Анализ диплома кандидата, как часть биографического метода оценки персонала на собеседовании

Изучение диплома кандидата на вакансию является составной частью биографического метода оценки при подборе персонала. Предлагаю рассмотреть, что же мы можем получить, какую информацию при внимательном рассмотрении диплома. Какого куска информации лишает нас формальный подход к документам.
В данной статье я буду рассматривать только диплом кандидата о высшем образовании, но подход применим и к изучению других документов.

В статье 65 Трудового кодекса, среди прочих документов назван диплом. Что же считать дипломом? Только титул, который констатирует факт получения высшего образования или же вкладыш тоже является его составной частью?

Подзаконный акт* говорит нам прямо, что документ о высшем профессиональном образовании состоит из титула диплома и вкладыша к диплому, вкладыш является его неотъемлемой частью.

В титуле диплома указывается ВУЗ, направление обучения и специальность, а во вкладыше указываются изученные дисциплины, оценки; время, затраченное на изучение дисциплины, трудоемкость, которая измеряется зачетными единицами; пройденные практики с результатами, а также выпускная квалификационная работа.

Оценка документов производится с учетом возраста кандидата, соответствия пройденного обучения рассматриваемой вакансии, наличия других дипломов о полученном образовании.

Анализ информации, содержащейся в дипломе, как часть биографического метода оценки персонала, позволяет составить психологический портрет кандидата уже в начале собеседования, а в ходе собеседования просто его уточнить и расширить. Выявленные поведенческие тенденции, как правило, сохраняются и после окончания ВУЗа.

Какую информацию в дипломе кандидата нужно оценивать и что с ней делать?

  1. Титульный лист позволяет проверить подлинность диплома.
  2. Титульный лист позволяет получить формальное представление о вузе, специальности и направлении обучения.
  3. Вкладыш же содержит гораздо более ценную информацию:
Содержание диплома Какие задаем вопросы Что извлекаем или для чего применяем
Перечень изученных предметов Как посещал занятия.Какой режим обучения.Какие предметы нравились.Что вынес при изучении предмета.При возможности, задать узкий вопрос по предмету, в котором соискатель считает себя сильным. Широта кругозора Потенциальная возможность освоить смежные специальности,пройти переобучение, Планирование карьеры в компанииАдекватность самооценки.
Какие оценки, средний балл диплома Почему именно такой средний балл.Что позволило или не позволило хорошо учиться.Что бы сделал сейчас, чтоб изменить ситуацию.Выбрать худший предмет и, спросить, почему получена именно такая оценка. Способность учиться. Способность договариваться,Стабильность.Оцениваем тенденцию успеваемости от начала учебы к ее окончанию.Конфликтность.Коммуникативный стиль.
Как комментирует причины плохих и хороших отметок. ЦелеустремленностьОтветственностьКонфликтностьУпорство и настойчивостьКоммуникативные способности. Анализируем: соискатель нацелен на успех или на избегание неудач, случайные факторы успеха или закономерные, на кого возлагает ответственность за свои неудачи и успехи.
Анализируем тему диплома. Почему выбрал именно эту тему диплома?С чем связан интерес к указанной тематике?Как это применимо в текущей работе? Мотивацию выбора.Связь темы диплома с текущей деятельностью.Обширность и глубину работы. Способность по прошествии лет говорить на исследованную ранее тематику.
Анализируем пройденные практики Как попал именно на эту практику? Какие задачи ставились в ходе практики? Каких результатов удалось добиться? Мотивацию выбора.Наличие практических навыков, применимых в профессии.
В заключении Сравниваем полученную информацию с результатами собеседования в целом. Ищем совпадения и противоречия, получаем либо подкрепление своих гипотез, либо их опровержение

На собеседовании анализу диплому кандидата уделяется всего 5-7 минут, не следует задавать весь перечень вопросов, к каждому соискателю будет индивидуальный подход. 

Источник

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1