Азбука трудоустройства

Автор: Софья МОРОЗОВА | Источник: Работа & зарплата

Независимо от того, меняет человек место работы, выходит на службу после перерыва в трудовом стаже или только начинает свой карьерный путь, он неизменно испытывает волнение и тревогу. Наибольший стресс у него вызывает непредсказуемость развития ситуации. Чтобы избежать лишних переживаний, соискателю необходимо хорошо представлять себе все этапы, которые предстоит пройти.

Увольнение

Процессу трудоустройства нередко предшествует расторжение отношений c прежним нанимателем. Увольняясь, мы нередко обрываем все связи, считая, что начинаем новую жизнь. Но порой такое решение оказывается преждевременным. От того, как вы ушли из компании, зависит дальнейшая ваша карьера, ведь многие рабочие контакты могут оказаться очень полезными в будущем. Если вы расстаетесь с нанимателем по обоюдному согласию, то, скорее всего, добрые отношения сохранятся сами собой, но случается, что увольнение сопровождается малоприятными обстоятельствами. Стоит ли пытаться что-то исправить? Несомненно! Вам недоплачивали, не ценили ваши идеи, в коллективе царила недобрая атмосфера? Поводов для взаимных претензий бывает немало, но на момент подписания заявления об увольнении и обходного листа это уже не важно. Можно считать, страсти улеглись, все точки над «и» расставлены и наступает подходящий момент для того, чтобы, как говорится, остаться друзьями. Попросите у руководства характеристику, получите разрешение оставлять координаты рекомендателя новому работодателю. Если за вами не водилось серьезных прегрешений, вам вряд ли откажут. Кстати, текст письма стоит составить заранее, чтобы начальнику не пришлось тратить на это время. В качестве поручителей могут выступить и прежние клиенты, особенно если они были вами довольны. Помните: чем больше хороших отзывов у вас будет, тем выше вероятность успешного трудоустройства.

Анализ

Прежде чем приступать к поиску, необходимо разобраться, какую именно работу вы ищете. Для начала попытайтесь осмыслить причину ухода с предыдущего места. Порой человек не хочет замечать, что определенный тип деятельности ему не подходит, или выбирает те фирмы, стиль управления в которых не согласуется с его принципами. Все это способствует тому, что раз за разом трудовые отношения не складываются. Постарайтесь вспомнить все свои претензии к преды­дущим нанимателям и представить такую компанию, где вам бы хотелось задержаться надолго. Вас интересует крупный холдинг с четкой структурой и иерархией или, наоборот, небольшая, практически семейная фирма, где царит дружеская атмосфера? А может, вам подойдет перспективная развивающаяся организация, где есть шанс проявить себя и впоследствии стать одним из руководителей? Решите, что вам больше нравится: тихое спокойное место или компания, где жизнь бурлит и надо постоянно отстаивать свое право быть членом команды. Подумайте, какими вы хотели бы видеть своих коллег: каковы их интересы, устремления. Кем вы станете в коллективе — лидером, ведомым или просто равноправным товарищем? И, конечно, не забудьте представить будущего начальника: что он за человек, что ценит в своих подчиненных?

Все это поможет вам правильно отобрать вакансии, написать подходящее резюме и в итоге найти именно то, что нужно. Разработав стратегию трудоустройства и имея четкий план действий, вы почувствуете себя увереннее, совершите меньше ошибок и быстрее придете к желаемому результату.

Составление резюме

О том, как правильно рассказать о себе нанимателю, написано сотни рекомендаций, но все же у многих этот процесс вызывает определенные затруднения. Дело в том, что стандарты оформления документов со временем меняются, к тому же в каждой отрасли есть свои требования. Возьмите за основу обычный шаблон, а затем внесите корректировки в зависимости от того, что именно хотите подчеркнуть.

Вот несколько моментов, на которые следует обратить внимание.

    В классической анкете слово «резюме» в заголовке не пишется. Отчество следует указать, только если вы предполагаете, что на новой работе к вам будут обращаться именно так. Электронный адрес в разделе с контактной информацией должен быть «деловым»: подойдет фамилия и имя или название профессии. Что же касается телефона, то стоит писать тот номер, по которому с вами можно связаться в любое время (скажем, мобильный). Остальные данные (прописка, семейное положение и пр.) приводят, только если в объявлении сказано, что это принципиально важно. Описывая опыт работы, старайтесь перечислить как можно больше обязанностей, ведь в каждой организации функционал сотрудников, занимающих одинаковые должности, может значительно различаться. Перед тем как отправить анкету очередному нанимателю, обратите внимание на то, какие требования предъявляют к претендентам на вакантную позицию, и проверьте, отмечены ли в вашем резюме соответствующие навыки. Если за время работы вы достигли каких-то значительных результатов, укажите это. Хорошим тоном при составлении анкеты считается отсутствие информации, не имеющей отношения к конкретной вакансии. Описывайте только то, что наверняка пригодится вам на новом месте, — знание иностранных языков, специализированных компьютерных программ, наличие водительских прав и т. п. И конечно, очень важно, чтобы в тексте не было грамматических, стилистических и других ошибок.

Поиск вакансий

Наиболее популярными средствами поиска сотрудников для компаний, а значит, и вакансий для кандидатов являются специализированная пресса и Интернет (например, сайт zarplata. ru). Также будет нелишним задействовать родственников и знакомых — вдруг кто-то из них подскажет место, куда можно обратиться? Не стоит сбрасывать со счетов и кадровые агентства, однако лучше обращаться за помощью в те организации, которые не берут денег с соискателя.

После того как вы отобрали подходящие предложения, самое время начать рассылку резюме потенциальным нанимателям. Имейте в виду: чтобы подчеркнуть свою заинтересованность, не стоит ставить в качестве адресатов нескольких работодателей одновременно.

Собеседование

Наилучшим развитием дальнейших событий станет приглашение на интервью. Однако, как правило, этому предшествует телефонный разговор. Не надо забывать, что один звонок может оказаться барьером, навсегда отделившим вас от желанной работы, поэтому будьте к нему готовы. Согласитесь, не очень удобно, если диалог с представителем нанимателя начнется с того, что вы не сразу вспомните, в какую компанию собирались устроиться! Чтобы такого не произошло, у вас под рукой всегда должен находиться список организаций, куда вы отсылали свою анкету. Около названия каждой фирмы напишите полный текст объявления, данные контактного лица и другие необходимые сведения.

Во время общения с менеджером по персоналу нельзя спешить, перебивать или торопить звонящего, прерываться на посторонние разговоры с другими людьми. Если вам, к примеру, надо снять с плиты кипящий суп или закрутить кран, извинитесь, спросите, может ли собеседник подождать минуточку и, быстро завершив свои дела, возвращайтесь к переговорам. Если вы очень заняты и понимаете, что освободитесь не скоро, попросите кадровика перезвонить вам через определенное время или возьмите у него номер телефона. Однако стоит понимать, что при таких обстоятельствах ваши шансы на успех заметно снижаются.

Получив приглашение на очное интервью, не забудьте, что к встрече тоже надо хорошенько подготовиться. Во-первых, ваш внешний вид должен соответствовать корпоративным стандартам той организации, где вы хотели бы работать. Во-вторых, необходимо продумать ответы на некоторые щекотливые вопросы, которые любят задавать наниматели. Так, вас наверняка спросят о причинах ухода из предыдущей компании. Поэтому заранее составьте краткий и четкий рассказ, чтобы сбивчивые фразы не навели собеседника на мысль, будто вас уволили из-за несоответствия занимаемой должности.

Вот еще несколько основных правил поведения на интервью.

    Нельзя опаздывать, приходить в неподобающей одежде. Не надо перебивать работодателя и пытаться управлять беседой. Не стоит шутить, фамильярничать, вести разговоры на личные темы. Следует иметь в запасе достаточно времени, чтобы не пришлось обрывать интервью на середине. Каким бы странным или вызывающим ни казалось поведение рекрутера, не злитесь, не грубите. Нужно сохранять спокойствие и естественность, возможно, все это лишь часть проверки.

Кстати, не забывайте, что во время собеседования не только наниматель, но и соискатель является оценивающей стороной. Вы должны определить, нравится ли вам данная организация, хотите ли вы здесь строить карьеру. И если почувствуете, что существующие в фирме правила вас не устраивают или работодатель не вызывает доверия, лучше отказаться от сотрудничества.

Кроме того, следует помнить, что прохождение интервью — только начало вашего профессионального пути в компании. Вам предстоит пройти испытательный срок, разобраться в тонкостях взаимоотношений между служащими, стать полноправным членом коллектива. А тут успех будет зависеть от самоорганизации, умения идти к намеченной цели, желания качественно и продуктивно трудиться!

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1