Анализ проблем инновационной деятельности и подготовки кадров

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2013, N 1

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Российская экономика не носит характера инновационной и все еще является экономикой переходного периода, что обосновывается большими рисками инвестиций в инновационную сферу. Смягчение этой ситуации видится на путях развития государственно-частного партнерства, создания национальной инновационной системы, инновационной активности российской экономики, подготовки кадров нового мышления.

Инновационная активность и инновационное развитие экономики

Существующее положение в мировой экономике и сравнительный анализ состояния дел в российской экономике позволяют сделать ключевой вывод о том, что российская экономика не носит характера инновационной экономики, а все еще является неэффективной сырьевой экономикой переходного периода, что обосновывается большими инновационными рисками и стоимостями инвестиций в инновационную сферу. Смягчение этой ситуации видится на пути:

а) развития государственно-частного партнерства;

б) создания и развития национальной инновационной системы;

в) инновационной активности российской экономики;

г) переподготовки и подготовки кадров нового мышления.

Понимание инновационной активности позволит изучить суть инновационного развития экономики, а термина "развитие" как понятия, указывающего на качественные изменения в экономике в целом и отдельно в субъектах хозяйствования с расширением возможностей.

Известны следующие факты сложившейся ситуации [1]:

- данные о начальной стадии инновационной цепочки - блок "Знания": 12% численности ученых в мире (то есть число ученых в РФ) создают лишь 0,3% мировой наукоемкой продукции;

- данные о конечной стадии инновационной цепочки - блок "Конечная инновационная продукция": только 7 - 10% продукции РФ является инновационной в сравнении с 70 - 80% объемов инновационной продукции в развитых зарубежных странах.

Отметим, что доходность венчурного бизнеса в России 10 - 15%, а на Западе 40%. По заключению Счетной палаты РФ на 2012 г., по объему оцененных и учтенных на балансе предприятий нематериальных активов (НМА) Россия находится далеко не в первой десятке в мире, что, разумеется, не соответствует фактической действительности по формальным признакам [2]. Например, фирма "АНТК им. Ильюшина" имеет на балансе НМА на незначительную сумму; 5,5% в общем объеме промышленной продукции считается инновационной продукцией. Имеется ситуация, когда предприятие по какому-то из видов продукции в лучшем случае зарегистрировало патент.

Проблемой в инновационной деятельности является отсутствие кадров, как определяющих инновационную политику в регионах, так и работающих в инновационной сфере. Это государственные и муниципальные служащие, руководители и специалисты реального сектора экономики.

Решение этой проблемы связано с необходимостью разработки и реализации модульно-компетентностного подхода в обучении инновационных специалистов с перечнем определенных программ обучения и самой технологией обучения, что особенно важно при вступлении России в ВТО.

Быстро решить проблему дефицита кадрового обеспечения в России возможно и необходимо через широкую сеть системы дополнительного профессионального образования (ДПО), как наиболее мобильной. Однако это не исключает планомерную подготовку новых кадров рабочих, специалистов и управленцев различных отраслей в ПТУ, сузах и вузах, способных работать в условиях модернизации и конкуренции.

По мере вхождения России в ВТО будет возрастать конкуренция на внутреннем рынке страны, ведущая к свертыванию и разорению конкурентно слабых производств. Отсюда увеличение безработицы, падение платежеспособного спроса, перелив рабочей силы между предприятиями и отраслями, миграция населения. Для смягчения социальной напряженности должна быть развернута сеть целевой переподготовки кадров для востребованных специальностей и профессий, а переподготовка управленцев должна включать в себя также освоение законодательной базы и судебной практики ведущих стран ВТО. Соответственно формируются учебные программы для системы ДПО.

Опыт организаций внутри образовательного подкластера

Авторами [3] проанализированы внутри образовательного подкластера образовательные программы с инновационной направленностью обучения; сформированы инновационные компетенции желаемых специалистов для работы, например в Национальном центре авиастроения (НЦА) как Авиационного инновационного кластера (АИК); проанализированы связи (отношения) между образовательными учреждениями, входящими в образовательный подкластер. На основе полученных результатов формируется стратегия инновационного развития образовательного подкластера, основанная на модульно-компетентностном подходе.

В образовательном подкластере можно выделить три типа направлений подготовки следующих специалистов: например, экономические вузы: Высшая школа экономики, Муниципальный институт г. Жуковский, Международный институт менеджмента ЛИНК - инновационный менеджер, менеджер по инновационному развитию организаций или кластеров; технические вузы: Московский технический университет им. Н. Э. Баумана, Московский авиационный институт - инженер-менеджер, инженер - менеджер наукоемкого производства; научно-исследовательские: Московский физико-технический институт - технологический менеджер или технологический предприниматель.

В настоящее время в образовательном подкластере реализуется инновационный образовательный проект, цель которого заключается в создании инновационной образовательной системы, включающей в себя широкомасштабные научные исследования, современные формы и методы обучения с использованием дистанционных технологий и активным внедрением полученных результатов в практику, включая создание бизнес-центров и бизнес-инкубаторов. Здесь же возникает проблема формирования взаимоувязанной системы существующих стандартов обучения (специальностей и специализаций) для реализации необходимого инновационного образовательного процесса на примере в НЦА как АИК.

Словарь управления персоналом. Инновационный проект - проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Цель и. п. - создание новой или изменение существующей систем - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

На примере экономических специальностей эта проблема решается следующим образом [3]: разработаны 16 модулей учебных курсов, изданных в виде учебника и учебных пособий; создаются кафедра "Инновационные технологии", бизнес-инкубатор, инновационный образовательный центр; сформированы и описаны квалификации выпускников: а) инновационный менеджер; б) менеджер по инновационному развитию организаций; в) менеджер по инновационному развитию кластеров и подкластеров.

Второй проблемой являются разработка и внедрение инновационных проектов. Решение ее связано с системной генерацией, описанием и экспертизой инновационных проектов, с повышением инвестиционной привлекательности проектов, с вовлеченностью в эту деятельность инновационных специалистов.

Третьей проблемой являются элементы национальной инновационной системы. Решение проблемы связано с регионально-отраслевой кластеризацией субъектов хозяйствования, с количественным анализом их инвестиционной эффективности и системным включением в эти кластеры адекватных элементов инновационной инфраструктуры.

Четвертую проблему составляет инновационная среда, базирующаяся на инновационной кластеризации. Решение ее заключается в системном объединении инновационной деятельности региональных отраслевых кластеров и, как следствие, в системном объединении элементов инновационной инфраструктуры. Например, создание НЦА в г. Жуковский призвано обеспечить российской авиации развитие и рост, а также прорыв России в мировые экономические лидеры. Таким образом, должна быть сформирована сеть научных венчурных предприятий при поддержке государства. Дополнительные возможности должны быть предложены для малого бизнеса.

Пятой проблемой являются проблемы коммерциализации результатов исследований и разработок. Трансформация научно-технических разработок в инновационный продукт, пригодный для производства и интересный рынку, самый трудный этап в цепочке, связывающей науку с потребителем. Причина - непонимание специалистами нужд рынка, отсутствие соответствующих знаний и опыта в области технологического предпринимательства.

Сегодня каждый научный институт вынужден в той или иной степени развивать новое для себя направление - коммерциализацию полученных результатов. Так поступают в каждом зарубежном университете или научном центре. Большинство руководителей российских научных коллективов имеют слабое представление о коммерциализации. Раньше они занимались внедрением и пытаются продолжать эту работу в новых экономических условиях. Однако внедрение - понятие из другой области экономики [4].

Ключевое звено в развитии инновационной деятельности в нашей стране - это не деньги и даже не нормативная база, а кадры, способные грамотно вести коммерциализацию научно-технических разработок, входить в контакты с зарубежными партнерами, выводить на мировой рынок свои разработки.

В процессе коммерциализации два участника: продавец и покупатель. Наука, выступающая в роли продавца, до коммерциализации уже доросла на основе государственно-частного партнерства. Промышленные предприятия, которые должны выступать в роли покупателя, не рассматривают технологию как лежащий на поверхности ресурс. Для них интересны такие ресурсы, как реструктуризация и рачительное распоряжение имеющимися фондами, хотя поиск и внедрение новых технологий тоже постепенно входят в сферу интересов предприятий. Поэтому взаимодействие российских научно-технических и промышленных предприятий в новых рыночных условиях - одна из основных существующих на сегодняшний день проблем.

Распространено мнение, что в условиях низкой платежеспособности целесообразнее финансировать разработку пусть не самого лучшего, но продаваемого в России продукта. Это не так. Выгоднее привезти уже имеющийся на мировом рынке инновационно-перспективный продукт или технологию его производства, чем тратить средства на освоение выпуска посредственного продукта. Выгоднее, потому что менее рискованно, а значит, дешевле. Без конкурентоспособности будущего нового продукта вкладывать деньги в его создание нецелесообразно.

Обычно все говорят о недостатке средств для доведения разработки до производства и рынка. На самом деле эта проблема редко бывает главной. В рыночной среде, если выходишь с коммерчески значимой инициативой, деньги всегда находятся. Однако помимо интересной идеи важна организация, то есть способность конкретных людей эту идею реализовать.

Опыт показывает, что в реальных условиях от идеи создания нового продукта до поступления доходов от его продажи проходит года три-четыре, в редких случаях - меньше. Это период инновационного проекта. Для того чтобы довести разработку от лабораторного прототипа до опытной партии, нужно около 1 - 2 млн долл. (мы не рассматриваем здесь затраты, связанные с предысторией разработки). Никто не дает таких денег сразу. Дают маленькими порциями за каждый отдельный шаг реализации инновационного проекта.

Основанием для инвестиций является легенда, называемая объемом будущего рынка нового продукта. В легенду можно верить или не верить - подтвердить ее без нового продукта нельзя. По мере того как он создается и выводится на рынок, легенда уточняется, выдвигаются аргументы в ее защиту. Даже когда появляются опытная партия и первые покупатели, легенда остается все еще не подтвержденной: планируемого рынка для этого продукта пока нет, и никто еще не достал из кармана 100 млн долл., чтобы его купить. Однако уже можно строить достоверные прогнозы. Именно в тот момент, когда идет продажа опытных партий, начинается процесс расширения производства. Превращаясь в серийное производство, малое предприятие обычно и продается, цена которого, как правило, начинается с десятков миллионов долларов. В этом экономический смысл инновационной деятельности. Кто в результате получит деньги? Предприятие и те, кто к моменту продажи бизнеса имеют долю в этом предприятии, в том числе разработчик и менеджер.

Примечание. В упрощенном смысле отчуждение знаний представляет собой предоставление информации. От качества отчуждения информации зависит ее последующее использование.

Возникает закономерный вопрос: сколько процентов на финишной прямой остается разработчику? Если он не вошел в число менеджеров, а остался специалистом, занимающимся только техническими вопросами, он оставляет за собой статус автора и получает "на выходе" менее 10%. По этому вопросу мнение большинства ученых прямо противоположное.

Создание новой продукции проходит 4 основных этапа [5]: анализ концепции нового продукта (концептуальная стадия), лабораторная проверка осуществимости идеи (лабораторная стадия), создание опытного образца продукции (технологическая стадия), подготовка производства опытной партии и его реализация (производственная стадия). Каждый из этих этапов требует возрастающих на порядок инвестиций. А тот, кто приносит деньги, "отхватывает" часть прав собственности.

Кроме продавца и покупателя в процессе коммерциализации важную роль играет инфраструктура, элементом которой являются технопарки, прошедшие в своем развитии три стадии. На первой стадии они предоставляли инновационным предприятиям льготные помещения. На второй стадии технопарки предоставляли в общее пользование службы обеспечения. Третье же поколение технопарков осуществляют менеджмент и делают это, рассчитывая на долю в будущей прибыли. С помощью технопарка как мощного информационного и финансового канала у малого предприятия могут открыться новые возможности для выхода на мировой рынок.

В инновационной сфере наглядно отразились многие изменения в экономической жизни страны, которые принесли с собой реформы. Вопросы распределения прав на результаты исследований и разработок между авторами и различными организациями, в которых они работают, организационно-правовые формы коммерциализации этих результатов, особенности финансирования рисковых инновационных проектов, поиск и взаимодействие со стратегическим партнером, стратегическое бизнес-планирование, управление интеллектуальной собственностью, трансфер технологий - эти и иные аспекты процесса превращения научно-технической продукции в товар - совершенно новые для российских ученых и производственников в условиях рыночных отношений и различных форм собственности. Отношение же к малому инновационному бизнесу не всегда доброжелательное, особенно в институтах, из которых такие предприятия возникли. Потому поле для дискуссий остается достаточно широким.

Вышеописанные проблемы и пути их решения формулируют определенные требования к администрации регионов и отраслей, к руководителям субъектов хозяйствования. Эти требования заключаются в государственном подходе для решения этих проблем, достаточном уровне знаний в области инноватики и инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Гунин В. Н. Инновационная активность предприятий: сущность, содержание, формы. М.: ГУУ, 2011. 258 с.

2. Ескин К., Крутик А. Инновационная деятельность и новые открытия. Государственная стратегия реформирования // Инновации. 2012. N 7. С. 35 - 38.

3. Арутюнов Ю. А., Киселева М. М., Коротаева О. В. Опыт практической работы по инновационному развитию регионального/отраслевого подкластера образовательных учреждений: Уч. пос. Долгопрудный: МФТИ, 2011.

4. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности: Уч. пос. / Под ред. В. В. Балашова, В. В. Масленникова. М.: ГУУ, 2011. 270 с.

5. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционно-инновационных проектов. М.: Юнити, 2010. 364 с.

О. Трифонов

К. э. н.,

профессор

Московского городского

психолого-педагогического университета

(МГППУ)

А. Шаранин

Ведущий научный сотрудник,

преподаватель

кафедры "Инновационные технологии"

Муниципального института

г. Жуковский (МИЖ),

менеджер

ЦАГИ

Подписано в печать 03.12.2012

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1