АУДИТ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

Рустем ШИГАПОВ

Обязательные случаи проведения аудиторской проверки закреплены ст.7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (см. №2 газеты "CONSALTING.RU" от 15.01.04 г. - ред.). В настоящей статье будут рассмотрены практические аспекты, связанные с аудитом в системе контроля акционерных обществ.

Реализация экономических интересов акционеров базируется на получении дивидендов (доходность акций) и росте стоимости принадлежащих им акций (рыночная капитализация). Реализации этих целей способствует многоуровневая система корпоративного финансового контроля.

Финансовый контроль в акционерном обществе можно подразделить на:

  1. Контроль менеджмента -контрольно-ревизионная служба в составе исполнительной дирекции.
  2. Контроль собственника (акционеров) - ревизионная комиссия, комитет по аудиту.
  3. Независимый аудит — аудиторская организация.

Независимый аудит выделен отдельно из-за его особого статуса. Его потребителями являются и менеджмент предприятия, и акционеры, и внешние пользователи (инвесторы, банки, страховые компании, государственные органы). С его помощью формируется общественное мнение о честности и точности отражения положения дел компании в ее финансовых документах и об их соответствии имиджу компании.

Аудиторская проверка отчетности акционерного общества является одним из важнейших элементов финансового контроля. При этом подтверждается не только ее достоверность, но и проверяется правомерность использования прибыли, выплаты дивидендов, законность и обоснованность сделок, пра-

вильность начисления налогов и ряд других показателей, важных для защиты экономических интересов акционеров. Поэтому акционеры в первую очередь заинтересованы в выборе аудиторской организации, способной провести эффективную и объективную проверку финансово-хозяйственной деятельности общества.

В связи с этим рекомендуется осуществлять конкурсный отбор аудиторской организации.

Начиная с 2003 года нормы федерального законодательства требуют утверждения аудитора АО с долей государства не менее 25 % в уставных капиталах только на конкурсной основе. Например, постановлением правительства Татарстана на Мин-земимущество РТ возложена обязанность координировать работу по проведению этих конкурсов, в том числе формировать "тройки" из представителей госорганов для участия в конкурсных комиссиях с правом решающего голоса (от отраслевых министерств, КРУ Минфина России по РТ, Минземимущества РТ).

Назначение членов комиссий от госорганов преследует цель соблюсти интересы государства как собственника при выборе аудитора, сделать процедуру выбора более объективной. Государство — акционер стратегических компаний — должно владеть объективной информацией о деятельности предприятия для принятия верных управленческих решений, обоснованном выборе стратегии

развития предприятия.

В связи с этим на представителей государства в органах управления акционерных обществ возлагается обязанность по принятию возможных мер для обеспечения проведения данных конкурсов. Проведение же аудита организацией, утвержденной с нарушением федерального закона (без конкурса) является основанием для представителя государства голосовать против утверждения годового отчета общества (на общем собрании через год). Отказ от утверждения годового отчета, в свою очередь, несет негативные последствия — например, общество не сможет распределить чистую прибыль, в т.ч. выплатить дивиденды или вознаграждение членам совета директоров и т.д.

Акционерные общества, не имеющие доли государства в уставных капиталах, также должны быть заинтересованы в выборе наилучшей аудиторской организации. Тем более, что конкурс позволяет снизить цену аудита (иногда на 30-50 %). Поэтому конкурсы по выбору аудиторов рекомендуется проводить всем акционерным обществам вне зависимости от наличия государственной доли.

В сфере корпоративного управления государство через институт госпредставительства способствует становлению Комитетов по аудиту в составе советов директоров акционерных обществ. В соответствии с Кодексом корпоративного управления данные комитеты наделены широкими полномочиями по наблюдению за системой внутреннего контроля и подготовкой финансовой информации. Главная цель их работы -защита интересов акционеров (в том числе государства). Они призваны помочь компаниям соответствовать современным требованиям международного рынка капитала, предъявляемым к организации контроля за процессом подготовки финансовой отчетности. Комитет по аудиту состоит как минимум из трех независимых директоров (как исключение — один директор, не являющийся независимым), имеющими базовые знания в области финансов, как минимум, один член комитета должен быть специалистом в области бухгалтерского учета. В соответствии с законодательством, независимым директором признаются лица, не являющиеся членами правления, независимые от должностных лиц общества, их аффилированных лиц, крупных контрагентов общества, не находящиеся с обществом в иных отношениях, которые могут повлиять на независимость их суждений.

Комитету по аудиту рекомендуется оценить, была ли аудиторская проверка проведена в соответствии с установленным порядком, не упущены ли аудиторской организацией при проведении проверки те или иные вопросы. В связи с этим рекомендуется представлять заключение аудиторской организации для оценки комитетом по аудиту общества до представления его акционерам на общем собрании.

Аудиторские организации проверяют соответствие финансовой отчетности, используемой обществом, российским правилам бухгалтерского учета, а в случае если общество готовится к выходу на международный рынок и принимает на себя обязательство следовать международным стандартам финансовой отчетности, то на соответствие международным стандартам.

Высокий спрос с аудиторов виден на примере недавних скандалов фирм Enron (аудитор — Artur Andersen), Parmalat (аудиторы - Grant Thornton и Deloitte & Touche), фальсифицировавших бухгалтерскую отчетность, и аудиторских организаций, их покрывавших.

Следствием скандалов, связанных с фальсификацией бухгалтерских документов и приведших к банкротству нескольких крупных американских корпораций, явилось подписание президентом США закона, направленного на усиление контроля за бухгалтерской отчетностью акционерных обществ. В этом законе усилена личная уголовная ответственность высшего исполнительного и высшего финансового управляющих за достоверность информации, которая представляется инвесторам и государственным органам. Аудиторским фирмам теперь запрещено оказывать своим клиентам консультационные услуги, которые могут повлиять на конечные результаты оценки финансовой деятельности корпораций. Корпорации обязаны менять аудиторов раз в пять лет. Введение в заблуждение, намеренное или по незнанию, теперь является уголовным преступлением для всех членов советов директоров и номенклатурных менеджеров. Помимо общего ужесточения финансовой ответственности и увеличения сроков лишения свободы закон вводит в практику новое преступление, максимальное наказание по которому - 25 лет тюрьмы. Преступником признается любой, кто умышленно совершает, пытается совершить или разрабатывает схемы мошеннических сделок с ценными бумагами.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1