Дефицит персонала для ресторанов на российском рынке труда

Большинство компаний, связанных с ресторанным бизнесом, сегодня не доукомплектованы персоналом и не имеют возможности быстро заполнить кадровые пробелы.  Как и во многих других проблемах такого масштаба, у нынешней нехватки рабочей силы на предприятиях общественного питания есть более одной причины. О факторах, которые мешают ресторанной индустрии как нанимать, так и удерживать сотрудников, а также о некоторых практических советах и рекомендациях по решению проблемы рассказывают эксперты аутсорсингового агентства в сегменте HoReCa «МАКСИ Стафф».  

В чем причина кадрового дефицита

Тенденции к нехватке кадров во всей индустрии гостеприимства и в ресторанном бизнесе, в частности, в России появились не на пустом месте. Еще в 2021 году столичные рестораторы отмечали, что укомплектованы рабочей силой не более чем на 80%.  В период ковидной изоляции большинство кафе и ресторанов перешли на работу в режиме доставки или торговли навынос. Это предсказуемо привело к необходимости резкого высвобождения персонала. 

После отмены локдауна, выяснилось, что вернуться на прежние рабочие места захотели не все сотрудники: за время самоизоляции многие нашли способы удаленной работы, сменили или повысили квалификацию с помощью онлайн курсов или нашли другой способ зарабатывать на жизнь.  Например, бум маркетплейсов потребовал резкого увеличения армии складских работников. В трейд-логистике не только существенно вырос спрос на кадры, но и предложение более привлекательных сумм вознаграждения.  Это привело к вполне объяснимому оттоку и без того скудных кадров из сферы общественного питания. Особенно непросто оказалось найти поваров и уборщиц.

К июню 2022 на ресурсе HeadHunter было зарегистрировано почти 80000 резюме (примерно на 2% больше, чем за год до этого). При этом число вакансий в общепите увеличилось на 21%, что явно демонстрировало заметный дефицит на рынке рабочих рук. В среднем на одну вакансию приходилось не более двух соискателей, а это крайне мало.

Во многом кадровый голод в секторе HoReCa базируется на той причине, что в этом бизнесе значительную часть сотрудников составляли приезжие. В многочисленных ресторанах восточной кухни, суши традиционно работали мигранты. 

Впрочем, существенная доля приезжих заполняла кадровую потребность и в большинстве других заведений. С началом пандемии примерно миллион мигрантов уехали на родину и возвращаться в Россию пока не собираются. Таким образом, потребность в квалифицированных поварах и официантах возникла единовременно и лавинообразно.

Обострению проблемы способствовало начало спецоперации в Украине и параллельное введение санкций против российской экономики.  В то же время, наряду с «моментальными факторами» никуда не исчезли долгосрочные тенденции: общее снижение интереса молодежи к работе в сфере общественного питания. Люди ищут более высокооплачиваемую работу, которая предлагает лучшие льготы и более гибкий график.  

Как заполнить кадровый вакуум

Признать проблему — еще не значит найти пути решения. Второе требует от компаний оперативной инициативы. И российские рестораторы не сидят сложа руки. Крупные сети общественного питания среагировали на кадровый голод раньше всех. Так новая сеть «Вкусно — и точка» запустила проект собственного рекрутингового центра на базе столичного центра занятости населения. 

Сети ресторанов рангом пониже, хотя и не располагая возможностью создавать подобные вспомогательные структуры, начали активно сотрудничать со службой занятости, предлагая вакансии для молодых специалистов, кандидатов с инвалидностью. 

Еще одним действенным способом привлечения новых работников стала стимуляция «рекомендательного рекрутинга». Действующим сотрудникам предлагают премии за каждого привлеченного на вакансию знакомого, если тот продержится на работе до конца испытательного срока. Такой подход помогает привлекать до 30% персонала.

Любой дефицит влечет за собой рост стоимости продукта на рынке. Рынок рабочей силы — не исключение. В условиях кадрового вакуума многие рестораны вынуждены повышать зарплаты в попытке удержать персонал или переманить работников от конкурентов. На фоне общего снижения доходов в сфере такая необходимость может стать серьезным испытанием для значительного числа заведений. 

Во всех случаях значительно выросла значимость эффективной работы специалистов по кадровому подбору персонала.  В лучшие времена многие заведения общепита могли позволить себе набирать сотрудников по объявлениям и принимать их на работу после формального собеседования. На текущий момент, в условиях кадрового дефицита, проблема недобросовестных соискателей существенно обострилась.

Чтобы обезопасить бизнес от приема на работу нерадивого сотрудника, способного нанести ресторану непоправимый репутационный ущерб, большинству заведений пришлось пересмотреть подход к работе с кадрами. Часть компаний повысила требования к уровню квалификации собственных специалистов по кадрам, другие начали чаще обращаться в специализированные рекрутинговые и аутсорсинговые агентства, справедливо полагая, что расходы на оплату этих услуг несоизмеримо меньше, чем возможные риски.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться