Бережливый маркетинг в управленческой концепции TQM бережливого предприятия

Прочитав такое название статьи, многие руководителя предприятий искренне удивятся: «Причем здесь маркетинг и концепция TQM?» Еще большее недоумение вызовет эта взаимосвязь (маркетинг и TQM) у руководителей, которые внедрили или собираются внедрять систему менеджмента качества согласно MC ISO. Бывая на отечественных предприятиях, имеющих международные стандарты качества и беседуя с сотрудниками таких предприятий, зачастую встречаешь искреннее не понимание истинного смысла концепции TQM. Достаточно сказать о том, что преследуя цель получения сертификата соответствия продукции MC ISO, руководители предприятий преследовали цель продвижения своей продукции на внешние рынки. А что получили? При этом мало кого интересовало соответствие качества продукции или услуги потребностям потребителей этих рынков. Достаточно сказать о том, что весь процесс получения сертификата соответствия заключается в простом «правильном – как должно быть» описании процессов ф.х.д предприятий. О повышении качества: сотрудников, методов, технологий, процессов производства и реализации продукции, системы управления и принятия решений, взаимодействия функциональных подразделений - речи вообще не идет. О какой системе менеджмента качества может идти речь, если сотрудники и руководители не знают и не используют 14 правил Э.Деминга, которые легли в основу концепции TQM. Таких как: применение системы «вытягивания» воизбежания перепроизводства, обучай и развивай сотрудников, уважай партнеров и поставщиков, решай проблемы и пр. Не знают на таких предприятиях и о 8 – ми видах потерь, на устранение которых должна быть направлена система менеджмента качества. Что можно сказать таким руководителям, получившим сертификаты MC ISO и глубокое, внутреннее разочарование в результате? «Каков поп, таков приход». На самом деле маркетинг и концепция TQM тесно связаны, достаточно сказать о том, что концепция «всеобщего управления на основе качества» создавалась с целью максимального удовлетворения потребностей потребителей и прежде всего качеством производимой продукции или услуги. Достаточно сказать о том, что в Японии концепция «тотального управления на основе качества» имеет название «вписаться в рынок (market – in)», в противовес бытующей на западе и странах СНГ концепции «сбыть продукт (product – out)». Эта разница заключается, прежде всего, в менталитете мышления руководителей и собственников компаний, которых больше всего интересует результат. О понятии П – критерий (показатель процесса) и Р – критерий (показатель результата), мало кто слышал, тем более о том, что «правильный процесс дает правильный результат с первого раза», поэтому для получения прибыли, необходимо совершенствовать процессы. Попробуй такой руководитель не выполни показатели по объему производства продукции, не важно, что она ляжет мертвым грузом на склад в виде «замороженных» финансовых средств. Многие отечественные руководители даже не слышали о такой концепции как кайдзен, которая распространяется на совершенствование всех элементов предприятий: людей, оборудования, операций, процессов, систем…В лучшем случае под кайдзен понимают повышение качества продукции, поэтому все уповают на модернизацию производства, а о том что повысить качество продукции и, соответственно, конкурентоспособность предприятия можно и нужно, прежде всего, за счет совершенствования: методов выполнения работы, совершенствования оборудования и администрирования – никто не думает. С чем это связано? Прежде всего, с тем, что для прохождения этого этапа совершенствования руководителю необходимо вместе со своими сотрудниками заняться образованием и обучением применения новых инструментов и методов, как управления, так и выполнения работ во всей финансово – хозяйственной системе. Много ли найдется таких руководителей, готовых отказаться при достижении определенного положения от самоуспокоенности и самодовольства, и заняться собственным совершенствованием? Не проще ли нанять тренеров, которые подобно дрессировщикам, натаскают сотрудников тупо выполнять определенные функции, не понимая для чего это надо. С этим же связано и приглашение различных Западных светил в области маркетинга. Цель этих мероприятий, к сожалению, заключается в том, чтобы научиться продавать то, что без изменения подходов к: разработке, проектированию продукции или услуги, планированию и производству, реализации, сервисному обслуживанию продать на цивилизованных рынках нельзя. (Россия, кроме сырья ничего предложить развитым странам не может!!!) Чем многие руководители и занимаются. О том, что бы развивать у себя и своих сотрудников бережливое и творческое мышление и как следствие бережливый и творческий менеджмент, речи не идет. Начинать надо с «разрухи» в головах. Особенно меня умиляет то, что у многих руководителей в кабинетах висят в рамках всевозможные сертификаты, свидетельствующие о получении образования в области маркетинга и менеджмента, МВА и пр. Но, по – настающему, истинную цену этим сертификатам, в том числе и ISO, начинаешь понимать, посещая подразделения и беседуя с сотрудниками. Взять хотя бы среднестатистический отдел маркетинга и сбыта отечественного предприятия. Маркетологи напрягитесь:

Реализовывается ли на предприятии концепция маркетинг – микс или 4Р + 2Р?

Какой политики продаж придерживаетесь?

Проведена ли оценка конкурентоспособности продукции по 5 – ти показателям оценки конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках?

Сделан ли анализ продукции по методу «портфолио»?

Проведена ли сегментация и дифференциация продукции и клиентов по прибыли?

Какую долю в общем объеме продаж занимает каждая продукция на рынках.

Какие требования покупателей к качеству каждого вида продукции?


Что в выпускаемой продукции представляет ценность для потребителя и сколько она стоит с точки зрения потребителя?

Соответствует ли фактическая цена Целевой?

Учитывает ли проектное бюро требования клиентов при разработке новой продукции?

Сколько видов новой продукции производит предприятие ежегодно?

Величина спроса на продукцию и средневзвешенная цена?

Такт спроса на продукцию предприятия на внутреннем и внешнем рынках?

Планируются ли объемы и ассортимент производства продукции на основании прогнозных показателей спроса?

Есть ли нормативы объема продаж и выручки по каждому ассортименту продукции согласно порога рентабельности и точки безубыточности у каждого маркетолога?

Процент материального вознаграждения за превышение нормативов продаж для подразделения, сотрудника?

На все ли вопросы мы услышим ответы? И беда здесь не в маркетологах, а беда в том, что даже получая различные сертификаты руководители предприятий не задумываются о том, что в основе повышения качества продукции и как следствие конкурентоспособности предприятий, лежит реализация концепции TQM. Основной смысл управленческой концепции TQM, заключается в производстве продукции высочайшего качества, способной максимально либо удовлетворить потребности потребителя, либо превзойти его ожидания. Поэтому для создания высоко конкурентного предприятия:

- первично – удовлетворить требование потребителя к качеству продукции, т.е. конструктора должны заложить в систему продукта, только те элементы, которые придадут продукту ЗАДАННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЕМ свойства и характеристики. Удовлетворенный потребитель обеспечит хорошую прибыль и долгосрочное развитие предприятия.


- вторично – реализовать «концепцию тотального управления на основе качества» во всей финансово – хозяйственной системе с целью обеспечения разработки и производства продукции заданного потребителем качества. Концепция «встроенного» качества.

Реализация управленческой стратегии TQM во всех элементах организационно – управленческой системы обеспечит:

  • повышение качества, как сотрудников, так и методов выполнения работ, как операций, процессов, так и качества продукции...

Что непременно приведет к:

  • снижению 8 – видов затрат и сокращению себестоимости продукции,
  • своевременности поставок товара потребителю.

Кто определяет качество продукции? Потребитель.

Кто должен выяснить требования потребителя к качеству продукции? Маркетинг.

На основании чего разрабатывается продукция необходимого качества, планируется и организовывается производство этой продукции, определяется стратегия развития производства? На основании требуемого качества к продукции.

Кто определяет сколько, в каком ассортименте, по какой цене и к какому сроку производство должно произвести продукцию? Маркетинг.

Пока на эти вопросы не ответит руководство предприятий? Все мероприятия по повышению объема продаж будут напоминать ритуал шаманов.

Мусин Олег Радикович

Директор компании АШБМ

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1