"Бывшие" в эфире сарафанного радио: Рассказы ушедших сотрудников можно сделать благожелательнее

Садомцева Александра

Деловой Петербург

 

Компании инвестируют в развитие своего HR-бренда. Но, планируя бюджеты на тренинги, страховки и поощрительные поездки, они забывают про бывших сотрудников.

Компании инвестируют в развитие своего HR-бренда. Но, планируя бюджеты на тренинги, страховки и поощрительные поездки, они забывают про бывших сотрудников.

А ведь именно они активно и не без удовольствия обычно рассказывают всем подряд о "прелестях" работы в той или иной организации. Известно, что "сарафанное радио" - очень эффективный канал для распространения информации, в том числе не совсем приятной для компании. Работодатели должны учитывать, что при поиске работы соискатель использует не только официальные источники, данные рекрутинговых агентств, но и мнение и опыт знакомых. Предотвратить создание негативного имиджа компании возможно методами, которые снижают негативный настрой сотрудника по отношению к работодателю.

Дело в чувствах

"Российский сотрудник очень эмоционален, - комментирует Елена Шаврова, менеджер по персоналу санкт-петербургского филиала компании "АРКТЕЛ". - Именно поэтому задача службы персонала при увольнении - снизить эмоциональный накал, который возникает в любом случае: уходит человек сам или его увольняют. Моя практика показывает, что выходное интервью не панацея, но хороший способ сохранить лояльное отношение работника".

В процессе выходного интервью (exit interview) может выясниться, что у сотрудника нет желания покидать компанию, но есть неудовлетворенность от выполняемых функций. Перевод с одной позиции на другую позволит сохранить не только лояльного работника, но и повысить его мотивацию.

По мнению Юлии Вишняковой, заместителя генерального директора Института технологий сопровождения (группа компаний "СофтБаланс"), "разговор по душам" полезен тем, что дает возможность узнать причины ухода сотрудника, предотвратить увольнения других работников и оценить слабые стороны системы мотивации, действующей в компании.

Даже если инициатива увольнения исходила со стороны работодателя, разговор необходим именно для того, чтобы сгладить конфликтную ситуацию. "Зачастую сотрудники уходят из компании, когда они выросли из занимаемых позиций, а работодатель не может предложить им повышение в должности, - рассказывает Игорь Худяков, директор Северо-Западного филиала компании Columbus IT Partner Russia. - Когда я провожу собеседование при приеме на работу в наш филиал, я спрашиваю у соискателя о том, как он представляет свой карьерный рост, и честно ему говорю о его возможностях. Тогда у сотрудника не возникнет чувства, что его обманули".

Возвращенцы

Продолжать отслеживать судьбу бывших коллег - личное дело работодателя, дать возможность вернуться - политика, которая может принести плоды.

"В истории Columbus IT Russia были случаи, кода сотрудники уходили к вендору, набирались опыта и возвращались. Своих людей мы готовы принять обратно", - резюмирует Игорь Худяков. "Свой человек всегда ближе, - подтверждает эту мысль и Елена Шаврова. - Если у нас есть вакансия, которая заинтересует бывшего коллегу, мы с радостью примем его в свои ряды".

"Расставаясь с сотрудником, работодатель также может предложить при необходимости предоставить дополнительную информацию о нем (рекомендацию) будущему работодателю. Это заставит сотрудника задуматься о том, что компания может помочь ему в последующем трудоустройстве, а значит, заботится о его дальнейшей карьере", - считает Анна Силина, директор филиала кадрового холдинга АНКОР в Петербурге.

Негативное отношение к компании возникает еще и тогда, когда "по забывчивости" работодатели не выплачивают работнику компенсацию отпуска, выходные пособия.

Не выполняя обязательств перед сотрудниками, вряд стоит ожидать положительных отзывов в свой адрес.

Елена Шаврова, менеджер по персоналу петербургского филиала компании "АРКТЕЛ", считает, что при увольнении главное - учесть эмоции сотрудника.



На заметку


Как снизить вероятность плохих отзывов ушедшего из компании сотрудника

- Если человек уволился по собственной инициативе, объяснить ему, что он сможет вернуться в компанию.

- Предоставить уходящему сотруднику рекомендации, по возможности позитивные, отметить его профессиональные достижения.

- Максимально оперативно и корректно решить вопрос со всеми выплатами.

- Провести "выходное интервью", в ходе которого выяснить причины увольнения и вызвать положительные эмоции.

Источник: данные компаний

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться