах. 

      

Следует всегда помнить: при дистанционном обучении учебный материал, задания, инструкции должны быть разработаны более тщательно, чем это обычно делается в очном обучении. Опыт проведения дистанционного обучения показал [34], что бригадный подход к разработке и организации учебного процесса при дистанционном образовании является наиболее рациональным: требуется совместное участие преподавателей, специалистов по разработке учебного материала и использованию разных технологий, экспертов, редакторов, администраторов, технического персонала и прочих специалистов.

   Полный современный обучающий курс для WWW должен, как правило, включать необходимый набор составных частей, а именно [35]:

  • описание курса и график выполнения разнообразных курсовых учебных заданий;
  • полный конспект лекций (обычно 10 – 20 лекций), включающих многочисленные мультимедийные фрагменты (звук, видео, анимацию);
  • задания для домашних работ и курсовых проектов;
  • мультимедийные решения для типовых задач и курсовых проектов;
  • римеры заданий и решений промежуточных и финальных экзаменов;
  • базу данных по часто задаваемым вопросам и ответов к ним;
  • архив сообщений, вопросов и ответов, идей, обсуждений домашних заданий и курсовых проектов студентами преды­дущих лет;
  • "горячую" электронную почту для обеспечения оперативных взаимодействий типа "студент – преподаватель", "преподаватель – студенты)" и конференций между ними;
  • "белую доску (white board)" или "электронную комнату для обсуждений (electronic chat room)", обеспечивающую совместную работу студентов;
  • лист WWW -адресов, имеющих отношение к данному курсу (включая WWW -адреса библиотек различных университетов, предлагающих такой же курс);
  • анонимную таблицу текущей успеваемости студентов;
  • доску текущих объявлений;
  • средства обеспечения аудио- и видеоконференций типа "преподаватель – студенты" и ряд других материалов.
  • Стоимость создания одного такого WWW-курса за рубежом – от 30 000 до 70 000 USD , а в России – около 15 000 – 20 000 USD (так как труд российских программистов дешевле), хотя некоторые российские курсы по многим показателям не только не уступают, но и превосходят зарубежные аналоги. 

      

Крупнейшие перечни дистанционных курсов можно найти на серверах [36]:

  • «Всемирная аудитория» ();
  • CASO's Internet University (Online College Courses by Accredited Providers) ();
  • The Globewide Net­work Academy (). 

      

Широкий круг методических разработок , связанных с вопросами организации и проведения дистанционного обучения наиболее представителен на серверах:

  • Университета штата Айдахо ();
  • компании Hoyle ();
  • компании "Новые технологии в образовании" ();
  • The Education Coalition (TEC) ();
  • The Globewide Network Academy ();
  • Хьюстонского университета (University of Houston Clear Lake) (129.7.160.115/COURSE/DISTEDFAQ/Disted_FAQ.html). 

      

Исследовательские работы по сравнению дистанционного обучения с традиционным контактным показали, что дистанционное обучение может быть таким же эффективным, как и традиционное при использовании методов и технологий, обеспечивающих взаимодействие обучаемых между собой, обратную связь между педагогом и обучаемым, активность обучаемого на всех этапах познавательной деятельности.



Литература:

  1. Тихомиров В., Рубин Ю., Самойлов В., Шевченко К. Информационные технологии для будущих экономистов // Высшее образование в России. – 1999. – № 1. – С. 113.
  2. brennan M.A. Trends in Educational Technology 1991 // Eric Digest. – 1998. – №. 81. – Internet: http:// ericae.net/scripts/texis.exe/scripts/x4.
  3. Хуторской А. На урок к дистанционному учителю. О всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года» // Мир Internet. – 2000. – № 8. – С. 26 – 29.
  4. Carnevale D. New broadcasts will offer 24-hour training for teachers // The chronicle of higher education. N.Y. – 1999. – November 2. – V. 26. – № 14. – Р. А71.
  5. Sevell J. Designing an Internet Course for Collaborative Learning // Georgia College & State University . – 1998. – Internet: jsweeney.htm.
  6. Jachik S. Historians Differ on Impact of Distance Education in Their Discipline // The Chronicle of Higher Education. – 2000. – V. XLVI. – № 20. – January 21. – P. A43.
  7. Like Many Other Colleges and Universities, John A. Logan College Entered the Growing Field of Distance Education a Few Years Ago // The chronicle of higher education. – 2000. – February 11. – V. XLVI. – № 23. – P. A55.
  8. Триндаде А.Р. Информационные и коммуникационные технологии и развитие человеческих ресурсов // Дистанционное образование. – 2000. – № 2. – С. 5 – 9.
  9. Gabi G. Financing on МВА // Business Central Europe . Vienna . – 1999. – V. Suppl. – № 10. – P. 12 – 13.
  10. Захидов Е. Я спросил у тьютора… // Мир Internet. – 2000. – № 8. – С. 18 – 21.
  11. Leibowitz W.R. Law professors Told to Expect Competition from Virtual Learning // The Chronicle of Higher Education. – 2000. – V. XLVI. – № 20. – January 21. – P. A45.
  12. Каимазова Н., Ненюк Е., Лебедев Я. Попал в сети - так учись! // Обучение за рубежом. – 1999 – 2000. – № 12 – 1. – С. 96 – 99.
  13. Intelligent Information and Communications Technology for Education and Training in 21st century // british Journal of Educational Technology. – 2000. – № 2. – V. 31. – April. – P. 99 – 109.
  14. Сеидов Б. К всемирной мудрости в эру коммуникации и преобразования данных в цифровую форму // Перспективы. – 1999. – Т. 27. – № 3. – С. 77 – 90.
  15. Волов В.Т., Сопов В.Ф., Капцов А.В. Социально-психолого-педагогические детерминанты успешности обучения при дистанционной форме образования. – Казань. – 2000. – 76 с.
  16. Richardson J.T.E., Morgan A., Woodley A. Approaches to studying in distance education // Higher Education. – 1999. – January. –V. 37. – № 1. –P. 23 – 55.
  17. Kiernan V. Rewards Remain Dim for Professors Who Pursue Digital Scholarship // The chronicle of higher education. – 2000. – April. – № 28. – P. A19 – A20.
  18. Garr S. Science Instructors Ask: Can You Teach Student at a Distance How to Use Microscopes? // The chronicle of higher education. – 2000. – April. – № 14. – P. A62.
  19. Карабущенко Н. Вопросы психологической дистанции в различных образовательных системах // Alma mater. – 2000. – № 5. – С.19.
  20. Young J. Faculty Report at University of Illinois Casts Skeptical Eye on Distance Education // The Chronicle of Higher Education. – 2000. – January 14. – P. A48.
  21. Kerka S. Communications Technologies in Adult, Career, and Vocational Education. – Eric Digest №. 81, 1998. – Internet: .
  22. Trinkle D. Distance education: a means to an end. No more, no less // The Chronicle of higher education. – 1999. – V. 45. – № 48. – P. A60.
  23. Дмитренко В. Дистанционное образование – кому это надо? // Компьютер пресс. – 1999. – № 9. – С. 20 – 22.
  24. Burbules N., Callister T. Paying the Piper: The Educational Cost of the Commercialization of the Internet. Departament of Educational Policy Studies. Whitman College // Electronic Journal of Sociology. – 1998. – Internet: http:// content/ vol003.003/callister.html.
  25. Carnevale D., Young J. Who Owns On-Line Courses? Colleges and Professors Start to Sort It Out // The Chronicle of higher education. – 2000. – December 17. – P. A45 – A46.
  26. Тетерин В.В. Проблемы развития дистанционного образования в Калужской области // Труды СГУ. – Выпуск 14. "Дистанционное обучение: региональные проблемы". – М., – 1999. – С. 45 – 52.
  27. Дистанционное обучение: Учебное пособие. / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Владос, 1998. – 192 с.
  28. MacKinnon G. Aylward L. Coding Electronic Discussion Groups // International Journal of Educational Telecommunications. – 2000. – V.6. – № 1. P. 53 – 63.
  29. Berger N. Pioneering experiences in distance learning // Journal of management education. L. New Dehli. – 1999. – Vol. 23. – № 6. – P.684 – 690.
  30. Shneiderman В. Educational Journeys on the Web frontier. Teaching your students where to go and how to get there // Educom Review. – 1999. – V. 33. – № 6. – Р. 10 – 14.
  31. Cunningham Т.Н., Graham C.R. Increasing Native English Vocabulary Recognition Through Spanish Immersion: Cognate Transfer From Foreign to First Language // Journal of Educational Psychology: Washington , DC : АРА. – 2000. – V. 92. – № 1. – Р. 37 – 39.
  32. Шахнов В.А., Власов А.И., Тимолин С.Г., Броневицкий А.Р. Java-технология для дистанционного образования в области нейроинформатики // Информационные технологии. – 1999. – № 6. – С. 45 – 53.
  33. Загидуллин Р.Р., Зориктуев В.Ц. Концептуальные вопросы дистанционного образования // Информационные технологии. – 1999. – № 5. – С. 33 – 36.
  34. Jeffries М.. Research in Distance Education // INETS, 1998. – Internet: distance_ed/ipse/fdhandbook/resrch.html.
  35. Усков В.Л., Ускова М. Дистанционное образование: организационные, технологические и финансовые аспекты // Информационные технологии. – 1999. – № 1. – С. 31 – 38.
  36. Nachmias R., Mioduser D., Oren A., Lahav O. Taxonomy of Educational Websites – a Tool for Supporting Research, Development, and Implementation of Web-based learning // International journal of Educational Telecommunications. – 1999. – V. 5. – № 3. – P. 193 – 211. 

Для ссылок:

Кречетников К.Г., Черненко Н.Н. Дистанционное обучение. Достоинства, недостатки, вопросы организации (аналитический обзор) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2001. - 20 марта . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail:list@eidos.ru.

 

 

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться