Чем оценка структуры личности сотрудника полезна для бизнеса?

Работа с персоналом на основе метода «Структограмма»: опыт компании «Ингосстрах»

Структограмма — это метод объективной оценки индивидуальной структуры личности человека. Его аналог известен в России как тест «Красный — синий — зеленый». Этот метод оценивает личность и с точки зрения эмоционального интеллекта, и с точки зрения интроверсии/ экстраверсии, и с точки зрения теорий темпераментов и психотипов, которые все чаще используются в современной HR-практике.

Заместитель генерального директора компании «Гефест» Николай Николенко и руководитель корпоративного университета «Ингосстрах» Виктория Натрошвили в ходе форума «Агентства Контакт» HR Best Practices рассказали, как работает этот метод в управлении и работе с персоналом.

В основе метода — деление мозга человека на зоны, которые отвечают за разные аспекты поведения и мышления. Одна из целей — выяснить сильные природные компетенции человека и научить его получать от них максимум.

По словам заместителя генерального директора компании «Гефест», кандидата экономических наук Николая Николенко, у человека от природы есть, образно говоря, три мозга. Часть, которую условно называют «зеленой», человек «унаследовал» в процессе эволюции от рептилий много миллионов лет назад. Красная часть — лимбическая система, миндалевидное тело. Синяя часть — кора головного мозга, «унаследованная» от обезьян. Что характеризует та или иная доминанта? Она характеризует внешние манеры поведения человека: темп речи, мимику, жестикуляцию, эмоции. По тому, какая часть мозга доминирует, можно понять, что мотивирует людей. «Зеленые» мотивированы отношениями, «красные» — властью, результатом, менторством, «синие» — знаниями. «Зеленые» живут прошлым, «красные» — здесь и сейчас, «синие» — в будущем. «Красные» — холерики, лидеры, «синие» — интроверты, исследователи, мыслители, «зеленые» — коммуникаторы.

Соотношение частей головного мозга называется биоструктурой. «Структограмма» позволяет определить биоструктуру. Метод прост: человек выполняет десять тестовых заданий, отвечает на вопросы и по результатам видит биоструктуру своего мозга. Каждая из трех доминант предполагает свои природные возможности и природные ограничения. Например, сильные стороны «красных» — харизма, умение брать на себя ответственность и не бояться ее, способность мгновенно принимать решения. Слабые стороны — обратная сторона сильных: излишние агрессивность, самоуверенность и подозрительность, неумение слушать других.

Существует своеобразная «доминантная статистика» — в силу особенностей и склонностей люди с разными доминирующими частями мозга предрасположены к разным профессиям и видам деятельности. Примерно 80% финансовых директоров, IT-специалистов, инженеров-конструкторов, творческих специалистов — «синие», столько же страховых агентов и HR-специалистов — «зеленые», подавляющее большинство генеральных директоров, топ-менеджеров — «красные».

Одна из главных целей метода структограммы — научить специалистов распознавать по манере поведения принадлежность окружающих к определенному «цветотипу» и, исходя из этого, выбирать правильные принципы работы с ними.

«Структограмма»: практическое применение в «Ингосстрахе»

Если говорить о сферах практического применения этой методики, отмечает Виктория Натрошвили, то это продажи, подбор персонала, индивидуальная и коллективная мотивация, коммуникации и т. д. Инструмент успешно применяли в компании «Ингосстрах», в частности, в продажах. В компании есть стандартные программы обучения продавцов, стандартные модули базовых навыков. Разрабатывая их, представители HR-подразделения принимают во внимание, какие навыки у сотрудников есть, какие курсы обучения они проходили. Программа структограммы в первый раз использовалась в «Ингосстрахе» для кадрового резерва, потому что она развивает компетенции в соответствии с моделью требований, она уникальна и нестандартна. Дело в том, что люди, попавшие в кадровый резерв, — это пул управленцев, которые уже прошли все базовые программы, у них есть определенные навыки и знания, их достаточно сложно чем-то удивить. Поэтому выбор программы во многом основывается на ее нестандартности.

Для продавцов важно не только получить новые инструменты, но и быть уверенными в том, что они работают. Эксперимент со структограммой, по словам Виктории Натрошвили, удался, потому что в программе есть часть самодиагностики и диагностики коллег. Техника достоверна, и ее точно можно применить на практике. Протестировав себя и других участников тренинга, они поняли, как это будет работать в процессе продаж. Руководители регионального филиала, рассказывает Виктория Натрошвили, улетая к себе после тренинга, за четыре часа полета протестировали всю команду представительства. Вернувшись, они изучили результаты тестов и поняли, в чем была причина, когда они встречали у сотрудников сопротивление к некоторым задачам, сложности в работе: не все обязанности соответствовали сильным сторонам их «цветовой принадлежности».

Обучение кадрового резерва по структограмме было запущено полтора-два года назад. Следующей задачей было усовершенствование программы обучения специалистов по продажам не только в кадровом резерве, но и в системе розничных продаж в целом. Одним из «верхних» этапов этой программы стал метод структограммы. Очевидно, что клиенты любой компании — разные люди. Чтобы эффективно работать с каждым, нужно искать индивидуальный подход. От того, насколько точно продавец определит, какой человек его клиент, и насколько правильно сможет выбрать линию поведения и технику работы с ним, многое зависит. Понимание особенностей типов клиентов — высокий уровень знания продаж, который будет интересен специалистам.

Источник : rb.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1