Бизнес-ошибки самозанятых, которые могут сказаться на заказчиках

Самозанятость, с одной стороны – море возможностей для фрилансеров. С другой, отсутствие привычного режима работы способно выбить из колеи даже самого увлеченного фаната своего дела. Плюс, забег по граблям бизнес-планирования и бюджетирования – один из самых популярных видов досуга у начинающих фрилансеров. Какие ошибки чаще всего совершают неопытные фрилансеры поделились аналитики биржи для самозанятых «Наниматель».

Гибкий график или минус на минус даёт плюс

Один из самых главных плюсов в работе на себя – гибкий график той самой работы. Однако, уйдя из корпоративного сегмента и работы с «девяти до шести», новоиспеченный самозанятый оказывается один на один с необходимостью организовать сам процесс работы. Получив больше свободы и меньше контроля, больше времени для семьи, увлечений и отдыха, важно научиться выделять приоритеты. Это значит не откладывать работу, а сначала работать – потом отдыхать. Кому-то это сделать просто в силу личностных качеств, кому-то сложнее (им в помощь - всевозможные планировщики и приемы тайм-менеджмента).  Однако дедлайны, даже при условии работы из дома нужно соблюдать неукоснительно – на них держатся, в том числе, бизнес-процессы заказчика.

Кстати, бизнесу, в этом вопросе, чтобы обезопасить свои интересы, в договоре с самозанятым можно прописать, какие задачи в какой срок должны исполняться. Не лишним будет продумать и формы отчетности по выполненным работам. Например, акт оказанных услуг. Законодательство не обязывает самозанятого готовить такие документы, но и не запрещает бизнесу разработать их индивидуально.

Бюджет

Личный бюджет поможет фрилансеру оптимизировать расходы, а планирование графика оплат позволит не пробить брешь в семейном бюджете. Так, оптимальной экономисты называют схему бюджетирования 50-30-20. 50% идет на текущие потребности, 30% - различного рода «хотелки» и 20% - подушка безопасности. Причем расходы по этой схеме, вы можете планировать и в рамках бизнеса. Что-то потратить в работе, что-то вложить в модернизацию, а что-то отложить в «копилку». Сработает такое планирование и в ходе бюджетирования того или иного проекта. К слову, самозанятым, так же, как и индивидуальным предпринимателям бывает сложно разделить личные расходы и вложения в бизнес. Поэтому все поступления лучше вести по разным счетам, а также вести контроль прихода и расхода денег. Важно, чтобы в колонке со знаком «минус» всегда были меньшие суммы, чем в колонке со знаком «плюс».

Для компании-заказчика, которая работает с самозанятым, также важен вопрос финансов и сроки оплат. Например, для предприятия будет рискованно переводить одинаковые суммы в одну и туже дату месяца. В ФНС могут возникнуть вопросы, а не пытается ли бизнес таким образом сэкономить на ФОТ, нанимая самозанятых вместо штатного персонала. Так что финансирование самозанятого – вопрос тонкий и договор должен содержать конкретные виды оказываемых услуг с конкретизацией стоимости этих услуг.  

О налогах и прочих сборах

Самозанятые обязаны платить налог на профессиональную деятельность (4% - при работе с физическими лицами и 6% - с юридическими). Взносы в ФСС, ФОМС и ПФР самозанятый платит добровольно. Или не платит. Наказать за это его не могут. В случае с просрочкой по оплате НПД, статуса могут и лишить. Последний вариант – один из самых высоких рисков для тех предприятий, которые сейчас заказывают услуги у самозанятых. Так, при изменении статуса, предприятие автоматически должно самостоятельно начать выплачивать налоги за самозанятого, если этого не происходит, компанию могут ожидать «сюрпризы» в виде штрафов от фискальных органов (ФНС), а при несогласии компании с ними - судебные тяжбы.  Кстати, контролировать актуальность самозанятого кадровым службам компании лучше постоянно (при заключении договора и при оплате его). Аналогично, чтобы минимизировать подобные риски, бухгалтерия должна вести оптимальный документооборот, вовремя получать с самозанятого чеки и другую отчетную документацию, если эти условия прописаны в договоре.

Более того, самозанятый может даже не знать о том, что статус аннулирован, например, если отключены уведомления в «Мой налог» или приложение удалено. Но если система не дает выставить чек в приложении «Мой налог», то статус лучше проверить. Возможно, превышен годовой лимит заработка и необходимо перейти на ИП для того, чтобы продолжать оказывать услуги.

Инструкция для бизнеса

При работе с самозанятыми, кроме указанных выше, компаниям нужно учитывать ещё несколько моментов.  Обязательно проверять не только актуальность сайта, но и правильность самих выставленных чеков, в том числе сканируя чеки через QR код. Не прописывайте в договоре маркеры трудовых отношений, такие как график работы и должностные обязанности. В соглашении должен быть прописан конкретный объем работ, который будет выполнен и конкретный объем денег, которые будут выплачены, при условии надлежащего качества услуг.

Иевлева Юлия

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться