Аттестация рабочих мест. типичные ошибки и толкование нормативной базы

"Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях", 2013, N 1

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ

В статье описаны классические ошибки, допускаемые работодателями при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, и проблемы с неоднозначным толкованием нормативной базы. Подробно описаны основные критерии выбора аттестующей организации.

Сроки проведения АРМ и формирование аттестационной комиссии

Первые ошибки, влияющие на качество АРМ, возникают уже при подготовке к ее проведению, на этапе формирования аттестационной комиссии и определения сроков выполнения работ. Часто уже на стадии издания приказа, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, утверждаются ее состав и председатель, а также определяется график проведения работ по АРМ, организации допускают ошибку, связанную с установлением сроков процедуры. Считая, что АРМ удастся провести относительно быстро, работодатель указывает в приказе нереально короткие сроки.

Многие организации, даже получив предписание государственной инспекции труда, тянут до последнего момента и начинают подыскивать аттестующую организацию за две недели до окончания установленного в нем срока. О каком качестве можно говорить в такой ситуации? На деле же проведение АРМ может занять от полугода до нескольких лет в зависимости от количества рабочих мест в организации. Ведь даже оценка параметров микроклимата должна проводиться в теплый и холодный периоды года. Часто создаются совершенно некомпетентные аттестационные комиссии, члены которых (представители аттестуемой организации) не имеют никакого представления о предстоящей работе. В связи с этим необходимо проводить качественное обучение членов аттестационной комиссии. Не ради "галочки", а для изучения всех подводных камней порядка проведения АРМ, ознакомления с возможными вариантами принимаемых решений и их последствиями.

К сожалению, в отличие от ранее действовавшего Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569), новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н; далее - Порядок N 342н) не содержит требования о подготовке членов аттестационной комиссии по общим вопросам АРМ. Между тем их компетентность очень важна, поэтому считаем, что соответствующее положение необходимо включить в Порядок N 342н.

В то же время работодатель, заинтересованный в качественном проведении АРМ, может обеспечить подготовку членов аттестационной комиссии и в отсутствие данного нормативного требования.

Выбор аттестующей организации

Многие российские компании при выборе аттестующей организации ориентируются только на стоимость работ. Поэтому зачастую возникают ситуации, когда предпочтение отдается аттестующей организации, назвавшей наиболее низкую цену, а при наступлении срока сдачи работ выясняется, что оформленные материалы АРМ непригодны для применения.

Полезно. В среднем аттестация одного рабочего места обходится сегодня в 2 - 3 тыс. руб. Конкретная стоимость работ зависит от рабочего места. Рабочие места в офисах обходятся дешевле, производственные (например, в химической отрасли) - разумеется, дороже, т. к. условия труда на одном рабочем месте могут оцениваться по 5 - 6 показателям, а на другом - по всем 20.

Качественно проведенная АРМ не может быть дешевой - это слишком большие трудозатраты. Необходимо приехать в организацию, провести измерения и оценки, разобраться со всеми локальными нормативными документами, проанализировать гарантии и компенсации, полагающиеся работникам. И если в аттестующей организации работают высококвалифицированные специалисты, то они стараются вникнуть во все детали и их досконально проанализировать. Сделать такую работу за небольшие деньги нереально. Поэтому, прежде чем подписывать договор на проведение АРМ, работодателю стоит обратить внимание на наличие у аттестующей организации:

- аккредитованной лаборатории, область аккредитации которой позволяет покрыть весь спектр вредных производственных факторов;

- квалифицированных специалистов. Если в аттестующей организации числится всего 3 штатные единицы, то лучше обратиться в более крупную компанию, которая сможет дать гарантию на выполняемые работы. Кстати, до сих пор на рынке встречаются компании, вообще обходящиеся без штатных специалистов;

- собственной проверенной приборной базы. Согласно Порядку N 342н аттестующая организация должна быть аккредитована, т. е. включена в реестр аттестующих организаций Минтруда России, и это заказчик также должен иметь в виду.

Согласно ст. 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

То есть государственная экспертиза не является обязательной процедурой. Однако советуем работодателю не пренебрегать проведением государственной экспертизы качества материалов АРМ и не откладывать ее в долгий ящик. Только государственная экспертиза позволит выявить ошибки, допущенные при проведении АРМ, и оперативно их устранить.

Несовершенство нормативно-правовой базы

по аттестации рабочих мест

Правительством Российской Федерации еще 20 ноября 2008 г. было принято Постановление N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее - Постановление N 870), которым были установлены минимальные размеры предоставления компенсаций по результатам АРМ.

В п. 2 названного Постановления Минздравсоцразвития России было поручено в шестимесячный срок установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений условия предоставления указанных компенсаций.

Во исполнение данного требования в 2010 г. Минздравсоцразвития России издало Приказ, устанавливающий размеры и механизм предоставления компенсаций, которые, однако, не удовлетворили ни профсоюзы, ни представителей Российского союза промышленников и предпринимателей. В результате после обсуждения в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений данный Приказ был отозван из Минюста России и отправлен на доработку. Различные претензии к документу высказывались как работодателями, так и профсоюзами, и согласовать свои позиции стороны до сих пор не могут.

В итоге аттестующим организациям при решении вопроса о предоставлении компенсаций необходимо руководствоваться Постановлением N 870, поскольку Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2012 N АКПИ12-317 признан противоречащим ТК РФ и более не применяется.

Качество подготовки специалистов аттестующих организаций

Как бы хорошо ни были оснащены лаборатории аттестующих организаций, качество проведения АРМ прежде всего зависит от квалификации специалистов, выполняющих измерения и оценки условий труда. Профессионализм специалистов, в свою очередь, во многом зависит от качества их обучения и повышения квалификации. Тем более что законодательство в сфере охраны труда в последние годы динамично меняется, и нет единообразного понимания нормативно-правовых актов. При обсуждении с коллегами очередного нормативного документа в сфере охраны труда возникает много вопросов, связанных с правильностью его применения. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поэтому необходимо выстроить систему и механизм обучения специалистов аттестующих организаций, внедрить практику издания официальных комментариев к законодательным актам, методических указаний к их применению, что обеспечит:

- повсеместный единый подход к проведению АРМ;

- единообразное понимание нормативно-правовых актов, проведения измерений и оценок условий труда;

- правильность предоставления гарантий и компенсаций.

В заключение хотелось бы подчеркнуть: только качественно проведенная АРМ позволяет составить объективную картину условий труда на каждом рабочем месте и является основой для внедрения и реализации мероприятий по их улучшению в целях сохранения жизни и здоровья работников.

А. Ф. Юсупов

Заместитель директора,

нач. независимого

испытательно-аналитического центра

ООО "Аттестация-Плюс"

Подписано в печать 03.12.2012

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1