Безопасная организация и проведение работ вблизи (или на) проезжей части

"Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях", 2012, N 10

БЕЗОПАСНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ВБЛИЗИ (ИЛИ НА) ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

Кабельные линии передачи очень часто пересекают проезжие части дорог. Для организации безопасного производства работ вблизи проезжей части отделом охраны труда и пожарной безопасности ОАО "Ростелеком" были разработаны и внедрены Рекомендации по охране труда при организации и проведении работ на проезжей части дорог, утвержденные 07.10.2010.

Для обеспечения безопасности проведения работ вблизи (или на) проезжей части необходимо выполнять ряд организационных и технических мероприятий.

К работе по обслуживанию, ремонту кабельных линий связи (КЛС) при пересечении и сближении их с проезжей частью автодорог допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:

- обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ;

- вводный инструктаж;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний безопасности труда;

- первичный инструктаж на рабочем месте;

- обучение и инструктаж при работе с электрифицированным, пневматическим инструментом и оборудованием.

Работники, выполняющие работы по обслуживанию, ремонту КЛС на проезжей части, а также при пересечении и сближении с проезжей частью автодорог, обязаны:

- выполнять только ту работу, которая определена технологической картой (проектом производства работ), утвержденной техническим директором и согласованной со специалистом по ОТ, при условии, что безопасные способы ее выполнения хорошо известны;

- выполнять работы повышенной опасности с обязательным оформлением наряда-допуска после прохождения целевого инструктажа;

- выполнять правила внутреннего трудового распорядка и охраны труда;

- соблюдать требования пожарной безопасности.

Работники обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов (рисков), связанных с проведением работ:

- движущиеся машины и механизмы;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенная влажность воздуха;

- вредные вещества (свинец и его неорганические соединения, оксид углерода и т. д.);

- лазерное излучение;

- появление в зоне работы взрывоопасных, пожароопасных и ядовитых веществ;

- повышенное напряжение в электрической цепи, которое может пройти через тело человека при замыкании;

- падение предметов на работающего;

- расположение рабочего места вблизи перепада по высоте 1,3 м и более;

- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

- недостаточная освещенность рабочих мест;

- повышенный уровень локальной вибрации;

- возможность укусов животными, змеями, насекомыми;

- физические перегрузки;

- эмоциональные перегрузки.

Запрещается проводить работы при:

- минусовых температурах воздуха ниже установленной нормы. Исключение допускается для работ по ликвидации аварий, в этом случае через определенные промежутки времени должны быть установлены перерывы для обогрева работающих;

- грозе;

- дожде, тумане и снегопаде, ухудшающих видимость в пределах фронта работ;

- отсутствии предупреждающих, запрещающих и предписывающих дорожных знаков, а также при опрокидывании или повреждении транспортными средствами дорожных знаков.

Рабочая бригада должна быть обеспечена мобильной связью, питьевой водой, медицинской аптечкой.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами.

Работники, выполняющие работы по обслуживанию, ремонту КЛС, при проведении работ на проезжей части автодорог должны быть обеспечены: сигнальными жилетами 3-го класса защиты, надеваемыми поверх основной спецодежды (либо костюмами сигнальными 3-го класса защиты), и средствами индивидуальной защиты, выданными в соответствии с выполняемыми работами, в том числе и защитными касками.

Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

Находясь на месте производства работ, работники обязаны выполнять правила и требования внутреннего трудового распорядка, принятые в организации. Запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Допуск посторонних лиц, а также лиц в нетрезвом состоянии на места производства работ запрещается.

До начала работ руководители подразделений связи должны составить, с привязкой к местности, схему организации движения транспортных средств и пешеходов на участке проведения работ. На схеме показывают геометрические параметры (ширину проезжей части и обочин, тип дорожного покрытия, привязку к местности и т. п.) участков, занятых под производство работ, мест расположения знаков и ограждений, нанесенную, при необходимости, разметку, расположение сигнальных фонарей. На схеме указывают вид и характер работ, сроки их проведения, наименование подразделения ОАО "Ростелеком", производящего работы (адрес, телефон, Ф. И.О. руководителя). Устанавливают места расположения ЛИОК (лаборатории измерения оптического кабеля), служебного и рабочего автотранспорта и механизмов. При этом автотранспорт для доставки работников и их отдыха должен располагаться на той же полосе дороги, где ведутся работы, или вблизи ее (для исключения переходов работников через проезжую часть).

Схемы организации движения и ограждения мест производства работ должны быть заблаговременно согласованы с органами ГИБДД и, при необходимости, с руководством дорожно-эксплуатационной организации.

Согласование с ГИБДД производится при выполнении всех видов работ после их согласования с другими заинтересованными организациями (владельцами подземных коммуникаций, предприятиями общественного транспорта, если создаются помехи его движению, и т. п.) в пределах полосы отвода.

Неотложные работы по устранению аварийных повреждений на КЛС, проложенных в полосе отвода, при использовании земляного полотна автодорог для устройства кабельных вставок выполняются без предварительного согласования, но с обязательным извещением органов ГИБДД и дорожно-эксплуатационной организации о времени и месте производства работ. Информация об извещении органов ГИБДД и дорожно-эксплуатационной организации заносится в оперативный журнал дежурного УПУ.

Все работы на КЛС организуются и согласуются в соответствии с действующей технологией на ремонтно-настроечные работы.

В случае устройства объездов места проведения работ, их маршруты должны быть согласованы с органами ГИБДД и дорожно-эксплуатационной организации.

Участок проведения работ по обслуживанию и ремонту линий связи обустраивается ограждениями и знаками по схеме, согласованной с ГИБДД до начала работ.

К обустройству участка работ временными знаками и ограждениями следует приступать только после согласования схемы с органами ГИБДД и утверждения ее техническим директором ТУ.

При организации движения в местах производства работ применяются все необходимые технические средства, предусмотренные утвержденной схемой. Какие-либо отступления от утвержденной схемы недопустимы.

Выполнение аварийных и других видов работ на КЛС, в том числе размещение машин, инвентаря, материалов, нарушающих режим движения, разрешается производить только после полного обустройства участка работ, установки дорожных знаков и ограждений.

Границы участка работ определяются расположением первого и последнего ограждающих средств, установленных на проезжей части, обочине или тротуаре.

При расстановке на проезжую часть в местах дорожных работ направляющих конусов или вех, отклоняющих транспортные потоки, длину отгона (Lотг) следует назначать в соответствии с табл.

Таблица

Рекомендуемая длина отгона ширины проезжей части,

закрываемой для движения при различной скорости на подходе

Скорость на
подходе, км/ч

Длина отгона при ширине проезжей части, закрываемой для
движения (Lотг), м

2,5

3,0

3,5

4,0

5,0

7,5

30

12

25

25

30

35

50

40

20

30

40

50

60

70

50

30

40

50

60

80

110

60

45

55

65

75

95

125

80

60

65

75

85

100

130

100

80

90

100

105

115

160

После окончания работ место проведения работ при необходимости сдается представителю дорожно-эксплуатационной организации. Все повреждения дорожного полотна и сооружений, нанесенные в результате производства работ по обслуживанию КЛС, принадлежащих и находящихся в зоне ответственности ОАО "Ростелеком", устраняются за счет подразделения филиала, производившего работы.

При проведении работ в темное время суток рабочая площадка должна быть освещена переносными светильниками.

При продолжительных ремонтно-восстановительных работах, как правило, автотранспорт и оборудование на период темного времени суток, если в этот период не проводятся работы, должны быть убраны за пределы дорожного полотна. В исключительных случаях их можно размещать не ближе 1,5 м от границы ближайшей полосы движения. В темное время суток автотранспорт, не оборудованный сигнальными бортовыми огнями, должен быть огражден с обеих сторон барьерами с сигнальными фонарями красного цвета. Барьеры устанавливают в 30 м от припаркованной машины.

Перед началом работы работники обязаны:

- пройти целевой инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ, по требованиям охраны труда, по схеме ограждения и порядка движения и маневрирования автотранспорта, занятого в производстве работ, и движущихся транспортных средств, по передвижению работников в зоне производства работ;

- надеть спецодежду, сигнальный жилет, спецобувь и защитную каску;

- получить задание на выполнение работ у бригадира или руководителя работ.

После получения задания работники обязаны:

- подготовить ограждения, дорожные знаки, сигнальные фонари, направляющие устройства, осветительные лампы и проверить их исправность;

- подобрать инструмент, оснастку и средства защиты, проверив их на соответствие требованиям безопасности;

- проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности.

Работники не должны приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности труда:

- неисправности технологической оснастки, оборудования, средств защиты работающих или инструмента;

- несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) оборудования, технологической оснастки и инструмента;

- недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним;

- отсутствии ограждений и знаков безопасности.

Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это работники обязаны сообщить о них старшему или руководителю работ.

Установка предупреждающих знаков и организация движения

на местах производства работ

При составлении схем организации производства работ для каждого конкретного случая необходимо выполнение следующих требований:

- создание безопасного режима работы всех участников, но не препятствующего движению транспортных средств и пешеходов;

- заблаговременное предупреждение водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной работами на дорогах и обочинах;

- четкое обозначение направления объездов и обходов места проведения работ.

Основными средствами предупреждения и обозначения объездов являются: временные дорожные знаки, ограждения, направляющие устройства и специальные осветительные приборы.

Расстановку знаков и ограждений необходимо осуществлять с конца ограждаемого участка, наиболее удаленного от места работ, причем в первую очередь со стороны, свободной от ремонтных работ со стороны направления движения автотранспорта. Сначала устанавливают дорожные знаки, затем ограждающие и направляющие устройства. Снятие знаков, ограждающих и направляющих устройств производится в обратной последовательности.

Для обозначения мест проведения работ необходимо обеспечить достаточную видимость установленных ограждений. Для этого ограждающие устройства в темное время суток и в условиях недостаточной видимости оборудуются осветительными элементами:

- вне населенных пунктов размером 5 x 5 см;

- на автомагистралях - 10 x 10 см, расположенными через каждые 0,5 м;

- в населенных пунктах, при пересечении проезжей части автомагистралей, оборудованных освещением, место проведения работ должно быть обозначено сигнальными фонарями через 1 м, расположенными на щитах, вешках или сигнальном шнуре. Если работы ведутся вдоль дороги, место проведения работ должно быть обозначено сигнальными фонарями через каждые 15 м.

Цвет сигнальных огней и светоотражающих элементов - красный.

Барьеры, щиты и вешки должны быть оборудованы приспособлениями для крепления фонарей на высоте 1,5 м. В фонарях применяются лампы мощностью 15 - 20 Вт.

Освещению и ограждению наиболее опасных участков уделяется особое внимание. Траншеи, котлованы, ямы, а также устраиваемое при укреплении обочин корыто глубиной более 0,1 м ограждаются сигнальными шнурами и освещаются по всему участку проведения работ.

Технические средства организации движения

и ограждения мест производства работ

Дорожные знаки

Временные дорожные знаки, используемые на участках производства работ, изготавливаются и устанавливаются в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004 и Правилами дорожного движения Российской Федерации.

Временные дорожные знаки устанавливаются на переносных опорах высотой 1,0 - 1,5 м или ограждающих щитах (барьерах), в этом случае знак должен размещаться на высоте не менее 10 см от нижнего края знака до дорожного покрытия.

Временно установленные дорожные знаки должны быть хорошо обозримы участникам дорожного движения, а их расположение не должно создавать помех для движения автотранспорта.

Временно установленные дорожные знаки необходимо располагать на расстояниях согласно требованиям ГОСТ Р 52289-2004. Первым по ходу движения устанавливается знак 1.25 "Дорожные работы" (нумерация знаков по ПДД). Этот знак вне населенного пункта повторяется на расстоянии не менее 50 м до начала опасного участка. При проведении краткосрочных (в светлое время суток) работ знак 1.25 "Дорожные работы" (рис. 1 - не приводится) может быть установлен на расстоянии 10 - 15 м до места проведения работ.

Рис. 1 - Знак 1.25

Рисунок не приводится.

Знак 3.24 "Ограничения максимальной скорости" (рис. 2 - не приводится) следует устанавливать в том случае, когда в начале участка производится перестроение транспортных средств или возможен выход на проезжую часть рабочих. Этот знак устанавливается вне населенных пунктов за 150 - 300 м, а в зоне населенных пунктов за 50 - 100 м до места проведения работ. Для сохранения оптимальной пропускной способности дороги не следует без необходимости ограничивать скорость движения менее 40 км/час. Для плавного изменения скорости перед участком работ необходимо производить последовательное снижение скорости, с шагом не более 20 км/час, путем установки знака 3.24 через каждые 50 м.

Рис. 2 - Знак 3.24

Рисунок не приводится.

Знаки 1.20.1 - 1.20.3 "Сужение дороги" (рис. 3 - не приводится) служат для предупреждения водителей о сужении проезжей части. Эти знаки устанавливаются вне населенных пунктов за 150 - 300 м, а в зоне населенных пунктов за 50 - 100 м до места проведения работ. Знаки 6.18.1 - 6.18.3 "Направление объезда" устанавливаются, если из-за проводимых работ по ремонту кабельных магистралей временно предусмотрено движение по прилегающей сети дорог. Эти знаки устанавливаются вне населенных пунктов за 150 - 300 м, а в зоне населенных пунктов за 50 - 100 м до места проведения работ.

Рис. 3 - Знаки 1.20.1 - 1.20.3

Рисунок не приводится.

Знаки 4.2.1 - 4.2.3 "Объезд препятствия" (рис. 4 - не приводится) устанавливаются для обозначения отклонения траектории дорожного движения от оси движения при объезде препятствия. Эти знаки устанавливаются вне населенных пунктов за 150 - 300 м, а в зоне населенных пунктов за 50 - 100 м до места проведения работ.

Рис. 4 - Знаки 4.2.1 - 4.2.3

Рисунок не приводится.

Знак 3.20 "Обгон запрещен" следует устанавливать на двух - и трехполосных дорогах, когда работы ведутся на проезжей части или обочине, в том направлении, где ведутся работы.

Знак 2.6 "Преимущество встречного движения" устанавливают, как правило, со стороны полосы движения, на которой ведутся дорожные работы. С противоположной стороны должен устанавливаться знак 2.7 "Преимущество перед встречным движением" (рис. 5 - не приводится).

Рис. 5 - Знак 2.6. Знак 2.7

Рисунок не приводится.

В зависимости от характера выполняемых работ на проезжей части и условий дорожного движения могут использоваться и другие дорожные знаки в соответствии с ПДД (рис. 6 - не приводится).

Рис. 6 - Знак 3.20

Рисунок не приводится.

За пределами участка проведения работ, в створе последнего ограждающего устройства по ходу движения устанавливается знак 3.25 "Конец зоны ограничения максимальной скорости" или 3.31 "Конец зоны всех ограничений" (рис. 7 - не приводится).

Рис. 7 - Знак 3.25. Знак 3.31

Рисунок не приводится.

Ограждающие, направляющие устройства

и другие технические средства

Переносные устройства и средства обозначения и ограждения мест обслуживания КЛС являются необходимыми элементами безопасности и должны быть прочными, транспортабельными и устойчивыми.

Ограждающие барьеры устанавливаются поперек проезжей части, чтобы закрыть движение по всей проезжей части или по одной стороне, за 5 - 10 м перед границей места производства работ. Ограждающие барьеры окрашиваются полосами красного и белого цветов. Стойки (вехи) устанавливаются вдоль места проведения работ и как средство обеспечения плавного изменения направления движения при объезде закрытого участка, а также при переводе движения с одной полосы дороги на другую. Устанавливаются, как правило, при работах на обочине и проезжей части, не перекрывая ее полностью со стороны движения. Стойки (вехи) также применяются для подвешивания сигнального шнура.

Для обеспечения хорошей видимости устанавливается не менее 5 стоек на удалении 0,5 м от места работы.

Сигнальный шнур используется для ограждения места работ, закрепляется на барьерах и стойках. Высота подвеса шнуров над поверхностью дороги должна быть не менее 0,8 м с расположенными чередующимися флажками белого и красного цветов на расстоянии 0,5 м друг от друга. Для обозначения места проведения работ в условиях недостаточной видимости шнуры оборудуются лампочками, расположенными через 1 м.

По согласованию с ГИБДД допускается использование автотранспорта, с размещением на нем предупреждающих знаков, в качестве заграждающего устройства, при этом местоположение автотранспорта должно быть отражено в схеме ограждения места проведения работ.

Особенности ограждения участков автодорог

при производстве работ по ремонту и обслуживанию КЛС.

Выбор схемы ограждения

Выбор схемы ограждения и организации движения зависит от вида и места производства работ, дорожного покрытия, интенсивности движения, продолжительности проведения работ и рекомендаций дорожно-эксплуатационных организаций и ГИБДД.

При выборе схемы ограждения места проведения работ и расстановки дорожных знаков необходимо руководствоваться Инструкцией по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ (ВСН 37-84).

Варианты схем организации движения и ограждения места производства работ приведены в приложении N 1.

Схемы организации движения и ограждения места производства работ утверждаются техническим директором филиала (ТУ).

Выполнение работ различной длительности

и при различных условиях местности

Наиболее распространенными являются краткосрочные работы по ремонту и обслуживанию КЛМ, которые проводятся, как правило, в светлое время суток и после их окончания дороги и обочины полностью освобождаются от машин, механизмов, дорожных знаков и ограждений.

В случае длительного проведения работ по обслуживанию КЛС место проведения работ со стороны проезжей части ограждается стойками и барьерами и натягивается сигнальный шнур.

При выполнении работ в условиях недостаточной видимости на сигнальном шнуре, протянутом по периметру внешней стороны зоны производства работ, устанавливаются и включаются сигнальные лампочки. На автомашине включаются аварийная световая сигнализация и габаритные огни.

В случае проведения работ в местах, где имеется пешеходное движение, например в местах остановок общественного транспорта, необходимо предусмотреть временный перенос остановок за пределы зоны производства работ, оборудовать к ним пешеходные переходы (по согласованию с соответствующим управлением общественного транспорта данного маршрута).

Приложение N 1

Варианты схем организации движения

и ограждения мест производства работ

Организация движения и ограждение

места производства работ на обочине двухполосных дорог

Схема 1

Организация движения

и ограждение места производства работ

на половине ширины проезжей части двухполосных дорог

Схема 2

Организация движения

и ограждение места производства работ

на крайней полосе трехполосной дороги

Схема 3

Организация движения

и ограждение места производства работ

на внешней полосе четырехполосной дороги

Схема 4

Организация движения

и ограждение места производства работ на мосту

Схема 5

Организация движения

и ограждение места производства работ

на участках с ограниченной видимостью

Схема 6

Организация движения и ограждение

места производства работ при краткосрочных работах,

вызывающих сужение проезжей части (в городских условиях)

Схема 7

Организация движения и ограждение

места производства работ при краткосрочных работах,

без сужения проезжей части (в городских условиях)

Схема 8

Организация движения и ограждение

места производства работ вблизи автомобильной дороги

Схема 9

В. А.Сенченко

Ведущий инженер

СОТ Волгоградского филиала

ОАО "Ростелеком"

Подписано в печать

10.09.2012

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий