Больнее пандемии: как кризис 2022 года изменил рынок труда в России

Половина работодателей (58%), опрошенных кадровой компанией UTEAM, считают, что за первое полугодие 2022 года рынок труда в России претерпел принципиально более глубокие изменения, нежели за два года пандемии. Еще 29% не считают произошедшие перемены глобальными, а 9% отмечают, что кризис вообще не сказался на их кадровой политике, остальные затруднились ответить. Эксперты UTEAM выделили пять ключевых трендов, которые определяют рынок труда в России после событий 24 февраля.

Спад активности работодателей

Интенсивный рост количества вакансий, наблюдавшийся вплоть до середины февраля 2022 года, уже в марте сменился падением. В мае к влиянию кризиса добавились сезонные факторы, в результате, по данным hh.ru, количество активных предложений о работе снизилось на 21% по сравнению с маем прошлого года.

«По нашим данным, с марта по июнь включительно объем найма нового персонала снизили около 45 % работодателей, причем в качестве причины большинство из них называют нестабильность экономики: в сложившихся условиях компании опасаются расширять штат. Тем не менее, общий объем вакансий на рынке труда остается весьма значительным», - рассказывает Анна Крылова, генеральный директор UTEAM.

Повышенный спрос на персонал, по прогнозам UTEAM, будет точечным: в силу структурных изменений экономики компании будут испытывать потребность в менеджерах по продажам, логистах, а также в специалистах разных направлений с опытом работы с азиатскими рынками. При этом профильный опыт будет оставаться одним из ключевых требований: в условиях кризиса компании заинтересованы не в новичках, а в профессионалах. Это касается и тех отраслей, которые сейчас переживают особенно непростой период. Так, рассуждая о повышенном спросе на персонал в России, Дмитрий Ворончихин, генеральный директор компании Hasttings, производителя и поставщика спортивных тренажеров в Россию, отмечает:

«Если речь идёт об отделе продаж, то в приоритете кандидаты, имеющие опыт работы в индустрии фитнеса, которые разбираются в продукте и смогут быстро пройти обучение. Сейчас мы наблюдаем, что есть проблемы в компетентных сотрудниках, которые готовы идти вперед и развиваться. Много резюме на различных платформах, но вот действительно ценных кадров все равно очень мало, когда есть адекватное соотношение отдачи сотрудника и его компетенций и желаний по заработной плате».

Возрастающий спрос на рабочий персонал

Синеворотничковые роли сегодня остаются в дефиците, спрос на таких специалистов, по данным UTEAM, за первое полугодие вырос в среднем на 40%. При этом среди соискателей тех, кто готов устроиться на вакансию рабочего, не становится больше: на одну вакансию, согласно аналитике hh.ru, приходится всего 1,2 активных резюме.

«В ближайшие месяцы для определенной части населения переход в эту категорию может стать вынужденной мерой – просто потому что не будет других способов заработка. То есть, некоторым людям придется переквалифицироваться в рабочих вопреки личным желаниям. Потребность в синих воротничках сейчас возрастает. Как отмечено в докладе Центробанка о денежно-кредитной политике, процессы трансформации производственных цепочек (налаживание собственного производства, освоение нового оборудования взамен недоступного и увеличение объемов ремонта ранее закупленного) могут требовать больше работников категории синих воротничков, рынок которых уже испытывает состояние дефицита», - добавляет Анна Крылова.

Спрос на синих воротничков определяется не только потребностями производства, но и строительства, где сегодня тоже наблюдается нехватка рабочих рук. По данным Министерства строительства РФ, до 2030 года в отрасль необходимо привлечь от 1,5 до 2 миллионов человек.

«Конкретно наша компания наиболее остро ощущает дефицит кадров при подборе на уникальные специфические позиции, которые требуют наличия высшего строительного образования. Например, это вакансии инженеров по продажам, менеджеров по развитию сегмента, различных технических специалистов. По сути, это все те, кто своими идеями и разработками двигает вперед всю строительную индустрию. И несмотря на события последних месяцев, здесь рынок труда по-прежнему остается рынком кандидата, а не работодателя. Таким людям не приходится долго искать работу – как правило, она находит их сама», - рассказывает Евгения Андреева, эксперт по подбору персонала Rockwool Russia, производителя решений из каменной ваты.

Сохранение комфортных условий труда

Опрос UTEAM показал, что 62% работодателей не сокращали объем социальных пакетов сотрудников после событий 24 февраля, еще 20% его расширили – в частности, добавили поддержку психолога.

«Пока у работодателей нет планов по оптимизации этой части. По нашим наблюдениям, большинство работодателей, которые принимают решения о сокращениях, сокращают персонал, но не изменяют условия для оставшихся. Это же касается и заработных плат: пока они не падают, но уже не растут, в отличие от 2021 года. Исключением могут быть редкие востребованные специалисты – в таких случаях компании еще готовы выделять дополнительные средства, чтобы завоевать и удержать интересных кандидатов», - комментирует Анна Крылова.

Рациональное управление персоналом

79% компаний, которые приостановили или резко сократили подбор новых сотрудников, признают, что стали прорабатывать механизмы более рациональной работы с персоналом и повышения общей производительности труда. Это необходимо, так как объем задач в кризисный период не сокращается, а ресурсов на расширение штата нет.

«Это своеобразная оптимизация бизнес-процессов, которая связана с более эффективным использованием тех сотрудников, которые уже есть в компании. К распространенным инструментам можно отнести работу над вовлеченностью персонала, четкую систему постановки задач, быстрое обучение новым навыкам внутри компании, чек-ап функционала (всегда ли обязанности соответствуют роли). Кроме того, по нашим наблюдениям, работодатели сегодня стали более гибкими с точки зрения оформления персонала: например, по сравнению с прошлым годом в полтора раза выросло количество компаний, готовых к сотрудничеству с самозанятыми», - добавляет Анна Крылова.

Интерес к аутплейсменту

Стремление работодателей сохранить свою репутацию при сокращении штата или полном уходе с российского рынка привело к активной практике аутплейсмента: компании помогают увольняемым сотрудникам подготовиться к выходу на рынок труда, а также усилить свои позиции как соискателя. За последние два месяца спрос на услуги аутплейсмента в UTEAM вырос в два раза: работодатели заинтересованы в оказании поддержки своим сотрудникам, кроме того, аутплейсмент положительно влияет на HR бренд компании. 

Наиболее популярные меры поддержки сотрудников, попавших под сокращение, – это помощь в подготовке резюме и в стратегии поиска новой работы, карьерные консультации, а также рекомендации по прохождению испытательного срока на новом месте работы.

Влияние текущего кризиса на рынок труда серьезно отличается от воздействия пандемии коронавируса. Как отмечают в UTEAM, два года назад бизнес столкнулся с одномоментным и быстрым изменением формата работы. При этом все понимали, что ограничения будут временные. Сейчас кризис носит другой характер: столь масштабных санкций не было никогда, и ситуация неопределенности достигает максимального уровня. Если в коронавирус “машина” экономики замедлилась, но потом поехала быстрее, то сейчас эта “машина” ломается, и восстановление займет достаточно много времени, что неминуемо найдет отражение и на рынке труда.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1