Что нужно знать о прием на работу инвалидов в пределах квоты

Первая часть статьи посвящена анализу Приказа Минтруда РФ от 30 апреля 2013 г. № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов», а также вопросам, касающимся порядка проверки, сроков ее проведения, порядка обжалования результатов проверки. Во второй части статьи автор приводит примеры из судебной практики, которые помогут работодателям избежать привлечения к административной ответственности за несоблюдение квот для лиц с ограниченными возможностями.

Порядок проведения проверки

Порядок проведения проверки описан в Приказе Минтруда РФ от 30 апреля 2013 г. № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов». Сразу оговоримся, что фактически данный порядок носит рекомендательный характер, поскольку непосредственное исполнение государственной функции осуществляется государственными гражданскими служащими органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Но он устанавливает рамки, за пределы которых субъекты РФ не могут выйти.

Виды проверок: выездная и документарная. Они, в свою очередь, могут быть плановыми и внеплановыми. Обратите внимание на то, в каких случаях принимаются решения о проведении проверок.

Решение о проведении плановой выездной или плановой документарной проверки принимается в соответствии с утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ ежегодным планом проведения плановых выездных и документарных проверок, разработанным в соответствии с типовой формой ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей1. Решение о включении организации в ежегодный план принимается в случаях:

  • непредставления организацией информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
  • невыполнения квоты для приема на работу инвалидов;
  • истечения трех лет со дня государственной регистрации организации;
  • поступления информации о необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, иных органов и организаций;
  • истечения трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки организации.

Решение о проведении внеплановой выездной или внеплановой документарной проверки принимается в случаях:

  • истечения срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • поступления информации о необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, иных органов и организаций;
  • истечения срока устранения ранее выявленных нарушений, определенного решением суда общей юрисдикции;
  • требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

О плановой проверке организация может узнать заблаговременно

Сроки проведения проверки. Срок проведения плановой выездной проверки не должен превышать 10 рабочих дней, плановой документарной проверки – 15 рабочих дней. Что касается внеплановых проверок, то срок проведения выездной проверки не должен превышать 10 рабочих дней, а документарной – 15 рабочих дней. Указанные сроки могут быть продлены по решению руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, но не более чем на 15 рабочих дней.

О плановой проверке организация может узнать заблаговременно. Так, до 31 декабря текущего календарного года ежегодный план проверок размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Уведомление о проведении проверки направляется руководителю организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте не позднее чем за 7 календарных дней до даты начала проведения проверки.

Проверка проводится на основании приказа (распоряжения) органа исполнительной власти субъекта РФ, который должен содержать следующие сведения: наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполняющего государственную функцию; фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов; наименование организации, проверка которой проводится, место нахождения организации; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по исполнению государственной функции; перечень документов, представление которых организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.

Основание для проверки – приказ органа исполнительной власти

Проведение плановой выездной проверки. При проведении плановой выездной проверки уполномоченные должностные лица прибывают в организацию в сроки, установленные приказом (распоряжением) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Они обязаны предъявить служебные удостоверения и вручить руководителю организации копии приказа (распоряжения) о проведении проверки. Проверяющие информируют руководителя организации о целях, задачах, основаниях проведения проверки, видах и объеме мероприятий по контролю, сроках и условиях ее проведения и запрашивают необходимые сведения и информацию. Прежде всего, проверяется соблюдение организацией следующих положений:

  • соответствие количества созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, согласно установленной квоте для приема на работу инвалидов, требованиям законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;
  • соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для приема на работу инвалидов;
  • полнота и достоверность представленной организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов в установленные сроки;
  • полнота и достоверность представленной организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в установленные сроки.

При проведении проверки уполномоченные лица могут запросить документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также потребовать письменные объяснения руководителя организации либо провести собеседования с руководителем и/или работниками организации по вопросам, относящимся к предмету проверки. После проведения всех указанных процедур и анализа документов, материалов и разъяснений принимается решение о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Все установленные обстоятельства фиксируются в акте проверки, к которому приобщается перечень и копии документов, представленных руководителем. Акт составляется в двух экземплярах, один из них вручается руководителю организации под роспись. В случае отсутствия руководителя организации или же его отказа принять акт проверки, данный документ направляется руководству заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Проведение плановой документарной проверки. При проведении плановой документарной проверки на основании приказа о проведении проверки изучаются материалы и документы, поступившие из организации, с целью проверки соблюдения организацией законодательства о квотировании. Примерный перечень анализируемых вопросов такой же, как и при выездной проверке. В случае выявления ошибок и/или противоречий в представленных документах либо несоответствия сведений, содержащихся в них, сведениям в документах, имеющихся у органа исполнительной власти субъекта РФ, руководителю организации направляется запрос (требование) о предоставлении организацией дополнительных материалов и документов, необходимых для проведения проверки, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данное требование может быть направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте. По итогам анализа материалов и документов с учетом представленных организацией пояснений принимается решение о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Алгоритм подготовки акта проверки и направления его в проверяемую организацию аналогичен тому, что применяется при плановой выездной проверке.

Проведение внеплановой выездной проверки. Следует учитывать, что проведению внеплановой проверки предшествуют следующие обязательные процедуры. После принятия решения о проведении проверки и подготовки соответствующего приказа орган исполнительной власти субъекта РФ обязан в день подписания приказа (распоряжения) о проведении проверки представить в орган прокуратуры по месту деятельности организации заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с приложением его копии и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения. После согласования с прокуратурой контролирующий орган обязан уведомить проверяемую организацию о предстоящей проверке, направив руководителю организации уведомление о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте не позднее чем за 3 календарных дня до даты начала проведения проверки.

В дополнение ко всем действиям, предусмотренным для плановых проверок, должностные лица контролирующего органа в зависимости от оснований проверяют исполнение организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных правовыми актами субъекта РФ; информацию, поступившую от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации и иных органов и организаций, о фактах необоснованного отказа в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты. Кроме того, проверяют, устранены ли ранее выявленные нарушения при истечении срока их устранения, определенного решением суда общей юрисдикции; а также достоверность фактов, изложенных в поступивших в органы прокуратуры материалах и обращениях. После окончания выездной проверки в прокуратуру направляется копия акта проверки в течение 5 рабочих дней со дня его подписания.

Какие меры принимаются по результатам проведения проверки в случае выявления нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов? Должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ имеют право составить обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Выполнение данного предписания будет контролироваться в установленные в нем сроки. В случае неисполнения организацией в двухмесячный срок предписания, выданного по результатам внеплановой проверки, в течение 5 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания, органы субъектов РФ готовят и направляют соответствующее обращение в органы прокуратуры с предложением о привлечении виновных лиц к административной ответственности, согласно ч. 1 ст. 19.5 КОАП РФ (невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) и принятие иных мер прокурорского реагирования). Следует учитывать, что, несмотря на небольшой размер штрафа, дополнительным видом наказания должностных лиц организации может быть дисквалификация. Это может повлечь за собой, например, увольнение генерального директора. Конкретные размеры наказания и виды правонарушений приведены в приложении.

В случае если по результатам проверки будут выявлены правонарушения, то за этим следует процедура возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 либо ст. 19.7 КОАП РФ.

Если в отношении руководителя организации осуществляется возбуждение дела об административном правонарушении, органы государственного контроля обязаны известить директора заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте, о наличии события административного правонарушения, дате и месте составления протокола об административном правонарушении. Руководитель организации может дать свои объяснения по поводу составляемого протокола в письменном виде. Обратите внимание, что протокол должен быть представлен на подпись руководителю организации, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. Если же руководитель отказывается подписать протокол, то в документ вносится соответствующая запись.

Копия протокола должна быть направлена в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте в течение 3 дней в случае неявки руководителя на составление протокола. В дальнейшем протокол направляется в суд общей юрисдикции для рассмотрения дела об административном правонарушении.

На всех этапах проведения проверки представителям организации следует внимательно изучить все представленные документы: приказ о проведении проверки, акт проверки и протокол. И активно участвовать в процедуре проверки. Следующий пример показывает, что небрежность со стороны контролирующих органов может повлечь отмену решения о привлечении к административной ответственности.

На практике. Как следует из материалов дела, при проверке выполнения квоты, установленной для приема на работу инвалидов и молодежи, и обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест, а также представленной информации о выполнении квоты в отношении ОАО «Инвестиционная компания связи» были установлены следующие нарушения: в период с августа 2009 г. по июль 2012 г. в нарушение ст. 2–4 Закона г. Москвы от 22.12.04 № 90 «О квотировании рабочих мест» ОАО «Инвестиционная компания связи» не выполнило обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи в количестве 4% от среднемесячной численности работников. В суммарном исчислении невыполнение коснулось 121 рабочего места для приема на работу инвалидов и 134 квот для приема на работу молодежи установленных категорий. Общее количество квот в организации в последнем отчетном месяце (июле 2012 г.) составило 4, из них не выполнены: 2 квоты для приема на работу инвалидов и 2 квоты – для молодежи. Кроме того, ОАО «Инвестиционная компания связи» не сдавала ежеквартальные отчеты по форме 31-квотирование.

Начальник отдела квотирования рабочих мест Департамента труда и занятости населения г. Москвы 30.08.2012 в присутствии представителя ОАО «Инвестиционная компания связи» составил протокол об административном правонарушении № 89/1. На основании протокола от 21.09.2012 административной комиссией вынесено постановление № 37 о привлечении ОАО «Инвестиционная компания связи» к административной ответственности по ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 тыс. рублей2.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Инвестиционная компания связи» в арбитражный суд. Суд первой инстанции отменил постановление о привлечении ОАО к административной ответственности. Вторая инстанция поддержала решение суда, руководствуясь следующими соображениями.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление об административном правонарушении должно быть мотивировано и содержать нормы права, согласно которым лицо привлекается к административной ответственности, содержать обстоятельства, установленные административным органом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Однако, как верно установлено судом первой инстанции, в постановлении от 21.09.2012 № 37 по делу об административном правонарушении, в нарушение пп. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и имеющие существенное значение для его правильного разрешения. Если объективную сторону можно установить из акта проверки № 89 от 30.08.2012 и протокола № 89/1 от этой же даты, то субъективную сторону вмененного правонарушения данные документы, как и оспариваемое постановление, не содержащее в себе ничего, кроме указания ст. 2.2 КоАП г. Москвы и размера штрафа, после слов «постановила» и указания состава комиссии до этих слов, не содержат.

Непредставление Департаментом труда и занятости населения г. Москвы неопровержимых доказательств, свидетельствующих о совершении Обществом вменяемого административного правонарушения и наличии вины Общества в его совершении, исключает привлечение заявителя к административной ответственности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Указанные процессуальные нарушения являются существенными, а возможность устранения этих недостатков отсутствует.

Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о нарушении административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности, что является основанием для удовлетворения заявленных по делу требований3.

В приведенном примере основаниями для отмены постановления стало отсутствие сведений о совершенных правонарушениях в постановлении о привлечении к административной ответственности. Такие основания считаются процессуальными. В судебной практике появились прецеденты, в которых основания для отмены постановления были и материальные. Вот один из таких примеров.

На практике. Прокурор г. Шелехова подал исковое заявление в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Иркутсккабель» об обязании создать или выделить рабочие места для инвалидов. В обоснование своих заявленных исковых требований он указал, что в ходе проверки прокуратурой г. Шелехова установлено, что в ОАО «Иркутсккабель» имеются вакантные рабочие места для инвалидов, однако ни одно из имеющихся рабочих мест для инвалидов, согласно картам аттестаций, по условиям труда не соответствует санитарным правилам, что может оказать неблагоприятное воздействие на работников с ограниченными возможностями.

Законом Иркутской области от 29.05.2009 № 27-ОЗ «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек, установлена соответствующая квота в размере: для коммерческих организаций – 3% от среднесписочной численности работников.

Прокурор просил суд обязать ответчика создать или выделить рабочие места для инвалидов, согласно Закону Иркутской области, в размере 3% от среднесписочной численности работников ОАО «Иркутсккабель», соответствующие Гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов СП 2.2.9.2510–09. Суд первой инстанции решением от 16.01.2013 исковые требования прокурора г. Шелехов удовлетворил и обязал ОАО «Иркутсккабель» создать или выделить рабочие места для инвалидов в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд второй инстанции отменил решение Шелеховского городского суда по следующим основаниям.

Статьей 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Согласно ст. 22 указанного закона, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Согласно п. 4.1 Санитарных правил СП 2.2.9.2510–09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»4, проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. Пунктом 4.3 данных правил предусмотрено, что условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы. Данными правилами предусмотрены специальные требования к организации труда различных категорий инвалидов в зависимости от имеющихся у них заболеваний.

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что создание специального рабочего места возможно, во-первых, при наличии инвалида, нуждающегося в трудоустройстве, во-вторых, при необходимости дополнительного технического оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места с учетом индивидуальных возможностей инвалида, должности (профессии), по которой он трудоустраивается, и рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации.

Заявляя соответствующие требования, прокурор сослался на то обстоятельство, что все рабочие места, выделенные для трудоустройства инвалидов, имеют общую оценку условий труда с разной степенью вредности. Однако прокурором не предоставлено доказательств того, что ОАО «Иркутсккабель» имеет реальную возможность в силу специфики производственного процесса выделить места для трудоустройства инвалидов, не имеющие такой оценки условий труда, либо ответчиком необоснованно отказано в приеме на работу конкретного инвалида.

При указанных обстоятельствах, фактическом выделении ОАО «Иркутсккабель» рабочих мест для трудоустройства инвалидов в определенном законом размере, отсутствии доказательств нарушения прав инвалидов со стороны ответчика судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г. Шелехова.5

Таким образом, компания провела аттестацию рабочих мест, выделила рабочие места для инвалидов в порядке квотирования в необходимом количестве, не имела отказов в приеме на работу со стороны инвалидов. В таких обстоятельствах суд сделал вывод об отсутствии правонарушений в области квотирования со стороны организации.

В случае выявленного по результатам проверки нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

При этом следует учитывать, что административная ответственность за нарушения требований законодательства по вопросам квотирования рабочих мест предусмотрена не только на федеральном, но и на региональном уровне. Размеры штрафов на региональном уровне могут быть выше, чем на федеральном. На региональном уровне могут быть предусмотрены дополнительные наказания за различные виды правонарушений.

Приложение

Штрафы за административные правонарушения


Алиса Облезова — к.ю.н., руководитель юридического отдела, эксперт журнала «Кадровик»

1 Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собр. зак-ва РФ. 2010. № 28. Ст. 3706.

2 В порядке ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях невыполнение работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей, на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

3 Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 № 09АП-2746/2013-АК по делу № А40-133098/12-149-1264.

4 Гигиенические требования к условиям труда инвалидов СР 2.2.9.2510-09, утв. Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 18.05.2009 № 30.

5 Апелляционное определение Иркутского областного суда от 02.04.2013 по делу № 33-2560/2013.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1