"Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях", 2012, N 10
БЕЗОПАСНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ВБЛИЗИ (ИЛИ НА) ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
Кабельные линии передачи очень часто пересекают проезжие части дорог. Для организации безопасного производства работ вблизи проезжей части отделом охраны труда и пожарной безопасности ОАО "Ростелеком" были разработаны и внедрены Рекомендации по охране труда при организации и проведении работ на проезжей части дорог, утвержденные 07.10.2010.
Для обеспечения безопасности проведения работ вблизи (или на) проезжей части необходимо выполнять ряд организационных и технических мероприятий.
К работе по обслуживанию, ремонту кабельных линий связи (КЛС) при пересечении и сближении их с проезжей частью автодорог допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:
- обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ;
- вводный инструктаж;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний безопасности труда;
- первичный инструктаж на рабочем месте;
- обучение и инструктаж при работе с электрифицированным, пневматическим инструментом и оборудованием.
Работники, выполняющие работы по обслуживанию, ремонту КЛС на проезжей части, а также при пересечении и сближении с проезжей частью автодорог, обязаны:
- выполнять только ту работу, которая определена технологической картой (проектом производства работ), утвержденной техническим директором и согласованной со специалистом по ОТ, при условии, что безопасные способы ее выполнения хорошо известны;
- выполнять работы повышенной опасности с обязательным оформлением наряда-допуска после прохождения целевого инструктажа;
- выполнять правила внутреннего трудового распорядка и охраны труда;
- соблюдать требования пожарной безопасности.
Работники обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов (рисков), связанных с проведением работ:
- движущиеся машины и механизмы;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенная влажность воздуха;
- вредные вещества (свинец и его неорганические соединения, оксид углерода и т. д.);
- лазерное излучение;
- появление в зоне работы взрывоопасных, пожароопасных и ядовитых веществ;
- повышенное напряжение в электрической цепи, которое может пройти через тело человека при замыкании;
- падение предметов на работающего;
- расположение рабочего места вблизи перепада по высоте 1,3 м и более;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- недостаточная освещенность рабочих мест;
- повышенный уровень локальной вибрации;
- возможность укусов животными, змеями, насекомыми;
- физические перегрузки;
- эмоциональные перегрузки.
Запрещается проводить работы при:
- минусовых температурах воздуха ниже установленной нормы. Исключение допускается для работ по ликвидации аварий, в этом случае через определенные промежутки времени должны быть установлены перерывы для обогрева работающих;
- грозе;
- дожде, тумане и снегопаде, ухудшающих видимость в пределах фронта работ;
- отсутствии предупреждающих, запрещающих и предписывающих дорожных знаков, а также при опрокидывании или повреждении транспортными средствами дорожных знаков.
Рабочая бригада должна быть обеспечена мобильной связью, питьевой водой, медицинской аптечкой.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами.
Работники, выполняющие работы по обслуживанию, ремонту КЛС, при проведении работ на проезжей части автодорог должны быть обеспечены: сигнальными жилетами 3-го класса защиты, надеваемыми поверх основной спецодежды (либо костюмами сигнальными 3-го класса защиты), и средствами индивидуальной защиты, выданными в соответствии с выполняемыми работами, в том числе и защитными касками.
Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
Находясь на месте производства работ, работники обязаны выполнять правила и требования внутреннего трудового распорядка, принятые в организации. Запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Допуск посторонних лиц, а также лиц в нетрезвом состоянии на места производства работ запрещается.
До начала работ руководители подразделений связи должны составить, с привязкой к местности, схему организации движения транспортных средств и пешеходов на участке проведения работ. На схеме показывают геометрические параметры (ширину проезжей части и обочин, тип дорожного покрытия, привязку к местности и т. п.) участков, занятых под производство работ, мест расположения знаков и ограждений, нанесенную, при необходимости, разметку, расположение сигнальных фонарей. На схеме указывают вид и характер работ, сроки их проведения, наименование подразделения ОАО "Ростелеком", производящего работы (адрес, телефон, Ф. И.О. руководителя). Устанавливают места расположения ЛИОК (лаборатории измерения оптического кабеля), служебного и рабочего автотранспорта и механизмов. При этом автотранспорт для доставки работников и их отдыха должен располагаться на той же полосе дороги, где ведутся работы, или вблизи ее (для исключения переходов работников через проезжую часть).
Схемы организации движения и ограждения мест производства работ должны быть заблаговременно согласованы с органами ГИБДД и, при необходимости, с руководством дорожно-эксплуатационной организации.
Согласование с ГИБДД производится при выполнении всех видов работ после их согласования с другими заинтересованными организациями (владельцами подземных коммуникаций, предприятиями общественного транспорта, если создаются помехи его движению, и т. п.) в пределах полосы отвода.
Неотложные работы по устранению аварийных повреждений на КЛС, проложенных в полосе отвода, при использовании земляного полотна автодорог для устройства кабельных вставок выполняются без предварительного согласования, но с обязательным извещением органов ГИБДД и дорожно-эксплуатационной организации о времени и месте производства работ. Информация об извещении органов ГИБДД и дорожно-эксплуатационной организации заносится в оперативный журнал дежурного УПУ.
Все работы на КЛС организуются и согласуются в соответствии с действующей технологией на ремонтно-настроечные работы.
В случае устройства объездов места проведения работ, их маршруты должны быть согласованы с органами ГИБДД и дорожно-эксплуатационной организации.
Участок проведения работ по обслуживанию и ремонту линий связи обустраивается ограждениями и знаками по схеме, согласованной с ГИБДД до начала работ.
К обустройству участка работ временными знаками и ограждениями следует приступать только после согласования схемы с органами ГИБДД и утверждения ее техническим директором ТУ.
При организации движения в местах производства работ применяются все необходимые технические средства, предусмотренные утвержденной схемой. Какие-либо отступления от утвержденной схемы недопустимы.
Выполнение аварийных и других видов работ на КЛС, в том числе размещение машин, инвентаря, материалов, нарушающих режим движения, разрешается производить только после полного обустройства участка работ, установки дорожных знаков и ограждений.
Границы участка работ определяются расположением первого и последнего ограждающих средств, установленных на проезжей части, обочине или тротуаре.
При расстановке на проезжую часть в местах дорожных работ направляющих конусов или вех, отклоняющих транспортные потоки, длину отгона (Lотг) следует назначать в соответствии с табл.
Таблица
Рекомендуемая длина отгона ширины проезжей части,
закрываемой для движения при различной скорости на подходе
Скорость на |
Длина отгона при ширине проезжей части, закрываемой для |
|||||
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
5,0 |
7,5 |
|
30 |
12 |
25 |
25 |
30 |
35 |
50 |
40 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
50 |
30 |
40 |
50 |
60 |
80 |
110 |
60 |
45 |
55 |
65 |
75 |
95 |
125 |
80 |
60 |
65 |
75 |
85 |
100 |
130 |
100 |
80 |
90 |
100 |
105 |
115 |
160 |
После окончания работ место проведения работ при необходимости сдается представителю дорожно-эксплуатационной организации. Все повреждения дорожного полотна и сооружений, нанесенные в результате производства работ по обслуживанию КЛС, принадлежащих и находящихся в зоне ответственности ОАО "Ростелеком", устраняются за счет подразделения филиала, производившего работы.
При проведении работ в темное время суток рабочая площадка должна быть освещена переносными светильниками.
При продолжительных ремонтно-восстановительных работах, как правило, автотранспорт и оборудование на период темного времени суток, если в этот период не проводятся работы, должны быть убраны за пределы дорожного полотна. В исключительных случаях их можно размещать не ближе 1,5 м от границы ближайшей полосы движения. В темное время суток автотранспорт, не оборудованный сигнальными бортовыми огнями, должен быть огражден с обеих сторон барьерами с сигнальными фонарями красного цвета. Барьеры устанавливают в 30 м от припаркованной машины.
Перед началом работы работники обязаны:
- пройти целевой инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ, по требованиям охраны труда, по схеме ограждения и порядка движения и маневрирования автотранспорта, занятого в производстве работ, и движущихся транспортных средств, по передвижению работников в зоне производства работ;
- надеть спецодежду, сигнальный жилет, спецобувь и защитную каску;
- получить задание на выполнение работ у бригадира или руководителя работ.
После получения задания работники обязаны:
- подготовить ограждения, дорожные знаки, сигнальные фонари, направляющие устройства, осветительные лампы и проверить их исправность;
- подобрать инструмент, оснастку и средства защиты, проверив их на соответствие требованиям безопасности;
- проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности.
Работники не должны приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности труда:
- неисправности технологической оснастки, оборудования, средств защиты работающих или инструмента;
- несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) оборудования, технологической оснастки и инструмента;
- недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним;
- отсутствии ограждений и знаков безопасности.
Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это работники обязаны сообщить о них старшему или руководителю работ.
Установка предупреждающих знаков и организация движения
на местах производства работ
При составлении схем организации производства работ для каждого конкретного случая необходимо выполнение следующих требований:
- создание безопасного режима работы всех участников, но не препятствующего движению транспортных средств и пешеходов;
- заблаговременное предупреждение водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной работами на дорогах и обочинах;
- четкое обозначение направления объездов и обходов места проведения работ.
Основными средствами предупреждения и обозначения объездов являются: временные дорожные знаки, ограждения, направляющие устройства и специальные осветительные приборы.
Расстановку знаков и ограждений необходимо осуществлять с конца ограждаемого участка, наиболее удаленного от места работ, причем в первую очередь со стороны, свободной от ремонтных работ со стороны направления движения автотранспорта. Сначала устанавливают дорожные знаки, затем ограждающие и направляющие устройства. Снятие знаков, ограждающих и направляющих устройств производится в обратной последовательности.
Для обозначения мест проведения работ необходимо обеспечить достаточную видимость установленных ограждений. Для этого ограждающие устройства в темное время суток и в условиях недостаточной видимости оборудуются осветительными элементами:
- вне населенных пунктов размером 5 x 5 см;
- на автомагистралях - 10 x 10 см, расположенными через каждые 0,5 м;
- в населенных пунктах, при пересечении проезжей части автомагистралей, оборудованных освещением, место проведения работ должно быть обозначено сигнальными фонарями через 1 м, расположенными на щитах, вешках или сигнальном шнуре. Если работы ведутся вдоль дороги, место проведения работ должно быть обозначено сигнальными фонарями через каждые 15 м.
Цвет сигнальных огней и светоотражающих элементов - красный.
Барьеры, щиты и вешки должны быть оборудованы приспособлениями для крепления фонарей на высоте 1,5 м. В фонарях применяются лампы мощностью 15 - 20 Вт.
Освещению и ограждению наиболее опасных участков уделяется особое внимание. Траншеи, котлованы, ямы, а также устраиваемое при укреплении обочин корыто глубиной более 0,1 м ограждаются сигнальными шнурами и освещаются по всему участку проведения работ.
Технические средства организации движения
и ограждения мест производства работ
Дорожные знаки
Временные дорожные знаки, используемые на участках производства работ, изготавливаются и устанавливаются в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004 и Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Временные дорожные знаки устанавливаются на переносных опорах высотой 1,0 - 1,5 м или ограждающих щитах (барьерах), в этом случае знак должен размещаться на высоте не менее 10 см от нижнего края знака до дорожного покрытия.
Временно установленные дорожные знаки должны быть хорошо обозримы участникам дорожного движения, а их расположение не должно создавать помех для движения автотранспорта.
Временно установленные дорожные знаки необходимо располагать на расстояниях согласно требованиям ГОСТ Р 52289-2004. Первым по ходу движения устанавливается знак 1.25 "Дорожные работы" (нумерация знаков по ПДД). Этот знак вне населенного пункта повторяется на расстоянии не менее 50 м до начала опасного участка. При проведении краткосрочных (в светлое время суток) работ знак 1.25 "Дорожные работы" (рис. 1 - не приводится) может быть установлен на расстоянии 10 - 15 м до места проведения работ.
Рис. 1 - Знак 1.25
Рисунок не приводится.
Знак 3.24 "Ограничения максимальной скорости" (рис. 2 - не приводится) следует устанавливать в том случае, когда в начале участка производится перестроение транспортных средств или возможен выход на проезжую часть рабочих. Этот знак устанавливается вне населенных пунктов за 150 - 300 м, а в зоне населенных пунктов за 50 - 100 м до места проведения работ. Для сохранения оптимальной пропускной способности дороги не следует без необходимости ограничивать скорость движения менее 40 км/час. Для плавного изменения скорости перед участком работ необходимо производить последовательное снижение скорости, с шагом не более 20 км/час, путем установки знака 3.24 через каждые 50 м.
Рис. 2 - Знак 3.24
Рисунок не приводится.
Знаки 1.20.1 - 1.20.3 "Сужение дороги" (рис. 3 - не приводится) служат для предупреждения водителей о сужении проезжей части. Эти знаки устанавливаются вне населенных пунктов за 150 - 300 м, а в зоне населенных пунктов за 50 - 100 м до места проведения работ. Знаки 6.18.1 - 6.18.3 "Направление объезда" устанавливаются, если из-за проводимых работ по ремонту кабельных магистралей временно предусмотрено движение по прилегающей сети дорог. Эти знаки устанавливаются вне населенных пунктов за 150 - 300 м, а в зоне населенных пунктов за 50 - 100 м до места проведения работ.
Рис. 3 - Знаки 1.20.1 - 1.20.3
Рисунок не приводится.
Знаки 4.2.1 - 4.2.3 "Объезд препятствия" (рис. 4 - не приводится) устанавливаются для обозначения отклонения траектории дорожного движения от оси движения при объезде препятствия. Эти знаки устанавливаются вне населенных пунктов за 150 - 300 м, а в зоне населенных пунктов за 50 - 100 м до места проведения работ.
Рис. 4 - Знаки 4.2.1 - 4.2.3
Рисунок не приводится.
Знак 3.20 "Обгон запрещен" следует устанавливать на двух - и трехполосных дорогах, когда работы ведутся на проезжей части или обочине, в том направлении, где ведутся работы.
Знак 2.6 "Преимущество встречного движения" устанавливают, как правило, со стороны полосы движения, на которой ведутся дорожные работы. С противоположной стороны должен устанавливаться знак 2.7 "Преимущество перед встречным движением" (рис. 5 - не приводится).
Рис. 5 - Знак 2.6. Знак 2.7
Рисунок не приводится.
В зависимости от характера выполняемых работ на проезжей части и условий дорожного движения могут использоваться и другие дорожные знаки в соответствии с ПДД (рис. 6 - не приводится).
Рис. 6 - Знак 3.20
Рисунок не приводится.
За пределами участка проведения работ, в створе последнего ограждающего устройства по ходу движения устанавливается знак 3.25 "Конец зоны ограничения максимальной скорости" или 3.31 "Конец зоны всех ограничений" (рис. 7 - не приводится).
Рис. 7 - Знак 3.25. Знак 3.31
Рисунок не приводится.
Ограждающие, направляющие устройства
и другие технические средства
Переносные устройства и средства обозначения и ограждения мест обслуживания КЛС являются необходимыми элементами безопасности и должны быть прочными, транспортабельными и устойчивыми.
Ограждающие барьеры устанавливаются поперек проезжей части, чтобы закрыть движение по всей проезжей части или по одной стороне, за 5 - 10 м перед границей места производства работ. Ограждающие барьеры окрашиваются полосами красного и белого цветов. Стойки (вехи) устанавливаются вдоль места проведения работ и как средство обеспечения плавного изменения направления движения при объезде закрытого участка, а также при переводе движения с одной полосы дороги на другую. Устанавливаются, как правило, при работах на обочине и проезжей части, не перекрывая ее полностью со стороны движения. Стойки (вехи) также применяются для подвешивания сигнального шнура.
Для обеспечения хорошей видимости устанавливается не менее 5 стоек на удалении 0,5 м от места работы.
Сигнальный шнур используется для ограждения места работ, закрепляется на барьерах и стойках. Высота подвеса шнуров над поверхностью дороги должна быть не менее 0,8 м с расположенными чередующимися флажками белого и красного цветов на расстоянии 0,5 м друг от друга. Для обозначения места проведения работ в условиях недостаточной видимости шнуры оборудуются лампочками, расположенными через 1 м.
По согласованию с ГИБДД допускается использование автотранспорта, с размещением на нем предупреждающих знаков, в качестве заграждающего устройства, при этом местоположение автотранспорта должно быть отражено в схеме ограждения места проведения работ.
Особенности ограждения участков автодорог
при производстве работ по ремонту и обслуживанию КЛС.
Выбор схемы ограждения
Выбор схемы ограждения и организации движения зависит от вида и места производства работ, дорожного покрытия, интенсивности движения, продолжительности проведения работ и рекомендаций дорожно-эксплуатационных организаций и ГИБДД.
При выборе схемы ограждения места проведения работ и расстановки дорожных знаков необходимо руководствоваться Инструкцией по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ (ВСН 37-84).
Варианты схем организации движения и ограждения места производства работ приведены в приложении N 1.
Схемы организации движения и ограждения места производства работ утверждаются техническим директором филиала (ТУ).
Выполнение работ различной длительности
и при различных условиях местности
Наиболее распространенными являются краткосрочные работы по ремонту и обслуживанию КЛМ, которые проводятся, как правило, в светлое время суток и после их окончания дороги и обочины полностью освобождаются от машин, механизмов, дорожных знаков и ограждений.
В случае длительного проведения работ по обслуживанию КЛС место проведения работ со стороны проезжей части ограждается стойками и барьерами и натягивается сигнальный шнур.
При выполнении работ в условиях недостаточной видимости на сигнальном шнуре, протянутом по периметру внешней стороны зоны производства работ, устанавливаются и включаются сигнальные лампочки. На автомашине включаются аварийная световая сигнализация и габаритные огни.
В случае проведения работ в местах, где имеется пешеходное движение, например в местах остановок общественного транспорта, необходимо предусмотреть временный перенос остановок за пределы зоны производства работ, оборудовать к ним пешеходные переходы (по согласованию с соответствующим управлением общественного транспорта данного маршрута).
Приложение N 1
Варианты схем организации движения
и ограждения мест производства работ
Организация движения и ограждение
места производства работ на обочине двухполосных дорог
Схема 1
Организация движения
и ограждение места производства работ
на половине ширины проезжей части двухполосных дорог
Схема 2
Организация движения
и ограждение места производства работ
на крайней полосе трехполосной дороги
Схема 3
Организация движения
и ограждение места производства работ
на внешней полосе четырехполосной дороги
Схема 4
Организация движения
и ограждение места производства работ на мосту
Схема 5
Организация движения
и ограждение места производства работ
на участках с ограниченной видимостью
Схема 6
Организация движения и ограждение
места производства работ при краткосрочных работах,
вызывающих сужение проезжей части (в городских условиях)
Схема 7
Организация движения и ограждение
места производства работ при краткосрочных работах,
без сужения проезжей части (в городских условиях)
Схема 8
Организация движения и ограждение
места производства работ вблизи автомобильной дороги
Схема 9
В. А.Сенченко
Ведущий инженер
СОТ Волгоградского филиала
ОАО "Ростелеком"
Подписано в печать
10.09.2012
Поделиться