Бухгалтер временно подменяет кассира: как оформить?

Главный бухгалтер организации в основное рабочее время наряду с обязанностями, предусмотренными его трудовым договором, исполняет также обязанности кассира, должность которого предусмотрена штатным расписанием. Какие документы согласно трудовому законодательству необходимо в связи с этим оформить? В течение какого срока главный бухгалтер имеет право исполнять обязанности кассира? 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: 

В ситуации, когда главный бухгалтер в основное рабочее время наряду с обязанностями, предусмотренными его трудовым договором, исполняет также обязанности кассира, должность которого предусмотрена штатным расписанием, то такая дополнительная работа оформляется как совмещение должностей. Максимально допустимый срок совмещения должностей трудовым законодательством не установлен, поэтому срок, в течение которого главный бухгалтер будет выполнять обязанности кассира в порядке совмещения, может быть сколь угодно долгим.  

Обоснование вывода: 

Согласно п. 4 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У допускается ведение кассовых операций как кассиром, так и иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом из числа своих работников, с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми тот должен ознакомиться под роспись. 

Прежде всего отметим, что основное отличие совместительства от совмещения состоит в том, когда именно дополнительная работа выполняется работником. Если работа выполняется наряду с основной работой в течение рабочего времени, предусмотренного трудовым договором, то речь идет о совмещении. А поскольку в рассматриваемой ситуации в штатном расписании организации предусмотрена должность кассира и его обязанности главный бухгалтер выполняет именно в течение рабочего дня одновременно с выполнением обязанностей, предусмотренных его трудовым договором, то сторонам необходимо оформить совмещение должностей. 

Также отметим, что в настоящее время никаких норм, которые запрещали бы главному бухгалтеру выполнять дополнительную работу по другим должностям в порядке совмещения, ни Трудовой кодекс РФ, ни иные федеральные законы или нормативно-правовые акты не содержат. Ранее постановление Совета Министров СССР от 04.12.1981 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" не допускало совмещение должностей, в том числе руководителями организаций, их заместителями и помощниками, главными специалистами, руководителями структурных подразделений. Однако оно было признано недействующим на территории России (п. 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"). Таким образом, главному бухгалтеру может быть поручена дополнительная работа в основное рабочее время, в том числе и по должности кассира. 

Согласно части первой ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ). 

Поручение работнику дополнительной работы в порядке совмещения должностей осуществляется на основании приказа (распоряжение) работодателя, составленного в произвольной форме, на котором работник ставит отметку "согласен", "не возражаю" или равнозначную и свою подпись. Согласие на совмещение должностей может также содержаться в отдельном письменном заявлении работника. 

Унифицированной формы приказа о поручении дополнительной работы не существует, поэтому работодатель издает его в произвольной форме. В приказе необходимо установить срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем (часть третья ст. 60.2 ТК РФ). При этом максимально допустимый срок совмещения должностей трудовым законодательством не установлен, поэтому срок, в течение которого главный бухгалтер будет выполнять обязанности кассира в порядке совмещения, может быть сколь угодно долгим. Однако в соответствии с частью четвертой ст. 60.2 ТК РФ работник вправе досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении. При этом инициатор прекращения обязан предупредить другую сторону в письменной форме как минимум за 3 рабочих дня. 

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (часть вторая ст. 151 ТК РФ). Трудовой кодекс РФ не определяет ни минимальных, ни максимальных размеров доплаты за совмещение должностей, поэтому стороны свободны в решении этого вопроса. При этом такое соглашение сторон не является дополнительным соглашением к трудовому договору, поскольку оно не вносит каких-либо изменений или дополнений в сам трудовой договор. Соглашения о совмещении - это особая разновидность договоров, которые являются производными от трудовых договоров и заключаются между работником и работодателем на основе норм трудового законодательства (к таким же договорам можно отнести, к примеру, ученический договор или договор о полной материальной ответственности). Кроме того, досрочное прекращение дополнительной работы в одностороннем порядке, предусмотренное частью четвертой ст. 60.2 ТК РФ, станет невозможным, если условие о выполнении такой работы станет частью трудового договора. Поэтому при оформлении поручения дополнительной работы вносить изменения в трудовой договор путем подписания дополнительных соглашений к нему не требуется. 

Запись в трудовую книжку о выполнении дополнительной работы не вносится. В табеле учета рабочего времени факт выполнения дополнительной работы не отражается. 

Ответ подготовил: 
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ 
Панова Наталья 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1