Автор: Евгения Новикова | Источник: Элитный персонал
Редкая западная бизнес-школа не имеет слушателей из-за рубежа: желание поделиться своим опытом и, главное, набраться чужого – вот что мотивирует перегруженных работой профессионалов из разных стран оторваться на время от повседневных дел и пересечь границы. Чем обогащаются они и что получают программы, где учатся гости издалека? Об этом размышляет Франк Бостин, декан Школы менеджмента Антверпенского университета.
- Каково значение международной группы слушателей для бизнес-школы? - Мы живем в мире, где происходит глобализация, бизнес интернационализируется, поэтому каждому менеджеру полезно взаимодействовать с коллегами из других частей света, представителями различных культур и иных сфер деятельности. В бизнес-школах такая возможность реализуется в полной мере.
Например, слушатели могут учиться в России, а международная экспертиза будет реализовываться с помощью преподавателей из-за рубежа, которые приезжают вести занятия и привносят кросскультурную составляющую. В ходе зарубежного модуля молодые менеджеры отправляются на две недели за границу, где глубже осваивают способы ведения бизнеса, знакомятся с теми аспектами, которые трудно донести с помощью лекций и семинаров.
- Что именно дает зарубежная стажировка?
- Наряду с теоретическими знаниями менеджеру все больше нужны практические: ему важно изучить связь практики с теорией, найти реальное подтверждение информации, полученной в стенах аудитории. Именно это слушатель и получает в ходе стажировки за границей.
Отмечу, одна из первостепенных задач школ - ориентация на запросы компаний, причем это существенно не только с точки зрения финансирования, но и с позиции образовательного процесса, когда бизнес привносит свою экспертизу в учебные программы.
- Каково должно быть соотношение местных и иностранных слушателей, чтобы их взаимодействие стало эффективным?
- Нет разницы, нет ограничений, все зависит от целей программы. Если она посвящена глобализации или касается мировых проблем, группа должна быть максимально интернациональной, без доминанты представителей какой-либо одной страны. Совместное обучение, общение помогают выявить наиболее привлекательные стороны каждой культуры.
Если программа посвящена общему менеджменту, учебный коллектив может быть однородным по составу. В этом случае международную часть обеспечивают иностранные преподаватели и стажировка за пределами страны.
- Что для российских слушателей наиболее важно - в ходе обучения разобраться в российской специфике ведения бизнеса или получить международный опыт?
- И то, и другое. Дело в том, что учебных планах бизнес-школ доминируют специальные дисциплины, тогда как коммуникации, столь необходимые менеджерам, зачастую "выпадают" из поля зрения. Слушатели программ МВА, и ЕМВА особенно, должны иметь возможность взаимодействовать с представителями разных культур. Даже если обученные менеджеры будут работать в России, а не за ее пределами, то контакты, завязанные ими в школе, окажутся полезными. Зарубежные коллеги помогут взглянуть на особенности ведения дел в других странах и по-иному оценить свой подход к организации бизнеса.
В то же время, национальные черты не нужно переоценивать, они не так велики, как мы думаем. У представителей каждой культуры сходные базовые ценности. Другое дело, как мы сами относимся к этой проблеме. Различия гораздо меньшие, чем мы о них говорим.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Станислав АФОНСКИЙ,
Директор по развитию,
Группа компаний "ТрансИнвест",
Выпускник ИЭФ "Синергия"
И London Business School:
На мой взгляд, для успешной работы в иностранных компаниях российским менеджерам не хватает понимания основ бизнес-культуры зарубежных стран. Дело в том, что за годы постсоветской жизни в нашей стране сложился особый подход к ведению дел, который каждый год-два существенно меняется и серьезно отличается от западного. Именно это, по моему мнению, создает сложности для работы отечественных специалистов за границей и зарубежных - у нас.
Какие аспекты включает понятие "бизнес-культура"? Во-первых, взаимоотношения между деловым сообществом и властью. Во многих странах государство играет огромную роль в развитии бизнеса как внутри страны, так и за рубежом. Российские менеджеры к этому не привыкли. Здесь оно лишь курирует сырьевые отрасли, формирующие основные бюджетные поступления.
Во-вторых, взаимодействие между предпринимателями и обществом:
- деятельность общественных институтов (независимой судебной системы, системы образования, сферы социальной защиты). За рубежом, как правило, они более развиты, и представители бизнес-сообщества могут беспрепятственно пользоваться услугами в этих областях. Социальные институты помогают компаниям: например, в сфере образования разрабатывают программы обучения для необходимых профессий, периодически их меняют, уточняют в соответствии с запросами бизнеса и т. п.;
- правовые аспекты: в основном соблюдаются свобода слова, права человека. Отсюда доверие и уважение к совершенно незнакомым людям, социальным институтам, правительству и государству в целом. В результате все работают, платят налоги, причем огромные; власти стимулируют развитие крупного, среднего, малого бизнеса, оказывают поддержку компаниям на мировом рынке;
- производственные отношения: соблюдаются как права работодателей, так и работников. Конечно, и там бывают "перегибы", но все детали регламентированы законом, который принято не нарушать.
В-третьих, видение перспективы. Развитие компаний в большинстве зарубежных стран нацелено на длительный период. У нас же - от выборов президента до выборов. Это сужает возможности долгосрочного планирования: менеджер не может разрабатывать проекты с окупаемостью более трех лет. А за такое время ничего значительного не построишь. Поэтому в России столь успешно развивается только торговля.
Уверен, все элементы бизнес-культуры связаны одной идеей - уважением друг к другу. Его отсутствие приводит к отрицательным последствиям. На мой взгляд, именно уважительного отношения к себе и окружающим не хватает российским менеджерам, а также подавляющему большинству наших соотечественников.
ВОПРОС НЕДЕЛИ
Как подготовить менеджера к работе в зарубежной компании?
Владимир ФАЛЬЦМАН,
Руководитель Российско-немецкой
Высшей школы управления АНХ: Для того чтобы работать с зарубежными партнерами, российским менеджерам, во-первых, необходимо хорошо владеть английским и языком той страны, с которой компания собирается контактировать. Второе требование - глубокие познания в области рыночной экономики (маркетинг, менеджмент, финансы и т. д.). Так как в России эти понятия появились совсем недавно, то основной источник информации - западная теория. Отсюда требование к программе МВА - обязательная адаптация материалов к российским реалиям.
Считаю, что в бизнес-школе должен преподаваться базовый системообразующий курс "Управление предприятием", вокруг которого необходимо выстраивать весь образовательный процесс. Так, в Германии читают основы экономики предприятия BWL, где, в частности, внимание уделяется прямым инвестициям в производство, тогда как в США подобный курс в основном посвящен работе с портфельными инвестициями на фондовых рынках.
Особенности ведения бизнеса в различных странах необходимо учитывать на российских программах МВА для того, чтобы отечественным менеджерам было легко устанавливать деловые контакты с иностранными партнерами.
Наталья ПЕЧЕРИЦА,
Руководитель международных проектов
Института МИРБИС,
Исполнительный директор китайского
Учебно-исследовательского центра им. Сюй Чжимина: Компетенции - это сочетание навыков, знаний и отношений, которые помогают сотрудникам выполнять работу в соответствии со стандартами, принятыми в компании. Они везде должны быть одинаковы - как для работы в зарубежной фирме (западной или восточной), так и в российской. Программы МВА готовят управленцев широкого профиля. Однако для того, чтобы работать в иностранной организации, нужно хорошо знать ту страну, в которой она ведет деятельность. Помимо обязательного знания языка (особенно английского), необходимо иметь представления об особенностях методов ведения бизнеса, владеть экономическими теориями с учетом региональной специфики (европейский, американский, китайский менеджмент и т. д.). В условиях глобализации поменялся и сам подход к работе: с кросскультурного на интеркультурный. Ведь большинство крупных компаний сегодня - многонациональные, и работать в команде придется с представителями из разных стран. Поэтому если вы нацелены на работу в крупной иностранной компании, где бы она ни находилась, лучше проходить обучение в России на программах MBA, имеющих международную аккредитацию (чтобы диплом считался валидным при принятии на работу) и содержащих обязательные зарубежные стажировки.
Сергей МЯСОЕДОВ,
Ректор Института бизнеса
И делового администрирования АНХ: Для менеджеров, которые работают на внешних рынках или с иностранными компаниями, наилучшим вариантом будет обучение на международной программе МВА, а для управленцев более высокого звена - на ЕМВА. Работа с зарубежными коллегами требует специальных знаний, в первую очередь, западной системы бухучета, ориентированной на показатели, которые нужны для принятия управленческих решений. Также необходимы познания в сфере финансового менеджмента, который, как правило, в западных компаниях поставлен четче: управление в этой области там существует уже не одно столетие. Эти два предмета понадобятся для того, чтобы говорить на одном языке с иностранными партнерами, иначе вас не будут считать серьезным специалистом. Важно также владеть основами зарубежного корпоративного и предпринимательского права.
На международных программах МВА и ЕМВА всегда серьезно изучается кросскультурный менеджмент, обязательным компонентом является стажировка за границей. Это помогает адаптироваться к ведению бизнеса в зарубежных компаниях. Преподавание ведется на английском языке, что дает слушателям возможность овладеть терминологией в сфере конкретной бизнес-специальности.
Алексей УПАТОВ
Поделиться