Чем заменить наскучившие тренинги, повышая производительность персонала?

Как справиться со стрессом и утратой мотивации в коллективе? Могут ли помочь серьезному бизнесу «несерьезные», на первый взгляд, методы коучинга и командообразования? Что такое «игровые методы» работы в команде?

Многие думают, что работа и игра  –  это не просто противоположные, но и взаимоисключающие понятия. На постсоветском пространстве в сознании работающего человека закрепилось убеждение, что трудовая деятельность, бизнес – это обязательно изматывающий марафон во имя достижения высокого результата.  Но это не так. «Антоним» игры – это не работа, а депрессия. Это жизнь без юмора, увлечений, флирта, фильмов, музыки, искусства, азарта… Без фантазии и мечты.

Как игра влияет на жизнь человека?

Пока об этом легче узнать, обратившись к примерам «играющих» зарубежных компаний, публикациям в авторитетных изданиях, книгам по геймификации и исследованиям Национального института игры (США, Калифорния).
Ценность игры в том, что в ходе ее наше сознание вовлекается в так называемое «потоковое состояние», в котором человек полностью погружен в определенный процесс и целиком сосредоточен на нем Стюарт Браун, основатель Национального института игры, в своем легендарном выступлении на конференции TED говорит, что игра полезна для здоровья, личной жизни, развития системы образования, бизнеса и общества в целом. Ученые института отследили связь между игрой и выживанием.
Например, в одном исследовании группу крыс посадили в клетку, где возможности игры были ограничены. Второй группе разрешалось свободно играть. Затем ученые надели на каждую крысу ошейник с запахом кота. Реакция была мгновенной: крысы почуяли опасность, разбежались и спрятались. Но через день крысы, которым разрешалось играть, вышли из убежища,  в то время как крысы из клетки остались в ней и в итоге умерли от голода. Отсутствие игры подавило их любопытство и способность адаптироваться к изменениям в окружающей действительности.

Еще в 2008 году издание New York Times поместило на обложку своего воскресного приложения сюжет об игре. Ключевая статья номера «Принимайте игру всерьез» заканчивалась выводом: «Игра  –  это серьезная забава, это «песочница» новых идей эволюции».


Такие гиганты, как Microsoft, Deloitte, SAP, L’Oreal, Salesforce, повысили показатели работы при помощи геймификации – использования подходов, характерных для компьютерных игр внутри компании. Дик Костоло  – CEO компании Twitter – ведет курсы по импровизации. Он говорит, что импровизация помогает людям мыслить более гибко, нестандартно и творчески. Дизайнерская компания IDEO проводит заседания внутри микроавтобуса и отмечает, что это сокращает время собраний и повышает продуктивность.
А руководители Лаборатории реактивного движения научно-исследовательского центра NASA и Boeing считают, что если специалист-исследователь ни разу не починил машину,
не смастерил хоть что-то своими руками, то он не справится с исследовательской работой… Даже если он с отличием окончил Гарвард или Калифорнийский технологический институт.
Ценность игры в том, что в ходе ее наше сознание вовлекается в так называемое «потоковое состояние», в котором человек полностью погружен в определенный процесс и целиком сосредоточен на нем.

Как использовать игры в бизнесе?

Возьмем для примера ситуации, описанные руководителями компаний, которые работают на украинском рынке, и попробуем подобрать для них игровое решение.

Компания 1: «Мои сотрудники уже наработали устойчивую компетенцию, которая
называется «участник тренинга». Они знают, как нужно вести себя в ролевых играх,
мозговых штурмах и коучинг-сессиях; знают, как их будут оценивать и какой отчет
получит руководитель компании после реализации программы».

Компания 2: «Сейчас такая ситуация в стране, что традиционными способами выход
найти невозможно. Если говорить о развитии бизнеса, то нас может спасти только
то, что находится за пределами понимания, что-то интуитивно-рациональное».

Компания 3: «Уже больше года сотрудники работают в условиях военных изменений.
Они находятся в состоянии постоянного стресса, который и стрессом уже не
назовешь – это ступор».

Эти три высказывания объединяет то, что в конце каждого из них прозвучал один и тот же
завершающий вопрос: «Как быстро, эффективно и, желательно, легко можно решить
проблему и повысить уровень мотивации и креативности персонала?» Выходом может
стать именно геймификация.

Игры делятся на разные типы

  • Двигательные, телесные игры хорошо снимают состояние стресса, напряженности и повышают настроение.
  • Жесткие контактные игры и «игры на выживание» в экстремальных условиях – великолепная среда для развития эмоциональной регуляции, гибкости, моментальной реакции и спонтанного мышления.
  • Игры с предметами помогают развивать системное мышление, связь между внутренним и внешним миром.
  • Социальные игры позволяют развивать связи в коллективе и повышать качество взаимодействия.
  • Игры воображения, умение рассказывать истории, писать театральные пьесы и снимать кино развивают способность к анализу ситуации, стратегическое мышление и приверженность корпоративным ценностям.

Исходя из этого:
Первой компании, в которой отстроена система, нужно создать коллективные игры-
конкурсы, в которых не должно быть определенности и предсказуемости. Это могут быть
квесты, театральные постановки, социальные проекты, съемка корпоративных роликов и
т.д.  
 
Второй компании можно порекомендовать отправить руководителей в условия «дикой»
природы для проведения «стратегической сессии».  Разорвать привычные шаблоны.
Выживание в жесткой среде и необходимость создавать что-то своими руками даст
возможность найти нестандартные решения. Затем, когда стратегические решения будут
приняты, организовать конкурс среди сотрудников на лучшие идеи по  внедрению
изменений и достижению результатов.
 
В третьей компании  хорошо должны сработать телесно-ориентированные методы:
спортивные игры, выезды на природу с развлекательными конкурсами и импровизацией.
Нужно разными способами помочь людям избавиться от  стресса и наполнить себя энергией и радостью.
 
Во всех перечисленных случаях для того чтобы получить позитивный эффект, игра должна соответствовать целям, задачам, корпоративным ценностям, продукту, услуге, особенностям коллектива и бизнеса.

Стоит отметить, что результаты использования в Украине игр в бизнес-контексте отличаются от западных масштабами, но не эффектами. Точно так же отмечается понижение уровня стресса персонала компаний, повышение энтузиазма, сглаживание сезонных колебаний, развитие отношений с партнерами и клиентами, укрепление команды и рост производительности. Изменения не происходят моментально, но они происходят легче и веселее при помощи трансформационной силы
игры.

Источник

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1