ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Н.А. КИРИЛОВА

Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Ценностные ориентации - сложный социальнопсихологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности. З.И. Файнбург отмечает "чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности... сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредствованность всех зависимостей в этой сфере... Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре " [15; 85]. Система ценностных ориентаций не является чемто абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Активно исследуются различные характеристики структуры ценностных ориентаций: иерархичность [12], [15], сотношение целей и средств [12], [18], значимого и относительно незначимого, позитивнонегативная асимметрия [6], монотипичность - политипичность структуры ценностей, гармоничность - дисгармоничность системы ценностных ориентаций, проясненность - размытость ценностей [4] и др.

Предметом нашего исследования является система ценностных ориентаций старших школьников. Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловила появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социальнопсихологических и психологопедагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте [7], [11], роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения [8], взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуальнотипическими и характерологическими особенностями личности [16], [17], с профессиональной направленностью [1], [13], [14] и т.д. Исследуется специфическая роль

30

содержательносмысловых и структурнодинамических характеристик системы ценностных ориентаций личности в их связи с особенностями личности и факторами социализации в юношеском возрасте [3]. Для этого возраста помимо традиционных ценностей социума особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентаций важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами, мнениями. Однако процесс становления системы ценностных ориентаций может и тормозиться, приводя к возникновению феномена нравственного инфантилизма, который в последнее время вызывает беспокойство все большего числа психологов и педагогов ([2], [10] и др.).

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

По единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой ценностных ориентаций, несмотря на специфику подходов к ней, система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека. К сожалению, далеко не все результаты можно сравнить между собой, так как различные авторы рассматривают феномен ценностных ориентаций с позиций различных психологических направлений. Проблема ценностных ориентаций должна быть решена с позиций целостного, системного подхода к изучению человеческой индивидуальности, что выражает наиболее прогрессивную тенденцию современной науки. Этот подход наиболее близок нашему пониманию ценностных ориентаций, основанному на теории интегральной индивидуальности, что позволяет рассматривать ценностные ориентации как сложное, многокомпонентное, иерархически организованное образование, детерминированное, с одной стороны, факторами социализации, с другой стороны - всей системой разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Возможность такого подхода дает концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [9].

Учитывая распространение в науке системного подхода, в рамках концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, можно говорить об еще одной функции ценностных ориентаций - системообразующей. Исходя из этого, можно предположить, что существуют различные типы ценностных ориентаций, способствующие гармонизации личности, становлению целостной индивидуальности, формирующиеся самим человеком. Эти типы ценностных ориентаций суть проявление социальной активности - ведущей деятельности в раннем юношеском возрасте, выступающей в качестве опосредствующего звена в структуре интегральной индивидуальности старших школьников [5].

В.С. Мерлин был первым, кто выдвинул гипотезу о ценностных ориентациях как возможном опосредствующем звене в интегральной индивидуальности, однако эта гипотеза до сих пор не подвергалась экспериментальной проверке. Отсюда вытекают следующие исследовательские задачи:

1. Экспериментально выявить различные типы ценностных ориентаций у старших школьников.

31

2. Выявить особенности индивидуальности учащихся с различными типами ценностных ориентаций.

3. Проследить влияние типа ценностных ориентаций на своеобразие интегральной индивидуальности старшеклассников.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКИ

Экспериментальная часть исследования выполнена в муниципальной школегимназии (эстетического профиля) Перми. Испытуемые - учащиеся XXI классов в возрасте 1517 лет, всего 134 человека. Исследование ценностных ориентаций проводилось с помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Эта техника направлена на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. В процессе решения поставленных задач использовался комплекс методик, с помощью которых изучались различные уровни интегральной индивидуальности учащихся старших классов: опросник Я. Стреляу (нейродинамические свойства), опросник В.М. Русалова ОСТ (психодинамические свойства), опросник 16PF Кеттелла (форма C) (свойства личности), опросник УСК (социальнопсихологические свойства).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью выявления групп с различными типами ценностных ориентаций был проведен кластерный анализ, результатом которого явилось выделение четырех групп старшеклассников с различными типами ценностных ориентаций (см. табл.).

Таблица

Распределение учащихся по типам ценностных ориентаций

Из таблицы видно, что одни ценности являются общими для разных групп, а другие присутствуют только для той или иной, определяя ее специфику. В целом эти результаты совпадают с результатами аналогичных исследований [3], [7], [10], [14]. Остановимся на той специфике, которая заключена в этих ценностях: для I группы это уверенность в себе и друзьях, для II - это свобода и творчество, для III - счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, жизненная мудрость, для IV - общественное признание.

Сравнение групп между собой по tкритерию Стьюдента показало, что между группами с различными типами ценностных ориентаций существуют различия в абсолютных значениях показателей.

32

Наименьшее число различий выявлено между III группой с ориентацией на общечеловеческие ценности личного счастья и остальными группами. Вероятно, это объясняется тем, что данные ценности называются в числе наиболее важных и другими испытуемыми. Это те ценности, которые никому не чужды, именно они сближают представителей различных типов ценностных ориентаций, а не разводят их. Этим на наш взгляд и объясняется тот факт, что значимых различий не так много. Представители данного типа отличаются от других по четырем показателям: 1) они менее чувствительны к неудачам в предметной деятельности; 2) у них больше выражена склонность уступать дорогу другим, эти учащиеся более зависимы, чаще берут вину на себя, тактичны и покорны (фактор E)[1]; 3) они практичны и добросовестны, им свойственна некоторая ограниченность и внимание к мелочам (фактор М); 4) эти учащиеся более конформны, зависимы от группы, ориентированы на социальное одобрение, безынициативны (фактор Q2).

Учащиеся из I группы (ориентация на ценности социального взаимодействия) значимо отличаются от представителей других типов следующими свойствами: 1) более высокой активностью и работоспособностью; 2) более высокой эмоциональной чувствительностью к неудачам в предметной деятельности; 3) большей общительностью, добродушием, открытостью, естественностью и непринужденностью в общении, готовностью работать с людьми (фактор А); 4) доверчивостью и благожелательностью по отношению к людям, свободой от зависти, умением ладить с людьми (фактор L); 5) большей практичностью и добросовестностью (фактор М); 6) социабельностью, стремлением работать и принимать решения вместе с другими людьми (фактор Q2); 7) большей расслабленностью и невозмутимостью, удовлетворенностью и спокойствием (фактор Q4); 8) высоким уровнем субъективного контроля по отношению к эмоционально положительным событиям своей жизни; 9) экстернальностью по отношению к своему здоровью.

Старшеклассники из II группы (ориентация на ценности индивидуальной самореализации) значимо отличаются от представителей других типов следующими свойствами: 1) имеют самую высокую эмоциональную чувствительность. Ориентация на продуктивную жизнь, максимальное использование своих сил и способностей предполагает сильную мотивацию в предметной деятельности, что связано с высокой эмоциональной чувствительностью в этой области; 2) отличаются необщительностью, холодностью по отношению к окружающим, предпочитают одиночество (фактор А); 3) независимы в суждениях и поведении, упрямы, самоуверенны, не признают власти и давления со стороны (фактор Е); 4) отличаются осознанным соблюдением норм и правил поведения (фактор G); 5) подозрительны, ревнивы, завистливы, обычно осторожны в своих поступках, эгоцентричны (фактор L); 6) обладают развитым воображением, ориентацией на свой внутренний мир, высоким творческим потенциалом (фактор М); 7) независимы, предпочитают свои собственные решения, следуют по самостоятельно выбранному пути (фактор Q2); 8) отличаются высокой напряженностью, им присуще возбуждение и беспокойство. Ориентация на ценности индивидуальной самореализации создает повышенную мотивацию, результатом чего является состояние фрустрации, свойственное представителям данного типа (фактор Q4); 9) низкие значения показателей по большинству шкал опросника УСК свидетельствуют о низком уровне субъективного контроля этих учащихся во многих важных жизненных ситуациях.

33

Напомним, что исследование проходило в школегимназии, где в качестве главной ценности провозглашены свобода и творчество, поскольку имеет место серьезная ориентация на художественноэстетическое развитие. Следовательно, можно сказать, что именно ценностные ориентации II группы - это то, что должно развиваться в данной школе. А теперь обратим внимание на индивидуальнопсихологические свойства, которыми отличаются эти учащиеся: они необщительны, хотя и независимы в суждениях, подозрительны и ревнивы, обладают развитым воображением, независимы, но в то же время очень фрустрированны, отличаются высокой нормативностью поведения. Вот здесь и проявляется двойственность той социальной среды, в которой, возможно, эти школьники существуют. Другими словами, здесь мы наблюдаем противоречие: с одной стороны, школой декларируется в качестве основной ценности свобода и творчество, а с другой стороны, индивидуальнопсихологические качества учащихся этому не способствуют.

Учащиеся из IV группы (ориентация на ценности социальной успешности) отличаются от представителей других типов следующими свойствами: 1) низким темпом; 2) большей склонностью к непостоянству, гибкостью установок по отношению к социальным нормам и требованиям, безответственностью (фактор G); 3) высоким уровнем общего субъективного контроля, а также в области достижений, в семейных отношениях и по отношению к здоровью. Ориентация на социальную успешность определяет высокую интернальность в области достижений, эти юноши и девушки считают, что сами добились всего хорошего, что есть в их жизни, и добьются успеха в будущем. Интересно отметить тот факт, что среди учащихся с ориентацией на ценности социальной успешности наибольшее число значимых различий с другими группами наблюдается именно на уровне социальнопсихологических свойств. Вероятно, ориентация на ценности социальной успешности в большей степени влияет именно на свойства социальнопсихологического уровня, в то время как свойства нижележащих уровней интегральной индивидуальности этих учащихся в меньшей степени зависят от типа ценностных ориентаций. Обратим внимание на единственное значимое различие, выявленное на личностном уровне. Представители IV группы отличаются склонностью к непостоянству, гибкостью установок, безответственностью (фактор G). Следует отметить характеристику, которая на наш взгляд очень важна при ориентации на ценности социальной успешности. В фактор G входит такая характеристика, как "возможно антисоциальное поведение ". Размытость ценностей социальной успешности на сегодняшний день приводит как раз к сверхгибкости и к возможности антисоциального поведения, т.е. стремлению добиться социальной успешности любой ценой. Цель оправдывает средства? Эти данные позволяют многое понять в индивидуальных различиях школьников и, следовательно, помогают строить индивидуальную воспитательную работу с ними.

Таким образом, анализ различий между группами испытуемых с различными типами ценностных ориентаций показал, что тип ценностных ориентаций влияет на степень выраженности ряда свойств интегральной индивидуальности в раннем юношеском возрасте.

Для более полного и качественного понимания структуры интегральной индивидуальности представителей различных типов ценностных ориентаций был осуществлен факторный анализ.

В результате факторного анализа структуры интегральной индивидуальности учащихся с I типом ценностных ориентаций выявлено три значимых фактора, вобравших в себя 44,2 % общей дисперсии: первый фактор - симптомокомплекс эмоциональной чувствительности

34

к результатам социального взаимодействия; второй фактор - симптомокомплекс силы и подвижности нервной системы, высокой пластичности и социальной смелости; третий фактор - фактор напряженности.

Для представителей II типа ценностных ориентаций выявлено три значимых фактора, вобравших 47,5 % общей дисперсии: первый фактор - симптомокомплекс слабости нервной системы, замкнутости и независимости; второй фактор - симптомокомплекс эмоциональной чувствительности и напряженности; третий фактор - симптомокомплекс высокого самоконтроля и сдержанности.

Для представителей III типа ценностных ориентаций выделено два значимых фактора, вобравших 30,3 % общей дисперсии: первый фактор - симптомокомплекс слабости и ригидности нервной системы, низкого темпа и напряженности; второй фактор - симптомокомплекс низкого самоконтроля, подверженности чувствам и консерватизма.

Для представителей IV типа ценностных ориентаций было выделено три значимых фактора, вобравших в себя 47,8 % общей дисперсии: первый фактор с его ядерными показателями - симптомокомплекс высокой социальной активности, интернальности в области достижений; второй фактор - симптомокомплекс расслабленности, невозмутимости и экстернальности в области неудач; третий фактор - симптомокомплекс низкой эмоциональной чувствительности и уверенности в себе.

Качественный анализ симптомокомплексов, составляющих структуру интегральной индивидуальности представителей различных групп, позволяет выявить специфику этой структуры, обусловленную типом ценностных ориентаций. Имеют место также общие моменты. Так, симптомокомплекс напряженности выделен факторным анализом в трех группах (I, II, III), т.е. фактор напряженности присущ большинству учащихся независимо от типа ценностных ориентаций. Следовательно, напряженность можно считать возрастной чертой. Рассмотрим, с чем связана напряженность представителей различных типов. Так, в I группе в симптомокомплекс напряженности входят такие свойства личности, как настойчивость в достижении цели, точность, ответственность и деловая направленность, осознанное соблюдение норм и правил поведения (фактор G), развитое абстрактное мышление (фактор В), а также высокий уровень субъективного контроля в межличностных отношениях.

Фрустрированность представителей II типа ценностных ориентаций представляет собой результат повышенной мотивации и активного неудовлетворения стремлений и, в отличие от предыдущей группы, связана в первую очередь со свойствами нервной системы и темперамента, с высокой эмоциональной чувствительностью к результатам предметной деятельности (своего творчества), а также со слабостью процессов торможения. Таким образом, фрустрированность учащихся, ориентированных на творчество, связана прежде всего с их творческой деятельностью.

Напряженность представителей III типа ценностных ориентаций также связана прежде всего со свойствами нервной системы и темперамента, однако здесь в симптомокомплекс напряженности входят другие свойства этих подуровней: слабость процессов возбуждения и низкая подвижность процессов; эргичность предметная и социальная, социальная пластичность и социальная эмоциональная чувствительность. Таким образом, фрустрированность этих юношей и девушек связана с низкой активностью, узостью их социальных контактов, сдержанностью и неуверенностью в общении.

Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что интегральная индивидуальность старшеклассников с различными типами ценностных ориентаций

35

отличается особенностями структуры, и влияние типа ценностных ориентаций прослеживается достаточно отчетливо.

Для выяснения характера разноуровневых связей был проведен корреляционный анализ показателей между изучаемыми уровнями индивидуальности старшеклассников с разными типами ценностных ориентаций. Интерпретация данных корреляционного анализа показывает различия в характере связей, что также позволяет делать выводы о влиянии типа ценностных ориентаций на развитие индивидуальности старшеклассников. В качестве иллюстрации рассмотрим характер взаимосвязей индивидуальных свойств психодинамического и личностного уровней интегральной индивидуальности (см. рис.).

Хорошо видно, что имеют место многочисленные достоверные связи, различные показатели высоко значимым образом коррелируют друг с другом, характер взаимосвязей отличается многозначностью. Тип ценностных ориентаций, проявляясь в характере связей, придает им индивидуальный психологический смысл. Так, фактор А коррелирует со свойствами темперамента во всех четырех группах; рассмотрим сущность этих связей в каждой из них.

В I группе - с ориентацией на ценности социального взаимодействия, общительность, открытость, добросердечность (фактор A) - учащиеся находятся в прямой зависимости от эмоциональной чувствительности, предметной (ЭМ) и социальной (СЭМ). Чем более эмоционально значимыми для этих учащихся являются результаты их деятельности и общения, тем более внимательны, добры и мягкосердечны они в отношениях с другими людьми.

Необщительность, замкнутость, скептическая настроенность (низкие значения по фактору A) зависят во II группе от низкой социальной эргичности (СЭР). Чем уже круг социальных контактов этих юношей и девушек, тем холоднее они по отношению к окружающим, тем больше предпочитают они одиночество. Эти свойства личности не противоречат ориентации на ценности индивидуальной самореализации.

Необщительность представителей III группы с ориентацией на ценности личного счастья находятся в прямой зависимости как от низкой социальной эргичности (СЭР), так и от низкого предметного темпа (Т). Чем сложнее осуществляются их социальные контакты и ниже темп, тем большей замкнутостью характеризуется личность. Видимо, ориентация учащихся на такие ценности, как любовь, счастливая семейная жизнь, здоровье, материальное благополучие не требует широких социальных контактов.

В IV группе фактор А положительно коррелирует с показателем социальной эргичности (СЭР). Чем большей широтой и легкостью отличаются социальные контакты этих учащихся, чем более выражены у них жажда социальных контактов и стремление к лидерству, тем охотнее работают они с людьми.

Акцентируем разницу между зависимостью показателя общительности в социально ориентированных типах (I и IV). В I группе - ориентация на ценности социального взаимодействия (развитие, познание, интересная работа, друзья), высокий уровень общительности связаны с эмоциональной чувствительностью к процессу и результатам этого взаимодействия (СЭМ и ЭМ). В IV группе - ориентация на ценности социальной успешности (продуктивная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, общественное признание), высокий уровень общительности зависят от легкости вступления в социальные контакты, жажды социальных контактов, стремления к лидерству (СЭР).

ВЫВОДЫ

1. Выделено четыре типа ценностных ориентаций, отличающихся стабильностью компонентов, характеризующих различную направленность социальной

36

Рис. Связи между свойствами психодинамического и личностного уровней интегральной индивидуальности

37

активности учащихся. Из них два ориентированы на ценности самореализации в социальной сфере (социального взаимодействия - I тип и социальной успешности - IV тип), и два - на ценности личностного индивидуального существования (ценности индивидуальной самореализации - II тип и ценности личного счастья - III тип).

2. В структуре интегральной индивидуальности представителей различных типов ценностных ориентаций отмечается ярко выраженное своеобразие, вопервых, в абсолютных значениях показателей индивидуальных свойств, вовторых, в содержательности симптомокомплексов, характеризующих структуру интегральной индивидуальности представителей различных типов ценностных ориентаций, втретьих, в характере связей между разными уровнями интегральной индивидуальности, вчетвертых, в степени согласованности разноуровневых индивидуальных свойств интегральной индивидуальности представителей различных типов. Выявленные симптомокомплексы индивидуальных свойств учащихся с различными типами ценностных ориентаций имеют свою специфику, что обусловлено своеобразным влиянием типа ценностных ориентаций на структуру интегральной индивидуальности старшеклассников.

3. Формирующиеся типы ценностных ориентаций способствуют установлению специфичных связей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, что свидетельствует о системообразующей функции ценностных ориентаций в обеспечении целостного единства интегральной индивидуальности. Следовательно, ценностные ориентации являются звеном, опосредствующим взаимосвязи между различными иерархическими уровнями интегральной индивидуальности.

1. Аза Л.А., Поддубный В.А., Ручка А.А. Ценностные ориентации работающей молодежи. Киев, 1978.

2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.

3. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Автореф. канд. дис. СПб., 1993.

4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

5. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.

6. Горбатков А.А. О соотношении ориентаций на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентаций личности // Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977.

7. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1975. С. 241254.

8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

9. Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформ 19901993 годов: Автореф. канд. дис. М., 1994.

10. Рыбалко Е.Ф., Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентаций у старшеклассников и студентов // Молодежь в общественных отношениях развитого социализма. Тарту, 1984.

11. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.

12. Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1987.

13. Собкин В.С. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности // Magister. 1995. № 2. С. 2335.

14. Файнбург З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и ее ценностные ориентации. Информ. бюллетень ИКСИ АН СССР. 1969. № 25/40. Вып. 2. С. 5999.

15. Формирование и изменение ценностных представлений. Социологические исследования в Прибалтике. Вильнюс, 1990.

16. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

17. Шафранская К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982. С. 108115.

18. Rokeach M. The nature of human values. N. Y., 1973.

Поступила в редакцию 30.XI 1998 г.

[1] Здесь и далее в скобках латинскими буквами обозначены факторы опросника 16PF Кеттелла.

источник неизвестен

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1