Дихотическое тестирование учеников младших классов интерната для слепых детей и общеобразовательной школы

Л.Г. БЫКОВА, К.Г. КРАВЦОВ, О.А. ГУЛИНСКАЯ, М.А. КУЛИКОВ

Целью данной работы является попытка с помощью теста дихотического прослушивания выявить особенности восприятия слепых и слабовидящих детей в процессе их обучения, с тем чтобы в дальнейшем оптимизировать этот процесс.

Работами многих ученых показано, что левое и правое полушария функционально различны [9], [10], [11], [12]. У здоровых людей логикознаковое мышление и тонкий двигательный контроль связаны с механизмами левого, а образное, пространственнозрительное мышление - с механизмами правого полушария. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и улавливает интонационные особенности речи. Обработка информации левым полушарием осуществляется последовательно, а правым - одномоментно.

В случае потери зрения начинают проявлять себя компенсаторные процессы, которые, по мнению А.А. Быкова и И.А. Костюшиной [З], идут в двух направлениях: по линии совершенствования оставшихся видов чувствительности и по линии перестройки их взаимодействия. А.П. Багдонас с соавт, [1], исследуя психоакустические функции зрячих, слепых и слабовидящих, отмечают несомненное превосходство этих функций у инвалидов по зрению.

Дихотическое тестирование, проведенное в динамике, способно дать информацию не только о межполушарной асимметрии (МПА), но и об объеме памяти и эффективности запоминания у слепых и слабовидящих детей в сравнении с теми же показателями у зрячих. В научной литературе мы не обнаружили подобных исследований.

МЕТОДИКА

В психофизиологических исследованиях участвовали 94 ученика младших классов (правши): 39 слепых и слабовидящих из интерната для слепых и 55 детей из общеобразовательной школы. Применялась методика дихотического прослушивания. Дихотическое тестирование проводилось в начале, середине и в конце учебного года. Испытуемым со стереомагнитофона через стереонаушники на оба уха одновременно предъявляли по два разных односложных слова, ставя перед ними задачу слушать слова с двух сторон с одинаковым вниманием. Слова предъявляли сериями по 4 пары слов в каждой. Всего давалось 10 серий, после чего наушники меняли местами для исключения возможного влияния технических артефактов и исследование повторяли. Таким образом,

116

весь список составлял 160 слов. По предварительной инструкции в интервалах между сериями испытуемые воспроизводили слова теста в максимальном объеме. Правильно названные слова и ошибки фиксировались в протоколе. Более подробно эта методика изложена в статье [5]. Коэффициент межполушарной асимметрии (коэффициент правого уха - КПУ) рассчитывали по общепринятой формуле:

где П - число слов, воспринятых правым ухом, а Л - число слов, воспринятых левым ухом. Коэффициент эффективности запоминания (КЭ), связанный отрицательной зависимостью с количеством ошибок, допускаемых испытуемым, определялся по формуле, предложенной Б.С. Котик [7]:

где Пам - память, определяемая по количеству правильно названных слов, услышанных с обеих сторон, О - количество ошибок.

По окончании учебного года при помощи рангового коэффициента коррекции Спирмена была определена степень связи параметров дихотического теста с успеваемостью по основным предметам.

Статистическая достоверность при обработке результатов определялась по критерию Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Сравнительный анализ числа учащихся с положительным и отрицательным КПУ в сопоставляемых группах в процессе обучения

Исследования асимметрии полушарий у учеников интерната для слепых и общеобразовательной школы в первых трех классах в течение года показали, что в начале учебного года в обеих группах первоклассников у большинства учеников (около 60%) по отношению к речевым функциям доминирует левое полушарие (табл. 1А). Учеников с отрицательным КПУ, т.е. с доминированием правого полушария, было около 40% (табл. 1Б). Поскольку отличие этих долей от 50% в обоих случаях было статистически недостоверным, можно говорить о некотором балансе числа учеников I класса с положительным и отрицательным КПУ в начале учебного года. К концу года в I классе появляется тенденция к увеличению числа учеников с доминированием левого полушария (табл. 1А) в обеих группах (около 70%). Количество же учеников с доминированием правого полушария уменьшается до 28% в группе учащихся интерната для слепых и до 25% в группе учеников общеобразовательной школы, что статистически достоверно отличается от 50% при р<0,01 и р<0,05 (табл. 1Б).

Таблица 1

Число учеников (в %) с положительным (А) и отрицательным (Б) КПУ

А

Учебный год

Группа

I класс II класс

III класс

п

КПУ

р1

р2

п

КПУ

р1

р2

п

КПУ

р1

р2

Начало

ИС

18

61,111,5

_

_

10

70,014,5

_

11

54,615,0

ОШ

19

57,911,3

15

6б,712,2

21

85,77,6

<0,1

<0,001

Середина

ИС

18

66,711,1

_

_

10

60,015,5

_

11

63,б14,5

_

ОШ

16

62,512,1

15

60,012,7

20

80,08,9

<0,01

Конец

ИС

18

72,210,6

_

<0,1

8

50,017,7

_

11

81,811,6

_

<0,05

ОШ

16

68,811,6

<0,1

15

66,712,2

<0,1

20

70,010,3

<0,1

Б

Начало

ИС

18

38,811,5

_

10

20,0112,7

_

<0,05

11

36,014,5

<0,001

ОШ

19

42,111,3

15

33,312,2

21

9,0б,2

<0,1

Середина

ИС

18

27,810,6

_

<0,1

10

30,014,5

_

11

36,414,5

_

ОШ

16

37,512,1

15

26,711,4

20

20,08,9

<0,01

Конец

ИС

18

27,810,6

_

<0,01

8

50,017,7

_

11

18,211,6

_

<0,05

ОШ

16

25,010,8

<0,05

15

33,312,7

20

20,08,9

<0,01

Примечание: п - число учеников; р1 - достоверность различия между группами; р2 - достоверность отличия доли от 50%; ИС - учащиеся интерната для слепых; ОШ - ученики общеобразовательной школы.

Во всех трех классах при трехкратном измерении КПУ в начале, в середине и в конце года процент учеников как с положительным, так и с отрицательным КПУ в обеих группах изменялся статистически недостоверно. Лишь в III классе в начале учебного года наметилась тенденция появления положительного КПУ у большего числа учеников общеобразовательной школы в сравнении с учащимися интерната для слепых (табл. 1А). В отношении числа учеников с отрицательным КПУ эта тенденция в начале третьего года обучения имела обратный характер (табл. 1Б). Данное наблюдение позволяет говорить о том, что доминирование по отношению к речевым функциям левого полушария в начале учебного года в Ш классе в

117

группе здоровых детей встречается у большего процента учащихся, чем в группе слепых и слабовидящих. К концу учебного года число учеников с положительным КПУ достигает 82 и 70% в интернате для слепых и в общеобразовательной школе соответственно, т.е. различие между группами по этому показателю сглаживается. В обеих группах в III классе все заметнее становится преобладание учащихся с положительным КПУ и уменьшение доли учащихся с отрицательным КПУ, т.е. изначальный баланс числа учеников с положительным и отрицательным КПУ нарушается к началу и середине третьего учебного года для учеников общеобразовательной школы, а к концу этого года для обеих групп показатели смещаются в сторону доминирования левого полушария у большинства учеников при р<0,001; р<0,01; р<0,1; р<0,05 соответственно (табл. 1А).

2. Сравнительный анализ динамики параметров дихотического теста в обеих группах в течение учебного года

А. Асимметрия полушарий (КПУ). Средние значения КПУ по всем трем классам группы учеников интерната для слепых не выходят за пределы 10%. В течение года ни в одном из

118

этих классов не наблюдалось достоверного изменения среднего значения КПУ.

Средние значения КПУ по тем же классам группы учащихся общеобразовательной школы были в основном выше, хотя без достоверного отличия от группы учеников интерната для слепых (табл. 2). В процессе обучения во II классе у учеников общеобразовательной школы появляется тенденция к уменьшению среднего значения КПУ с 12,24,6 в середине года до 6,63,0% в конце года. В Ш классе эта динамика становится еще более заметной: от 24,б5,2 в начале года до 16,63,9 в середине и 7,32,7 к концу года при р=0,002.

Таблица 2

Динамика средних значений КПУ (в %)

Учебный год

Группа

I класс

II класс

III класс

Различия между классами

Группа

Учебный год

Различия по частям учебного года

n

КПУ

p

N

КПУ

p

n

КПУ

p 1 - 11

IIIII

IIII

I

II

III

Начало

ИС

18

8,28,5

 

10

4,04,7

 

11

8,07,3

Т

 

 

ИС Начало конец

 

 

 

ОШ

16

13,99,7

15

13,55,4

20

24,65,2

 

 

 

Середина конец

 

 

 

Середина

ИС

20

8,6б,9

 

10

4,56,4

 

11

9,54,8

 

 

 

 

Начало середина

 

 

 

ОШ

16

11,37,2

15

12,24,6

20

16,б3,9

 

 

 

ОШ Начало конец

 

 

Т

Конец

ИС

18

5,85,0

 

8

4,73.9

 

11

6,83,1

 

 

 

 

Середина конец

 

Т

+**

ОШ

16

2,б6,5

15

6,63,0

20

7,32,7

 

 

Начало середина

 

 

+**

Примечание к табл. 2, 3, 4, 5: +* - зависимость достоверна при 0,01<р£0,05; +** - зависимость достоверна при 0,001 <р£0,01; +0 - зависимость достоверна при р£0,001; * - зависимость недостоверна; Т-тенденция при 0,05<р£0,1; р -коэффициент корреляции.

Б. Память (Пам). Средние значения объема памяти в группе учеников интерната для слепых были почти всегда выше, чем в группе учапц хся общеобразовательной школы. Однако достоверное различие объема памяти между обеими группами наблюдалось только в начале года во II и в Ш классах при р=0,005 и р=0,02 соответственно. При всех остальных измерениях во всех классах статистически достоверного различия значений Пам между группами не выявлено.

В течение года увеличение объема памяти наблюдалось во всех трех классах обеих групп, часто с высоким уровнем достоверности (табл. 3).

В. Эффективность запоминания (КЭ). Хотя средние значения коэффициента эффективности запоминания в группе учеников интерната для слепых были выше, чем в группе

119

Таблица 3

Динамика средних значений объема памяти

Учебный год

Группа

I класс

II класс

Ill класс

Различия между классами

Группа

Учебный год

Различия по частям учебного года

n

Пам

p

n

Пам.

p

n

Пам.

p 1 - 11

IIIII

IIII

I

II

III

Начало

ИС

18

39,33,9

 

10

51,83,2

 

11

51,43,2

+* +*

 

+*

ИС Начало конец

+*

+*

+0

ОШ

16

39,32,5

15

40,42,0

20

42,91,9

 

 

 

Середина конец

+*

 

Т

Середина

ИС

20

45,62,7

 

10

56,52,7

 

11

58,53,2

 

+**

 

+**

Начало середина

+**

 

+0

ОШ

16

46,33,0

15

50,92,5

20

52,92,1

 

 

Т

ОШ Начало конец

+0

+0

+0

Конец

ИС

18

51,12,8

 

8

57,91.9

 

11

62,64,2

 

 

 

+*

Середина конец

+*

+*

+*

ОШ

16

49,53,4

15

55,72,0

20

56,42,2

 

 

Т

Начало середина

+0

+0

+0

учеников общеобразовательной школы при всех измерениях, достоверное различие между группами, как и в отношении Пам, наблюдалось только во II и в III классах в начале года.

В середине и в конце третьего учебного года сохраняется лишь тенденция к различию (р<0,1). Достоверное увеличение средних значений КЭ в группе учащихся интерната для слепых в середине и в конце учебного года по сравнению с началом наблюдалось только в I классе при р=0,01 и р=0,02 соответственно. Во всех остальных классах интерната в течение года КЭ значимо не менялся.

В группе учащихся общеобразовательной школы достоверное увеличение КЭ в течение года хотя и наблюдалось почти при всех измерениях во II и в III классах (табл. 4, сопоставление сроков), однако уровень КЭ для группы учеников интерната для слепых так и не был достигнут.

3. Сравнительный анализ динамики параметров дихотического теста по каждой группе от I к III классу

А. Асимметрия полушарий. Достоверных различий средних значений КПУ между первыми тремя классами в начале, середине и в конце учебного года в обеих группах не обнаружено (табл.2).

Б. Память. Средние значения Пам в интернате в Ш и во II классах в начале и в середине года достоверно выше, чем в I классе (табл. 3).

Средние значения Пам в общеобразовательной школе также увеличиваются от I к III классу. Однако при статистической обработке данных оказалось, что это увеличение недостоверно, и в отношении этой группы можно говорить лишь о появлении тенденции к увеличению объема памяти в середине и в конце учебного года в III классе по сравнению с I.

120

Таблица 4

Динамика средних значений коэффициента эффективности (в %)

Учебный год

Группа

I класс

II класс

III класс

Различия между

классами

Группа

Учебный год

Различия по

частям учебного года

n

КЭ

p

n

КЭ

p

n

КЭ

p 1 - 11

IIIII

IIII

I

II

III

Начало

ИС

18

35,46,3

 

10

54,39,3

+**

11

60,16,5

+* Т

 

+*

ИС Начало конец

+**

 

 

ОШ

16

32,58,0

15

22,06,5

20

28,05,7

 

 

 

Середина конец

 

 

 

Середина

ИС

20

47,05,1

 

10

51,77,6

 

11

56,55,3

Т

 

 

 

Начало середина

+*

 

 

ОШ

16

37,47,7

15

45,97,0

20

42,55,5

 

 

 

ОШ Начало конец

 

+0

+*

Конец

ИС

18

48,16,2

 

8

62,14,3

 

11

58,44,2

Т

 

 

 

Середина конец

 

Т

 

ОШ

16

34,49,5

15

51,85,9

20

44,75,0

 

 

 

Начало середина

 

+0

+**

В. Эффективность запоминания. Средние значения КЭ в интернате при всех измерениях (в начале, в середине и в конце учебного года), как правило, увеличиваются от I к III классу. Однако достоверное увеличение КЭ обнаружено только в III классе по сравнению с I в начале года (табл. 4). В отношении II класса можно было говорить только о появлении тенденции к этому увеличению в сравнении с I классом. При всех остальных измерениях увеличение КЭ оказалось статистически недостоверным. Еще менее показательным в этом отношении было увеличение средних значений КЭ в общеобразовательной школе.

4. Корреляционный анализ показателей дихотического теста и успеваемости учеников

При анализе связи между показателями дихотического теста и успеваемостью в качестве критерия успеваемости за соответствующую четверть учебного года бралось среднее арифметическое баллов по основным предметам: математике, русскому языку и чтению. При анализе корреляции в середине учебного года средний балл по этим предметам подсчитывался по отметкам второй л третьей четвертей вместе. У большинства учеников интерната и общеобразовательной школы показатели успеваемости зависели от объема Пам и КЭ. При большом объеме Пам и высоком КЭ была хорошая успеваемость и, наоборот, при низких показателях Пам и КЭ успеваемость была слабая. Протокол первичной обработки демонстрирует это наблюдение.

Хотя четырехбалльная система оценок успеваемости не давала возможности провести более тонкое сопоставление показателей дихотического

121

теста с отметками, тем не менее статистическая обработка с определением рангового коэффициента корреляции Спирмена показала, что такая корреляция существует как отдельно между Пам и КЭ с отметками, так и между Пам и КЭ непосредственно в I классе общеобразовательной школы и в III классе интерната. Во II классе в начале года и в III классе общеобразовательной школы в течение всего учебного года обнаруживалась корреляция только между значениями КЭ и Пам.

Протокол первичной обработки

Зависимость между успеваемостью и параметрами теста

Параметры

Интернат

Общеобразовательная школа

Ученик

Учебный год

Ученик

Учебный год

Начало

Середина

Конец

Начало

Середина

Конец

Пам

Пн,

III класс

71

80

92

Вн,

I класс

53

60

68

КЗ (в %)

95

90

86

83

85

81

Отметки

5

5

5

5

5

5

Пам

Кко,

III класс

35

40

42

Рая,

I класс

28

25

21

КЗ (в %)

35

36

45

19

38

47

Отметки

Не аттестована

2,7

3

3,3

3

3

Пам

Ква,

Ш класс

64

77

75

КЗ (в %)

64

93

74

Отметки

5

5

5

Пам

Оий,

III класс

32

45

56

КЗ (в %)

4

1

26

Отметки

3

3,5

3

В интернате в I и П классах отметки не ставились, поэтому корреляционный анализ проведен только для III класса. Данные корреляционного анализа сведены в табл. 5.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Изучая межполушарные взаимодействия у здоровых школьников, Ю.М. Пратусевич и О.Н. Минервин [8] выделили среди них два типа интеллектуальной работоспособности. Лица с первым типом лучше решали словеснологические задачи, со вторым типом - наглядноконструктивные. Исходя из знания о функциональном различии двух полушарий, можно предположить, что у детей с первым типом больше активизировалось левое, а у детей со вторым типом работоспособности -правое полушарие.

Согласно литературным данным [2], [б], [10], [11], у большинства взрослых людей по отношению к речевым функциям доминирует левое полушарие. Поскольку, по результатам наших исследований, в I классе в начале учебного года не обнаруживается достоверного различия в числе учеников с достоверным доминированием того или другого полушария, то можно сказать, что это функциональное различие формируется главным

122

образом в процессе обучения и зависит как от особенностей индивида, так и от метода преподавания, основанного в нашей и западной школе на логиковербальном способе обучения. Казалось бы, что при таком способе обучения у слепых детей МПА должна сместиться в сторону доминирования левого полушария в большем проценте случаев, нежели у зрячих. Однако этого не происходит. Скорее мы видим обратную, хотя и не достоверную картину. Средние значения КПУ у слепых детей почти всегда, хотя и недостоверно, ниже, чем у зрячих, т.е. сдвиг межполушарной активности в сторону активации левого полушария в группе учащихся интерната для слепых меньше, чем в контрольной - группе учащихся общеобразовательной школы (табл. 2). Это можно объяснить как компенсаторным развитием правого полушария за счет его постоянной тренировки при улавливании тонких интонационных характеристик речи, так и спецификой обучения в интернате, где большое внимание уделяется музыкальному воспитанию и развитию объемного пространственного мышления. О компенсаторной активности мозга говорят и более высокие значения объема Пам и КЭ в группе слепых детей при сравнении со зрячими (табл. 3, 4).

Таблица 5

Корреляция между Пам, КЭ и отметками

Учебный год

Сравниваемые показатели

Интернат

Общеобразовательная школа

III класс

I класс

II класс

III класс

n

p

p

п

p

p

п

p

p

п

p

p

Начало

КЭотметки

9

0,54

16

0,46

Т

15

0,18

20

0,005

Памотметки

9

0,81

+*

16

0,49

Т

15

0,36

-

20

0,18

-

КЭ Пам

9

0,45

 

16

0,7

+**

15

0,58

+*

20

0,72

+**

Середина

КЭотметки

9

0,81

+*

16

0,55

+*

15

0,21

20

0,37

Т

Памотметки

9

0,87

 

16

0,67

+**

15

0,18

 

20

0,33

 

КЭ Пам

9

0,83

+**

16

0,79

+**

15

0,41

 

20

0,57

+**

Конец

КЭотметки

9

0,73

+*

16

0,51

+*

15

0,33

20

0,23

Памотметки

9

0,73

+*

16

0,69

T

15

0,15

-

20

0,22

 

КЭ Пам

9

0,68

+*

16

0,8

+**

15

0,02

-

20

0,51

+*

Положительная корреляция, обнаруживаемая часто между объемом Пам, КЭ и успеваемостью в обеих группах, дает возможность рекомендовать родителям, воспитателям дошкольных учреждений, а также учителям начальной школы обращать особое внимание на развитие у детей памяти.

Эффективность запоминания зависит как от внимания испытуемого, так и от его функционального состояния [4], [13]. Снижение КЭ может сигнализировать об утомлении учащегося и необходимости откорректировать для него учебную нагрузку.

Составление карт дихотического тестирования на каждого ученика по КПУ, Пам и КЭ может дать объективную информацию об особенностях его восприятия и

123

его восприятия и потенциальных возможностях, что будет способствовать индивидуализации процесса обучения.

Выводы

1. В начале обучения в I классе в обеих группах отсутствует достоверное различие в проценте учеников с положительным и отрицательным КПУ.

2. К середине или к концу третьего года обучения МПА в обеих группах смещается в сторону доминирования по отношению к речевым функциям левого полушария у достоверно большей части учеников.

3. Различие средних значений КПУ в обеих группах первых трех классов и между отдельными классами статистически недостоверно.

4. Средние значения объема Пам и КЭ в группе учеников интерната для слепых почти всегда выше, чем в группе учащихся общеобразовательной школы; эти данные статистически достоверны для II и III классов в начале года.

5. Объем Пам увеличивается в течение всего года во всех III классах обеих групп, часто с высоким уровнем достоверности. Средний объем Пам в III классе интерната достоверно выше, чем в I классе на всех этапах учебного года. В общеобразовательной школе появляется лишь тенденция к аналогичному различию.

6. Средние значения КЭ в течение года в отдельных классах обеих групп достоверно увеличиваются. Достоверное увеличение КЭ от I к III классу наблюдалось только в интернате в начале учебного года.

7. Обнаруживается положительная достоверная ранговая корреляция между Пам, КЭ и успеваемостью учеников в обеих группах.

1. Багдонас А.П., Кочунас Р.Б., Линяускайте А.И. Психоакустические функции зрячих, слепых и слабовидящих // Физиология человека. 1980. Т. 6. № 2. С. 224 - 229.

2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. М., 1981.

3. Быков А.Л., Костюшина И.А. Развитие сенсорики слепых - один из методов элементарной реабилитации // Проблемы социальнопсихологической реабилитации слепых. М., 1982. С. 26 - 38.

4. Быкова Л.Г., Базылев В.Н. Сравнительный анализ активности мозга при интенсивной форме обучения иностранным языкам // Журн. высш. нсрвн. деят. 1994. Т. 44. № 4 - 5. С.650 - 655.

5. Быкова Л.Г., Смирнова Т.Н. Изменение асимметрии полушарий при интенсивном обучении иностранным языкам // Журн. высш. нсрвн.дсят. 1991. Т. 41.№ 2. С.231 - 236.

6. Ильясов Ф.Н. Информационная специализация и функциональная асимметрия мозга // Психол. журн. 1987. Т. 8. № 6. С. 44 - 47.

7. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие при осуществлении речи у билингвов // Вопр. психол. 1983. № 6. С. 114 - 120.

8. Пратусеиич Ю.М., Минервин О.Н. Тип интеллектуальной работоспособности школьника // Гигиена и санитария. 1984. № 7. С. 28 - 30.

9. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопр. филос. 1984. № 4. С.78 - 86.

10. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий // Нейропсихологические исследования. М., 1978. Вып. 10.

11. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.

12. Kimura D. Functional asymmetry of brain in dichotic listening // Cortex. 1967. N 3. P. 163 - 178.

13. Basylev V., Bykova L. Die Asymmetric der Hemispharen beim intensiven versus nichtintensiven Deutschunterricht // X Intern. Deutschlehrertagung. Universitat Leipzig, 1993.

Поступила в редакцию 22.V 1995 г.

источник неизвестен

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1