Бизнес-образование детей. Наследники рынка

Автор: Карен Газарян | Источник: Бизнес

Дебет не сходится с кредитом? Сотрудники разбежались? Наезжает налоговая? Закройте глаза. Расслабьтесь. Вспомните детство. В детстве вы учили стихи про Ленина, который по горке бегал в валенках с кудрявой головой, и тратили время на всякую чепуху. Именно поэтому все так плохо. Но ваш ребенок не будет читать про Ленина. Он не будет читать даже про Гарри Поттера. Он будет учиться бизнесу.

Один американский папаша по имени Том Парсонс решил отвлечь от безделья своего отпрыска Брайана и заставил его Продавать значки через систему eBay. "Я хотел, чтобы он чему-нибудь научился", - говорил Том.

Брайан и его друг Бобби научились находить экземпляры ограниченного тиража и "призовые" модели, которые трудно купить. Они бродили по маленьким магазинчикам, смотрели в киосках с надеждой обменять каждый значок, каждые 80 центов, на три-четыре-пять долларов. К полудню у них не осталось ни одного значка из Euro Disney. "Было очень интересно",- сказал Брайан. Когда дело пошло и компания Parsons&Sons приобрела капитал и известность, один знакомый Тома Парсонса заметил тому, что он делает это не для сына, а для себя. То есть Использует детский труд, осужденный еще Энгельсом.

Как развивать?

Упрек, высказанный Парсонсу его приятелем, и справедлив, и нет: с одной стороны, он привил ребенку навыки коммивояжера, но Не обучил его стратегическому планированию, а настоящий бизнес - это не только расчет прибавочной стоимости. С другой - детский ум к бизнес-мышлению надо подготавливать постепенно.

С третьей стороны, Развивать деловые способности у детей следует постоянно: если ребенок застрянет на каком-то одном этапе, судьба его будет весьма печальной. В одной российской семье жил ребенок-лентяй. Чтобы побудить его к деятельности, родители принялись платить ему по три рубля за вынесенное ведро мусора, по пять - за хорошие отметки в дневнике. Вырастет ли из такого ребенка эффективный собственник? Генеральный директор компании Begin Group Ольга Гозман говорит: "Учить элементарным навыкам в области бизнеса так же полезно, как и многим другим навыкам, которым учат детей. Безусловно, важно, чтобы ребенок понимал, что не все сводится к бизнесу и не все можно купить за деньги. Однако система ценностей ребенка всецело зависит от системы ценностей родителей, которые его воспитывают".

В юношеском возрасте Будущий президент США Джон Фитцджеральд Кеннеди разъезжал на отцовском лимузине и продавал газеты. Отец считал, что ребенок должен научиться зарабатывать себе на жизнь. Как в России объяснить ребенку, что зарабатывать на жизнь не означает зарабатывать на лимузин, который вдобавок ко всему уже имеется,- вот самая сложная задача, стоящая перед родителями и бизнес-сообществом в целом. Для успешного решения ее в России все большее распространение получают бизнес-школы для детей.

Генеральный директор тренинговой компании "Финансовый дом" Татьяна Субботкина рассказывает: "Наш учебный центр уже два года развивает Проект "Новое поколение лидеров". Мы используем Краткосрочные тренинги и практику бизнес-лагерей для детей, обучение в которых длится от трех до 14 дней. Молодые люди получают навыки управления, коммуникации, психологии влияния, ведения переговоров и т. д., которые впоследствии используют в общении с родителями, преподавателями, работодателями и партнерами. После обучения они понимают, хотят они заниматься бизнесом или нет".

Лучше или хуже?

Президент ГК МИМ Дмитрий Димитриев полагает, что практика обучения детей бизнесу "в некоторой степени лишает детей детства, раньше необходимого включая их в структуру взрослых взаимоотношений и правил". Это обвинение отвергает Татьяна Субботкина: ""Цель оправдывает средства" и "деньги ради денег" - это не наши девизы. Мы в наших программах помогаем самореализации молодежи через лидерские, управленческие навыки".

И вправду, пусть уж лучше лидерские и Управленческие навыки прививаются в бизнес-школах, а не у гаражей - иначе из ребенка может вырасти не руководитель корпорации, а руководитель преступного синдиката или на худой конец банальной ОПГ, сверх всякой меры самореализовавшийся "через лидерские и управленческие навыки". Но чувство меры необходимо и здесь. Ведь и пятнадцатилетний генеральный директор выглядит довольно нелепо, и чем с большей серьезностью он будет к себе в таком качестве относиться, тем больше у него шансов к 30 годам оказаться не в кресле генерального директора, а в "палате номер шесть" в роли Наполеона Бонапарта. Именно поэтому подходить к процессу формирования бизнес-навыков следует крайне осторожно.

"Как только человек начинает играть в бизнес,- говорит Дмитрий Димитриев,- это тут же перестает быть игрой, хотя весь присущий игре накал страстей сохраняется.
Поэтому у детей с неустойчивой психикой данная методика может спровоцировать игроманию, когда человек готов спустить последнее в надежде на выигрыш в автоматах или казино".

Отыскать ребенка с адекватной картиной мира в голове - задача в принципе непростая. Таких детей просто не существует, иначе они не были бы детьми, а были бы умудренными опытом взрослыми. Дети склонны не просто к игре, а к гиперболизации. Их картина мира нуждается в коррекции.

Чему учиться?

Стив Мариотти, основатель и президент Национального фонда обучения предпринимательству, предлагает действовать просто: "Пусть ваши дети в левой колонке таблицы напишут свои увлечения и интересы. Затем в правой - бизнес-идеи, которые можно вывести из этих увлечений. Но взяться за эту задачу всерьез и превратить ее в повседневную обязанность - верный способ отбить у ребенка интерес к бизнесу".

Некоторые эксперты считают, что традиционная методика обучения, знакомая нам по советским образовательным учреждениям, для воспитания навыков бизнеса не подходит.

"Сейчас многие Программы обучения пересматриваются в сторону обучения действием,- говорит Татьяна Субботкина. - Традиционная методика российской школы: теория-закрепление материала-проверка-оценка (причем за ошибку наказание плохой оценкой).

Тренинг: действие - ошибка - исправление ошибки - поощрение - отработка навыка - действие и др. Для 80% детей тренинг - наиболее комфортное обучение". Но есть и другая точка зрения. Дмитрий Димитриев уверен, что "в России существует одна из самых эффективных в мире, уступающая по своей продвинутости разве что японской и китайской, система воспитания ребенка, основы которой были разработаны еще советским ученым Гальпериным. На базе этой модели можно выстроить адаптацию человека к любой сфере деятельности, в том числе и к бизнесу. Ни в Америке, ни в Европе, по мнению господина Димитриева, пока столь эффективных моделей не создано - разве что модель немецкого психолога Клауса Фоппеля, основанная на развитии кооперации и сотрудничества между детьми".

Дмитрий Димитриев имеет в виду явно не советскую систему воспитания, означенный Гальперин - все же не Макаренко. Система Гальперина якобы основана на принципе поэтапного формирования умственных действий и понятий, моделирования и развития психологических процессов.

И якобы систему называют уникальной и единственной в своем роде. Вероятно, Россия и тут хочет идти своим путем, подготавливая молодое поколение к жизни в неведомом лесу рынка. Одной из основных проблем бизнес-воспитания ребенка является, по мнению Димитриева, угроза его национальной идентичности: "Глобализация мышления детей снижает их шансы на гармоничное восприятие национального менталитета. Дети вырастают как бы нерусскими по складу ума". Однако русский склад ума в приложении к бизнесу уже дал нам в начале 1990-х нового человека - нового русского со всем его новорусским укладом. Многим не понравилось.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1