БАРЬЕР КАК КАТЕГОРИЯ И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БАРЬЕР КАК КАТЕГОРИЯ И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р.Х. ШАКУРОВ

Рассматривается понятие "барьер " как универсальная категория и механизмы динамики и развития ценностномотивационных структур личности. Дается критический анализ категориального аппарата психологической теории деятельности и предлагается оригинальная версия ее динамической структуры.

Ключевые слова: барьер, личность, деятельность, теория деятельности.

Несмотря на трудности советского периода, отечественная психология добилась весомых результатов в своем развитии. Однако последние десятилетия не отмечены крупными прорывами научной мысли. Складывается впечатление, что эвристический потенциал выдвинутых ранее теоретических идей начинает иссякать. В связи с этим актуализируется проблема разработки научных подходов, способных внести в исследования новую струю. Необходимо, в частности, переосмыслить основополагающие принципы психологии, сформулированные в условиях идеологического прессинга в тоталитарные годы.

Как известно, ведущая методологическая идея нашей психологии представлена в принципе отражения. Выдвижение на первый план этого принципа означает признание отражения главным типом отношений психического, а стало быть, и человека с окружающим миром.

Если подойти без идеологических шор, то кажется очевидным, что, несмотря на многочисленные пояснения и оговорки (что отражение носит субъективный, внутренне опосредствованный, активный, деятельностный, избирательный, опережающий, осознанный и т.д. характер), понятие отражения выражает лишь одну из многих сторон отношений индивида с действительностью, причем - не самую главную. Отношения человека с миром представляют собой активную форму взаимодействия с окружающим миром, направленного прежде всего на преодоление различных преград, возникающих на пути удовлетворения его потребностей.

И в самом деле, из чего складывается наша жизнь? Она состоит из процесса преодоления непрерывной цепи барьеров - физических, духовных, социальных, ценностных, информационных и т.д. - в целях удовлетворения наших потребностей. Как сказал классик, жизнь есть борьба.

Для чего человеку нужны знания и умения, воля, энергия, изобретательность, способность, характер? В первую очередь - для преодоления преград, мешающих достижению целей. Весь драматизм жизни, апофеоз психической активности, радости и трагедии, взлеты и падения - все они связаны с перипетиями процесса преодоления различных препятствий.

4

Известно, что самые важные повороты научной мысли совершаются с появлением новых системных понятий, позволяющих кинуть свежий взгляд на исследуемый предмет. Как мы полагаем, к числу именно таких понятий относятся "барьер " и "преодоление ".

Первым глубоко осознал большой эвристический потенциал понятия "барьер " и придал ему парадигмальный статус З.Фрейд - основатель самого мощного и влиятельного направления в мировой психологической науке.

В своей исходной теоретической конструкции психоанализ описывает человеческое поведение с привлечением двух категорий - "катексис " ( "привязка ") и "антикатексис ". Катексис - это направленная на определенные объекты психическая энергия инстинктов, требующая разрядки, а антикатексис - барьер, перекрывающий путь к удовлетворению инстинкта. Поведение, все психодинамические процессы разворачиваются в результате взаимодействия инстинктов и барьеров, внешних и внутренних [28].

Но теория З.Фрейда - это скорее теория подавления личности, ее негативного развития в связи с блокированием инстинктов. Нужна другая теория, ставящая во главу угла процесс преодоления барьеров в ходе деятельности, - психологическая теория преодоления, раскрывающая механизмы развития созидательных сил личности.

За рубежом развитие некоторых важных направлений психологических исследований было тесно связано с реализацией исходной схемы З.Фрейда. Так, психологическая теория фрустраций почти целиком построена на анализе эмоциональных последствий взаимодействия потребностей с барьерами [18], [38] [41].

Понятие "барьер " занимает важное место в теории личности К.Левина. Многие существенные моменты формирования личности исследователи его школы выводят из специфики происходящего на уровне "цель - препятствие ". Успех в преодолении препятствий повышает уровень притязаний личности, создает для нее "временные перспективы ", стимулирующие активность и психическое развитие. Непреодолимые барьеры гасят инициативу и энергию человека, снижают уровень его притязаний и его интеллект. Как и З.Фрейд, К.Левин считал, что блокаторы вызывают "замещающую активность ", переключение субъекта с одной деятельности на другую [42], [43].

Влияние препятствий на формирование характера, на закалку личности замечено так давно и получило столь широкое отражение в общественном сознании, что отмечается чуть ли не во всех учебниках педагогики и психологии, правда, обычно вскользь, мимоходом, в числе многих других фактов.

В нашей стране одним из первых созидательную роль барьеров вскрыли ученые в области научного творчества. Оказалось, что каждому открытию предшествует появление специфического познавательного барьера. Обнаруживший это явление Б.М.Кедров назвал его познавательнопсихологическим барьером. Открытие совершается как процесс его преодоления. Теперь уже психология творчества не может обойтись без понятия "барьер " [11], [20]. В педагогике на основе этого понятия получила развитие теория проблемного обучения [37].

В конце 70-х гг. была предпринята попытка осмыслить теорию деятельности через понятие "барьер ", однако она не получила продолжения и была забыта [18]. Примечательно, что в свое время деятельность связал с понятием "препятствие " ( "сопоставление ") К.Маркс [15, т. 3; 10]. Но еще до К.Маркса К.Д.Ушинский писал, что без препятствия и сама деятельность невозможна [26; 42].

Таким образом, идея взаимодействия человека с барьерами не является новой для психологии. Но в подавляющем большинстве случаев в настоящее

5

время к понятию препятствия прибегают время от времени лишь при объяснении отдельных психических явлений, при разработке частных психологических проблем.

Между тем наступило время собрать вместе все "куски " знаний о барьерах и сделать более широкие обобщения. В сущности до сих пор закономерности влияния барьеров на психику изучались в основном на уровне единичного и особенного. Задача состоит в том, чтобы поднять их на уровень всеобщего. Как известно, такова логика развития человеческого познания вообще. Вначале она выступает как отражение единичного и особенного, а затем - всеобщего. Именно по такому пути идет развитие научнотеоретической мысли [13].

БАРЬЕР КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ

Сразу же оговоримся: наше понимание барьера отличается от того, что принято в отечественной психологии или в обыденной жизни. Обычно барьеры трактуются в житейском значении как нечто нежелательное, создающее помеху. Поэтому предполагается, что барьеры (например, психологические) надо снимать. В нашем же понимании барьер - универсальный и постоянный атрибут жизни, ее обязательный и необходимый спутник. Барьеры существуют везде, где взаимодействуют какието силы, движения, независимо от их природы. Любая целостная система, состоящая из элементов, обязана своему существованию барьерам, препятствующим ее распаду. Без барьеров не может существовать ни один комок вещества, без них не было бы Вселенной, не было бы эволюции материального мира, не было бы людей и государств - они бы все рассыпались. Барьеры обеспечивают аккумуляцию энергии - подобно плотине, перекрывающей русло могучей реки. Они же регулируют и энергетические потоки, направляют, корректируют и упорядочивают различные движения. Под их влиянием возникают и функционируют организационные системы разных модальностей. И сам человек перестал быть дикарем лишь тогда, когда обрел внутренний нравственный барьер - совесть, образующую духовный стержень цивилизованного общества.

Трудно переоценить роль барьеров в социальной жизни. Они стабилизируют и регулируют жизнедеятельность племен, народов и государств, облекаясь в форму различных запретов, требований, норм, законов, обычаев, традиций и т.д. Без них общество не могло бы существовать.

Барьер всегда является элементом какойто системы, он взаимодействует с другими ее элементами. Барьер не просто объект. В качестве барьера выступают не только наличие, но и отсутствие элемента системы, а также пространство и время. Барьер - это определенное отношение элементов, оказывающее воздействие на систему в целом или на его части. Специфику этого воздействия можно описать такими словами, как сопротивление, торможение, сдерживание, противодействие, блокирование, лишение идр. Все эти эффекты носят ограничивающий характер. Кроме внешних, есть еще внутренние ограничители, заложенные в системе.

В общей форме понятие "барьер " можно определить как такое отношение между элементами системы, которое ограничивает свободу одного из них. Следовательно, суть барьера кроется в оказываемом воздействии. Он обладает энергетическим потенциалом, проявляющимся в ограничении какого-то движения.

По отношению к другим элементам барьер выполняет следующие основные функции:

стабилизация: барьер останавливает движение, придает ему статику;

коррекция: столкнувшись с препятствием, движение меняет свое направление;

6

энергетизация: энергия движения накапливается под влиянием удерживающего ее барьера;

дозировка: препятствия дозируют движение, определяют его меру;

мобилизация: живые организмы, столкнувшись с препятствием, мобилизируют свои энергетические и другие ресурсы для преодоления препятствий;

развитие: изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество;

торможение: барьер замедляет движение, сдерживает активность;

подавление (лишение): постоянно блокируя жизнедеятельность организма, его запросы, барьер ослабляет и подрывает его функциональные возможности.

Коррекцию и дозировку назовем регулирующей функцией барьеров.

Барьер относится к числу универсальных категорий космического масштаба. Его роль в жизни природы столь же велика, как и в жизни общества и отдельной личности.

Барьер в психологической науке - это теоретическое понятие, основанное на высоком уровне абстракции и обобщения. По отношению к человеку в роли барьеров выступают самые различные факторы: и закрытая дверь, и ступеньки лестницы, которые надо одолеть, нехватка нужной информации, недостаток самообладания или сообразительности, дефицит предметов потребления, усталость, пространство и время, отдаляющие наступление желанного события, и т.д. Барьер - это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий идр.), в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей.

Барьер - это субъективнообъективная категория. То, что является непреодолимой преградой для слабого, не является таковой для сильного. Внешние барьеры неразрывно связаны с внутренними, продуцируют их. Так, поднимая тяжелый груз, человек испытывает внутреннее сопротивление, выражающееся в ощущении трудности, неприятного, порой запредельного напряжения и усталости. Монотонные барьеры вызывают скуку, неожиданные препятствия на пути к важной цели - эмоциональный стресс, фрустрацию, огорчение, раздражение, уныние и т.д.

Для анализа механизмов психогенеза главное значение имеет деление барьеров на ценностные (первичные) и операционные (вторичные). С ними связано развитие ценностномотивационных и операционных структур.

ЛИЧНОСТЬ И БАРЬЕРЫ

До настоящего времени механизмы формирования эмоциональноценностных отношений, лежащих в основе мотивации и образующих ядро личности, остаются "золушкой " психологической науки. Говоря о формировании этих отношений, обычно ограничиваются указанием на их связь с потребностями. Но это мало что объясняет, как и давно декларируемый принцип единства познавательных и эмоциональных процессов. Мы полагаем, что введение в научный оборот понятия "барьер " поможет решению этой проблемы.

Уже поверхностный анализ обнаруживает неразрывную связь генезиса эмоциональноценностных отношений с барьерами. Барьер создает такое внутреннее состояние у субъекта, которое определяет степень его чувствительности к определенным предметам, их привлекательности. Объективно предмет может быть сколь угодно важным, но при наличии беспрепятственного доступа мы к нему остываем. К примеру, воздух - величайшая ценность для нас, но когда дышится свободно, он совершенно не привлекает нашего внимания. Так обстоит

7

дело и с высшими ценностями: их привлекательность пропорциональна величине препятствий, мешающих удовлетворению соответствующей потребности. Это настолько очевидно, что нашло широкое отражение в художественной литературе, в пословицах и поговорках. По словам Дж. Лондона, "все прекрасное прекрасно до тех пор, пока ты не обладаешь им " [14; 315]. А.П.Чехов писал: "Никогда не любишь близких как в то время, когда рискуешь потерять их " [30; 259], Тацит: "Отдаленность увеличивает обаяние ", П.А.Понсон дю Террайль: "Любовь хороша только до тех пор, пока сопряжена с препятствиями " [21; 218]. Как известно, запретный плод сладок. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. Отсутствие преграды обесценивает предмет любой потребности.

Барьер не всегда переживается субъектом как эмоциональный дискомфорт, он часто не осознается. Как отмечает С.Л.Рубинштейн, "сплошь и рядом в частности не очень интенсивная потребность впервые активизируется рецепцией служащего для его удовлетворения предмета " [22, т.1; 196]. Без адекватного внутреннего состояния нет положительной эмоциональной реакции - не кажется привлекательным ни один предмет. Простейшие первичные барьеры создают предпосылки для развития ценностей под влиянием вторичных, операционных барьеров. Последние выступают как препятствия, мешающие получить доступ к желанным ценностям. В большинстве случаев это социальные барьеры, которые снимаются лишь при выполнении человеком какихто общественных требований, например, трудовых функций. Если ценностные барьеры непосредственно связаны с потребностями, то вторичные барьеры - с устремлениями и действиями субъекта.

Потребность вначале проявляется лишь в переживании дефицита, а когда она опредмечивается, то приобретает эмоциональноволевую форму - форму устремлений (влечений, желаний, стремлений, страстей, вожделений), направленных на привлекательные ценности. Ценности - это "душа " устремлений. Поскольку ценности репрезентируются в сознании не только в эмоциональной, но и в образной и понятийной формах, то актуализация устремлений может осуществляться не только при контакте с предметом потребности, но и с помощью представлений, воображения, мыслей.

Взаимодействие устремлений со вторичными барьерами сопровождается богатейшей гаммой чувств. Эмоциональные состояния человека, его основные переживания: радости и горести, удовлетворенности и неудовлетворенности, восторги и печали, надежды и отчаяния, трепетные волнения и спокойствие духа - все те чувства и настроения, которые наполняют нашу повседневную жизнь, связаны в первую очередь с успехами и неудачами в реализации наших устремлений, т.е. с преодолением вторичных барьеров в процессе деятельности. Деятельность, которой сопутствуют успехи и радости, становится привлекательной сама по себе - как и многие элементы ситуации успеха. Привлекательны и люди, содействующие нам в преодолении трудностей. Здесь ценностные отношения возникают на основе механизма ассоциации.

В целом есть основание трактовать эмоции как реакции человека на динамику барьеров. Негативные чувства - это переживания, представляющие собой результат проявления "сопротивления " со стороны среды, позитивные - следствия его успешного преодоления. Приспособительный смысл таких реакций очевиден: эмоции свидетельствуют о мобилизации энергии субъекта для преодоления препятствий. Приспособительные функции выполняют даже чувства, предостерегающие человека от борьбы с непосильными преградами. Неудачи - это сигналы для размышлений о правильности взятого курса.

8

Думается, с барьерами связаны и генетические истоки познавательного интереса. Здесь главную роль играют ценностноинформационные барьеры, создающие неопределенность в удовлетворении потребности - в количестве и качестве ожидаемой ценности, в получении доступа к ней. Если есть полная определенность, субъект не испытывает волнующего ожидания чего-то радостного, которое соответствует интересу. Так, рыбная ловля интересна тем, что заранее не знаешь, когда клюнет, какую рыбу поймаешь и сможешь ли поймать ее вообще. Творческая работа тоже интересна - прежде всего благодаря таящейся в ней неопределенности. Как выразился А.П.Чехов, "все понятно, а потому крайне не интересно " [30; 258]. Интерес повышается чисто информационными барьерами, проявляющимися в форме несоответствия новых знаний старым, ранее приобретенным [33]. Но это несоответствие не должно быть очень большим. Слишком резкий информационный барьер вызывает не интерес, а, скорее, страх. Скажем, человек трехметрового роста может пробудить любопытство и удивление, но шестиметрового - страх. А совершенно новые знания, не вносящие сумятицу в мир устоявшихся представлений, попадают в психологический вакуум - они безразличны индивиду, так как не встречают внутреннего сопротивления.

Следует напомнить, что восприятие - это активный, интенциальный процесс. Как показали исследования Дж. Брунера и других, в сознании субъекта, имеющего определенный жизненный опыт, существует предваряющая сенсорный вход центральная готовность, проявляющаяся как ожидание объекта определенного класса в данной ситуации с учетом вероятности его появления [37]. Это - перцептивная установка. Когда она наталкивается на информационный барьер, в одних случаях возникает любопытство, интерес, удивление, а в других - страх, тревога, беспокойство. Как показали наши исследования, при полном соответствии воспринимаемого объекта его типичному обобщенному образу форма этого объекта переживается человеком как красивая. Так, красивыми кажутся черты человеческого лица, соответствующие наиболее распространенным их моделям. Стало быть, ожидания проявляются и на бессознательном уровне. Это естественно, так как они имеют установочную природу. С подобными установками связан генезис почти всех эстетических чувств, в том числе чувства смешного [34; 135139]. Аналогичным образом проявляются и осознаваемые установки. Есть основание утверждать, что генетические корни многих высших чувств, начиная от познавательного интереса и кончая эстетическими чувствами, связаны с различными вариантами взаимодействия перцептивной установки с информационными барьерами. Наличие или отсутствие таких барьеров вызывает различные эмоциональные реакции, приятные или неприятные чувства. Переход потребности в ценности осуществляется в результате действия различных механизмов, важнейшим элементом которых выступает барьер (ценностный, информационный и т.д.).

Мы пришли к выводу, что при исследовании генезиса ценностей необходимо учесть наличие у человека не только потребностей, но и эмоциогенных тенденций. К ним относятся тенденции к динамизации, стабилизации и оптимизации. Первая проявляется в том, что любые формы однообразия, монотонии, застоя, неподвижности вызывают эмоциональный дискомфорт - выступают как ценностные барьеры, препятствующие нормальной жизнедеятельности организма. Вторая тенденция противоположна первой: психические процессы и состояния "стремятся " к стабилизации, в результате чего возникают разного рода стереотипы, устойчивые образы, привычки, убеждения, вкусы, ценностные ориентации, чувства и отношения, черты

9

характера и т.д. Третья тенденция - оптимизации. Любая потребность "стремится " к оптимальному удовлетворению. "Лучшее - враг хорошего ". Человек не удовлетворяется достигнутым - привычное теряет свою прелесть. Ему приятно не только разнообразие, но прежде всего разнообразие в лучшую сторону ( "Закон возвышения потребностей "). Организм "настроен " на оптимальный режим функционирования на всех уровнях. Отклонения от оптимума проявляются как дисфункции и сопровождаются обычно эмоциональным дискомфортом.

Следовательно, ценности формируются и на основе эмоциогенных тенденций. Препятствия, мешающие их реализации, неизменно вызывают негативные чувства, тогда как способствующие их осуществлению факторы служат источниками приятных эмоций, превращаются в позитивную ценность.

Указанные три тенденции проявляются на всех уровнях - биологическом, психофизиологическом и психологическом, пронизывают жизнедеятельность всех систем и структур организма. Поэтому их уместно назвать генеральными эмоциогенными тенденциями. Без их учета невозможно понять онтогенез не только ценностномотивационных структур, но и психики в целом [35].

Мысль о развивающем эффекте барьеров имплицитно содержится во многих исследованиях. Так, считается, что развитие мышления, особенно творческого, происходит прежде всего в процессе решения проблем. А что собой представляет проблема? Она, по мнению Л.М.Фридмана, возникает в ситуации, когда "стремление к какойто цели встречает преграду, препятствие и возникает потребность преодолеть это препятствие, чтобы тем самым осуществить намеченную цель " [29; 67]. Значит, главное в проблеме - это барьер, мешающий удовлетворить потребность. Такая ситуация содержит проблемную задачу, отличающуюся от простой задачи тем, что способы ее решения еще не известны субъекту [16; 64]. Ее можно назвать также нерутинной задачей, для решения которой у человека нет готового алгоритма [5; 61]. Иными словами, здесь речь идет об информационнопреобразовательном нерутинном барьере. Следовательно, развитие творческого мышления происходит в процессе преодоления информационнопреобразовательных нерутинных барьеров. Здесь важно отметить следующее. Внешние барьеры развивают мышление лишь тогда, когда их преодоление упирается во внутренние барьеры, в данном случае - в интеллектуальные, связанные с отсутствием знаний, с несформированностью адекватных умственных действий (анализа, обобщения, переноса). Рутинные барьеры не вызывают интеллектуальное напряжение и не развивают умственные способности. Иными словами, развитие осуществляется в порядке устранения дефицита: в психике происходят такие изменения, которые восполняют недостаток внутренних ресурсов, необходимых для преодоления помех.

В широком значении развитие - это ответная реакция организма на преграды, мешающие его нормальной жизнедеятельности. Эта реакция проявляется в возрастании внутренних ресурсов, в их переструктурировании, направленном на преодоление сопротивления определенных препятствий. Развитие можно представить и как повышение сопротивляемости организма к помехам, как восполнение недостающего для их преодоления внутреннего потенциала. "Самовосполнение ресурсов ради преодоления " - вот формула (принцип) развития. По этой формуле происходит развитие всех систем, в том числе ума, воли, физической силы, выносливости ценностномотивационной сферы и даже сопротивляемости к простудам.

С понятием "барьер " исследователи издавна связывают феномен воли. При этом одни авторы обращают внимание и на внешние, и на внутренние барьеры

10

[23], а другие - только на внутренние, имеющие ценностномотивационную природу [9], [10], [16]. Проблема воли возникает тогда, когда устремление субъекта наталкивается на конкурирующее побуждение, примерно равное первому по силе. В сущности, здесь чаще всего сталкиваются побуждения, различающиеся ценностной основой: объект устремления представлен в сознании в "холодной " рациональной, т.е. неактуальной форме, отдален от человека во времени и пространстве, а "конкурент " находится рядом и "искушает " его, представлен в сознании в переживаемой форме. Думается, Д.Н.Узнадзе был близок к истине, когда писал: в основе волевого поведения лежит создаваемая самим субъектом фиксированная установка, наталкивающаяся на неактуальную потребность [25]. Феномен воли связан прежде всего с реализацией таких личностных установок.

Но воле противостоят не только эмоциональные влечения и желания. Так, втянувшись в какоето дело, человек с трудом переключается на другую деятельность, субъективно более значимую и важную, потому что начатая ранее деятельность стабилизирована благодаря фиксированной мотивационной установке, которую трудно "переломить ". Для этого нужно мобилизовать силы своего Я и преодолеть эмоциональный дискомфорт, возникающий в процессе торможения фиксированной установки - внутреннего барьера.

Развитие воли происходит в ходе накопления опыта успешного преодоления таких мотивационных барьеров и выражается в определенных изменениях в личности. Каково психологическое содержание этих изменений? К сожалению, об этом мы пока знаем очень мало. Можно предположить, что развитие воли происходит в результате изменений, затрагивающих различные звенья механизма саморегуляции поведения, и прежде всего в результате формирования сильных устойчивых личностномотивационных установок, проявляющихся в различных ситуациях. Возможно, здесь происходит также в определенной мере "перенос " установок из одной ситуации в другую. Кроме того, можно предположить, что действенность волевых установок возрастает по мере адаптации субъекта к сопровождающим волевой процесс дискомфортным эмоциональным состояниям, с одной стороны, и усиления у личности выносливости по отношению к дискомфортным состояниям - с другой. Все это ведет к оптимизации (облегчению) процесса преодоления внутренних барьеров. Развитие воли включает в себя и другие внутренние изменения, в частности - возрастание у индивида способности сконцентрировать свои психоэнергетические ресурсы для получения намеченного результата и укрепления веры в себя. Определенную роль здесь играет и способность личности найти дополнительные мотивы для усиления исходной установки [12]. Словом, то, что мы называем волей, не является некой психологической монадой. Это сложное функциональное образование, формирующееся на интегральной основе. Отсюда - необходимость разработки полигенетической теории воли. Несомненно, ключевое место в ней займет понятие "барьер ".

БАРЬЕРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Теория деятельности относится к числу крупнейших достижений отечественной психологии. К сожалению, именно в ней понятие "барьер " до сих пор не нашло признания. Основной каркас этой теории, сформировавшейся еще в 2040е гг. благодаря усилиям И.Я.Басова [6], А.Н.Леонтьева [13], С.Л.Рубинштейна [22], не претерпел существенных изменений до сих пор.

Один из главных недостатков теории деятельности, застой которой наметился уже давно, состоит в том, что она не объясняет динамику деятельности,

11

механизм ее самодвижения. Нуждается в коррекции и ее категориальный аппарат. Это естественно. Чураясь понятия "барьер ", теоретики лишают себя возможности описать динамику деятельности, механизмы ее формирования и развития, а не зная этих механизмов, трудно разработать и четкую категориальную сетку для характеристики ее структурных компонентов.

Так, давно уже вызывает сомнения традиционная трактовка понятий "цель " и "задача ". В моделях структуры деятельности цель отделена от мотива, а задача определяется как цель, заданная в конкретных условиях. Конечно, при этом допускается возможность "сдвига мотива на цель ", но в базовой модели (А.Н.Леонтьева) под целью понимается ожидаемый результат (продукт) деятельности, не имеющий самостоятельного мотивирующего значения. Это обосновывается тем, что в условиях разделения труда в подавляющем большинстве случаев человек производит не то, что необходимо ему самому, а то, что нужно другим людям, обществу. С этим не приходится спорить. Однако целью деятельности субъекта в любой ситуации остается удовлетворение его личных потребностей. На это указывал еще К.Маркс: "Для себя самого рабочий производит не шелк, который он ткет, не золото, которое он извлекает из шахты, не дворец, который он строит. Для самого себя он производит заработную плату ". Поэтому "продукт его деятельности не составляет цели его деятельности " [15, т. 6; 432]. Это значит, что важнейшая функция цели - мотивирующая. И здесь мы полностью согласны с Л.И.Анцыферовой, указавшей на неправомерность противопоставления целей мотивам: "мотив деятельности также является целью, подчиняющей себе более конкретную цель " [2; 67].

Получить доступ к привлекательным ценностям, в том числе производя их самому, - вот подлинная цель деятеля. Используя более привычный стиль, скажем: цель - это запланированный результат деятельности, который выражается в получении доступа к ценностям, необходимым для удовлетворения потребностей субъекта.

Отождествление понятий "цель " и "функция " привело к особенно большому недоразумению: в категориальном строе теории деятельности по существу не оказалось места для понятия задачи - ее место заняла цель. Поэтому пришлось трактовать задачу как цель, заданную в конкретных условиях. А это повлекло за собой несколько курьезов. Главный из них - отрицание содержательных различий между целью и задачей, отрыв мотива от цели, искусственное расчленение понятий "действие " и "операция ", а в конечном счете - невозможность получить четкое представление о структуре деятельности.

Следует подчеркнуть: между целью и задачей имеются принципиальные различия. Первое различие содержательное. Как отмечалось, содержанием цели является привлекательная для субъекта ценность. А содержание понятия "задача " совершенно иное: в таком качестве выступает препятствие, которое необходимо устранить данному субъекту для достижения цели. Цель апеллирует к потребности, к человеческим устремлениям, а задача - к действиям. Не случайно, говоря о цели, скорее употребляют слова "привлекательная ", "желанная ", а о задаче - слова "легкая ", "трудная ", "сложная ". Задача требует действий, напряжения, траты энергии, времени, часто - преодоления самого себя. А цель влечет, манит к себе, обращена к потребностям, страстям.

Второе различие между целью и задачей генетическое. Цель возникает под влиянием первичного, ценностного барьера, когда человек испытывает дефицит предмета потребности, ценности. А задача производна от вторичного, операционного барьера, преграждающего путь к желанному объекту.

12

В условиях социальной деятельности субъект чаще всего решает задачи, сформулированные обществом. Это характерно не только для учебной, но и для трудовой деятельности: включаясь в нее, человек выполняет должностные функции, представляющие собой не что иное как определенные группы задач, которые на него возложены [4; 207], [12; 302], [34; 29]. Они выступают как социальные требования к личности, исполняющей данную должность. "Задача есть своеобразная общественная форма обращенности к индивиду, адресованности к нему, требовательности ", - отмечает К.А.Абульханова-Славская [1; 191]. Невыполнение задачи ставит под угрозу интересы индивида, лишает его какихто социальных благ, т.е. препятствует достижению его целей. Понятия "задача " и "барьер " неразрывны.

Следовательно, задача - это барьер, который субъекту необходимо преодолеть определенным образом для достижения цели.

Наконец, между целью и задачей существуют принципиальные различия по функциональному критерию.

Цель выполняет по отношению к субъекту две обязательные (атрибутивные) функции - направляющую и мотивирующую. Причем цель придает лишь общее направление движению - определяет его вектор, а также стартовый мотив. Но мотивирующая функция цели реализуется не автоматически, а только с появлением задачи (операционного, вторичного барьера). Задача выполняет две обязательные функции - динамизирующую и регулятивную. Под ее влиянием актуализируются и мобилизуются энергетические ресурсы субъекта, динамический потенциал цели воплощается в действиях, т.е. задача вместе с условиями деятельности, ее средствами актуализирует операционные системы личности, ее опыт, знания, умения, способности, регулирует состав и структуру выполняемых действий, их ритм и темп, напряженность. Задача - "архитектор " деятельности. В процессе ее решения человек развивается [1], [18]. А вот самостоятельная мотивирующая функция не является для задачи обязательной - в отличие от цели. Задача трансформирует стремление к цели в мотив и тем самым энергетизирует и динамизирует деятельность.

Сплошь и рядом ради достижения цели мы беремся за решение индифферентных и даже неприятных задач. Однако многие из них в процессе решения обретают самостоятельную мотивирующую силу и имплантируются в цели. Мотивирующей функцией может обладать любой компонент деятельности. Поэтому можно согласиться с В.Д.Шадриковым в том, что мотив является скорее стороной деятельности, а не ее отдельным компонентом [31].

Понятие "барьер " раскрывает генетические корни слагаемых деятельности - целей, задач, мотивов, действий, что позволяет поновому взглянуть и на структуру деятельности в целом.

На основе имеющихся знаний трудно составить представление о структуре деятельности. Нам известны, главным образом, отдельные ее слагаемые, а не их целостная система. Не случайно, говоря о структуре деятельности, подавляющее большинство авторов довольствуется перечислением ее состава через запятую, а не дает схемы взаимосвязи элементов. Эти перечни трудно назвать структурой.

Несомненно, в модели структуры деятельности должен быть отражен ее динамический характер. Ибо без движения нет никакой деятельности, а есть лишь мертвый покой. Поэтому предложенное А.Г.Асмоловым и В.А.Петровским [3] деление научных подходов к деятельности на две парадигмы - морфологическую и динамическую - является весьма актуальным. Конечно, идея динамики не чужда существующим теориям деятельности. Она особенно отчетливо выражена у К.К.Платонова: свою модель, состоящую из цепочки "цель -

13

мотив - способ - результат ", он прямо называет динамической структурой деятельности [19; 37]. Но думается, что здесь представлен лишь порядок актуализации разнокачественных компонентов деятельности, а не динамика каждого компонента в отдельности.

Следует отметить, что динамика важнейшего элемента деятельности - действий - давно привлекает к себе внимание. Еще в начале XX в. А.Файоль представил управленческую деятельность как последовательно сменяющиеся виды действий (функций): планирование, организация, распорядительство, координация, контроль. Различные вариации этой модели широко используются в науке до сих пор. Динамический аспект действий отмечается и в психологии. Так, Г.В.Суходольский выделяет три этапа деятельности (программноустановочный, исполнительский, контрольнооценочный) в зависимости от содержания решаемых субъектом задач [24; 115]. Есть и более дробные членения [27; 17].

Можно предположить, что поэтапно меняется не только один компонент деятельности - операционный, но и другие ее слагаемые - цели, мотивы, способы, результаты. Но как происходят эти изменения? Какова их динамика? Какой компонент деятельности является ведущим звеном, "тянущим " за собой все другие звенья? Идеи поэтапного анализа деятельности недостаточно для ответа на эти вопросы. Главная проблема здесь состоит в другом, а именно: необходимо найти теоретический конструкт, объясняющий внутреннюю пружину движения деятельности в целом и ее отдельных слагаемых, ее переходы из одной фазы в другую. Без этого невозможно раскрыть динамическую структуру деятельности.

Мы исходим из того, что главную роль в динамизации и структурировании деятельности играют барьеры. Именно барьеры, мешающие удовлетворению потребностей, дают импульс к движению деятельности, обусловливают содержание и смену ее фаз. Реализация этого подхода позволяет сконструировать следующую концептуальную модель динамической структуры деятельности [32].

Первая фаза деятельности - ориентировочная. Ее развертывание начинается под влиянием ценностноинформационного барьера, состоящего из двух взаимосвязанных блоков - ценностного и информационного.

Как отмечалось, дефицит ценности является первичным барьером, выполняющим функцию актуализации потребности. А информационный блок - это вторичный барьер, актуализирующий и динамизирующий операционные системы.

Исходной точкой деятельности является неудовлетворенность существующим положением, эмоциональный дискомфорт, беспокойство и тревога, вызванные реальным и ожидаемым дефицитом необходимых ценностей. Кроме эмоциональных коррелятов, актуализированная потребность включает также когнитивный и эмоциональноволевой компоненты - представление о привлекательных ценностях, которые бы сняли дискомфорт, и устремление к ним (интерес, влечение, желание). Так, чувство голода актуализирует представления об утоляющих его предметах и соответствующие им устремления.

Но эти устремления еще не выполняют мотивирующей функции - они превращаются в мотив, лишь пройдя через призму динамизирующего механизма. Как мы увидим далее, этот механизм играет ключевую роль в структуре деятельности - является динамизирующим фактором, обеспечивающим различные преобразования в ее слагаемых.

Первый, главный элемент динамизирующего механизма - информационный (вторичный) барьер, проявляющийся в нехватке или отсутствии информации о необходимых ценностях и возможностях получения к ним доступа в данной ситуации. Информационный барьер дает толчок к ориентировочным

14

действиям, включающим в себя: 1) сбор и предварительный анализ ситуации с позиций наличия в ней желанных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей, и выяснения условий получения доступа к этим ценностям (содержания операционных барьеров и средств их преодоления); 2) первоначальный анализ барьеров и оценку вероятности успеха в их преодолении (прогноз); 3) целеобразование; 4) решение о продолжении деятельности.

Под влиянием исследований К.Левина [42] и Дж.Аткинсона [36] все большее внимание в психологической теории мотивации уделяется понятию "субъективная вероятность " - оценке субъектом своего шанса на успех в достижении цели. Очевидно, что это понятие возникает только в связи с барьером: человек соотносит внешние барьеры со своими возможностями (в том числе с ситуацией) и оценивает вероятность успеха. Оценка вероятности - кардинальный момент в движении деятельности. Только надежда на успех трансформирует устремление в мотив, побуждающий субъекта к постановке и решению ориентировочной задачи.

Основные результаты ориентировочной фазы деятельности выражаются в следующем. У субъекта возникает информационноценностная модель (образ) ситуации, в частности - карта ценностей; актуализированная потребность (интерес, влечение, желание) фиксируется на реальных ценностях, представленных в данной ситуации; возникают контуры предварительной цели, направленной на конкретные ценности, что является главным итогом деятельности на первой ее фазе. Но это еще диффузная, аморфная цель. Как известно, вначале цели не имеют четких очертаний [31; 64] и даже не всегда осознаются [24; 28].

Вторая фаза деятельности - программирование. Ее мотивационный потенциал составляют направленные на диффузную цель устремления - влечения, желания, подготовленные предыдущей фазой. Как и в первой фазе, они превращаются в мотив, лишь натолкнувшись на барьер. В качестве помехи выступает структурноинформационный барьер (неструктурированность и неорганизованность информации, отсутствие плана действий и сформировавшейся цели). Оптимистический прогноз санкционирует постановку и решение проектировочных задач, т.е. проектировочную деятельность. Итогами второй фазы являются трансформация диффузной цели в конкретную цель и формирование плана последующих действий, направленных на реализацию программных целей и задач деятельности в целом (в отличие от внутрифазных подготовительных задач); перерастание надежды в веру в успех, влечений и желаний - в стремления, намерений и установок - в более определенные и действенные формы проявления ожидания и потребностей. Последние не поглощают то, что их породило (интерес, желание, влечение), а черпают из него силу: возникающие в процессе деятельности мотивационные новообразования добавляются к прежним мотивам, характерным для более ранней фазы деятельности, питаются "за их счет ". Фаза завершается принятием решения реализовать программу.

Ориентировка и программирование обеспечивают формирование того психологического конструкта, когнитивные элементы которого получили свое название в теории ориентировочной основы действия П.Я.Гальперина [8; 448].

Третья фаза деятельности - реализация программы - состоит из исполнительских действий, стимулируемых предметнопреобразовательным барьером. На этой фазе решаются намеченные в программе задачи. В процессе реализации программы вера превращается в уверенность в достижении цели. Но при этом порой обнаруживаются и непредвиденные трудно преодолимые или даже непреодолимые барьеры, сводящие к

15

нулю надежду на успех. Это может вызвать прекращение деятельности, фрустрацию, огорчение, порой - и депрессию.

На третьей фазе деятельность мотивируется в первую очередь установочной формой устремлений. По нашим данным, исполнительские действия обладают большим мотивообразующим потенциалом, порой превосходящим по силе начальную мотивацию (скажем, в педагогической деятельности). Как известно, неудачи и провалы, слишком большое трудовое напряжение и затраты могут вызвать отвращение к делу, вынудить отказаться от него. И напротив, успехи в процессе исполнения замысла и радости могут привить любовь к деятельности, создать мощную дополнительную мотивацию.

Процесс исполнения включает в себя и контрольнокорректировочные действия. Собственно, человек контролирует, оценивает и корректирует свои действия и их результаты на протяжении всей деятельности, а не только в конце. Контроль и корректировка - это непрерывный процесс. Но чаще всего эти операции выделяются в самостоятельную, четвертую фазу деятельности. Эта фаза продиктована барьером рассогласования, т.е. предполагаемым несоответствием результата деятельности заданным в программе требованиям.

Позитивные результаты деятельности выражаются в получении доступа к желанным ценностям, в полном или частичном достижении цели и в чувстве удовлетворенности. А в качестве общественно необходимых результатов выступает продукция, которая входит в психологическую структуру деятельности в когнитивной и ценностной формах. Психологические результаты проявляются и в изменениях, происходящих в самом субъекте, - в приобретении новых знаний, умений, способностей, в изменении самооценки идр., которые не всегда осознаются индивидом.

Достигнутые результаты не дают окончательного удовлетворения. Человек не дожидается появления дефицита ценностей - он нацелен на перспективу. Кроме того, достигнутое быстро теряет свое очарование, что стимулирует постановку новых, более высоких целей. Отсюда - перманентность ценностных барьеров и полицикличность деятельности.

Стало быть, деятельность динамична насквозь, во всех ее проявлениях. Прежде всего в ней выделяются внутрицикловая, внутрифазная и компонентная динамики. Внутрицикловая динамика достаточно прозрачна - она идет по цепочке "ориентировка - программирование - реализация ". Внутрифазное движение выглядит сложней. В процессе развертывания каждой фазы деятельности последовательно возникают три ее компонента: динамизирующий механизм (барьер, ожидание, мотив, задача), действия и результаты.

Еще более усложняется компонентная динамика. Внутри каждой фазы воспроизводятся одни и те же компоненты, но в преобразованном виде. Ценностный барьер, дающий "старт " деятельности, сменяется тремя видами операционных барьеров. Порождаемые ценностным барьером устремления вначале проявляются как интерес, влечение, желание, затем превращаются в стремление, намерение и волевую установку. Модифицируются и другие компоненты динамизирующего механизма: ожидания (надежда, вера, уверенность), задачи и действия (поисковоориентировочные, проектировочные, преобразовательные), контрольнокорректировочные, получаемые результаты. Последние выражаются вначале в промежуточных результатах (ценностноинформационная модель ситуации, диффузная цель, программа), затем - в конечных результатах, завершающих данный цикл.

Как видим, барьеры играют решающую роль в конструировании и динамизации деятельности. Ценностные барьеры

16

актуализируют потребность - приводят ее в активное состояние. В результате взаимодействия актуализированных потребностей (устремлений) со вторичными барьерами рождаются все другие слагаемые деятельности и их взаимосвязи: ожидания, мотивы, задачи, действия, результаты. Барьеры обеспечивают психогенез деятельности. Смысл и предназначение последней состоят в преодолении преград, мешающих удовлетворению потребностей. При этом потребность выступает как энергетическая основа движения, как его условие. А причиной является барьер. Под его влиянием потребность переходит в мотив и приходит в движение вся деятельность.

К сожалению, в существующих определениях деятельности нет даже намека на ее связь с барьерами. Пожалуй, исключение составляет цитированное нами определение К.Маркса, в котором отмечается зависимость деятельности от сопротивления, оказываемого человеку предметами окружающего мира в процессе воздействия на них. Близки к истине и те, кто рассматривает деятельность как процесс решения задач. Но в таких трактовках лишь полуправда: в них не указывается источник задач - барьер.

По нашему мнению, деятельность - это исторически конкретная форма активности человека по преодолению различных преград, мешающих достижению его целей - получению доступа к определенным ценностям, удовлетворяющим его потребности.

Понимание деятельности как процесса преодоления барьеров позволяет раскрыть ее подлинный развивающий потенциал: он заключен в барьерах оптимальной трудности, трансформирующихся во внутренний план. Если барьер субъективно не переживается как дефицит чего-то, как напряжение, как трудность, деятельность не реализует свою развивающую функцию. То же самое происходит, когда барьеры слишком велики, - блокаторы подавляют всякую активность, более того - деформируют и разрушают личность. Это особенно выпукло показано З.Фрейдом и его последователями. Отсюда следует, что деятельность в зависимости от характера барьеров с одинаковым успехом может выполнять и созидательную, и деструктивную функцию по отношению к деятелю.

Наша теория не отрицает и социокультурных источников психического развития. Функции и задачи деятельности имеют общественноисторическое содержание. Преодоление в процессе ее осуществления барьеров возможно лишь при овладении личностью современными знаниями, способами и средствами деятельности, достижениями культуры. Социализация человека - условие получения им доступа к социальным ценностям, удовлетворяющим его потребности. В то же время источниками развития всегда выступают и внутренние условия. Развитие позволяет личности самореализоваться, раскрывая ее природный потенциал, различные дарования.

Деятельность не только развивает, но и сама развивается. Этот процесс происходит, в частности в ходе преодоления различных барьеров, последовательно сменяющих друг друга и отличающихся своим содержанием. На первой фазе под влиянием ценностноинформационных барьеров развиваются ценностные отношения, способность ориентироваться в новых ситуациях, осуществлять выбор целей с учетом внешних и внутренних условий. Вторая фаза учит планировать, третья - развивает мастерство исполнения, четвертая - навыки самоконтроля и т.д. Для развития деятельности важное значение имеет оптимальная сложность и трудность преодоления барьеров на каждой ее фазе, "генерирующей " внутренние напряжения. Это - условие формирования творческого подхода к деятельности.

Проведенный нами анализ важнейших психологических проблем с позиций парадигмы преодоления, опирающейся

17

на широкую трактовку понятия "барьер ", дает обнадеживающие результаты. Открываются перспективы: 1) получения новых данных в области психогенеза ценностномотивационных и операционных структур и создания единой теории их развития, фокусированной на объединяющем их понятии "барьер "; 2) дальнейшего развития теории деятельности на основе устранения неточностей в ее категориальной сетке и ее дополнения новыми системообразующими понятиями, раскрытия глубинных механизмов ее конституирования и регулирования и разработки принципиально новой, динамической модели структуры деятельности; 3) углубления теории развивающей деятельности путем вычленения в ней главного развивающего фактора - барьера и исследования специфики развивающего эффекта различных барьеров (в связи с этим проблемой первостепенной важности становится разработка типологии барьеров по критерию специфики их развивающего потенциала); 4) уточнения системы принципов психологической науки.

Сказанное означает, что новая научная парадигма - парадигма преодоления - открывает возможность структурирования психологических знаний вокруг одного системообразующего понятия - "барьер ". Анализ человеческой активности по преодолению различных барьеров помогает понять главный источник развития всех психических новообразований, сомкнуть внешние и внутренние факторы развития и функционирования психики на одном исходном механизме - механизме преодоления барьеров. Тем самым перебрасывается концептуальный мост между общей психологией и патопсихологией: первая исследует влияние на психику человека преодолеваемых барьеров, вторая - блокаторов.

Экономность теории - один из важных признаков ее совершенства. В психологии еще не было такого понятия, как "барьер ", обладающего столь широким познавательным потенциалом, объединяющим в одно целое механизмы генезиса и динамики разнокачественных психических структур и открывающим новые возможности для развития исследовательской мысли.

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

2. Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1969.

3. Асмолов А.Г., Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопр. психол. 1978. № 1. С. 7080.

4. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М.: Полииздат, 1978.

5. Балл Г.А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990.

6. Басов М.Я. Общие основы педагогики. М.; Л.: Госиздат, 1930.

7. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979.

8. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: Издво АПН РСФСР, 1959. Т. 1. С. 441469.

9. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психол. журн. 1989. Т. 10. № 2. С. 121132.

10. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Издво МГУ, 1998.

11. Кедров Б.М. Творчество в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987.

12. Куценко В.И. Общественная проблема: генезис и решение. Киев: Наукова думка, 1984.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

14. Лондон Дж. Собр. соч.: В 14 т. Т. 8. М., 1961.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2е изд. Т. 3. М., 1955; Т. 6. М., 1957.

16. Менчинская Н.А. Задачи в обучении // Пед. энциклопедия. Т. 2. М., 1965.

17. Мильман В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности // Вопр. психол. 1982. № 3. С. 514.

18.Никуленко О.А. Некоторые проблемы теории деятельности // Вопр. психол. 1984. № 4. С. 121126.

19.Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М: Высш. школа, 1981.

20.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1987.

18

21.Понсон дю Террайль П.А. Молодость короля Генриха. Казань, 1992.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.

23. Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 6. С. 110121.

24.Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Издво ЛГУ, 1989.

25. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

26.Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Издво Минпрос РСФСР, 1953.

27.Филиппов А.В., Липинский В.К., Князев В.Н. Производственная социология, психология и педагогика. М.: Высш. школа, 1989.

28.Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

29.Фридман Л.М. Дидактические основы применения задач в обучении: Автореф. докт. дис. М., 1971.

30.Чехов А.П. Избр. произв.: В 12 т. Т. 6. М.: Правда, 1985.

31.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.

32.Шакуров Р.Х. Новая психологическая теория деятельности: системнодинамический подход // Проф. образ. 1995. № 1.

33.Шакуров Р.Х. Об эмоциональном компоненте ориентировочного рефлекса // Вопр. психол. 1962. № 1. С. 156165.

34.Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом. М.: Магистр, 1995.

35.Шакуров Р.Х. Теоретические проблемы исследования ценностей // Ценностные ориентации студентов вузов. Набережные Челны, 1998.

36.Atkinson J.W. An introduction to motivation. Princeton, NY, 1964.

37.Bruner J.S. On perceptual readiness // Psychol. Rev. 1957. V. 64. N 2.

38.Dembo T.D. Der Arder als dynamisches Problem // Psychol. Forsch. 1931. N 15. S. 3866.

39.Hilgard E.R., Atkinson R.C. Introduction to psychology. N.Y.; Chicago: Harcourt, 1967.

40.Jung C.G. Archetypes and the collective unconsciousness. L.: Routledge, 1959.

41.Kisker J.W. The disorganised personality. N.Y.: Mejrow Hill, 1972.

42.Lewin K. The dinamic theory of personality. N.Y.: Mejrow Hill, 1936.

43.Personality and the behavior disorders // Hunt J. (ed.) V. 1. N.Y., 1944.

Поступила в редакцию 25.IV 2000 г.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться