Бернард Марр: «Вместо одного отдела HR создайте два — кадровой аналитики и поддержки персонала»

Один из ведущих мировых специалистов по повышению эффективности бизнеса, Бернард Марр считает, что время «эйчара» прошло.

По его мнению, занятые бессмысленной бюрократией сотрудники отделов кадров, которые гордо именуют себя HR-менеджерами, могут отправляться на биржу труда.

Пришло время сказать департаментам Human Resources – «давай, до свидания!». Департаменты HR обычно изображают из себя полезных партнеров руководства компании и ее сотрудников. Но разве можно всерьез воспринимать того, кто обращается с тобой как с «ресурсом»? Ничто так не важно для компаний, как люди, которые в них работают. Бизнес без правильно подобранного персонала это просто мусор! И я уверен, что ни один человек на свете не хочет, чтобы его называли «человеческий ресурс».

Так вот, в первую очередь, я бы хотел обратить внимание на неправильное название этих департаментов. Совершенное неправильное. Оно сигнализирует всем, что данный департамент управляет «человеческими ресурсами» свысока, управляет людьми так, будто они ничем не отличаются от других ресурсов – финансовых, имущественных или технических. Если департаменты HR не видят, что уже одно их название подает сотрудникам неправильный сигнал, значит, они в любом случае занимаются не своим делом.

Другая проблема мне видится в том, что департаменты HR пытаются служить сразу двум господам, а это очень редко у кого получается хорошо. С одной стороны, они должны оказывать помощь персоналу, а, с другой, помогать руководству управлять тем же самым персоналом: наблюдать за сотрудниками, награждать их и дисциплинировать. Такой конфликт интересов провоцирует возникновение спорных ситуаций, в которых департаменты HR обычно встают на сторону компании, а не сотрудников.

И есть еще кое-что. Мы можем спорить, а правильно ли эти департаменты называются, а должны ли они фокусироваться на интересах компании или персонала, но вот гораздо более существенный вопрос: а создают ли департаменты HR какую-нибудь дополнительную стоимость для бизнеса? В последнее время сразу несколько компаний полностью ликвидировали департаменты HR, передали их функции на аутсорсинг или сократили их функции до минимума. Причина, по которой они это сделали, не ощутив при этом никаких серьезных провалов в работе, как раз в том, что департаменты HR не создавали вообще никакой стоимости. Почти все их время сжирали бюрократические, административные и юридические вопросы. А если HR не приносит компании какую-то уникальную пользу, тогда аутсорсинг приобретает вполне определенный, очень большой практический смысл.

Другие компании, напротив, инвестируют значительные средства в управление персоналом. Они полагают, что нуждаются в людях, которые гарантируют компании поиск, найм, сохранение и развитие ее сотрудников. Вот что я им рекомендую:

1. Прекратите использовать выражение HR!

2. Создайте вместо департаментов HR два отдела: отдел кадровой аналитики и отдел поддержки персонала.

3. Роль отдела поддержки персонала, как ясно уже из его названия, заключается в поддержке всех сотрудников компании – от самого верхнего уровня до самого низшего. Среди задач отдела: помогать совершенствованию сотрудников, обеспечивать их вовлеченность в жизнь компании, вовремя обнаруживать возникающие моральные и культурные проблемы, присматривать за общим благополучием персонала.

4. Роль отдела кадровой аналитики – оценивать персонал с научной точки зрения, обеспечивать компанию глубоким анализом кадровых вопросов. Вот на какие вопросы может помочь ответить этот отдел: Каких талантов нам не хватает? Что мы можем сделать, чтобы в компанию приходили хорошие сотрудники? Кто из сотрудников имеет наивысший потенциал? Как предсказать текучку кадров? И т.д.

5. Передайте на аутсорсинг или автоматизируйте все не создающие никакой стоимости функции департаментов HR.

Автор – Бернард Марр, основатель и СЕО Advanced Performance Institute, автор бестселлеров о повышении эффективности бизнеса

ibusiness.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Аватар пользователя P1nky

Управление человеческими ресурсами и КДП, впринципе два больших направления HR. Разбить по отделам, УЧП на аналитику и разработку управленческих решений, и КДП на отдел компенсаций и карьерного планирования. Жаль, что не все так просто...

Аватар пользователя Valeratal

Компенсации и КДП - это настолько разные вещи. Даже зарплаты отличаются раза в полтора

Аватар пользователя P1nky

Согласен, Вы правы. Я так просто, пытаюсь на ус накручивать инфу. Покоментю тута =)) немного. Если не угожу. всегда готов вступить в конфронтацию, к конструктивной критике готов всегда!

Аватар пользователя mestospb

Ну так в некоторых компаниях так и есть. Есть психологи создающие среду в компании, обучающие руководителей отделов или других интервьюверов обладающих нужными отраслевыми знаниями, как им лучше набирать сотрудников, как распознавать манипуляции, ведущие деятельность на удержание ( например разарабатывают среду помещений, придумывают какие бонусы давать, а потом отстаивающие экономическое обоснонование которое им готовят кадровики), и исходя из этого оцениваемые. А есть кадровики - начисление зп , контроль дисциплины, ведение штатного расписания, сбор заявок от отделов на наём, выделением в отделе интервьюверов. А фильтрация варьируется в зависимости от потока претендентов и важности специфических знаний наличие которых может только человек знающий проверить. Иногда фильтруют кадровые агентсва. Если речь о потоке продавцов - то отдельный психолог. То что в совковом понимании HR.  Если программисты - то это дело каждого отдела самому набирать сотрудников и отвечать за него. От чего вы думаете в Западных компаниях распространены премии на отдел ? В крупном ИТ - ещё есть тестировщик проверяющий базовые знания.  А например в логистике если набор небольшой - то тоже отдел набирает себе сам, а если набор большой и критичный по типу спеца ( которых нет почти, или заявка на конкретных людей) - то кадровое агентсво с рекрутерами. Есть ещё и третьи - бизнес-архитекторы , это то место что у нас стремяться занять HR при этом абсолютно не понимая сути бизнеса и в том что делает например Java девелопер или техник по эксплуатации гиросооружений, и соответсвенно выбирая презентёров, а не настоящих спецов. Помимо всего прочего такие архитекторы занимаются и тем что в ходе их мероприятий по оптимизации бизнеса в том числе и ключевых людей набирают, и решают за отделы - кого сколько и с какой квалификацией взять. Отдают им задания на набор - либо рекрутинговым агентсвам. Но они ещё кучей всего занимаются и точно знают - какой специалист что должен уметь и как это проверить. И ими далеко не все пользуются.

Аватар пользователя Valeratal

Вот те психологи - это нечто из области фантастики :)