Делегирование: плюсы и минусы

У делегирования, как и у любого другого инструмента управления есть свои плюсы и минусы. Каждому руководителю необходимо научиться им грамотно пользоваться, чтобы избежать серьезных проблем в компании.

Делегирование – это всегда передача управленческих задач, управленческих функций, полномочий и ответственности от руководителя компании своим сотрудникам. И если в процессе делегирования произошли какие-то серьезные нарушения, виноваты в них, в первую очередь, сами делегирующие.

Тем не менее, следует помнить, что делегирование – это всегда двусторонний процесс, который затрагивает и руководителя, и его подчиненных. И рассматривать плюсы и минусы этого процесса нужно рассматривать с позиции этих двух сторон.

Плюсы делегирования для руководителя
  • «Приближает» управленческое решение к «точке» возникновения проблемы (задачи);
  • Развивает и обучает сотрудников;
  • Формирует команду и выявляет управленческий резерв;
  • Дает возможность более качественно решать стратегические задачи;
  • Экономит силы и время для решения наиболее важных задач;
  • Развивает управленческие (в т.ч. лидерские) навыки руководителя;
  • Позволяет достичь высокого уровни культуры управления в организации;
  • Получение лучшего результата за счет применения экспертных знаний сотрудника;
  • Мотивация сотрудника за счет постановки интересных, ответственных и разнообразных задач;
  • Повышение лояльности сотрудников к компании и руководителю за счет достижения «включенности работников» и понимания ими задач более высокого уровня.
Минусы делегирования для руководителя
  • Недоверие к подчиненным, нежелание делегировать;
  • Привычка делать все самому, уверенность лишь в своей правоте («консерватор»);
  • Незнание техники делегирования;
  • Боязнь потерять контроль, авторитет, власть, статус, «воспитать конкурентов»;
  • «Двойное делегирование»;
  • Негативный прошлый опыт делегирования (нечеткие задачи, слабый контроль, «обратное делегирование», конфликты и т.п.)
Плюсы делегирования для сотрудников
  • Обеспечивает разнообразие работы, новый интересный опыт;
  • Дает возможность проявить себя, показать, на что способен; обучаться, расти, становиться более компетентными;
  • Укрепляет отношения с руководством и коллегии;
  • Развивает навыки руководства;
  • Повышает мотивацию, удовлетворенность работой (при успешном решении сложных делегированных задач);
  • Предоставляет базу для карьерного роста, возможность показать свои силы, способности, «заявить о себе»
Минусы делегирования для сотрудников
  • Пассивность, привычка быть исполнителем, боязнь брать ответственность;
  • Нехватка информации, знаний, опыта, навыков, компетентности в целом;
  • Страх последствий (наказаний, психологического давления, моральных санкций и др.);
  • Отсутствие мотивации (в тон числе дополнительной) выполнения делегированной задачи;
  • Общий низкий уровень мотивации труда, неудовлетворенность работой в силу многих факторов;
  • Перегруженность работой;
  • «Делегирование-клеймо»;
  • «Фальшивое делегирование»

Чтобы нивелировать существующие в делегировании компании проблемы, рекомендуем советоваться у более опытных коллег или привлекать внешних консультантов.

Главное помните, что не стоит замахиваться сразу на безупречную систему делегирования, в которой все было бы учтено и работало, как часы. Это что-то из области фантастики.

Далее, очень важно перед делегированием спрогнозировать возможные риски. Проанализируйте весь рабочий процесс, вспомните, какие совершали ошибки вы, когда только начинали работать, какие «проколы» вероятны в деятельности вашего сотрудника.

Опираться на народную мудрость «захочет жить – выплывет» просто экономически невыгодно: пока сотрудник будет выплывать, вы будете нести убытки.

Будьте вдвойне аккуратными и осторожными при передаче управленческих полномочий, а некоторые полномочия нельзя делегировать в принципе…

Главное правило делегирования – оно должно быть действительно необходимо. Не стоит делегировать, если истинный мотив – «спихнуть» с себя ответственность: это не переход к более эффективному управлению, а фиаско руководителя.

Источник

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться