Барьеры для хедхантеров

Можно ли оградить свои кадры от посягательств «охотников за головами»? Допустим, вы пять лет растили специалиста. Наняли зеленым выпускником вуза, терпеливо объясняли ему, что есть что в профессии, потом, заметив задатки, стали посылать на тренинги, учили языку и управленческой науке, т. е. не жалели сил и средств для его развития. А он вдруг однажды бросил вас, поддавшись посулам «охотника за головами». Обидно! И неизбежно встает вопрос: как оградить своих людей от хедхантеров? 

Легенды. 


Анна Изоева, директор по персоналу группы компаний ADV, рассказала, что у секретарей этого агентства имеется список людей, которых не рекомендуется соединять с сотрудниками компании. В черный список входят известные на рынке хедхантеры. Но такие меры помогают не всегда. «Хедхантеры — профессионалы. Они прекрасно знают, как представиться, как обаять, как добраться до любой информации», — говорит Елена Фадеева, руководитель отдела по работе с персоналом российского представительства компании 3М.

Например, в компанию звонит человек и, называясь сотрудником какой-нибудь общественной организации, которая собирается проводить «круглый стол» по вопросам налогообложения, просит соединить с главным бухгалтером. Конечно, секретарь не будет беспокоить главного бухгалтера по такому пустяку, но не откажется назвать его имя, чтобы прислать приглашение по факсу. В данном случае имя — это все, что нужно было узнать хедхантеру, игравшему роль общественника. В следующий раз он представится, например, сотрудником банка и, уже называя имя главного бухгалтера, сославшись на путаницу в платежках, большие проблемы и огромную срочность вопроса, добьется нужного телефонного контакта.

«Попадание — 70 — 75% , — рассказывает «охотник за головами», просивший не называть его имени. — Подобных схем множество, у каждого они свои. Например, можно представиться сотрудником тренинговой компании или корреспондентом популярного делового издания, разгневанным клиентом или представителем элитарного бизнес-клуба. На языке хедхантеров это называется «легенды».

«Общий уровень секретарей сегодня очень низок. Особенно в регионах. Там вообще от секретаря можно узнать все, что угодно. Если секретарь умеет давать от ворот поворот, с ним сложнее, но по определению нет такого секретаря, который в итоге не соединит с нужным человеком», — говорит Андрей Голиней, директор по маркетингу и развитию компании Abercade, специализирующейся в том числе на хедхантинге. 

Секретарь-контрразведчик. 


На двухдневных тренингах «Эффективный труд секретаря», которые проводит компания CBSD, ресепшенистов и секретарей учат распознавать в звонящих хедхантеров. В некоторых компаниях подобные тренинги проводятся своими силами. По словам Марии, ресепшениста CBSD, эти знания ей приходится применять постоянно. «Я, конечно, не могу быть уверена на все 100% , что звонит хедхантер, но, скорее всего, это так, если человек говорит, что хочет поговорить с нашим главным бухгалтером, но не знает, как его зовут. Был случай, когда несколько раз звонил один и тот же человек (по голосу было понятно) и спрашивал нескольких людей, предлагая разные услуги», — рассказывает она. По словам Екатерины Лариной, ресепшениста компании «Пионер Первый. КУИФ», также недавно прошедшей обучение в CBSD, теперь, «скорее всего», она сможет отличить хедхантера от организатора «круглого стола» или журналиста.

Однако многие специалисты по HR к подобным учениям относятся со скепсисом. Хедхантеры признают, что прошедшие специальное обучение секретари действительно намного дотошнее и подозрительнее остальных. «Это сразу чувствуется. В таком случае для себя я делаю пометку: в компании Х ресепшенист обладает чутьем», — рассказывает хедхантер. Однако, по его словам, это вряд ли удержит его от дальнейших звонков в данную компанию, скорее сделает игру еще увлекательнее.

Секретарь может, конечно, попросить подозрительного человека оставить свои координаты, дабы проверить, кто на самом деле звонит, но загвоздка в том, что многие хедхантинговые фирмы имеют секретный телефонный номер, по которому отвечают люди, «которых нет в реальной жизни». «Это один из элементов нашей работы», — говорит Голиней. 

Ты — мне, я — тебе. 


Несколько месяцев назад, выполняя крупный заказ, компания Abercade стала довольно активно переманивать сотрудников крупного дистрибьютора фармацевтических препаратов «Протек». По словам Андрея Голинея, после того как из «Протека» ушли десятки сотрудников, один из специалистов «сдал» хедхантеров своему руководству. В «Протеке» решили разобраться с обидчиком. Встреча состоялась. По словам Голинея, вначале сотрудникам Abercade пришлось выслушать угрозы в своей адрес, но закончились переговоры мирно. Александр Филиппов, заместитель генерального директора по персоналу компании «Протек», опроверг слова Голинея об угрозах. «Мы никогда никому не угрожаем. Мы просто сказали, что в наших силах договориться с рядом крупных компаний, чтобы они не работали с Abercade», — сказал он. 
По окончании переговоров было заключено другое соглашение. По словам Голинея, по этому договору «Протек» будет пользоваться услугами компании Abercade, а она в свою очередь не будет переманивать сотрудников «Протека» в другие компании. Он также добавил, что с подобными ситуациями Abercade хоть и не часто, но сталкивается и нередко разбирательства заканчиваются подписанием соответствующего документа. Однако сам Голиней признает, что компания не может заключить «пакт о ненападении» со всеми хедхантинговыми компаниями. 

Холить и лелеять. 


«Проблема не в «охотниках за головами», — говорит Марина Олешек, директор по персоналу компании «ВымпелКом». — Если из компании уходит ценный человек, то всегда две трети ответственности лежит на компании». Такое мнение разделяют многие HR-специалисты и сами хедхантеры. «Сегодня мы живем в принципиально новом информационном пространстве, и ограничительно-запретительный подход вряд ли представляется оправданным», — говорит Андрей Рогов, представитель по связям с прессой компании JTI в России. Единственный способ сохранить лучших специалистов — это создать все условия для их самореализации, профессионального и карьерного роста. «Холить его и лелеять», — добавляет Голиней.

По словам Фадеевой из 3М, в звонках хедхантеров надо увидеть позитивный момент. «Это говорит о том, что работники привлекательны на рынке, т. е. мы проделали хорошую работу по их воспитанию. Кроме того, это придает сотрудникам уверенность в себе, они становятся более агрессивными, настойчивыми, профессиональными. Когда я понимаю, что мы проиграли? Когда они уходят в компании, похожие на нашу. Это значит, что мы что-то недосмотрели, не сделали», — добавляет она. «Наверное, можно не давать информацию о сотрудниках в прессу, запретить им контактировать с рекрутерами и выступать публично, тренировать всех, кто принимает входящие звонки, т. е. создать некий информационный вакуум.

Источник

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1